Островский А. Н.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Русская литература
  • 1616 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.03.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ОТРАЖЕНИЕ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В КОМЕДИИ «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ»
2. ДРАМА А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
3. ДРАМА «БЕСПРИДАННИЦА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В основе пьесы - социальная драма: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Лариса Огудалова - девушка очень хрупкая и незащищенная. В ее музыкальной чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура утонченна и психологически многокрасочна. Поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках. Лариса - значимое имя: в переводе с греческого это - чайка. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним.  
В кульминационной сцене драмы Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.  
По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. И Кнуров, и Вожеватов, и Карандышев способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Паратов, судовладелец и блестящий барин, не случайно кажется Ларисе идеалом мужчины. Паратов - человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь. «Проезжал здесь один кавказский офицер, знакомый Сергея Сергеича, отличный стрелок; были они у нас, Сергей Сергеич и говорит: «Я слышал, вы хорошо стреляете».- «Да, недурно»,- говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. «Стреляйте», - говорит».  
Душевные взлеты Паратова завершаются торжеством трезвой прозы и делового расчета. Обращаясь к Кнурову, он заявляет: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Речь идет о пароходе «Ласточка». Но так же, как с «Ласточкой», он поступает и с Ларисой: оставляет ее ради выгоды (женитьбы на миллионе), а губит ради легкомысленного удовольствия.  
Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими. Но героиня не чувствует уязвленно-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева. Ведь в его отношениях к Ларисе больше самолюбивого торжества, чем любви. Брак с нею тешит его тщеславные чувства.  
В финале драмы к Ларисе приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что ее хотят сделать содержанкой, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, героиня произносит роковые слова: «Вещь... да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек». Лариса попытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее недостает силы: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко». В порыве отчаяния Лариса способна лишь бросить болезненный вызов миру наживы и корысти: «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой».  
И только выстрел Карандышева возвращает Ларису к самой себе: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама... сама... Ах, какое благодеяние!..» В нерасчетливом поступке Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами прощения на устах.  
В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений, которой суждено было сыграть потом Нину Заречную в «Чайке» А. П. Чехова. Поздний Островский создает драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра - театра А. П. Чехова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетные линии и в «Грозе», и в «Бесприданнице» до того схожи, что порой начинаешь путать произведения между собой. Обе – и Катерина и Лариса - живут, точнее существуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми, кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного им города навсегда. Их спутники жизни – Кабанов и Карандышев – ничтожные люди, совершенно им не подходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир. Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеим предоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекрасными людьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных. И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, но по-разному.
Конфликты в произведениях похожи: Катерина и Лариса, не имея возможности больше выносить окружающую действительность, изменяют -  одна мужу, другая – жениху, стремясь вырваться из этой обыденной жизни. Этот конфликт, как истинно трагический, не может разрешиться иначе, как смертью главных героинь: Катерина бросается в Волгу, Лариса тоже хочет умереть, но на самоубийство не решается, Карандышев «помогает» ей в этом, убивая ее.
Островский показывает, что вопросы, которые он поднимает в пьесах, остаются нерешенными по сей день, и в этом новом, изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности жить счастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабичева Ю.В. Островский в преддверии новой драмы. М., 2003.
2. Варнеке Б.В. История русского театра. В 2-х тт. Казань, 1993.
3. Гаршин Е. Драмы Островского, как основа русского народного репертуара. СПб., 2001.
4. Голубева Л.Г. Наследие А.Н. Островского. М., 2000.
5. Григорьев Ап. О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене. М., 1993.
6. Добролюбов Н. Темное царство. Луч света в темном царстве. // Собрание сочинений. М., 1995.
7. Долгов Н. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. М., 1997.
8. Иванов Ив. А. Н. Островский. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 2000.
9. Кашин Н. Символика Островского. М., 2003.
10. Кашин Н.П. Этюды об Островском. М., 1992.
11. Кропачев Н. А.Н. Островский на службе при императорских театрах. М., 1991.
12. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина. М., 2000.
13. Лотман Л. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1998.
14. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. М., 1999.
15. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 2001.
16. Островский А.Н. Пьесы. М., 1994.
17. Писарев Д. Мотивы русской драмы // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1996.
18. Ревякин АИ. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1994.
19. Скабичевский А. Женщины в пьесах Островского. М., 2004.
20. Слонимская Ю. Театр А. Н. Островского. М., 1996.
21. Холодов Е. Мастерство Островского. М., 2003.
22. Эфрос Н. Е. А. Н. Островский. М., 1999.
Долгов Н. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. М., 1997. С. 135.

Эфрос Н. Е. А. Н. Островский. М., 1999. С. 153.
Холодов Е. Мастерство Островского. М., 2003. С. 173.
Добролюбов Н. Темное царство. Луч света в темном царстве. // Собрание сочинений. М., 1995. С. 194.
Писарев Д. Мотивы русской драмы // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1996. С. 231.

Григорьев Ап. О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене. М., 1993. С. 83.
Ревякин АИ. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1994. С. 104.












