Государственный строй и право СССР в Великую Отечественную войну

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История государства и права
  • 7272 страницы
  • 71 + 71 источник
  • Добавлена 30.04.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ
1.1Органы власти и управления СССР по Конституции 1936г.
1.2. Изменения в системе государственной власти в связи с началом войны
1.3. Изменения в законодательстве СССР в начальном этапе войны
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СССР В ГОДЫ ВОЙНЫ
2.1. Деятельность Государственного комитета обороны
2.2. Деятельность органов безопасности в годы войны (НКВД, СМЕРШ)
ГЛАВА 3. ТЫЛ И ФРОНТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
3.1. Деятельность тыла в годы войны
3.2. Управление армией в годы войны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Указ Президиума ВС СССР от 19 апреля 1943 г. установил наказание в виде смертной казни через повешение или каторжных работ на срок от 15 до 20 лет для немецко-фашистских изуверов, совершивших злодеяния над местным населением и военнопленными, и для их пособников.
В области гражданского права можно отметить постановление СНК от 15 сентября 1942 г., которое вводило упрощенный порядок удостоверения завещаний на фронте и в госпиталях — теперь их могли заверять командиры частей и начальники госпиталей.
В области трудового права следует упомянуть Указ Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Согласно данному Указу, директора и руководители предприятий получили право устанавливать обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Отпуска отменялись, вместо них была обещана денежная компенсация после окончания войны. Экономический эффект от этого Указа был аналогичен привлечению к производству 1,2 млн. новых рабочих рук.

