Личность современного преступника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминология
  • 2525 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 30.01.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Изучение личности современного преступника
1.1Основные подходы к изучению личности преступника
1.2Черты личности преступника
2Изучение характеристик личности современного преступника
2.1Классификация и типология преступников
2.2Формирование личности преступника
Заключение
Библиографический список
Фрагмент для ознакомления

Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение, следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.
При всей ценности весьма многочисленных данных о неблагополучных или неполных семьях остается непонятным, почему многие «выходцы» из таких семей никогда не совершают противоправных действий. К числу же неблагополучных семей относят только те, в которых родители совершают противоправные или аморальные действия. Отсутствие, например, отца или его аморальное поведение далеко не всегда формируют личность правонарушителя. Поэтому следует считать, что решающую роль играет не состав семьи, не отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, пусть и противоправное поведение, а главным образом их эмоциональное отношение к ребенку, его принятия или, напротив, отвержение.
Однако условия жизни ребенка не прямо и непосредственно определяют его психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности, прежде всего из-за того, в каких взаимоотношениях со средой находится человек, какими биологическими чертами он обладает. Средовые влияния воспринимаются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются.
Психологическое отчуждение ребенка родителями – не единственная причина формирования личности преступника. Нередко это происходит иным путем: у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но именно последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения (например, постоянно пьянствуют, учиняют хулиганские действия и т.д.). Поскольку же тесные контакты с ними имеются, подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки. Этот путь криминогенного заражения личности достаточно хорошо известен практическим работникам правоохранительных органов.
Отвержение родителями ребенка, отсутствие родительской заботы и попечения могут иметь место в явной форме. Чаще всего это случаи, когда его бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дома, не кормят, никогда не проявляют заботы и т.д., наносят ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребенка может быть скрытым, отношения между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители, и дети, причем делают это скорее невольно, непреднамеренно. Ведь даже для взрослого человека очень травматично признавать, да еще открыто, что родители его не любили, что он был им в тягость и т.д. Осужденные в местах лишения свободы не часто делают признания об этом, поскольку для них в их бедственном положении помощь, сочувствие и любовь родителей чрезвычайно важны, даже если с ними ранее никакой близости не было.
Отсутствие надлежащих семейных контактов особенно пагубно для девочек. Во-первых, почти все отвергнутые семьей девочки слишком рано начинают половую жизнь, быстро деморализуются, их интимные связи приобретают беспорядочный характер. Во-вторых, оторвавшись от семьи, школы, выйдя за пределы нормального человеческого общения, таким девушкам очень трудно, а иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих.
Формирование и последующее развитие будущих преступников складываются так, что по сравнению с другими они нередко совершенно иначе видят окружающий мир и соответственно реагируют на его воздействие. Их ведущей чертой становится постоянное стремление к самоутверждению, к самоприятию, защите себя и своего «Я», отстаиванию своего места в жизни. Тенденция к утверждению и самоутверждению может осуществляться за счет снижения статуса другого человека, его унижения и даже уничтожения. Именно такие люди обладают наибольшей степенью внутренней несвободы и весьма предрасположены к противоправному поведению.
Наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, опасения небытия являются фундаментальными особенностями такой личности и качественно отличают преступника от непреступника. Эти особенности возникают в результате неблагоприятного формирования личности начиная с детских лет. При их наличии человек может совершать преступления потому, чтобы не разрушить его представление о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло приемлемое для него его биологическое и социальное бытие.
В нашей стране в силу социального кризиса есть ряд объективных факторов, формирующих высокий уровень тревожности личности: значительное расслоение общества в связи с разным уровнем материальной обеспеченности; социальная напряженность; утеря людьми, особенно молодыми, привычных жизненных ориентиров и идеологических ценностей, некоторое ослабление родственных, семейных, производственных и иных связей, социального контроля; постепенное возрастания числа тех, кто в современном производстве не может найти себе место.
Значительно возросшие за последние годы агрессивность и жестокость людей, выражающиеся в росте насильственных преступлений, прямо связаны с нарушением эмоциональных нарушений в семье. Эти коммуникации сейчас ослабли, семья меньше, чем ранее, способна эффективно контролировать поведение своих членов, которые, в свою очередь, далеко не всегда находят в ней возможность психологической разрядки и отдыха. Семья перестала в должной мере обучать женщину состраданию, сочувствию, мягкости, причем надо отметить, что если родители ее не любили и не заботились о ней, то она вряд ли сможет научить этому своих детей. Понятно, что все это негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, активно способствуя росту правонарушений среди подростков.
Неблагоприятное формирование личности продолжается в антиобщественных малых неформальных группах сверстников. Последние, как правило, представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьей детей – и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга социальную и психологическую ценность. Дело в том, что групповая сплоченность и постоянное общение позволяют им устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто чуждое и враждебное. Естественно, некоторые его важные нормы перестают регулировать их поведение.
Отторгнутый родительской семьей индивид почти всегда попадает под сильнейшее влияние антиобщественной группы сверстников, участники которой, как правило, совершают преступления. Под влиянием группы формируются установки и ценностные ориентации, включающие способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это очень важный момент, поскольку не всегда противоправны сами мотивы и цели поведения, таковыми чаще являются способы реализации мотивов и достижения целей. Например, противоправно не стремление разбогатеть, а то, каким путем приобретается достаток. Уголовно наказуемым способом может научить семья, но чаще это делает именно группа.
Личность преступника формируется не только под влиянием микросферы (семьи, иных малых социальных групп), но и широких, макросоциальных явлений и процессов. Они действуют двояко: непосредственно, особенно с помощью средств массовой информации, и опосредованно, через микроокружение.
Опасения, тревоги, страхи не могут не оказывать существенного влияния на формирование личности современного преступника, но среди преступников достаточно часто встречаются волевые, уверенные в себе личности, активно подчиняющие себе окружающих людей. Это в особенности относится к членам и руководителям организованных преступных сообществ.


