Развитие мелкой моторики у детей 4 года жизни в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ (дошкольно-образовательном учреждении).

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 3030 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 27.03.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Подходы к проблеме развития мелкой моторики в психолого-педагогических исследованиях
Значение мелкой моторики для дошкольников
1.2. Динамика развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
1.3. Методики развития мелкой моторики
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц, обычно мышц руки и глаза. Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к концу дошкольного возраста.
Было установлено, что мелкая моторика имеет очень важное значение. Прежде всего, именно навыки мелкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Кроме этого, навыки тмелкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, успешно участвовать во всех видах деятельности. И, что весьма важно, развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие речи, а также лежит в основе графомоторного навыка.
2) Рассмотрели динамику развития мелкой моторики в период дошкольного детства. Анализ ряда источников позволил установить, что мелкомоторные действия не являются неизменными. Начиная с первых недель жизни ребенка мелкая моторика постоянно развивается и совершенствуется в ходе разнообразных действий, в свою очередь совершенствуя их. В работе приведена таблица развития мелкой моторики в норме.
3) Изучены методики развития мелкой моторики. Анализ методической литературы по теме исследования показал, что существуют различные способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Это может быть лепка, рисование, техника оригами, развитие графических навыков, самостоятельная трудовая деятельность ребенка. В любом случае при правильной организации, при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей проводимая работа будет эффективной.
Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики. Они не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация мелких движений, общая двигательная неловкость и неуклюжесть.
Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и дети дошкольного возраста, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.












Библиография
Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Логос, 2003.
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. Конспекты занятий по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Гном, 2004.
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Карандаш и волшебный клубочек: Раздаточный материал для индивидуальных упражнений по развитию мелкой моторики рук и подготовки детей 5 - 7 лет к рисованию и письму. – М.: Гном и Д., 2005.
Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — М.: Триада, 2003.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002.
Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у дошкольников//Логопед. – 2005. - №3.
Вилюнова В. Прописи для малышей: Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 4 лет. – М.: Мозаика-Синтез2006.
Волкова Л. С. Логопедия. – М.: Софткей, 2004.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.– М.: Гном и Д, 2006.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры - забавы по развитию мелкой моторики. – М.: Гном-Пресс, 2005.
Гриншпун Б.М. Логопедия. – Нижний Новгород: НКИ, 2001.
Гулевская А.М. Развитие мелкой моторики у детей. – Новгород: НРЦРО, 2008.
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: Литера, 2006.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Логос, 2004.
Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. – М.: РИОР, 2005.
Кривояз И. С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2004.
Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними. – М.: Проспект, 2005.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Наука, 2004.
Леонова Р.И. Продуктивная деятельность в детском саду. – Тверь, 2004.
Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Смысл, 2002.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 1979.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Стребелева Е.А., Венгер А.Л. и др. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Сборник. – Краснодар: Советская Кубань, 1991.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: Упражнения на развитие мелкой моторики: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: Корона Принт, 2004.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Успенская Л. В., Успенский М. Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Знание, 2001.
Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Высш. шк., 1991.
Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Проспект, 2003.
Шишкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников. — М.: БЕК, 2005.
Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.
Щеповских Е. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспитание. – 2000. - №2.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 г.). – М.: Мозаика, 2007.






Гулевская А.М. Развитие мелкой моторики у детей. – Новгород: НРЦРО, 2008, с. 11.

Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними. – М.: Проспект, 2005, с. 37.
Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Высш. шк., 1991, с. 14.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 г.). – М.: Мозаика, 2007, с. 19.
Шишкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников. — М.: БЕК, 2005, 24.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Проспект, 2003, с. 36.
Стребелева Е.А., Венгер А.Л. и др. Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 122.

Фомина Л.В. Речь. Ритм. Движение. – М.: Айрис – пресс, 2007, с. 94-95.
Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.
Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у дошкольников//Логопед. – 2005. - №3.
Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Высш. шк., 1991, с. 19.
Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Логос, 2003, с. 62-63.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002, с. 49.

Гулевская А.М. Развитие мелкой моторики у детей. – Новгород: НРЦРО, 2008, с. 85-86.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Сборник. – Краснодар: Советская Кубань, 1991, с. 208.
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: Литера, 2006, с. 49.
Щеповских Е. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспитание. – 2000. - №2. – С. 61-63.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998, с. 93.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996, 46-47.

Леонова Р.И. Продуктивная деятельность в детском саду. – Тверь, 2004, с. 74-75.
Леонова Р.И. Продуктивная деятельность в детском саду. – Тверь, 2004, с. 83.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 1979, с. 52.












