Ответственность юридического лица за совершение административного правонарушения и особенности ее доказывания.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 2727 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 27.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ДОКАЗЫВАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ЗА СОВЕРЩЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ………………………………………………………………8
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ДОКАЗЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………..26

Фрагмент для ознакомления

Равенство перед законом означает, что лицам, совершившим «одинаковые» административные правонарушения, должно быть назначено идентичное наказание с учетом смягчающих и отягчающих признаков. Иной дифференциации ответственности между лицами проведено быть не может.
Принцип презумпции невиновности подразумевает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения, если его вина не будет доказана в установленном законом порядке и не установлена вступившим в законную силу решением суда или актом должностного лица. Обязанность доказывания такой ответственности лежит на компетентном государственном органе.
Законность как принцип административного наказания заключается в том, что компетентное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, не может назначить виновному наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей правовой нормы.
При совершении одним юридическим лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если в производстве компетентного органа юридическое находится несколько дел о совершении одним лицом нескольких административных правонарушений, наказание ему назначается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. Следует отметить, что административное наказание должно соответствовать тяжести административного правонарушения и характеру наступиших в результате его совершения последствий.
Административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности юридических лиц как вид административного наказания появились в КоАП РФ относительно недавно.
Административное приостановление деятельности юридических лиц заключается во временном ее прекращении. Максимальный срок прекращения деятельности юридического лица составляет девяносто суток и назначается за нарушение юридическими лицами установленного законодательством РФ порядка государственной регистрации и постановки на налоговый учет в налоговых органах.
Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях заключается в непродолжительном (до пяти суток), до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности юридического лица. Временный запрет деятельности применяется в том случае, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Следует отметить, что временный запрет деятельности является исключительной мерой и применяется лишь при наличии реальной угрозы жизни или здоровью людей, иных негативных последствий, если иным образом предотвратить эту угрозу не представляется возможным.
Однако многие теоретики отмечают негативные моменты произведенных нововведений. Так, Д.С.Дубровский, осуждает значительное ограничение полномочий органов исполнительной власти были и передачу их судам и судебным приставам-исполнителям, а также усложнение процедуры временного приостановления деятельности. Он указывает на то, что результатом подобных изменений может стать снижение количества приостановлений ввиду существенных временных затрат судов и судебных приставов - исполнителей.
Сложность и длительность процедуры создает препятствия для надлежащей охраны государственных интересов.
Необходимо указать следующие сложности надзорных органов, с которыми они сталкиваются в правоприменительной практике.
1) протокол о временном запрете деятельности не относится к числу исполнительных документов, и, следовательно, судебные приставы-исполнители не полномочны принимать их к исполнению.
Отсутствие возможности немедленного применения временного запрета деятельности приводит к тому, что опасные объекты продолжают функционировать вплоть до момента принудительного исполнения вынесенного судом постановления судебным приставом-исполнителем.
2) остается открытым вопрос о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности нескольким лицам, владеющим объектом проверке на праве общей совместной или долевой собственности. В случае возбуждения дела об административном правонарушении в отношении каждого из собственников, необходимо составлять несколько протоколов о временном запрете каждой части такого объекта, которые невозможно выделить в случае, если они принадлежат нарушителям без определения долей в праве собственности.
3) сроки составления протоколов об административном правонарушении и о временном запрете деятельности, передачи документов в суд, назначения административного приостановления деятельности нередко затягиваются отсутствием на объекте проверки законного представителя правонарушителя – юридического лица.
4) срок для рассмотрения судьей дела об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица, не должен превышать пяти суток с момента фактического прекращения деятельности нарушителя - юридического лица.
В Кодексе об административных правонарушениях необходимо предусмотреть возможность продления пятидневного срока для рассмотрения дел.
5) в большинстве случаев судьи не обладают специальными познаниями, вследствие чего не могут объективно оценить степень опасности деятельности юридического лица и возможных последствий нарушения нормативных требований.
6) КоАП РФ не определяет, с какого момента должен исчисляться срок административного приостановления деятельности.
7) обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, назначившего административное приостановление деятельности. В случае если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано в установленные законом сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
8) В тех же случаях, когда деятельность опасного объекта приостанавливается, по истечении срока административного приостановления деятельности такой объект вновь продолжает работать, независимо от факта устранения выявленных нарушений или нет; для очередного прекращения деятельности опасного объекта необходимо вновь совершить все перечисленные выше процессуальные действия.
Таким образом, следует отметить, что должностные лица, осуществляющие надзор за правонарушениями в указанной сфере, в ходе применения материальных и процессуальных норм административного права сталкиваются с определенными сложностями.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в работе рассмотрена юридическая ответственность юридического лица за совершение административного правонарушения, особенности ее наложения и доказывания. Дано определение юридической ответственности, перечислены основные признаки, отличающие административную от других видов ответственности, приведены виды административных наказаний, которые могут быть назначены юридическим лицам, а также выявлены основные проблемы практического применения норм административного законодательства в части ответственности юридических лиц.
Систематизировав изложенные выше сведения, можно сделать следующие выводы.
Институт административной ответственности является наиболее объемным среди всех институтов отрасли административного права. Среди особенностей административной ответственности можно назвать следующие. Ее применение представляет собой процесс последовательного чередования определенных стадий. Отличает административную ответственность также множественность правовых норм и виды субъектов такой ответственности.
Появление новых способов нарушения правовых норм явилось причиной введения в КоАП РФ нового вида административного наказания – административного приостановления деятельности и временного запрета деятельности юридического лица.
Тем не менее, правоохранительные и надзорные органы в правоприменительной практике сталкиваются с рядом проблем. Среди них можно назвать тот факт, что временный запрет деятельности не обеспечен необходимыми процессуальными нормами; отсутствие на законодательном уровне решения о назначении административного наказания нескольким лицам, владеющим опасным объектом на праве совместной или общей долевой собственности; нарушение судьями срока рассмотрения дел об административном приостановлении деятельности, что приводит к истечению пятидневного срока временного запрета деятельности и продолжению осуществления опасной деятельности; отсутствие у судей специальных познаний технического характера, вследствие чего они не могут оценить степень опасности какой-либо деятельности.
Следует отметить некоторые недостатки Кодекса об административных правонарушениях РФ. Необходимо, например, расширить и сделать более разнообразной спектр мер ответственности, применяемых к юридическим лицам.
Также КоАП РФ не дает точного определения ответственности. И сегодня одним из наиболее проблематичных является вопрос о научном обосновании принципа ответственности юридических лиц за административные правонарушения. В последние годы этому вопросу стало уделяться все больше внимания. Однако должного урегулирования на законодательном уровне вопрос ответственности юридических лиц так и не получил.
Следует обратить внимание также на недостаточное урегулирование института вины в КоАП РФ.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 569 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 714 с.
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46, от 20.11.2008 № 60).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 № 23).
5. Говердовская И.М. Порядок и виды применения мер административной ответственности к руководителю // Правовая система «Консультант Плюс».
6. Дубровский Д.С. Проблемы применения временного запрета деятельности и назначения административного приостановления деятельности // Административное право. 2008. № 1.
7. Ефремова О.Н. Понятие административной ответственности // Административное право. 2008. № 1.
8. Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // Журнал российского права. 2003. № 1.
9. Осипов А.А. Правила назначения административного наказания // Правовая система «Консультант Плюс».
10. Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
11. Тарасова Ю.Н. Административная ответственность должностных и юридических лиц // Административное право. 2008. № 2.