Заключение

Большое значение для криминологической науки имеет вопрос о личности преступника. А изучение этой темы играет большую роль в профилактической деятельности по предупреждению преступлений, где решающее значение имеет учет личностного фактора.
Условия и причины совершения определенного преступления неразрывно связаны с личностью преступника. Поэтому необходимо глубокое изучение социальной микро и макросреды формирования личности, конкретной ситуации совершения преступления.
При выборе меры уголовно-правового воздействия, суд руководствуется тремя основными факторами: общественно опасным деянием, обстоятельствами смягчающими или отягчающими ответственность и личностью виновного, и личность виновного играет самостоятельную и важную роль при назначении судами обоснованного и справедливого наказания. Также, в основу методики индивидуализации наказания с учетом личности преступника положена типология личности.
В деятельности правоохранительных органов в последние годы стал использоваться метод составления психологического портрета, формирование которого, зависит непосредственно, от исследований в области личности преступника. Это метод основан на положении о том, что в преступлениях, как правило, особо тяжких, проявляется психология и психопатия преступника. Этот метод состоит в том, что на основе обработки следственных и оперативных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывают его предполагаемые физические, социальные и психологические, характеристики.


Библиографический список

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 2005.
Арсеньева М.И., Изучение личности несовершеннолетних и деятельности по предупреждению. М., 2005.
Бурлаков В.Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. СПб., 2007.
Вельчев А.Д., Мошак Г.Г Подросток и правонарушение. Кишинев, 2000.
Дубинин Н.П., Карису И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 2004.
Звечаровский И.Э. Уголовно-правовые нормы, поощряющие посткриминальное поведение личности. Иркутск, 2003
Костенко А.Н. Криминальный произвол: социопсихология воли и сознание преступника. Киев, 2000.
Лысягин О.Б. Характеристика осужденных, отбывающих наказание. М, 2006
Маврин А.Г., Середа Е.В. Характеристика осужденных за имущественные преступления. М., 2004.
Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. М., 2007.
Пилипейченко Ю.Г. Криминологические и психологопедагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 2005.
Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 2005.

Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. М., 2007
Костенко А.Н. Криминальный произвол: социология воли и сознания преступника. Киев, 2000
Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. Кишинев, 2000
Бурлаков В.Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. СПб., 2007
Лысягин О.Б. Характеристика осужденных за имущественные преступления. М., 2006
Пилипейченко Ю.Г. Криминологические и психологопедагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 2005
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 2005
Дубинин Н.П., Карису И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 2004
Костенко А.Н. Криминальный произвол: социология воли и сознание преступника. Киев, 2000
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 2004.
Звечаровский И.Э. Уголовно-правовые нормы, поощряющие посткриминальное поведение личности. Иркутск, 2003
Серебрякова В.А. Корыстные преступления, совершаемые женщинами. М., 2005
Эминов В., Еникеев М. Криминологические проблемы юридической психологии // Уголовное право. 2006. №2. М.
Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 2005
Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 2005
Арсеньева М.И. Изучение личности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению. М., 2005
Бурлаков А.Д. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. СПб., 2007
Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 2005









