проблемы и перспективы присоединения россии к ВТО на примере сельского хозяйства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные экономические отношения
  • 7777 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 06.04.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы


Введение
1 Всемирная торговая организация как основа современной системы многостороннего регулирования международной торговли
1.1 ВТО в исторической ретроспективе
1.2 Современное состояние ВТО
1.3 Эволюция процесса либерализации в рамках ГАТТ/ВТО
2 Актуальные проблемы и перспективы присоединения России к ВТО
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО
2.2 Особенности переговорного процесса о присоединении России к ВТО
2.3 Споры о вступлении России в ВТО
3 Отраслевые аспекты присоединения России к ВТО
3.1 Анализ проблем и перспектив развития основных секторов российской
3.1.1 Промышленность
3.1.2 Сельское хозяйство и пищевая промышленность
3.1.3 Сфера услуг
3.2 Стратегические аспекты присоединения России к ВТО
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Проблемы отрасли связаны с высоким износом производственных мощностей российских предприятий, ростом цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбытком мощностей по производству стали на международном рынке Химическая промышленность
Отрасль страдает от износа основных фондов (60-80%) и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции российских производителей ниже, чем у конкурентов. Снижение импортных тарифов приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства Легкая промышленность
Доля российских предприятий в этой отрасли уже значительно мала. Низкое качество отдельных видов российской продукции ведет к переориентации на импорт и предприятий-смежников. Снижение импортных пошлин может привести к свертыванию производства и потере рабочих мест Фармацевтическая промышленность
Продукция российских предприятий при вступлении в ВТО проиграет в ценовой конкуренции с зарубежными аналогами. Существуют проблемы с техническим переоснащением и внедрением обязательных стандартов (GMP) Лесопромышленный комплекс
При вступлении в ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки. Российская мебельная промышленность в настоящее время неконкурентоспособна. Возможно, что после вступления в ВТО выжившие российские предприятия перейдут под контроль западных компаний Сельское хозяйство и пищевая промышленность
Отрасль пока не способна насытить рынок, ощущается обострение импортной конкуренции. Большое значение будут играть конечные импортные пошлины и уровень государственной поддержки Банковский сектор
Банки с иностранным участием обладают большей рентабельностью активов и капитала и могут предложить существенно лучшие условия кредитования. Вступление в ВТО позволит наиболее прозрачным отечественным банкам привлечь дополнительный иностранный капитал, что решит проблему повышения уровня капитализации российского банковского сектора Страхование
Доступ филиалов или дочерних обществ зарубежных страховых компаний со значительным собственным капиталом на российский рынок приведет к ценовой конкуренции, выдержать которую российские страховщики не смогут. Вследствие чего отрасль может перейти под контроль зарубежных компаний Телекоммуникационный сектор
Вступление в ВТО будет способствовать развитию телекоммуникационной отрасли России, однако для демонополизации этого рынка понадобится переходный период. Успешное развитие конкуренции в отрасли во многом зависит от того, удастся ли новым компаниям преодолеть высокий уровень непрозрачности и коррупции Фондовый рынок
Если ограничения на доступ иностранных компаний будут сняты, через 2 года на фондовом рынке не останется российских компаний. В то же время, допуск компаний-нерезидентов на российский фондовый рынок вряд ли серьезно повлияет на его оборот и динамику. Состояние фондового рынка будет зависеть от адаптации экономики к требованиям нового торгового режима. Данная таблица свидетельствует о том, что последствия вступления России в ВТО для различных отраслей носят весьма неоднозначный характер, что, в свою очередь, указывает на необходимость формирования четкой стратегической концепции развития этих направлений в стране.