Ефремова О.Н. Понятие административной ответственности // Административное право. 2008. № 1.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10.
Ефремова О.Н. Понятие административной ответственности // Административное право. 2008. № 1.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10.
Тарасова Ю.Н. Административная ответственность должностных и юридических лиц // Административное право. 2008. № 2.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10.
Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 6.
Осипов А.А. Правила назначения административного наказания // Правовая система «Консультант Плюс».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5.
Говердовская И.М. Порядок и виды применения мер административной ответственности к руководителю // Правовая система «Консультант Плюс».
Дубровский Д.С. Проблемы применения временного запрета деятельности и назначения административного приостановления деятельности // Административное право. 2008. № 1.
Дубровский Д.С. Проблемы применения временного запрета деятельности и назначения административного приостановления деятельности // Административное право. 2008. № 1.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 569 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 714 с.
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46, от 20.11.2008 № 60).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 № 23).
5. Говердовская И.М. Порядок и виды применения мер административной ответственности к руководителю // Правовая система «Консультант Плюс».
6. Дубровский Д.С. Проблемы применения временного запрета деятельности и назначения административного приостановления деятельности // Административное право. 2008. № 1.
7. Ефремова О.Н. Понятие административной ответственности // Административное право. 2008. № 1.
8. Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // Журнал российского права. 2003. № 1.
9. Осипов А.А. Правила назначения административного наказания // Правовая система «Консультант Плюс».
10. Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
11. Тарасова Ю.Н. Административная ответственность должностных и юридических лиц // Административное право. 2008. № 2.