2

1.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 2005.
2.Арсеньева М.И., Изучение личности несовершеннолетних и деятельности по предупреждению. М., 2005.
3.Бурлаков В.Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. СПб., 2007.
4.Вельчев А.Д., Мошак Г.Г Подросток и правонарушение. Кишинев, 2000.
5.Дубинин Н.П., Карису И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 2004.
6.Звечаровский И.Э. Уголовно-правовые нормы, поощряющие посткриминальное поведение личности. Иркутск, 2003
7.Костенко А.Н. Криминальный произвол: социопсихология воли и сознание преступника. Киев, 2000.
8.Лысягин О.Б. Характеристика осужденных, отбывающих наказание. М, 2006
9.Маврин А.Г., Середа Е.В. Характеристика осужденных за имущественные преступления. М., 2004.
10.Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. М., 2007.
11.Пилипейченко Ю.Г. Криминологические и психологопедагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 2005.
12. Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 2005.

Вопрос-ответ:

Какие подходы существуют к изучению личности современного преступника?

Основными подходами к изучению личности современного преступника являются криминалистический, психологический и социологический подходы. Криминалистический подход основан на изучении жизненного пути и совершенных преступлений. Психологический подход призван выявить особенности нравственного развития, интеллектуальных способностей и психического состояния преступника. Социологический подход исследует социальные условия, в которых формируется личность преступника, и его взаимодействие с окружающей средой.

Какие черты личности свойственны преступнику?

Среди основных черт личности преступника можно выделить недостаток эмпатии и сочувствия, низкую самоконтрольность, повышенную агрессивность и склонность к рисковому поведению, низкую уровень нравственности и этичности, а также наличие определенных психических расстройств, таких как психопатия, садизм или нарциссизм.

Какие характеристики личности современного преступника изучаются?

Изучение характеристик личности современного преступника включает анализ его психологических особенностей, социального статуса, образования, материального положения, воспитания и многих других факторов, которые могут влиять на формирование преступной личности.

Как происходит классификация и типология преступников?

Классификация и типология преступников осуществляются на основе различных критериев, таких как тип преступления, мотивация, сфера преступной деятельности и т.д. Например, преступники могут быть разделены на насильственных, имущественных, наркотических и др. Также существуют типологии, основанные на психологических и социальных характеристиках преступников.

Какие факторы влияют на формирование личности преступника?

Формирование личности преступника зависит от множества факторов, включая семейное воспитание, образование, социальное окружение, экономическое положение, наличие или отсутствие психических расстройств и многие другие. Каждый преступник уникален и его личность формируется под влиянием конкретных обстоятельств и факторов.

Какие основные подходы используются для изучения личности современного преступника?

Для изучения личности современного преступника используются различные подходы. Одним из основных подходов является психологический анализ, который позволяет установить психологические особенности преступника и понять мотивы его преступных действий. Также применяется социологический подход, который исследует социальные условия, влияющие на формирование личности преступника. Некоторые исследователи также используют биологический подход, чтобы выявить наследственные факторы, влияющие на склонность к преступности.

Какие черты личности присущи современному преступнику?

Личность современного преступника обычно характеризуется рядом особых черт. Это могут быть агрессивность, безответственность, низкий уровень эмпатии, склонность к рисковому поведению и пренебрежение правилами общества. Также нередко преступники обладают низким уровнем самоконтроля, часто испытывают проблемы в общении и имеют трудности с адаптацией к социуму.

Как осуществляется изучение характеристик личности современного преступника?

Изучение характеристик личности современного преступника происходит посредством проведения различных исследований. Исследователи анализируют множество кейсов преступлений, изучают досье преступников и проводят интервью с сами преступниками. Также применяются психологические тесты, опросники и наблюдения, чтобы получить более полное представление о личности преступника и его мотивах.

Как классифицируются и типологизируются преступники?

Преступники могут быть классифицированы и типологизированы на основе различных критериев. Например, можно классифицировать преступников по типам преступлений, которые они совершают, такие как кражи, убийства, наркотические преступления и др. Также преступники могут быть классифицированы по возрасту, полу, образованию и другим социально-демографическим признакам. Типологизация преступников подразумевает разделение их на группы или категории на основе определенных признаков, таких как мотивы, характеристики личности и т.д.