Стратегические аспекты присоединения России к ВТО

Защита национальных интересов в процессе присоединения России к ВТО предполагает решение двух взаимосвязанных задач – обеспечение оптимальных сроков вступления в ВТО, а также выработку приемлемой исходной позиции нашей страны перед присоединением к ВТО. При этом важно отметить, что затягивание процесса присоединения к ВТО отнюдь не обязательно приводит к укреплению исходной позиции России. Пример переговорного процесса Китая и ВТО свидетельствует о том, что затягивание сроков вступления может привести к росту объема требований по отношению к кандидату на вступление в организацию.
С точки зрения выработки благоприятных условий для присоединения к ВТО следует отметить, что на первых этапах переговорного процесса с ВТО Россия неоднократно повышала импортные пошлины в целях укрепления своей исходной позиции. Действительно, чем выше изначальный уровень импортных тарифов, тем больше объем уступок, который она может получить от контрагентов в обмен на снижение пошлин. При этом основным фактором, который принуждал российскую сторону повышать пошлины, явилось то, что таможенный тариф можно повысить лишь до вступления в ВТО, после чего это сделать уже практически невозможно. Что также крайне важно, на первых этапах внешнеторговой либерализации степень защиты внутреннего рынка оказалась крайне низкой, что объективно требовало разработки средств таможенно-тарифной защиты российских производителей и временного повышения импортного тарифа.
В ходе переговорного процесса представители ВТО высказались против повышения таможенных барьеров Россией, угрожая затягиванием переговоров в случае дальнейшего повышения импортных тарифов в период переговорного процесса. В результате эпизодическое повышение импортного тарифа со стороны России, как например, в 1995 году приводило к затягиванию переговоров. В дальнейшем позиция России изменилась – в 2000 году была начата внешнеторговая реформа, которая сопровождалась рационализацией структуры импортного тарифа и его снижением с 13 до 11%. Снижение таможенных барьеров во многом диктовалось потребностями экономического развития в послекризисный период, но отчасти такого рода шаг со стороны России был также направлен на ускорение переговорного процесса со странами ВТО. Затем, правительство решило пойти еще дальше и пересмотреть ограничения по доступу на рынок различных услуг, а также импортные пошлины на ряд продукции практически во всех ключевых отраслях. Однако стоит отметить, что при всей целесообразности дальнейшей внешнеторговой либерализации в России, стратегические соображения требуют учета специфики переговорного процесса с ВТО.
В этой связи нельзя не заметить, то, в какой степени схожи позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО. Экономика обеих сторон переживает переходный период и фактически делится на две части – рыночную, в основном экспортоориентированную, и отсталую, в основном государственную, существующую преимущественно за счет дотаций от государства. У наших стран фактически одинаковы “проблемные сферы во внешнеторговой системе”, впрочем, как и “проблемные контрагенты” в процессе вступления в ВТО. Все это в свою очередь диктует необходимость учета опыта Китая в переговорном процессе.
Если же говорить в более широком смысле, то в настоящее время российская экономика после небольшого всплеска производства обрабатывающих отраслей после девальвации 1998 года медленно но верно возвращается к модели развития, характеризуемой доминированием сырьевого сектора как основной движущей силы экономики и преобладанием импорта в покрытии внутреннего спроса. Возврат России к экспортно-ориентированной модели был признан и в докладе Мирового Банка, посвященном России.
Драма состоит в том, что развитие с опорой на сырьевой экспорт неизбежно означает снижение общих темпов экономического роста в лучшем случае до уровня динамики сырьевых отраслей, то есть, до 2-3% в год. Как показывают многочисленные расчеты, этого абсолютно недостаточно для преодоления качественного разрыва России с ведущими странами мира, решения неотложных социальных задач и обеспечения приемлемого уровня безопасности страны. В худшем случае (например, при резком снижении мировых цен на нефть) в российской экономике неизбежно последует срыв, аналогичный кризису 1998 года.
Для преодоления существующего разрыва с ведущими странами мира необходима ускоренная модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности и устойчивости к внешним воздействиям. Нет никаких сомнений в том, что поспешное присоединение России к ВТО решению данной задачи противоречит.
Во-первых, модернизация экономики требует осуществления маневра ресурсами, в частности, перераспределения так называемой “экспортной ренты” из сырьевых отраслей в перерабатывающие. Между тем, требования ВТО существенно ограничивают набор инструментов экономической политики, которые могут быть использованы для реализации такого маневра, что делает его практически невозможным.
Во-вторых, присоединение к ВТО может ухудшить условия функционирования ряда секторов, ускоренное развитие которых является критически важным для обеспечения конкурентоспособности российской экономики. К ним относятся, в частности: станкостроение, авиационная промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение и ряд других. А реализация таких условий, как повышение цен на энергоносители до мирового уровня, сделает неконкурентоспособной 70-80% промышленной продукции, производимой российскими производителями.
В-третьих, резко обострится проблема депрессивных регионов. По некоторым оценкам, в силу неравномерности территориального размещения конкурентоспособных производств более 3/4 субъектов Российской Федерации будут иметь негативные последствия в результате присоединения к ВТО – рост социальной напряженности, сокращение финансовых поступлений в бюджет и другие.