3.2. Управление армией в годы войны


Красная Армия и до войны представляла собой весьма внушительную силу. «Численность вооруженных сил СССР составляла в 1936 г. – 1,1 млн., в 1938 г. – 1,5 млн., 31 августа 1939 г. – более 2 млн., к 1 января 1941 г. – 4, 2 млн., а к июню в армии и на флоте служило 5 млн. 373 тыс. человек».
За первые восемь дней войны в армию было призвано 5,3 млн. человек 62, т. е. Советские Вооруженные Силы к 1 июля 1941 г. увеличились в два раза.
Призыв в армию будет осуществляться на протяжении всех лет войны. Если по указу о мобилизации от 22 июня 1941 года призыву подлежали мужчины рожденные с 1905 по 1918 годы, то последним годом призыва стал 1926.
В марте 1942 года, когда угроза фашистского порабощения СССР была еще реальной, заместитель наркома внутренних дел С.Н.Круглов направил заместителю председателя СНК СССР В.М.Молотову письмо, в котором предлагал призвать в Красную Армию трудпоселенцев, находящихся в трудпоселках ГУЛАГа, которые к моменту выселения из районов сплошной коллективизации не были главами кулацких семей, а только их членами. Вскоре СНК СССР принял постановление "Об отбывании воинской обязанности детей трудпоселенцев", в котором было отражено это предложение.
Непосредственные иждивенцы трудпоселенцев, призванных в Красную Армию, освобождались от пятипроцентных отчислений от зарплаты на покрытие административно-управленческих расходов по трудссылке. Наркомату внутренних дел предоставлялось право освобождать из трудссылки лиц, прослуживших в Красной Армии не менее одного года, при наличии на них положительного отзыва командира.
По сообщению тогдашнего начальника ГУЛАГа Наседкина, в 1942 году в трудпоселках НКВД проживало свыше двухсот тысяч лиц мужского пола. В том числе мужчин призывного возраста от 16 до 50 лет — 174 596 человек. Важно отметить, что из общего количества лиц призывного возраста только 37 361 человек относился к категории "бывших кулаков", которые в период раскулачивания являлись главами семей. Остальные 136 735 человек были выселены в качестве членов семей. Из них 31 869 человек составляла молодежь, достигшая 16 лет во время нахождения в трудпоселках, и которая подлежала освобождению с последующей постановкой на воинский учет.
Массовый призыв в Красную Армию членов семей трудпоселенцев стал осуществляться в соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны СССР от 11 апреля и от 22 июля 1942 года.
Директивой заместителя народного комиссара обороны СССР от 14 апреля 1942 года командующим военными округами, Забайкальским и Дальневосточным фронтами были даны указания об отборе и призыве в Красную Армию "детей переселенцев и переселенцев" в количестве 35 000 человек8.
В апреле—мае 1942 года на территориях основных спецпереселенчес-ких регионов начался массовый призыв в Красную Армию бывших кулаков. И уже через месяц после выхода в свет директивы заместителя наркома обороны в ряды Красной Армии были призваны 15 776 трудпоселенцев. Мобилизация бывших "врагов народа" в действующую армию шла быстрыми темпами. На 30 мая 1942 года по одиннадцати спецпереселенческим регионам на фронт были мобилизованы 30 379 человек9, в том числе: из Казахской ССР — 12 486, Узбекской ССР — 1126, Коми АССР — 935, Красноярского края — 2000, Хабаровского края — 405 человек. Из областей призваны: Иркутской — 1036, Вологодской — 279, Архангельской — 2500, Новосибирской — 6300, Читинской — 1760, Омской — 1500 человек.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в первую очередь призыв трудпоселенцев в Красную Армию был проведен в наиболее крупных регионах спецпоселений. Однако мобилизационный резерв лиц призывного возраста в этих же регионах еще составлял 67 618 человек.
Стратегическая обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте ко второй половине 1942 года, требовала активизации призыва новых людских резервов. И Государственный Комитет Обороны 22 июля 1942 года принял очередное постановление о призыве в Красную Армию еще 15 тысяч трудпоселенцев. На основании этого постановления Наркомат внутренних дел составил разнарядку "на дополнительную мобилизацию членов семей трудпоселенцев (бывших кулаков)". В соответствии с этой разнарядкой по 25 республикам, краям и областям планировалось "в период августа месяца призвать в Красную Армию 16 150 человек трудпоселенцев"10. Однако вторая волна мобилизации на фронт по разным причинам затягивалась. На 25 августа 1942 года из 16 150 человек были мобилизованы всего лишь 3467. Но массовый призыв трудпоселенцев в Красную Армию продолжался и был закончен к ноябрю 1942 года. В результате этих призывов Красная Армия с апреля по октябрь 1942 года пополнилась на 60 747 человек из категории бывших раскулаченных.
Примечательно, что согласно уточненным сведениям с апреля по октябрь 1942 года планировалось призвать в Красную Армию 51 150 трудпоселенцев, но на самом деле были мобилизованы 60 747 человек.
Эти данные подтверждают Круглов и Наседкин в информации Берии 22 апреля 1943 года. То есть план разверстки оказался перевыполнен. Наибольшее количество членов семей трудпоселенцев было призвано в действующую армию из Казахской ССР, Новосибирской, Архангельской, Свердловской областей, Орджоникидзевского, Красноярского краев и Коми АССР.
Кроме того, по неполным данным, за этот же период в ряды Красной Армии были призваны 8750 человек из числа трудпоселенческой молодежи, освобожденной оттрудссылки в соответствии с постановлением СНК СССР от 22 октября 1934 года.
Причины такого массового привлечения в ряды действующей армии - в колоссальных по масштабам и протяженности фронтах, постоянных боях, и как следствие – огромных людских потерях. В особенности – в первые два года войны. «За четыре года войны вместе с кадровым составом в армию, на флот и в военные формирования других ведомств привлечено 34 476 700 человек, иными словами, из трудового населения изъята многомиллионная масса самого жизнедеятельного контингента людей»
К убитым и раненным добавлялись еще и пленные, численность которых поражает воображение: «Точных данных о плененных наших солдатах и офицерах нет. Германское командование приводило цифру – 5 млн. 270 тысяч человек. Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР дал впоследствии другую - 4 млн. 59 тысяч. Более трех четвертей пленных пришлось на 1941-1942 годы, когда войска отступали».
Таким огромным количеством людей необходимо было не только управлять, но и осуществлять боевые операции. Этим занималась Ставка Верховного Командования. Рабочим аппаратом Ставки являлись Генеральный штаб и центральные управления Наркомата обороны.
Решением ГКО 10 июля 1941 г. были созданы промежуточные органы стратегического руководства — главные командования войск направлений. «Ставка была постоянно действующим органом при Верховном Главнокомандующем. Члены Ставки одновременно выполняли другие ответственные обязанности, часто находясь за пределами Москвы. В выработке ими оперативно-стратегических решений и обсуждении других проблем ведения вооруженной борьбы участвовали члены Политбюро ЦК партии ж ГКО. Принимавшиеся решения оформлялись в виде директив».
Но нельзя говорить об управлении армией, и не сказать о не самых человечных сторонах этого процесса. Но война никогда не была местом, где милосердие и попустительство должно быть на первых ролях.
В исторической литературе до сих пор не утихают споры по поводу двух приказов, подписанных (да и продиктованных лично) Сталиным.
Первый – Приказ № 270 от 16 августа 1941 года. Не надо напоминать, что это один из самых тяжелых периодов войны, когда немцы вались к Москве, Ленинграду и Киеву, а потери Красной Армии (в том числе – огромное количество пленных) – просто ужасны. Поэтому в этом Приказе появляются такие строки: «…Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находиться в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».