Вопрос-ответ:

Что такое административная ответственность юридического лица?

Административная ответственность юридического лица - это юридическая ответственность, устанавливаемая законом, за совершение административного правонарушения.

Какие признаки характеризуют административную ответственность юридического лица?

Признаки, характеризующие административную ответственность юридического лица, включают наличие правонарушения, наличие субъекта (юридического лица), наличие нормативного акта, устанавливающего административную ответственность, и наличие санкций за совершение правонарушения.

По какому порядку назначается административная ответственность юридического лица?

Административная ответственность юридического лица назначается в соответствии с процессуальным порядком, предусмотренным законом, который включает в себя определение виновности юридического лица, рассмотрение дела в компетентных органах, вынесение решения о привлечении к ответственности и применение административного наказания.

Как осуществляется доказывание административной ответственности юридического лица?

Доказывание административной ответственности юридического лица осуществляется путем собирания доказательств, которые могут быть представлены в виде документов, свидетельских показаний, экспертных заключений и других материалов, подтверждающих факт совершения правонарушения юридическим лицом.

Есть ли особенности в доказывании административной ответственности юридического лица?

Да, есть. В процессе доказывания административной ответственности юридического лица следует учитывать особенности, связанные с наличием субъекта (юридического лица) и необходимостью доказывания его причастности к совершению правонарушения, а также необходимостью установления причинно-следственной связи между действиями или бездействием юридического лица и возникновением правонарушения.

На что распространяется ответственность юридического лица за совершение административного правонарушения?

Ответственность юридического лица за совершение административного правонарушения распространяется на все виды административных правонарушений, предусмотренных в законодательстве.

Какие признаки характеризуют административную ответственность юридического лица?

Характерными признаками административной ответственности юридического лица являются наличие вины, соблюдение процессуальных сроков, а также назначение административного наказания в виде штрафа либо иные виды наказания, предусмотренные законом.

Какая ответственность предусмотрена для юридического лица за совершение правонарушения?

За совершение правонарушения юридическое лицо может нести административную ответственность в виде ограничения деятельности, административного наказания в виде штрафа, лишения специального права или возможности, а также в других формах и порядке, предусмотренных законом.

Какие особенности существуют при доказывании административной ответственности юридического лица?

Доказывание административной ответственности юридического лица требует установления вины, установления факта совершения правонарушения, установления связи между деянием и юридическим лицом, а также применения санкции в соответствии с законодательством.

Какие особенности присутствуют в порядке назначения и доказывания административной ответственности юридического лица?

В порядке назначения и доказывания административной ответственности юридического лица необходимо учитывать особенности уголовно-процессуального законодательства, правила доказывания, основания и порядок административного расследования, а также право юридического лица на защиту и представительство его интересов.