В-четвертых, присоединение к ВТО с большой вероятностью ухудшит условия инновационной деятельности российских предприятий, о необходимости которой так много сегодня говорится. Применение в сегодняшних российских условиях норм Соглашения о правах интеллектуальной собственности (TRIPS) (обязательное патентование, принудительное лицензирование и другое) без принятия адекватных компенсирующих мер может усилить отток имеющихся научно-технологических разработок за рубеж и стать еще одной преградой использованию имеющихся интеллектуальных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.
В-пятых, присоединение к ВТО стимулирует дезинтеграционные процессы в рамках СНГ. Раздельное проведение переговоров государств СНГ о присоединении к ВТО неизбежно влечет за собой распад Таможенного союза и зоны свободной торговли, которые не признаются сегодня женевской бюрократией. Как показывают расчеты, произойдет резкое снижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке, в результате чего сокращение российского экспорта в страны СНГ составит почти треть, а их импорта в Россию – до половины. Это вызовет резкое ухудшение экономической ситуации в ряде стран СНГ, с последующим вероятным распадом зоны свободной торговли и дезинтеграции ЕврАзЭС.
Угрозы и риски, связанные с форсированным присоединением России к ВТО столь очевидны, что возникает закономерный вопрос: что (или кто) является основной движущей силой данного процесса, “продавливающей” сопротивление его многочисленных, но, впрочем, разрозненных противников?
По-видимому, речь может идти о трех основных группах поддержки, составляющих ядро активных сторонников присоединения к ВТО.
Первая группа – производители экспортной продукции (черных металлов, химических товаров, лесоматериалов), которые испытывают прессинг антидемпинговых процедур и рассчитывают с помощью механизмов ВТО улучшить свои позиции на соответствующих рынках.
К ним примыкает ряд производителей оборудования для данных отраслей, рассчитывающих на увеличение заказов и недооценивающих угрозу обострения международной конкуренции. К ним же следует отнести и некоторых руководителей регионов, рассчитывающих на приток иностранных инвестиций.
Вторая группа – бюрократия, связавшая свою аппаратную судьбу с присоединением России к ВТО.
Дело не только (и не столько) в личных пристрастиях соответствующих представителей макроэкономического блока правительства. Вопрос заключается в том, будет ли проломлен “социальный барьер”, препятствующий дальнейшему продолжению либеральных реформ – или они подвергнутся неизбежной коррекции. Понятно, что это одновременно и вопрос о том, кто станет “экономическим идеологом” следующего политического цикла. И присоединение к ВТО тут очень кстати: во-первых, оно само по себе предполагает осуществление “непопулярных мер”, во-вторых, на него можно списать неизбежные социальные издержки этих реформ.
Наконец, третья группа – это носители проекта ускоренной интеграции России в мировую экономику.
Практически все прошлое и начало нынешнего десятилетия шла непрекращающаяся дискуссия между сторонниками двух основных проектов экономического развития страны. В рамках первого экономический рост базируется на расширении внутренних рынков и на укреплении позиций отечественных товаропроизводителей на этих рынках. В рамках второго – рост опирается на расширение экспортного потенциала за счет интеграции российских производителей в транснациональные технологические цепочки. За этими проектами стоят разные (даже противоположные) представления о ресурсах развития, способах повышения конкурентоспособности, основных движущих силах и субъектах и т.д.
Форсированное присоединение России к ВТО с высокой вероятностью приведет к тому, что российская экономика утратит целостность и внутренние ресурсы, необходимые для реализации первого проекта. По сути, это означает необратимость закрепления экспортно-сырьевой ориентации экономики. О модернизации российской экономики можно будет просто забыть. Принятие одних только общих обязательств ВТО (даже в том случае если все остальные условия членства будут максимально благоприятными) сделает ее невозможной ни сейчас, ни тем более в долгосрочной перспективе.
Открытие внутреннего рынка на условиях ВТО усилит прессинг зарубежных конкурентов на экономику в целом. Интервенция товаров и услуг из-за рубежа перенесет на нашу экономику критерии мировой эффективности, к которым мы не готовы. При мизерных инвестициях и износе в ряде отраслей основных фондов на 50-70 процентов, без действенной поддержки и защиты государства кардинально перестроить производство, чтобы выпускать продукцию по международным стандартам, будет просто невозможно.
Достижение высокой конкурентоспособности осуществимо лишь на основе реализации тех сравнительных преимуществ, которыми Россия уже обладает. Это – главный ориентир для понимания того, какие сектора и отрасли экономики являются ключевыми, стратегически важными. Только они могут стать фундаментом повышения конкурентоспособности экономики в целом, позволят России занять свою прочную нишу в отдельных сегментах мирового рынка. Следовательно, можно сказать, что бесспорными преимуществами России являются транзитный потенциал, богатые энергетические ресурсы, наличие конкурентоспособных научно-технологических заделов и относительно емкий внутренний рынок.
Таким образом, процесс присоединения России к ВТО в настоящее время, как уже не раз упоминалось выше, близок к завершению, и это уже вопрос скорее чисто технический, чем политический. И в этой связи возникает разумный вопрос: “Что же можно постараться сделать в оставшееся время для нейтрализации негативных экономических последствий этого шага?”