Меры суровые, и за этот Приказ Сталина не раз подвергали жестокой критике. Но в то горячее, во всех смыслах время, был ли у него иной выбор? Какими другим способами можно было остановить практически повальную сдачу в плен. Поэтом приходилось делать семьи своеобразными заложниками. Заметим, что никто этим семьям не угрожал ни арестом, ни расстрелом. Лишение государственной помощи в период войны – уже достаточно для того, чтобы воин задумался о судьбе своей семьи, если он сдастся в плен.
Сталина критиковали за это многие, включая и маршала Жукова. Но он сам лично был автором приказа, перед которым сталинский выглядит как ласковый упрек провинившемуся. Дело было под стенами Ленинграда. Вот выдержка из шифрограммы № 4976 от 28 сентября 1941 года: «Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны и по возвращении из плена они также все будут расстреляны». Как говориться, комментарии излишни.
Второй приказа Сталина относиться к самому трудному лету войны – 1942. Впервые в своей истории наша армия отступила так далеко – к Волге. Немцы угрожали перерезать главную водную артерию, по которой фронт снабжался нефтью с каспийский промыслов. В попытке спасти ситуацию и появляется это Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Свидетели утверждают, что он были лично продиктован Сталиным.
Два основных положения приказа: «… сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной». И второе: «сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот, куда направлять рядовых бойцов и младших офицеров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».
Меры жесткие, но представляются необходимыми. Тем более, что Сталин вовсе не был тем человеком, который первым применил их на практике. Известно, что заградительные отряды существовали еще при Петре Первом. И в эту войны вовсе не Сталин предложил их создавать. Исследователь Е. Прудникова приводит в своей книге любопытный документ: «Ставка ознакомилась с Вашей докладной запиской и разрешает Вам создать заградительные отряды в тех дивизиях, которые зарекомендовали себя как неустойчивые. Цель заградительных отрядов – не допускать самовольного отхода частей, а в случае бегства остановить, применяя при необходимости оружие».
Для оказания сопротивления немецким войскам на оккупированных территориях создавались партизанские отряды.
Сталин указывал, что надо ориентировать партизан на то, чтобы они решали свои задачи, захватывая трофеи, собирая брошенные отступающими войсками на полях сражений оружие и боеприпасы. Правда отмечалось, что по мере возможности, снабжение партизан из центра будет расширяться, но этот путь пока не может стать основным, главным образом, из-за нехватки самолетов. Сталин высказался против специальных формирований для переброски их в тыл противника. Вместо этого Сталин предложил приступить к организации центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандующего и возглавить этот штаб.
С первого дня работы ЦШПД его усилия были направлены на организацию связи с партизанскими отрядами. Для этого была создана радиошкола. После разгрома немцев под Москвой Сталин дал указание прекратить работу по формированию штабов партизанского движения, а центральную радиошколу перевели на бюджет Совнаркома Белоруссии. Весной 1942 года началось мощное наступление немцев на юге. В результате 30 мая было принято решение ГКО: в целях объединения руководства партизанским движением в тылу врага и для его дальнейшего развития создать центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) при Ставке Верховного Главнокомандования, а также образовать Украинский, Брянский, Западный, Калининский, Ленинградский и Карело-Финский штабы партизанского движения. Впоследствии: были созданы другие штабы.
П.К. Пономаренко был назначен начальником ЦШПД. 6 сентября был учрежден пост Главнокомандующего партизанским движением во главе с К.Е. Ворошиловым.
Существовавшая сеть радиосвязи обеспечивала оперативное руководстве и давала возможность организовать нанесение координированных ударов крупными силами партизан по определенным объектам противника в установленное время". "Подрыв рельсов не представлял сложности и можно было в кратчайшие сроки научить людей производить такие взрывы. Авиационно-транспортные возможности ЦШПД позволяли снабдить партизанские бригады и отряды необходимым для рельсовых ударов количеством взрывчатых веществ и детонаторов". "Партизаня смогут повторить удары, усилить дезорганизацию транспорта и поставить противника перед катастрофическим недостатком рельсов".
"24 июня 1943 года план "Рельсовой войны" обсудил ЦК компартии Белоруссии и принял постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "Рельсовой войны".
К 9 июля 1943 года ЦШПД закончил разработку детального плана первого удара рельсовых войны, а теперь требовалось доложить его ЦК ВКП(б) и Верховному Главнокомандующему и получить одобрение и необходимые меры помощи. Всего для этого с 12 июля не 1 сентября необходимо произвести 400 самолетовылетов.
По предварительным подсчетам ЦШПД, партизанам необходимо было доставить 200-250 т взрывчатых веществ. Кроме того, учитывалось, что многие участки железных дорог будут браться с боя, поэтому партизан следовало обеспечить боеприпасами и медикаментами. Первый одновременный удар операции "рельсовая война" ЦШПД намечал провести в первых числах августа. В это время предполагался отход 2-й немецкой танковой армии из района сражения на Курской дуге".
И.В. Сталин рекомендовал начать операцию немного раньше Это оказало бы влияние на складывающуюся "обстановку во фронтовом тылу 2-й танковой армии и не противоречило бы общей задаче операции". "Верховный главнокомандующий оценил эти взаимодействия партизан с Красной Армии, как первую крупную, совместно разработанную стратегическую операцию по разгрому противника".
Получив одобрение Ставки ВГК ЦШПД 14 июля 1945 года издал приказ. "О партизанской "рельсовой войне" на коммуникациях врага". "Партизанским соединениям и отрядам, дислоцирующимся в районах железных дорог, приказывалась: "Одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных вспомогательных, деповских путях", уничтожать запасные рельсы" исключая для противника возможность перешивания и маневрирования рельсами".
В приказе говорилось: "ЦШПД предупреждает партизан и партизанок, командный и политический состав отрядов и бригад, что операция эта имеет исключительное значение, может сорвать все замыслы врага, поставить его в катастрофическое положение".
Первые удар рельсовой войны в ночь на 22 июля 1943 года нанесли орловские партизаны, выступившие, как и было обусловлено Ставкой, ранее намеченной общей операции". ... "на восьми участках в одну ночь взорвали 5133 рельсов". "В наследующие дни орловские и брянские партизаны продолжали наносить удары ... и к началу общей операции взорвали 9526 рельсов".
З августа 1943 года началась общая операция "рельсовая война", когда партизанские отряды и соединения нанесли первый массированный удар по железным дорогам. "Операция началась одновременно на фронте в 1000 км и охватила весь тыл немецко-фашистских войск от линии фронта до западной границы СССР". Вклад партизанского движения в победу в ВОВ трудно переоценить, как и роль ГКО в его организации.
Война ускорила появление новых тенденций в национально-государственном устройстве. 1 февраля 1944 г. ВС СССР принял закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одними из первоначальных членов ООН.
Тогда же 1 февраля 1944 г. принят закон «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат».
В современной литературе высказаны следующие суждения обобщающего характера. «В целом все изменения системы управления страной в годы войны были продиктованы чрезвычайными обстоятельствами и, как показал опыт, были вполне адекватными тем условиям и задачам, которые приходилось решать руководству»