4

Библиография
1.Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Логос, 2003.
2.Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. Конспекты занятий по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Гном, 2004.
3.Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Карандаш и волшебный клубочек: Раздаточный материал для индивидуальных упражнений по развитию мелкой моторики рук и подготовки детей 5 - 7 лет к рисованию и письму. – М.: Гном и Д., 2005.
4.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — М.: Триада, 2003.
5.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002.
6.Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у дошкольников//Логопед. – 2005. - №3.
7.Вилюнова В. Прописи для малышей: Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 4 лет. – М.: Мозаика-Синтез2006.
8.Волкова Л. С. Логопедия. – М.: Софткей, 2004.
9.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.– М.: Гном и Д, 2006.
10.Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры - забавы по развитию мелкой моторики. – М.: Гном-Пресс, 2005.
11.Гриншпун Б.М. Логопедия. – Нижний Новгород: НКИ, 2001.
12.Гулевская А.М. Развитие мелкой моторики у детей. – Новгород: НРЦРО, 2008.
13.Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: Литера, 2006.
14.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Логос, 2004.
15.Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. – М.: РИОР, 2005.
16.Кривояз И. С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2004.
17.Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними. – М.: Проспект, 2005.
18.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Наука, 2004.
19.Леонова Р.И. Продуктивная деятельность в детском саду. – Тверь, 2004.
20.Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Смысл, 2002.
21.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 1979.
22.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
23.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
24.Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
25.Стребелева Е.А., Венгер А.Л. и др. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
26.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Сборник. – Краснодар: Советская Кубань, 1991.
27.Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: Упражнения на развитие мелкой моторики: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: Корона Принт, 2004.
28.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
29.Успенская Л. В., Успенский М. Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Знание, 2001.
30.Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Высш. шк., 1991.
31.Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Проспект, 2003.
32.Шишкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников. — М.: БЕК, 2005.
33.Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.
34.Щеповских Е. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспитание. – 2000. - №2.
35. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 г.). – М.: Мозаика, 2007.






Вопрос-ответ:

Какое значение имеет развитие мелкой моторики у детей 4 лет в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ?

Развитие мелкой моторики у детей 4 лет в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ имеет большое значение, так как она является основой для дальнейшего развития ребенка, влияет на его умственное развитие, координацию движений, а также на приобретение навыков письма, чтения, рисования и других деятельностей, требующих точности и мелкой моторики.

Какой динамики можно ожидать в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

В развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно ожидать постепенное совершенствование движений и координации, улучшение точности и силы моторных навыков. Сначала дети могут выполнять простые движения (например, класть и снимать кубики), затем переходят к более сложным (сочетание движений, раскрашивание, нарезание). К 4 годам большинство детей уже имеют достаточно развитую мелкую моторику для выполнения сложных задач, таких как письмо.

Какие методики используются для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста используются различные методики, включающие игры и упражнения, которые стимулируют развитие мускулатуры и координации движений. Некоторые из них включают совместные игры, использование разнообразных материалов для конструирования и творчества, а также специальные упражнения для тренировки мелкой моторики рук и пальцев.

Каковы подходы к проблеме развития мелкой моторики в психолого-педагогических исследованиях?

В психолого-педагогических исследованиях по развитию мелкой моторики используются различные подходы, такие как нейрофизиологический подход, генетический подход, сензорно-моторный подход и другие. Они позволяют изучить механизмы, лежащие в основе развития мелкой моторики у детей и выявить факторы, влияющие на ее формирование и совершенствование.

Какое значение имеет развитие мелкой моторики у детей 4 лет?

Развитие мелкой моторики у детей 4 лет имеет огромное значение, так как оно является основой для развития письма, рисования, вязания, игры с конструкторами и других видов творческой деятельности. Кроме того, развитие мелкой моторики влияет на формирование таких навыков, как точное движение руки, координация движений, чувство ритма и многое другое.

Какая динамика развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Динамика развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста характеризуется постепенным увеличением мастерства и точности движений рук. На ранних стадиях развития дети выполняют простые движения, такие как хватание и перекладывание предметов, затем они начинают развивать навыки мелкой моторики через игры с песком, водой, глиной и другими материалами. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут делать более сложные движения, например, вырезать фигуры, вязать узлы, пользоваться ножницами и кисточкой. Важно отметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и динамика может отличаться.

Какие методики развития мелкой моторики используются в дошкольных учреждениях?

В дошкольных учреждениях для развития мелкой моторики у детей 4 лет применяются различные методики. Например, использование конструирования и собирания пазлов для развития точности движений рук и координации глаз и рук. Также проводятся занятия по лепке из глины, рисованию мелкими кисточками, аппликации и вырезанию. Однако, методики могут различаться в зависимости от педагогического подхода и целей образовательной программы.

Какое значение имеет развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Мелкая моторика имеет огромное значение для дошкольников, так как позволяет им развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев и рук, а также концентрацию и внимание. Эти навыки необходимы для успешного выполнения таких задач, как письмо, рисование, вязание и другие виды мелкой работы.

Какая динамика развития мелкой моторики наблюдается у детей дошкольного возраста?

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста происходит постепенно и прогрессивно. В начале этого периода дети могут быть неуклюжими и неумелыми в выполнении мелких движений, но по мере взросления и опыта, их навыки становятся все более точными и уверенными. Возраст от 4 до 5 лет считается наиболее активным для развития мелкой моторики, а к 6 годам дети приобретают достаточную ловкость и мастерство в выполнении мелких задач.