Во-первых, согласно правилам ВТО все действующие в настоящее время на федеральном уровне механизмы господдержки отечественной промышленности (кроме возврата НДС) являются либо запрещенными, либо наказуемыми и должны быть пересмотрены. Невыполнение этого условия может вызвать применение предусмотренных в таких случаях санкций.
Принятие этих обязательств приведет к изменению общих условий хозяйствования в России и потребует пересмотра правил и порядка поддержки отечественной промышленности. Надо будет резко сократить или полностью ликвидировать избирательную поддержку производителей посредством субсидий, дотаций, льготных и фиксированных цен, налогов, в том числе за счет федеральных целевых программ и льгот, предоставляемых региональными властями. В связи с этим особенно важно также развернуть работу по созданию новых механизмов защиты и поддержки отечественной промышленности, соответствующих режиму ВТО (система нетарифной защиты, квоты, экологические требования и т.п.).
Во-вторых, необходимо проанализировать тенденции развития самой ВТО, чтобы в нормотворческой работе учесть грядущие изменения в ее правилах. Например, ожидается, что появятся новые соглашения по вопросам “социального и экологического демпинга”. В этом случае мы можем лишиться таких важных конкурентных преимуществ, как богатые природные ресурсы и квалифицированные трудовые ресурсы.
В-третьих, в соответствии с требованиями ВТО действие ее норм должно распространяться на всю территорию без исключения (в том числе на регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы с действующим там специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов). Выполнение этого условия может привести к тому, что из-за неконкурентоспособности своих предприятий (значительная часть которых – градообразующие) пострадает большинство регионов.
В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые вписываются в режим ВТО. Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства. В условиях, когда уровень бюджетной обеспеченности граждан, живущих в разных субъектах Федерации, различается в 4-7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень.
В-четвертых, нормы ВТО потребуют установления равных условий для всех стран, в том числе и для СНГ. Поскольку сейчас во внешнеэкономических отношениях в СНГ немало двусторонних соглашений, в них действуют взаимные преференции. Снятие этих преференций приведет к резкому взаимному снижению конкурентоспособности и потере рынков сбыта, даст еще один толчок процессу дезинтеграции в СНГ.
Распад зоны свободной торговли, усложнение доступа к важнейшим видам сырья, потеря основного рынка сбыта продукции средней и высокой степени переработки – вот лишь некоторые последствия присоединения России к ВТО на пространстве СНГ.
Дезинтеграция СНГ ударит по России и с другой стороны. Из-за возможного разрыва исторически сложившейся тесной производственной кооперации могут быть свернуты программы модернизации в некоторых отраслях. Так, например, из-за узости рынков и отсутствия технологических звеньев модернизировать отечественное машиностроение без кооперации со странами СНГ неэффективно. Пострадают и оборонные отрасли, где более 80% продукции производится в рамках производственной кооперации стран СНГ.
Для снижения отрицательного эффекта от неодновременного вступления в ВТО стран СНГ необходимо предварительное согласование их позиций, таможенных пошлин и экономических режимов.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что процесс присоединения России к ВТО не должен быть поспешным, как того хотят наши власти. Конечно, необходимо учитывать тот факт, что с каждым годом вступление в данную организацию становится все сложнее, однако некоторые необдуманные моменты и скоропалительность принимаемых решений могут оказаться весьма опасными для экономики нашей страны. В этом случае, вместо того, чтобы воспользоваться своими конкурентными преимуществами и выиграть от вступления в ВТО, Россия просто потеряет даже то, что уже имеет. Поэтому при решении данной проблемы целесообразно учитывать опыт других стран, а в частности Китая.
Так, несмотря на все предыдущие проблемы в переговорном процессе, Китаю, при его куда более конкурентоспособной экономике, удалось при вступлении в ВТО по большинству вопросов фактически добиться получения статуса развивающейся страны.
Отвергнув обязательства по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения, Китай сумел оговорить предоставление переходного периода, в ряде областей, предусмотренного нормами этой организации для развивающихся стран. Китай не стал торопиться с присоединением к Соглашениям ВТО о правительственных закупках и по торговле гражданской авиатехникой, а также с обязательствами выходящими за рамки переговоров о вступлении в ВТО в сфере приватизации, инвестиционного режима, связывание экспортных тарифов и др.
В последующем, акцепт в Китайской переговорной политике делался на долговременном достижении компромиссных развязок, которые свели бы к минимуму возможные потери в ходе первоначального этапа после вступления, при сохранении жесткости по нескольким принципиальным вопросам. Продолжительность переговоров китайскую сторону не пугала, поскольку в Пекине были твердо убеждены, что Запад в не меньшей степени заинтересован в полноправном членстве Китая в ВТО, а излишняя поспешность в решении вопроса лишь приведет к неоправданному экономическому ущербу. Такая убежденность китайской стороны основывалась на растущей вовлеченности деловых кругов развитых стран в экономическое взаимодействие с КНР, при котором им становилось все более невыгодно держать Китай за рамками ВТО.