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. Самых трудных и горьких, которые случились в истории России. Трудно бывало и раньше, но никогда ни до, ни (надо надеяться) – после горе не достигало такого уровня концентрации. Жизнь десятков миллионов людей навсегда разделилась на «до» и «после». Вряд ли в истории мира нашлось бы много стран, народ которой смог бы вынести все то, что выпало советскому в 1941-1945 годах. Почему это случилось, кто был виноват в том, что война пришла на территорию страны – уже дело историков выяснять. Но нельзя не оценивать той колоссальной работы, которую пришлось выполнить и народу, и руководству Советского Союза после 22 июня. Победа доказала, что работа была выполнена отлично, хотя и стоила чудовищных жертв. Успешность этой работы тем более очевидна, если сравнивать итоги для Росси Первой и Второй мировых войн. Хотя они не сопоставимы по своей тяжести. Но в результате Первой мировой Российская Империя исчезла, а Советский Союз не только выстоял, но и на несколько десятилетий сумел создать вокруг себя «социалистический лагерь».
Государственное управление 1941—1945 гг., перестроенное адекватно условиям и задачам войны, действовало по-военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, оперативно, целенаправленно, решало вопросы быстро сообразно непрерывно менявшейся ситуации. «В целом все изменения системы управления страной в годы войны были продиктованы чрезвычайными обстоятельствами и, как показал опыт, были вполне адекватными тем условиям и задачам, которые приходилось решать руководству». Победа советского народа 1945 г. не была предопределена заранее и справедливо считается победой государственной власти и управления, всех звеньев и должностных лиц этой системы. В управлении работали миллионы профессиональных, инициативных, смелых организаторов, применялись меры материального, морального поощрения, должностного продвижения, а также мобилизационные, жесткие дисциплинарные меры воздействия.
«Созданная еще в 1930-е годы административно-командная система продемонстрировала свои преимущества в чрезвычайных условиях войны» .
Особенностью государственного управления военного времени являлось своеобразное сочетание двух противоположных тенденций: централизации и децентрализации. Последняя присуща природе советского управления, обусловлена невозможностью детального управления только через высшие органы и из единого союзного центра. Обстановка требовала усиления самостоятельности отраслевых и местных органов управления, расширения прав их организационных структур, должностных лиц.
Особенность управления военного периода заключалась и в том, что его рабочий аппарат вынужден был функционировать в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 одного наркомата и других органов центрального звена управления в первые же месяцы войны покинули Москву 18, частично — 23, что обусловило кратковременную заминку в перестройке отдельных органов управления, частичное перераспределение их функций .
Значит, методика, которую применило руководство страны для достижения победы, оказалась правильной. Да, она была чрезвычайно жесткой, даже жестокой. Но ведь и война была такой же. Власти удалось достигнуть главного –консолидации своего общества. Лучше, чем сказал об этом сам Сталин, сказать нельзя: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1942-1943 годах… Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших надежд, уходите прочь, мы поставим другое правительство.. Но русский народ не пошел на это, ибо он Вери в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белади Л. Краус Т. Сталин М., Политиздат, 1989 320 с.
Берхин И. История СССР М., Высшая школа, 1987 704 с.
Бобылев П.Н. Точку в дискуссии ставить рано. К вопросу о планировании в Генштабе РККА возможности войны с Германией в 1940—1941 годах // Отечественная история. 2001. №1. С. 41—64.
Бройдо Г. В плену /Вечерняя Москва, 1995, 27 января
Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., 1979 г.
Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Киряна М.М. М., 1989 г.
Великая Отечественная война 1941-1945» М., 1985
Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. Изд. 3-е. М.: Воениздат, 1984.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. М., 1985.
Великая Отечественная война: люди, факты, документы М, Новости, 1990 700 с.
Верт А. Россия в войне 1941-1945, М-Л, Наука, 1967
Военные архивы России. М., 1993. Вып. 1
Волкогонов Д. Сталин. Политический портрет. М., Новости, 1996, Т.2, 700 с.
ГАРФ, ф. 9479, оп. 1, д. 9, л. 17.
Генеральный план «Ост»» ВИЖ 1960. № 1
Горьков Ю. ГКО постановляет… М., Олма-пресс, 2002
Грибанов В.П. Гражданское право в период Великой Отечественной войны
Грибанов В.П. Гражданское право в период Великой Отечественной войны;
Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. 29 июня 1941 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е. М., 1971. С. 18,19. Содержание этого мобилизующего документа изложено в выступлении И.В. Сталина по Всесоюзному радио 3 июля 1941 г.
Жуков Г. «Воспоминания и размышления» М., 1970, т.3
Закон о всеобщей воинской обязанности от 01.09.1939 г./Хрестоматия по истории государства и права под ред. Титова Ю. М.. Проспект, 2002
Исаев В.А. История государства и права России. М., 1997 г.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.3.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.4.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.5.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.6.
История второй мировой войны» М., 1975-82 т.4
История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996.
История Отечества в документах 1197-1993 М., Илби, 1994 Т.3 190 с.
История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1997.
К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945. Статистический сборник. М., 1995,
Кардашев В. Рокоссовский . М., ЖЗЛ, Молодая Гвардия, 1974 445 с.
Колосков А. История России. ХХ век М.. Дрофа, 2001 285 с.
Коняхин Л.Г. Трудовое право в годы Великой Отечественной войны;
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. С. 235; Сукиасян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. М., 1996.
Коровин В. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. - М., 2003.
Королев А.И. Великая Отечественная война и советская государственность// Изв. вузов. Правоведение, 1985, № 2.
Косыгин А.Н. «К великой цели. Избранные речи и статьи» М., 1979
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1983
Кукушкин, Ю Чистяков О. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987
Куликов В.В. Правосудие СССР в военные годы// Советское государство и право, 1975, № 5.
Лазарев В. Органы госбезопасности в годы Великой Отечественной войны Исторические чтения на Лубянке. 2000 г. ФСБ России. - М., 2001
Митяев А. 1418 дней М.. Детская литература, 1987,
О Комитете Обороны. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 9 апреля 1941 г. // Известия ЦК КПСС. 1990. №2.
Островский В. Старцев В. «История СССР» М., 1990
Островский В., Уткин А. История России. ХХ век, М, Дрофа, 1995 510 с.
Павлов А. Военная разведка СССР в 1941-1945 гг. // Новая и новейшая история. №2, 1995
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» М., 1965,
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» М., 1965,
Пернавский г. Страна уходит на Восток Восток /Из сборника : «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», Смоленск, Русич, 1995
Петров Ю. КПСС- организатор побед в Великой Отечественной войне /Вопросы истории, 1970 № 5 стр. 12-13
Печенкин А. Государственный комитет обороны в 1941 году М., Новости, 1994
Полян П.История и география принудительных депортаций в СССР Новосибирск, Слово, 2003
Постановление ГКО от 28 июля 1941 г. Приказ НКО от 1 августа 1941 г. Архив Министерства обороны СССР. Ф.67, оп.12018, л.1-9.
Потемкина М. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны / Отечественная история, 2002, № 3
Приказ № 270 /Военно- исторический журнал 1988, № 9
Прудникова Е. Берия. Последний рыцарь Сталина М., Нева, 2006, 620 с.
Россия, которую мы не знали. 1939—1993. Хрестоматия. Челябинск, 1995.
С.Каpа-Муpза. Истоpия советского госудаpства и пpава, 2003
Скобов А.В. История России (1917—1940). Учебное пособие по политической истории России. СПб.: «Иван Федоров», 2001. – 432 с.
Скрытая правда войны. 1941 г. Неизвестные документы М, Мысль, 1992
Сов .экономика в период Великой Отечественной войны» М., 1970
Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. 1. М., 1948.
Создание Ставки Главного Командования Вооруженных Сил СССР /Из сборника 60 лет Победы М., Воениздат, 2005, Т.1
Соколов Б. Георгий Жуков. Триумфы и падения М., АСТ-ПРЕСС, 2002, 590 с.
Ткачевский Ю.М. Уголовное право военного периода// Вестник МГУ. Серия 11. Право, 1985, № 3.
Ткачевский Ю.М. Уголовное право военного периода// Вестник МГУ. Серия 11. Право, 1985, № 3.
Тюрин Ю. «Два парада» М., 1995
Фриснер. Проигранные сражения М., Воениздат, 1966 380 с.
Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым . Из сборника Герои антигерои Отечества М, 1992
«Красный флот», 26 января 1947 г