2

1. Бабичева Ю.В. Островский в преддверии новой драмы. М., 2003.
2. Варнеке Б.В. История русского театра. В 2-х тт. Казань, 1993.
3. Гаршин Е. Драмы Островского, как основа русского народного репертуара. СПб., 2001.
4. Голубева Л.Г. Наследие А.Н. Островского. М., 2000.
5. Григорьев Ап. О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене. М., 1993.
6. Добролюбов Н. Темное царство. Луч света в темном царстве. // Собрание сочинений. М., 1995.
7. Долгов Н. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. М., 1997.
8. Иванов Ив. А. Н. Островский. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 2000.
9. Кашин Н. Символика Островского. М., 2003.
10. Кашин Н.П. Этюды об Островском. М., 1992.
11. Кропачев Н. А.Н. Островский на службе при императорских театрах. М., 1991.
12. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина. М., 2000.
13. Лотман Л. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1998.
14. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. М., 1999.
15. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 2001.
16. Островский А.Н. Пьесы. М., 1994.
17. Писарев Д. Мотивы русской драмы // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1996.
18. Ревякин АИ. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1994.
19. Скабичевский А. Женщины в пьесах Островского. М., 2004.
20. Слонимская Ю. Театр А. Н. Островского. М., 1996.
21. Холодов Е. Мастерство Островского. М., 2003.
22. Эфрос Н. Е. А. Н. Островский. М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какие особенности отражения русской действительности присутствуют в комедии "Свои люди - сочтемся!" А.Н. Островского?

В комедии "Свои люди - сочтемся!" А.Н. Островского присутствуют особенности отражения русской действительности, как, например, образы типичных представителей различных социальных слоев (чиновников, купцов, городского мещанства), изображение проблем и конфликтов, связанных с социальными и экономическими отношениями.

В чем заключается трагическая судьба главной героини пьесы "Бесприданница" А.Н. Островского?

Трагическая судьба главной героини пьесы "Бесприданница" А.Н. Островского заключается в ее бедности и отсутствии определенного социального статуса. Лариса, будучи бесприданницей, оказывается в мире, где все ценности продаются и покупаются, включая девичью честь, любовь и красоту. Она сталкивается с обществом, где ее хрупкая и незащищенная душа оказывается подвержена унижениям и злоупотреблениям.

Какая музыка звучит в душе главной героини пьесы "Бесприданница" А.Н. Островского?

В душе главной героини пьесы "Бесприданница" А.Н. Островского - Ларисы Огудаловой - звучат цыганская песня и русский романс. Ее музыкальная и чуткая душа находит отражение в стихах Лермонтова и Блока. Эти звуки и стихи являются своеобразным символом ее духовной сущности и красоты, которые она не может продать или покупать, в отличие от других ценностей в ее обществе.

Какие жанры представлены в творчестве А.Н. Островского?

В творчестве А.Н. Островского представлены разные жанры, такие как комедия ("Свои люди - сочтемся!"), драма ("Гроза"), социальная драма ("Бесприданница"). Эти жанры позволяют ему выразить разные стороны русской действительности и общества, задеть социальные и экономические проблемы, а также поразмышлять о нравственности и человеческих ценностях.

Какое отражение русской действительности можно найти в комедии А. Н. Островского "Свои люди - сочтемся!"?

В комедии "Свои люди - сочтемся!" А. Н. Островский отражает различные аспекты русской действительности XIX века. Пьеса затрагивает проблемы социальной стратификации, фальшивое самовознесение и амбиции людей, а также нравственные деформации общества того времени.

В чем заключается трагичность судьбы Ларисы в драме А. Н. Островского "Гроза"?

Трагичность судьбы Ларисы в драме "Гроза" основана на ее бедности и отсутствии защиты. Она живет в мире, где все можно купить и продать, включая девичью честь, любовь и красоту. У Ларисы хрупкая душа, и она становится жертвой жестокости и хладнокровия других персонажей, что приводит к ее трагической судьбе.

Какие стихи и песни звучат в музыкальной душе Ларисы Огудаловой в драме А. Н. Островского "Гроза"?

В музыкальной душе Ларисы Огудаловой звучат цыганская песня и русский романс, а также стихи Лермонтова и Блока. Это отражает ее чувствительность, глубину эмоций и связь с русской культурой.

Какую основу имеет пьеса "Бесприданница" А. Н. Островского?

В основе пьесы "Бесприданница" лежит социальная драма. Главная героиня Лариса является бедной девушкой без определенного социального статуса, что определяет ее трагическую судьбу. В пьесе Островский затрагивает проблемы неравенства и социальной мобильности в русском обществе XIX века.

Какие темы и проблемы поднимает А. Н. Островский в своих пьесах?

А. Н. Островский в своих пьесах поднимает различные темы и проблемы, включая социальную стратификацию, нравственные деформации, амбиции людей, коррупцию и неравенство. Он также отражает трагические судьбы героев, которые становятся жертвами коварства и хладнокровия других персонажей.

О чем говорит пьеса "Свои люди - сочтемся"?

Пьеса "Свои люди - сочтемся" А.Н. Островского говорит о том, какие преграды и трудности могут возникнуть у людей, стремящихся к счастью и благополучию. История рассказывает о семье Мосалевых, которая сталкивается с разными жизненными испытаниями, но находит силы преодолеть их.

Каким образом пьеса "Бесприданница" отражает русскую действительность?

Пьеса "Бесприданница" А.Н. Островского отражает русскую действительность через судьбу героини Ларисы. Она бедна и не имеет определенного социального статуса, что является характерной чертой русской общественности того времени. Пьеса также раскрывает проблему торговли всеми ценностями, включая честь, любовь и красоту, что было распространено в русской культуре.