Заключение

Таким образом, в работе проведен анализ перспектив вступления России в ВТО и можно сделать следующие выводы. У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности. Наблюдается увеличение экспорта. Значительный рост стоимостных объемов экспорта являлся следствием улучшения мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей и некоторых других товаров, в частности черных и цветных металлов.
Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Россия должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.
В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование импорта следует осуществлять тарифными методами с постепенной либерализацией. Такие требование предъявляет Всемирная Торговая Организация, и при необходимости, должна быть возможность применения нетарифных методов. По правилам ВТО данный вопрос решается на личных переговорах между страной-импортером и страной-экспортером, и России следует отстаивать это право. Следует уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.
Кроме этого, хотелось бы отметить, что России следует получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя, по правилам ВТО, он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.
Так, Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю. Россия должна бороться за равноправие на мировом рынке.
Основными проблемами внешнеторговой политики России являются регулирование экспорта, регулирование импорта и проблема вступления в ВТО. Исходя из того, как Руководство РФ решает эти проблемы, можно выделить основные цели внешнеторговой политики России.
Целями внешнеторговой политики РФ являются:
- достижение наиболее благоприятного торгового режима в отношениях с внешнеэкономическими партнёрами, снятие любых дискриминационных ограничений на торговлю с РФ;
- защита интересов отечественных экспортёров на внешних рынках;
- интеграция российской экономики в мировое хозяйство.
Важной особенностью являются отраслевые аспекты присоединения России к ВТО. На основе анализа, проведенного в работе, можно сделать вывод, что от вступления в ВТО больше всех могут выиграть сырьевые отрасли, а также предприятия, выпускающие металлургическую продукцию. Это может быть возможным вследствие отмены дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского металла. Однако, высокий износ производственных мощностей российских предприятий (от 60 до 80%), рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла.
В наибольшей степени проблемы могут возникнуть в ряде отраслей промышленности, которые конкурируют с иностранными производителями. Так, с существенными трудностями могут столкнуться предприятия химической, легкой, авиа и фармацевтической промышленности.
Российский автопром также будет чувствовать значительно возросшую со стороны западных партнеров конкуренцию. Этот вывод можно сделать даже на основании того факта, что главным итогом прошлого года для автомобильного рынка России явился победный марш иномарок на фоне стагнирующих или теряющих позиции отечественных производителей.
Главным отечественным представителем на автомобильном рынке России является “АвтоВАЗ”, который, несмотря на свое так называемое “лидерство” на внутреннем рынке также страдает, и как полагают эксперты, будет страдать от стремительно развивающегося “ино-бума”. На фоне общего роста продаж новых авто в РФ, крупнейший российский производитель легковых автомобилей снизил, но при этом предприятие увеличило производство и экспорт.
Проблемы данного сектора связаны, прежде всего, с тем, что в настоящее время российское соотношение “цена-качество” по производимым автомобилям заметно проигрывает зарубежному. К примеру, отечественная “Lada”, все так же отставая по качеству, догнала иномарки по цене. Поэтому в настоящее время тенденция такова, что большинство россиян предпочитают купить иномарку, которая обойдется им не намного дороже “нашей” модели.
После вступления России в ВТО и организации зарубежными концернами большого числа (до 14 к 2010 году) собственных сборочных производств в нашей стране, большинство мировых автомобильных марок могут просто захлестнуть незащищенный российский рынок большим потоком качественных, а главное конкурентных по цене автомобилей. По оценкам компании “PricewaterhouseCoopers”, в ближайшие пять лет мировое производство легковых автомобилей вырастет на 8,5 млн., причем 40% прироста дадут Россия, Бразилия, Индия, Китай. Сейчас в этих странах сосредоточено около 37% производственных мощностей отрасли, а к 2010 году их доля составит 52%.
Снижение таможенных ограничений в результате присоединения к ВТО также “подстегнет” зарубежный импорт. В результате, новые иномарки подешевеют в среднем примерно на 8% или 1,5-2 тысячи долларов. Таким образом, автомобиль, который сегодня можно купить за 15 тыс. долларов (например, Nissan Almera), подешевеет до 13 тыс. долларов.
В общем, такая тенденция конечно же пугает российских производителей, однако с другой стороны, конечный потребитель все же выигрывает получая качественный товар мирового уровня по приемлемой цене. Большое значение в дальнейшей “жизни” российского автопрома будет иметь не столько государственная поддержка, сколько будущая стратегия российских производителей. Если учитывать тот факт, что Россия уже весьма близка к вступлению в ВТО, то у отечественных предприятий в запасе остался последний шанс – это примерно два года для перестройки своего бизнеса (в частности, для запуска новых проектов, оптимизации своих бизнес-процессов и заключения стратегических партнерских соглашений с зарубежными производителями). В противном случае, можно ожидать снижения их рыночной доли на 2-3% в год.
Успешные переговоры в области сельского хозяйства также являются одной из важнейших стратегических задач в свете вступления России в ВТО. Основной вопрос – государственное участие в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства, решается в настоящее время по двум направлениям – это регулирование размеров таможенных пошлин (согласно достигнутым договоренностям Россия должна будет снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа по сельхозтоварам с 22,6% до 18,0% в течение переходного периода длительностью от 3 до 5 лет (в настоящее время данная ставка составляет 18,6%)) и субсидирование (18-20 млрд. долларов с последующим снижением в течение переходного периода). Заявленные ВТО требования по данным критериям не могут быть приняты как окончательные, т.к. в этом случае и без того сложная ситуация в отрасли (в частности, из-за сильного износа производственных мощностей, а также отсутствия отлаженных организационных сетей, выполняющих торговые, страховые, рекламные услуги) может стать еще хуже.
Значительные проблемы могут возникнуть и в сфере услуг. Банковский, страховой и телекоммуникационный сектор будут испытывать жесткую конкуренцию со стороны крупных иностранных компаний. Тем не менее, вступление России в ВТО, при учете благоприятного инвестиционного климата, может позволить наиболее прозрачным отечественным организациям привлечь дополнительный иностранный капитал, что, возможно, решит проблему повышения уровня капитализации.
Таким образом, становится очевидным, что рано или поздно Россия все же вступит в ВТО, и, т.к. с каждым годом условия становятся все жестче, нашей стране надо вступать в нее как можно быстрее. Другой вопрос, что к этому нужно подходить с большей серьезностью и готовностью. Гарантией отсутствия негативных последствий для экономики страны является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, устранения ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды, создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики, выбора ключевых направлений специализации (“прорывных направлений”), на которых Россия в перспективе, должна составить достойную конкуренцию другим участникам ВТО. Немаловажным моментом является и учет опыта других стран, а в частности Китая.
Принимая во внимания все выводы и предположения по вышеприведенным аспектам, можно сделать вывод о том, что первостепенной задачей Правительства Российской Федерации и органов государственной власти должна стать работа по следующим направлениям:
проведение независимой комплексной оценки последствий вступления РФ в ВТО для отдельных секторов экономики и субъектов Российской Федерации, с учетом предоставления Минэкономразвития России существующих методик оценки; разработка единой федеральной программы подготовки секторов экономики к работе в новых условиях;
завершение работы по приведению федерального и регионального законодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами с разделением компетенции и ответственности в сфере внешней торговли между федерацией и регионами;
создание условий для разработки и реализации программ технического перевооружения промышленных предприятий, например предоставление льгот по налогу на прибыль в отношении части прибыли, направляемой на техническое перевооружение, реконструкцию, приобретение основных средств, расширение, освоение производства, ввод новых мощностей;
разработка и реализация программ по подготовке кадров для работы в условиях членства России в ВТО для различных секторов экономики (включение в программу подготовки курса “Развитие бизнеса в условиях ВТО”), с целью подготовки менеджеров, готовых к работе в новых условиях.
















