Конституция СССР 1936г. // Образование и развитие СССР как союзного государства. Сборник законодательных и других нормативных актов. - М.,1972. с.112
Ст. 48 Конституции СССР 1936г. // Образование и развитие СССР как союзного государства. Сборник законодательных и других нормативных актов. - М.,1972. с.113
Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2000. – № 6 с.39
Политическая история. Россия - СССР - Российская Федерация в 2-х т. - М.:Терра, 1996. с.237
Курицын В.М. История государства и права России. 1929—1940 гг.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1998. с. 118
Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980. с. 94
Дмитриев Ю.А., Николаев A.M. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002. с. 153
Курицын В.М. История государства и права России. 1929—1940 гг.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1998. с. 127
Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 214
Кукушкин, Ю Чистяков О. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987 стр. 84
Горьков Ю. ГКО постановляет… М., Олма-пресс, 2002, стр. 30
Коржихина Т. П., Сенин Л. С. История российской государственности. М., 1995. С. 235
Жуков Г. «Воспоминания и размышления» М., 1970, т.1 стр.95

История Отечества в документах 1197-1993 М., Илби, 1994 Т.3. стр. 53
Соколов Б. Георгий Жуков. Триумфы и падения М., АСТ-ПРЕСС, 2002, стр. 226
Горьков Ю. ГКО постановляет… М., Олма-пресс, 2002, стр. 30
История Отечества в документах 1197-1993 М., Илби, 1994 Т.3. стр. 53
Печенкин А. Государственный комитет обороны в 1941 году М., Новости, 1994 стр. 54
Полян П.История и география принудительных депортаций в СССР Новосибирск, Слово, 2003 стр. 189
История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1997. С.412.
Сукиасян М. Л. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. М., 1996. С. 260.
История Отечества в документах 1197-1993 М., Илби, 1994 Т.3.. стр. 60
Волкогонов Д. Сталин. Политический портрет. М., Новости, 1996, Т.2, стр. 249
Коровин В. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. - М., 2003. - С. 83
Косыгин А.Н. «К великой цели. Избранные речи и статьи» М., 1979 т.1 стр 32.
Данилов В. Н. Война и власть: чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1996.с. 143
Великая Отечественная война, 1941 — 1945: Энциклопедия. М., 1985. С. 214.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 214
Закон о всеобщей воинской обязанности от 01.09.1939 г./Хрестоматия по истории государства и права под ред. Титова Ю. М.. Проспект, 2002, стр.367
Митяев А. 1418 дней М.. детская литература, 1987, стр.115
Известия ЦК КПСС. 1990. №2. С.203
Лазарев В. Органы госбезопасности в годы Великой Отечественной войны Исторические чтения на Лубянке. 2000 г. ФСБ России. - М., 2001. - С. 40.
Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: ОГИЗ — Госполитиздат, 1947

Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: ОГИЗ — Госполитиздат, 1947
Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: ОГИЗ — Госполитиздат, 1947
История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1997. С.412.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 214
Островский В. Старцев В. «История СССР» 1990 стр 30
История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996. С. 429,431.
«Великая Отечественная Война» Сборник документов М. 1985 г. т 1 стр. 120


Жуков Г. «Воспоминания и размышления» М., 1970, т.1 стр.95
«Великая Отечественная Война» Сборник документов М. 1985 г. т 1 стр. 124
Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым . Из сборника Герои антигерои Отечества М, 1992 стр.438
Лазарев В. Органы госбезопасности в годы Великой Отечественной войны Исторические чтения на Лубянке. 2000 г. ФСБ России. - М., 2001. - С. 40.
Лазарев В.И. Деятельность органов военной контрразведки в начальный период Великой Отечественной войны // Исторические чтения на Лубянке. 2000 г. ФСБ России. - М., 2001. - С. 40
Прудникова Е. Берия. Последний рыцарь Сталина М., Нева, 2006, стр. 144
Павлов А. Военная разведка СССР в 1941-1945 гг. // Новая и новейшая история. №2, 1995. С.27
История Отечества в документах 1197-1993 М., Илби, 1994 Т.3. стр. 56
Пернавский г. Страна уходит на Восток Восток /Из сборника : «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», Смоленск, Русич, 1995 стр. 343
Потемкина М. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны / Отечественная история, 2002, № 3
Пернавский г. Страна уходит на Восток /Из сборника : «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», Смоленск, Русич, 1995 стр. 343
Королев А.И. Великая Отечественная война и советская государственность// Изв. вузов. Правоведение, 1985, № 2.с. 34
Коняхин Л.Г. Трудовое право в годы Великой Отечественной войны; Грибанов В.П. Гражданское право в период Великой Отечественной войны; Ткачевский Ю.М. Уголовное право военного периода// Вестник МГУ. Серия 11. Право, 1985, № 3.
Берхин И. История СССР М., Высшая школа, 1987 стр. 356
Пернавский г. Страна уходит на Восток /Из сборника : «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», Смоленск, Русич, 1995 стр. 345
Верт А. Россия в войне 1941-1945, М-Л, Наука, 1967, стр. 144
Островский В., Уткин А. История России. ХХ век, М, Дрофа, 1995 стр. 260
Скрытая правда войны. 1941 г. Неизвестные документы М, Мысль, 1992 с. 219
Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. 1. М., 1948.с. 216
Колосков А. История России. ХХ век М.. Дрофа, 2001 стр. 137
60. Скобов А.В. История России (1917—1940). Учебное пособие по политической истории России. СПб.: «Иван Федоров», 2001. с. 241
ГАРФ, ф. 9479, оп. 1, д. 9, л. 12
С.Каpа-Муpза. Истоpия советского госудаpства и пpава, 2003 с. 221
ГАРФ, ф. 9479, оп. 1, д. 9, л. 17.
К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945. Статистический сборник. М., 1995, стр. 31
Бройдо Г. В плену /Вечерняя Москва, 1995, 27 января
Создание Ставки Главного Командования Вооруженных Сил СССР /Из сборника 60 лет Победы М., Воениздат, 2005, Т.1 стр. 156
Приказ № 270 /Военно- исторический журнал 1988, № 9 стр. 27
Соколов Б. Георгий Жуков. Триумфы и падения М., АСТ-ПРЕСС, 2002, стр. 578
Великая Отечественная война: люди, факты, документы М, Новости, 1990, стр. 435
Прудникова Е. Берия. Последний рыцарь Сталина М., Нева, 2006, стр. 148
Сафрончук В. С // Отечественная история. 1997. № 2. С. 194-195.с. 46-76
Там же
Военные архивы России. М., 1993. Вып. 1 с. 58
Там же
Военные архивы России. М., 1993. Вып. 1с. 83
Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. Изд. 3-е. М.: Воениздат, 1984.
Белади Л. Краус Т. Сталин М., Политиздат, 1989, стр. 155












