Органы опеки и попечительства и их функции

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Семейное право
  • 7777 страниц
  • 66 + 66 источников
  • Добавлена 09.06.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Органы опеки и попечительства: понятие и правовой статус
1.1. Понятие органов опеки и попечительства
1.2. Правовой статус органов опеки и попечительства
Глава 2. Функции и деятельность органов опеки и попечительства
2.1. Значение и функции органов опеки и попечительства
2.2. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав
несовершеннолетних граждан
2.3. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав других граждан
Заключение
Библиографический список
Проект Федерального закона "Об опеке и попечительстве"

Фрагмент для ознакомления

Отношения по опеке и попечительству над несовершеннолетними регулируются также Семейным кодексом Российской Федерации и иными актами семейного законодательства.
2. Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Федеральным законом. Нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 5. Задачи государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства
Задачами государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства являются:
- обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан;
- защита прав и свобод граждан, находящихся под опекой и попечительством;
- обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- обеспечение государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;
- обеспечение исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.

Статья 6. Основные принципы государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства
Деятельность в области опеки и попечительства осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;
- подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;
- обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных;
- государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Глава 2. Органы опеки и попечительства: понятие и функции

Статья 7. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего муниципального образования. Органы опеки и попечительства могут быть как коллегиальными, так и единоличными. Наименования органов опеки и попечительства, а также распределение между ними функций по опеке и попечительству над различными категориями подопечных определяются законом субъекта Российской Федерации.
2. В уставе или ином акте, регламентирующем деятельность соответствующего органа местного самоуправления, должно быть прямо указано на наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Статус органа опеки и попечительства дает ему право назначать и отстранять опекунов и попечителей, объявлять несовершеннолетнего полностью дееспособным, выдавать разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста, исполнять другие функции органов опеки и попечительства, возложенные на них законодательством, в том числе заключать от имени муниципального образования договоры доверительного управления имуществом подопечных.
4. По всем вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства выносят акты, которые могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
5. Функции органа опеки и попечительства по отношению к подопечному выполняет тот орган, который произвел установление опеки или попечительства в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При перемене места жительства подопечного орган, установивший опеку или попечительство, обязан в течение трех дней со дня, когда ему стало об этом известно, направить дело подопечного в соответствующий орган по новому месту жительства гражданина. Если новое место жительства или место пребывания подопечного неизвестно, орган опеки и попечительства по его прежнему месту жительства обязан обратиться в органы внутренних дел с заявлением о розыске подопечного. Расходы по розыску подопечных взыскиваются с опекунов (попечителей), не сообщивших в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона органу опеки и попечительства о перемене места жительства подопечного.
Орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного выполняет соответствующие функции со дня получения дела подопечного.

Статья 8. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
- выявление лиц, нуждающихся в установлении опеки или попечительства;
- принятие мер по установлению опеки или попечительства, назначению помощника дееспособным гражданам, помещению граждан в соответствии с законом в социальные, лечебные, воспитательные и иные заведения;
- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, выполняющих обязанности опекунов или попечителей;
- контроль за имуществом лиц, находящихся под опекой или попечительством или помещенных в специальные учреждения, на которые возложены обязанности опекунов или попечителей.
2. Органы опеки и попечительства выполняют также иные задачи, возложенные на них законодательством, в том числе задачи охраны прав несовершеннолетних лиц, не переданных под опеку или попечительство.

Статья 9. Полномочия органа опеки и попечительства
1. Орган опеки и попечительства вправе:
- подавать заявление в суд о признании гражданина недееспособным или ограничении дееспособности гражданина;
- устанавливать опеку и попечительство;
- подавать заявление в суд о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
- осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, выполняющих обязанности опекунов или попечителей;
- освобождать и отстранять опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдавать разрешение на совершение сделок с имуществом подопечных;
- заключать от имени муниципального образования договор доверительного управления имуществом подопечных;
- представлять интересы несовершеннолетних, а также недееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов или попечителей по представительству интересов подопечных противоречат закону или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны или попечители не осуществляют защиту интересов подопечных;
- разрешать раздельное проживание попечителей с несовершеннолетними подопечными в предусмотренных законом случаях.
2. Перечисленные в пункте 1 настоящей статьи действия обязательны для совершения органами опеки и попечительства во всех случаях, когда того требуют интересы недееспособных или не полностью дееспособных лиц. Неисполнение органом опеки и попечительства в необходимых случаях указанных обязанностей влечет применение предусмотренных законодательством мер ответственности.
3. Законодательством на органы опеки и попечительства возлагаются также иные полномочия, как связанные, так и не связанные с установлением опеки или попечительства.