Список использованной литературы

Абрамов В. Л. Мировая экономика. - М. : Дашков и К°, 2007. - 310 с.
Басовский Л. Е. Мировая экономика. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 207 с.
Бабин Э.П., Градобитова Л.Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. – М.: МГИМО, 2000. С. 49-50, 56-57; Генеральное соглашение по торговле и тарифам ГАТТ. Международные документы. С. 13
Брич А., Лисоволик Я. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. Обзор экономики России. М.: Прогресс-Академия, 2006. – 243с.
Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 258 с.
Вступление России в ВТО: сценарии возможных последствий и отраслевые особенности нового торгового режима // Информационно-аналитический бюллетень “АксионБКГ”, 2006. 30 января, № 54. С. 5-9
Вторушина Н. ВТО - всемирные торговые ожидания. - // РЖД-партнер. - 2007. - №13-14. - С. 10-14.
Гаврилов Н. Государственная поддержка промышленного экспорта в России. - // Вопр. экономики. - 2007. - №3. - С. 108-119.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ. Международные документы. Спб, 1994. С. 8
Дергачев В. А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 367 с.
Добрынин И. Н. Конституционно-правовые аспекты функционирования банковской системы Российской Федерации и проблема ее адаптации к вступлению в ВТО. - // Государство и право. - 2008. - №2. - С. 101-107.
Дунаев О. Н. Особенности развития транспорта России в свете присоединения к ВТО. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №8. - С. 23-30.
Иванов И. Россия на пороге ВТО. - // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - №8. - С. 3-15.
Кузьменко М. ВТО - Россия: новый сезон долго не продлится. - // РЖД-партнер. - 2007. - №13-14. - С. 20-21.
Кузнецова И. П. ВТО и Россия:"правила игры" и условия вступления . - // ЭКО. - 2006. - № 8. - С. 2-32.
Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина.- М.: КНОРУС, 2006. - 650 с.
Мировая экономика / Под ред. В.В. Полякова. - М.: КНОРУС, 2006. - 645 с.
Муранов А. И. Последствия вступления России в ВТО для российских адвокатов. - // Закон. - 2008. - №1. - С. 165-183.
Оболенский В. П. Внешнеэкономические связи России: возможности качеств. изменений. - М.: Наука, 2007. - 201с.
Проблемы и перспективы участия России в ВТО. - // Бюл. иностр. коммерч. информ. - 2007. - №122. - С. 2-3; №123. - С.2.
Разумнова Л. Россия - ВТО: интересы российских экспортеров. - // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2006. - № 10. - С. 17-23.
Россия и Всемирная торговая организация. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №2. - С. 15-17.
Россия: интеграция в мировую экономику /Под ред. Р.И. Зименкова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 430 с.
Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2006. - 990 с.
Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Д.Г. Тарра. - М. : Весь мир, 2006. - 587 с.
Ушаков С. В. Применение государствами контрмер в рамках ВТО. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №7. - С. 45-54.
Членство России в ВТО и роль регионов // Материалы конференции “Вступление России в ВТО (Russian WTO Accession)”. Апрель 2006. С. 85
Шевченко С. В. Присоединение России в Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 93-89.
Шумилов В. М. Россия в ВТО и управление международной торговой системой: возможности, риски и прогнозы. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №9. - С. 30-39.
Шумилов В. М. Международное экономическое право. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 507 с. http://www.expert.ru/news/2007/02/08/avtovaz/
http://www.ikar.ru/articles/37.html
http://constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm
http://www.adm.nso.ru/glaveu/m/ser_m.shtml
http://www.kalitva.ru/2006/11/27/chto_zhdet_otechestvennyjj_avtoprom_posle_vstuplenija_rossii_v_vto.html
http://atlas.socpol.ru/portraits/novsib.shtml
http://www.wto-consulting.ru/index.php?fuseaction=news&page=9
http://www.roslegprom.ru/article_issue14.html/1141?20070419
http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
http://www.expert.ru/printissues/siberia/2005/34/34si-12-01/
http://www.expert.ru/articles/2006/11/20/wto/
http://www.corpus-consulting.ru/files/posledstv_BTO.doc
http://www.aksionbkg.com/press/110/
http://com.sibpress.ru/21.04.2006/strategies/
http://www.businesspravo.ru/
http://www.tks.ru/news/law/2003/12/10/0004/
http://www.hse.ru/ic5/15.pdf