2


1.Белади Л. Краус Т. Сталин М., Политиздат, 1989 320 с.
2. Берхин И. История СССР М., Высшая школа, 1987 704 с.
3.Бобылев П.Н. Точку в дискуссии ставить рано. К вопросу о планировании в Генштабе РККА возможности войны с Германией в 1940—1941 годах // Отечественная история. 2001. №1. С. 41—64.
4.Бройдо Г. В плену /Вечерняя Москва, 1995, 27 января
5.Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., 1979 г.
6.Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Киряна М.М. М., 1989 г.
7.Великая Отечественная война 1941-1945» М., 1985
8.Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. Изд. 3-е. М.: Воениздат, 1984.
9.Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. М., 1985.
10.Великая Отечественная война: люди, факты, документы М, Новости, 1990 700 с.
11. Верт А. Россия в войне 1941-1945, М-Л, Наука, 1967
12.Военные архивы России. М., 1993. Вып. 1
13.Волкогонов Д. Сталин. Политический портрет. М., Новости, 1996, Т.2, 700 с.
14.ГАРФ, ф. 9479, оп. 1, д. 9, л. 17.
15.Генеральный план «Ост»» ВИЖ 1960. № 1
16.Горьков Ю. ГКО постановляет… М., Олма-пресс, 2002
17.Грибанов В.П. Гражданское право в период Великой Отечественной войны
18.Грибанов В.П. Гражданское право в период Великой Отечественной войны;
19.Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. 29 июня 1941 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е. М., 1971. С. 18,19. Содержание этого мобилизующего документа изложено в выступлении И.В. Сталина по Всесоюзному радио 3 июля 1941 г.
20.Жуков Г. «Воспоминания и размышления» М., 1970, т.3
21.Закон о всеобщей воинской обязанности от 01.09.1939 г./Хрестоматия по истории государства и права под ред. Титова Ю. М.. Проспект, 2002
22.Исаев В.А. История государства и права России. М., 1997 г.
23.История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.3.
24.История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.4.
25.История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.5.
26.История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.6.
27.История второй мировой войны» М., 1975-82 т.4
28.История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996.
29.История Отечества в документах 1197-1993 М., Илби, 1994 Т.3 190 с.
30.История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1997.
31.К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945. Статистический сборник. М., 1995,
32.Кардашев В. Рокоссовский . М., ЖЗЛ, Молодая Гвардия, 1974 445 с.
33. Колосков А. История России. ХХ век М.. Дрофа, 2001 285 с.
34.Коняхин Л.Г. Трудовое право в годы Великой Отечественной войны;
35.Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. С. 235; Сукиасян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. М., 1996.
36. Коровин В. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. - М., 2003.
37.Королев А.И. Великая Отечественная война и советская государственность// Изв. вузов. Правоведение, 1985, № 2.
38.Косыгин А.Н. «К великой цели. Избранные речи и статьи» М., 1979
39.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1983
40.Кукушкин, Ю Чистяков О. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987
41.Куликов В.В. Правосудие СССР в военные годы// Советское государство и право, 1975, № 5.
42. Лазарев В. Органы госбезопасности в годы Великой Отечественной войны Исторические чтения на Лубянке. 2000 г. ФСБ России. - М., 2001
43. Митяев А. 1418 дней М.. Детская литература, 1987,
44.О Комитете Обороны. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 9 апреля 1941 г. // Известия ЦК КПСС. 1990. №2.
45.Островский В. Старцев В. «История СССР» М., 1990
46. Островский В., Уткин А. История России. ХХ век, М, Дрофа, 1995 510 с.
47. Павлов А. Военная разведка СССР в 1941-1945 гг. // Новая и новейшая история. №2, 1995
48.Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» М., 1965,
49.Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» М., 1965,
50. Пернавский г. Страна уходит на Восток Восток /Из сборника : «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», Смоленск, Русич, 1995
51.Петров Ю. КПСС- организатор побед в Великой Отечественной войне /Вопросы истории, 1970 № 5 стр. 12-13
52. Печенкин А. Государственный комитет обороны в 1941 году М., Новости, 1994
53. Полян П.История и география принудительных депортаций в СССР Новосибирск, Слово, 2003
54.Постановление ГКО от 28 июля 1941 г. Приказ НКО от 1 августа 1941 г. Архив Министерства обороны СССР. Ф.67, оп.12018, л.1-9.
55.Потемкина М. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны / Отечественная история, 2002, № 3
56. Приказ № 270 /Военно- исторический журнал 1988, № 9
57. Прудникова Е. Берия. Последний рыцарь Сталина М., Нева, 2006, 620 с.
58.Россия, которую мы не знали. 1939—1993. Хрестоматия. Челябинск, 1995.
59.С.Каpа-Муpза. Истоpия советского госудаpства и пpава, 2003
60.Скобов А.В. История России (1917—1940). Учебное пособие по политической истории России. СПб.: «Иван Федоров», 2001. – 432 с.
61.Скрытая правда войны. 1941 г. Неизвестные документы М, Мысль, 1992