Глава 3. Правовой статус опекунов и попечителей

Статья 10. Назначение опекунов и попечителей
1. Основанием возникновения отношений между опекуном (попечителем) и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Вынесение такого акта требуется и при устройстве лица под опеку (попечительство) по договору, в частности, по договору о создании приемной семьи. Случаи, в которых устройство лица под опеку (попечительство) допускается по договору, а также условия осуществления опеки (попечительства) по договору, могут быть установлены постановлением Правительства Российской Федерации, а также семейным законодательством.
При осуществлении опеки (попечительства) по договору права и обязанности опекуна (попечителя) по представительству и защите прав и интересов подопечного возникают с момента вынесения акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Иные права и обязанности опекунов (попечителей), в том числе права и обязанности по обеспечению подопечного уходом и лечением, а в отношении несовершеннолетнего подопечного - по его обучению и воспитанию, возникают с момента заключения договора.
2. Опека и попечительство в отношении совершеннолетних лиц устанавливаются по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних - Семейным кодексом Российской Федерации.
Лицам, помещенным на постоянной основе в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Временное помещение подопечного в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении подопечного.
3. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет такие обязанности со дня, когда было произведено отобрание ребенка у родителей или лиц, на попечении которых ребенок находился.
Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным гражданином, над которым своевременно не была установлена опека или попечительство, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
Вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
4. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) может быть указан срок действия полномочий опекуна (попечителя), определяемый периодом времени или указанием на наступление определенного события.
5. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 11. Обязанности органа опеки и попечительства при установлении патронажа над дееспособными гражданами
1. Орган опеки и попечительства обязан выявлять совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
2. Осуществляющий патронаж помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина назначается органом опеки и попечительства с согласия такого гражданина в течение месяца со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости такого назначения.
3. Орган опеки и попечительства обязан контролировать исполнение обязанностей помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина и извещать патронируемого о допущенных помощником нарушениях, которые могут быть основанием для расторжения заключенного между ними договора.

Статья 12. Порядок определения лица, назначаемого опекуном или попечителем
1. Требования к личности опекуна или попечителя устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними - Семейным кодексом Российской Федерации.
2. С целью получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя органам опеки и попечительства предоставляется право запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях, а также право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления соответствующих сведений. Информация, документы и их копии, необходимые для установления опеки и попечительства, предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
3. Орган опеки и попечительства имеет право потребовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволяет установить его способность быть опекуном или попечителем.
Сведения, полученные органом опеки и попечительства, представляют собой конфиденциальную информацию и не подлежат разглашению за исключением случаев, установленных законом.
4. Родитель ребенка вправе назначить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку, сделав соответствующее распоряжение в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, или в завещании в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании. При назначении указанного родителем лица должны быть соблюдены общие требования закона к личности опекуна и попечителя.
5. Родители ребенка могут подать совместное заявление в орган опеки и попечительства о назначении их ребенку опекуна (попечителя) на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием кандидатуры опекуна (попечителя). В случае, если ребенок проживает только с одним из родителей, назначение производится по заявлению этого родителя. При назначении указанного родителем (родителями) лица должны быть соблюдены общие требования закона к личности опекуна и попечителя. В акте о назначении опекуна (попечителя) должен быть указан срок действия полномочий этого лица.
6. При назначении опекуна ребенку, достигшему десяти лет, обязателен учет мнения этого ребенка.
Несовершеннолетний, достигший четырнадцати лет, вправе путем подачи заявления в орган опеки и попечительства указать то лицо, которое он желал бы иметь своим попечителем. Орган опеки и попечительства может своим актом отказать в назначении этого гражданина попечителем только в случае, если такое назначение противоречит закону или интересам ребенка.
7. Преимущество перед иными лицами, претендующими на назначение опекуном или попечителем, имеют дети, родители, супруги, бабушки и дедушки, внуки, братья и сестры подопечного.
8. Каждому гражданину, нуждающемуся в опеке или попечительстве, назначается один опекун или попечитель.
При необходимости орган опеки и попечительства может назначить несколько опекунов или попечителей, в частности, при осуществлении устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Если подопечному назначено более одного опекуна или попечителя, то действия по представительству и защите прав и интересов подопечного должны совершаться одновременно всеми опекунами или попечителями.
Обязанности по обеспечению подопечного уходом и лечением, а в отношении несовершеннолетнего подопечного - по обучению и воспитанию, могут быть распределены между опекунами (попечителями) актом о назначении или договором об осуществлении опеки (попечительства), заключаемом в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Если эти обязанности не распределены, то все опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
9. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. При необходимости назначить это лицо опекуном или попечителем второго и последующих подопечных орган опеки и попечительства обязан в своем акте о назначении указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено иное лицо. При возникновении противоречий между интересами нескольких подопечных одного и того же опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства обязан назначить для разрешения спора или заключения соглашения отдельного представителя каждому из подопечных.