Дергачев В. А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 367 с.

Дергачев В. А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 367 с.
Шумилов В. М. Международное экономическое право. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 507 с.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ. Международные документы. Спб, 1994. С. 8
Брич А., Лисоволик Я. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. Обзор экономики России. М.: Прогресс-Академия, 2006. – 243с.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ. Международные документы. Спб, 1994. С. 8
Бабин Э.П., Градобитова Л.Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. – М.: МГИМО, 2000. С. 49-50, 56-57; Генеральное соглашение по торговле и тарифам ГАТТ. Международные документы. С. 13
Оболенский В. П. Внешнеэкономические связи России: возможности качеств. изменений. - М.: Наука, 2007. - 201с.

Брич А., Лисоволик Я. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. Обзор экономики России. М.: Прогресс-Академия, 2006. – 243с.

Брич А., Лисоволик Я. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. Обзор экономики России. М.: Прогресс-Академия, 2006. – 243с.
Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 93-89.
Шумилов В. М. Международное экономическое право. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 507 с.

http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11

Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 93-89.
http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
Кузнецова И. П. ВТО и Россия:"правила игры" и условия вступления . - // ЭКО. - 2006. - № 8. - С. 2-32.
Россия: интеграция в мировую экономику /Под ред. Р.И. Зименкова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 430 с.
Брич А., Лисоволик Я. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. Обзор экономики России. М.: Прогресс-Академия, 2006. – 243с.

Кузнецова И. П. ВТО и Россия:"правила игры" и условия вступления . - // ЭКО. - 2006. - № 8. - С. 2-32.
Кузнецова И. П. ВТО и Россия:"правила игры" и условия вступления . - // ЭКО. - 2006. - № 8. - С. 2-32.
Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 258 с.

Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.

Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 258 с.
Оболенский В. П. Внешнеэкономические связи России: возможности качеств. изменений. - М.: Наука, 2007. - 201с.

Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 258 с.

Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Д.Г. Тарра. - М. : Весь мир, 2006. - 587 с.

Вступление России в ВТО: сценарии возможных последствий и отраслевые особенности нового торгового режима // Информационно-аналитический бюллетень “АксионБКГ”, 2006. 30 января, № 54. С. 5-9

Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Д.Г. Тарра. - М. : Весь мир, 2006. - 587 с.
http://www.kalitva.ru/2006/11/27/chto_zhdet_otechestvennyjj_avtoprom_posle_vstuplenija_rossii_v_vto.html

http://www.ikar.ru/articles/37.html
http://www.expert.ru/news/2007/02/08/avtovaz/

http://www.kalitva.ru/2006/11/27/chto_zhdet_otechestvennyjj_avtoprom_posle_vstuplenija_rossii_v_vto.html

http://www.aksionbkg.com/press/110/

http://www.aksionbkg.com/press/110/
Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Д.Г. Тарра. - М. : Весь мир, 2006. - 587 с.
Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Д.Г. Тарра. - М. : Весь мир, 2006. - 587 с.
Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 73-89.

http://www.roslegprom.ru/article_issue14.html/1141?20070419

http://www.ikar.ru/articles/37.html
http://www.expert.ru/articles/2006/11/20/wto/

Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 73-89.
Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 73-89.
Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 73-89.
Шумилов В. М. Россия в ВТО и управление международной торговой системой: возможности, риски и прогнозы. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №9. - С. 30-39.

http://www.ikar.ru/articles/37.html

http://www.ikar.ru/articles/37.html
Шумилов В. М. Россия в ВТО и управление международной торговой системой: возможности, риски и прогнозы. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №9. - С. 30-39.
http://www.ikar.ru/articles/37.html
Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Д.Г. Тарра. - М. : Весь мир, 2006. - 587 с.