62.Сов .экономика в период Великой Отечественной войны» М., 1970
63.Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. 1. М., 1948.
64. Создание Ставки Главного Командования Вооруженных Сил СССР /Из сборника 60 лет Победы М., Воениздат, 2005, Т.1
65.Соколов Б. Георгий Жуков. Триумфы и падения М., АСТ-ПРЕСС, 2002, 590 с.
66.Ткачевский Ю.М. Уголовное право военного периода// Вестник МГУ. Серия 11. Право, 1985, № 3.
67.Ткачевский Ю.М. Уголовное право военного периода// Вестник МГУ. Серия 11. Право, 1985, № 3.
68.Тюрин Ю. «Два парада» М., 1995
69.Фриснер. Проигранные сражения М., Воениздат, 1966 380 с.
70.Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым . Из сборника Герои антигерои Отечества М, 1992
71.«Красный флот», 26 января 1947 г

Вопрос-ответ:

Какие изменения произошли в системе государственной власти СССР в связи с началом Великой Отечественной войны?

С началом войны произошли существенные изменения в системе государственной власти СССР. Для централизации управления и координации обороноспособности страны был создан Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый И.В. Сталиным. В связи с этим, прервали свою деятельность совет министров, все решения теперь принималось ГКО. Кроме того, внесены изменения в структуру Совета народных комиссаров, были созданы новые комитеты и комиссии. Также был проведен перевод большинства предприятий на военное производство и установлен режим военного положения, что также повлекло за собой изменения в системе государственной власти.

Какие изменения произошли в законодательстве СССР в начальном этапе Великой Отечественной войны?

В начальном этапе Великой Отечественной войны были внесены существенные изменения в законодательство СССР. Были приняты законы и указы, направленные на ужесточение штрафных санкций за преступления против безопасности государства, а также на укрепление военного законодательства. Были установлены особые порядки работы судебных органов, предусмотрены меры принудительного характера для обеспечения обороноспособности страны. Также были приняты законы о мобилизации, военном положении и организации населения на участие в работе фронта и тыла.

Кто возглавлял Государственный комитет обороны?

Государственный комитет обороны (ГКО), созданный в связи с началом Великой Отечественной войны, возглавлял Иосиф Виссарионович Сталин.

Какие органы власти и управления были в СССР во время Великой Отечественной войны?

В СССР во время Великой Отечественной войны действовали органы власти и управления, определенные Конституцией 1936 года. Главными органами были Верховный Совет СССР, который был высшим законодательным органом, и Совет Народных Комиссаров (Совнарком), который был исполнительным органом власти.

Какие изменения произошли в системе государственной власти СССР в связи с началом Великой Отечественной войны?

В связи с началом Великой Отечественной войны в СССР были внесены изменения в систему государственной власти. Верховный Совет СССР переходил в режим военного времени, а Совет Народных Комиссаров был заменен Государственным Комитетом обороны. Также были изменены полномочия и структура некоторых органов власти.

Какие изменения произошли в законодательстве СССР в начальном этапе Великой Отечественной войны?

В начальном этапе Великой Отечественной войны в СССР были внесены изменения в законодательство. Были приняты законы и указы, направленные на мобилизацию и поддержку фронта, на укрепление обороны страны. Также были введены особые военные законы и меры, связанные с военным положением.

Чем занимался Государственный комитет обороны в годы Великой Отечественной войны?

Государственный комитет обороны занимался руководством государственными делами СССР в годы Великой Отечественной войны. Он принимал решения по всем вопросам военного, экономического, политического и других сфер. ГКО был высшим органом исполнительной власти и выполнял функцию централизованного управления страной в условиях войны.

Какие изменения произошли в системе государственной власти СССР в начале Великой Отечественной войны?

В начале Великой Отечественной войны произошли значительные изменения в системе государственной власти СССР. Одним из основных изменений было создание Государственного комитета обороны, который стал высшим органом власти и управления на период войны. Также были созданы Всесоюзный комитет обороны и его филиалы в республиках, осуществляющие групповое руководство всеми силами и средствами государства в различных сферах. Высшие органы Советского государства, включая Совет Народных Комиссаров (СНК), теперь выполняли функции исполнительной власти. В это же время были приняты меры по укреплению патриотической мобилизации населения и созданию общественно-политической системы, способствующей успешной войне.