Статья 13. Предварительная опека (попечительство)
В случаях, когда в интересах недееспособного или не полностью дееспособного лица требуется осуществить его немедленное устройство, орган опеки и попечительства вправе произвести временное назначение опекуна (попечителя) без соблюдения порядка, установленного настоящим законом. Такая опека (попечительство) прекращается, если до истечения двух месяцев со дня вынесения акта о временном назначении опекуна (попечителя) не будет произведено установление опеки (попечительства) в общем порядке. Если в указанный срок орган опеки и попечительства производит такое назначение, то права и обязанности опекуна (попечителя) считаются возникшими с момента вынесения акта о временном назначении.

Статья 14. Права и обязанности опекунов и попечителей
1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством, а права и обязанности опекунов и попечителей над несовершеннолетними дополнительно устанавливаются семейным законодательством.
2. Со дня назначения несовершеннолетнему гражданину опекуна (попечителя) права и обязанности по представительству и защите интересов несовершеннолетнего, в том числе право выбора образовательного учреждения и право предоставления общения с ребенком, полностью переходят к опекуну (попечителю). При этом родители, родственники ребенка или его усыновители сохраняют иные права и обязанности по отношению к ребенку, если иное не предусмотрено законом. Действия опекуна (попечителя) несовершеннолетнего могут быть обжалованы родителями, родственниками ребенка или его усыновителями в орган опеки и попечительства. При неисполнении опекуном (попечителем) распоряжения органа опеки и попечительства указанные лица вправе обратиться в суд с требованием о защите принадлежащих им прав.
3. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
4. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Федеральным законом могут быть предусмотрены случаи, в которых попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного.
5. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за выбытием с прежнего места жительства.

Статья 15. Вознаграждение опекунов и попечителей
1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
2. При наличии необходимости в оплате действий опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе заключить от имени муниципального образования договор с этим лицом о выплате вознаграждения за исполнение обязанностей опекуна (попечителя). Договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств муниципального бюджета, а также могут быть предусмотрены иные способы расчетов, в том числе выплата вознаграждения третьими лицами. Порядок заключения и исполнения договоров о выплате вознаграждения за исполнение обязанностей опекуна (попечителя) устанавливается положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Актом органа опеки и попечительства отдельным опекунам или попечителям, добросовестно исполняющим свои обязанности, может быть разрешено безвозмездно использовать имущество подопечных в своих целях. В акте органа опеки и попечительства должны быть указаны виды имущества, в отношении которого разрешено пользование, а также срок пользования. Орган опеки и попечительства вправе запретить такое использование при обнаружении неисполнения или ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей, а также при существенном нарушении имущественных прав и интересов подопечного.
4. Порядок пользования опекунами (попечителями) жилыми помещениями подопечных определяется жилищным законодательством.
Актом органа опеки и попечительства опекуну или попечителю, добросовестно исполняющему свои обязанности, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств может быть разрешено временное пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности подопечному, если это не противоречит интересам подопечного. При обнаружении неисполнения или ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей, при использовании им жилого помещения не по назначению, а также при разрушении или порче жилого помещения орган опеки и попечительства вправе вынести акт о прекращении права опекуна (попечителя) пользования жилым помещением подопечного.