2




Приложения А

1.Абрамов В. Л. Мировая экономика. - М. : Дашков и К°, 2007. - 310 с.
2.Басовский Л. Е. Мировая экономика. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 207 с.
3. Бабин Э.П., Градобитова Л.Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. – М.: МГИМО, 2000. С. 49-50, 56-57; Генеральное соглашение по торговле и тарифам ГАТТ. Международные документы. С. 13
4.Брич А., Лисоволик Я. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспекти¬вы. Обзор экономики России. М.: Прогресс-Академия, 2006. – 243с.
5.Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 258 с.
6.Вступление России в ВТО: сценарии возможных последствий и отраслевые особенности нового торгового режима // Информационно-аналитический бюллетень “АксионБКГ”, 2006. 30 января, № 54. С. 5-9
7.Вторушина Н. ВТО - всемирные торговые ожидания. - // РЖД-партнер. - 2007. - №13-14. - С. 10-14.
8.Гаврилов Н. Государственная поддержка промышленного экспорта в России. - // Вопр. экономики. - 2007. - №3. - С. 108-119.
9.Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ. Международные документы. Спб, 1994. С. 8
10.Дергачев В. А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 367 с.
11.Добрынин И. Н. Конституционно-правовые аспекты функционирования банковской системы Российской Федерации и проблема ее адаптации к вступлению в ВТО. - // Государство и право. - 2008. - №2. - С. 101-107.
12.Дунаев О. Н. Особенности развития транспорта России в свете присоединения к ВТО. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №8. - С. 23-30.
13.Иванов И. Россия на пороге ВТО. - // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - №8. - С. 3-15.
14.Кузьменко М. ВТО - Россия: новый сезон долго не продлится. - // РЖД-партнер. - 2007. - №13-14. - С. 20-21.
15.Кузнецова И. П. ВТО и Россия:"правила игры" и условия вступления . - // ЭКО. - 2006. - № 8. - С. 2-32.
16.Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
17.Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина.- М.: КНОРУС, 2006. - 650 с.
18.Мировая экономика / Под ред. В.В. Полякова. - М.: КНОРУС, 2006. - 645 с.
19.Муранов А. И. Последствия вступления России в ВТО для российских адвокатов. - // Закон. - 2008. - №1. - С. 165-183.
20.Оболенский В. П. Внешнеэкономические связи России: возможности качеств. изменений. - М.: Наука, 2007. - 201с.
21.Проблемы и перспективы участия России в ВТО. - // Бюл. иностр. коммерч. информ. - 2007. - №122. - С. 2-3; №123. - С.2.
22.Разумнова Л. Россия - ВТО: интересы российских экспортеров. - // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2006. - № 10. - С. 17-23.
23.Россия и Всемирная торговая организация. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №2. - С. 15-17.
24.Россия: интеграция в мировую экономику /Под ред. Р.И. Зименкова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 430 с.
25.Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2006. - 990 с.
26.Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Д.Г. Тарра. - М. : Весь мир, 2006. - 587 с.
27.Ушаков С. В. Применение государствами контрмер в рамках ВТО. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №7. - С. 45-54.
28.Членство России в ВТО и роль регионов // Материалы конференции “Вступление России в ВТО (Russian WTO Accession)”. Апрель 2006. С. 85
29.Шевченко С. В. Присоединение России в Всемирной торговой органиазации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности. - // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 93-89.
30.Шумилов В. М. Россия в ВТО и управление международной торговой системой: возможности, риски и прогнозы. - // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2007. - №9. - С. 30-39.
31.Шумилов В. М. Международное экономическое право. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 507 с. http://www.expert.ru/news/2007/02/08/avtovaz/
32.http://www.ikar.ru/articles/37.html
33.http://constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm
34.http://www.adm.nso.ru/glaveu/m/ser_m.shtml
35.http://www.kalitva.ru/2006/11/27/chto_zhdet_otechestvennyjj_avtoprom_posle_vstuplenija_rossii_v_vto.html
36.http://atlas.socpol.ru/portraits/novsib.shtml
37.http://www.wto-consulting.ru/index.php?fuseaction=news&page=9
38.http://www.roslegprom.ru/article_issue14.html/1141?20070419
39.http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
40.http://www.expert.ru/printissues/siberia/2005/34/34si-12-01/
41.http://www.expert.ru/articles/2006/11/20/wto/
42.http://www.corpus-consulting.ru/files/posledstv_BTO.doc
43.http://www.aksionbkg.com/press/110/
44.http://com.sibpress.ru/21.04.2006/strategies/
45.http://www.businesspravo.ru/
46.http://www.tks.ru/news/law/2003/12/10/0004/
47.http://www.hse.ru/ic5/15.pdf