Глава 4. Правовой режим имущества подопечных

Статья 16. Имущество подопечных
1. Подопечные приобретают права на имущество по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
2. Имущество опекунов (попечителей) и подопечных является раздельным.
3. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов (попечителей) с их согласия.
4. Опекуны (попечители) не вправе использовать имущество подопечных в своих интересах целях за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 17. Охрана имущества подопечных
1. Опекуны или попечители (за исключением попечителей над гражданами, ограниченными в дееспособности) обязаны в 3-дневный срок после установления опеки или попечительства принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение.
Опись имущества подопечного составляется при назначении опекуна (попечителя), а также при прекращении опеки (попечительства) в присутствии представителей жилищно-эксплуатационной организации либо органов внутренних дел в двух экземплярах, подписывается опекуном или попечителем и представителем органа опеки и попечительства. Один экземпляр описи передается опекуну (попечителю), другой подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.
В случае, если имущество подопечного находится у третьих лиц не на законном основании, опекун или попечитель обязан незамедлительно подать иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры к защите имущественных прав подопечного.
2. Несовершеннолетний подопечный, достигший четырнадцати лет, имеет право присутствовать при составлении описи его имущества во всех случаях.
3. Не требуется передачи опекуну или попечителю имущества, в отношении которого в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор доверительного управления.
4. Опекун или попечитель обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения его стоимости и способствовать извлечению дохода от имущества. Исполнение этих обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

Статья 18. Распоряжение имуществом подопечных
1. Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Опекун вправе помещать денежные средства подопечного (а попечитель давать согласие на размещение денежных средств) лишь в кредитные организации, более половины акций (долей) которых принадлежат государству.
3. Опекуны не вправе заключать договоры займа от имени подопечного, а попечители - давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, когда получение займа требуется в целях содержания подопечного. Опекун или попечитель обязан при получении предварительного разрешения органа опеки и попечительства указать, за счет каких источников будет исполнено заемное обязательство.
4. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случаев, когда возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).
5. Опекуны не вправе заключать договоры о передаче в пользование имущества подопечного от его имени, а попечители - давать согласие на заключение таких договоров, если срок использования имущества превышает пять лет. В исключительных случаях при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, орган опеки и попечительства вправе дать предварительное разрешение на его заключение.
6. Опекун вправе приобретать от имени подопечного (а попечитель - давать согласие на приобретение) лишь те ценные бумаги, которые указаны ему органом опеки и попечительства. Приобретенные ценные бумаги на основании указания органа опеки и попечительства подлежат сдаче на хранение в банк или передаче в доверительное управление.
7. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению за исключением случаев:
- принудительного обращения взыскания по основаниям, установленным законом, в том числе обращения взыскания на предмет залога в установленном законом порядке;
- отчуждения недвижимого имущества подопечного по договору ренты;
- отчуждения недвижимого имущества подопечного по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;
- отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при переезде его на другое постоянное место жительства.
В последнем случае продажа жилого помещения подопечного допускается при условии приобретения в его собственность не позднее, чем по истечении двух месяцев со дня прекращения права собственности на это помещение, другого недвижимого имущества, отвечающего требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к жилым помещениям, и имеющего стоимость не менее стоимости прежнего жилого помещения. В целях обеспечения этого условия орган опеки и попечительства обязан по истечении указанного срока направить запрос о приобретении подопечным жилого помещения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нового места жительства подопечного. При отсутствии сведений о новом месте жительства подопечного применяются правила пункта 5 статьи 7 настоящего Федерального закона.
При обнаружении несоблюдения условия о приобретении другого жилого помещения орган опеки и попечительства обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного с требованием о расторжении договора продажи принадлежавшего ему жилого помещения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Жилое помещение, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату. Убытки, возникшие у покупателя и подопечного, подлежат взысканию с опекуна (попечителя).

Статья 19. Разрешение органа опеки и попечительства, выдаваемое опекунам и попечителям
1. В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, когда действия опекуна (попечителя) могут повлечь уменьшение имущества подопечного, в частности, при отказе его от иска, поданного в интересах подопечного, при заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, при заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем, при отказе от наследства от имени подопечного.
2. Разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.
3. Указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи разрешение или отказ в выдаче такого разрешения должны быть представлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявления о даче такого разрешения. Отказ органа опеки в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Выданное разрешение и отказ в выдаче разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке опекуном (попечителем), заинтересованными лицами, прокурором.
4. Правила пункта 3 настоящей статьи применяются также к согласию органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, выдаваемому в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 20. Применение правил о распоряжении имуществом несовершеннолетних к действиям их родителей
На осуществление родителями несовершеннолетнего правомочий по управлению имуществом ребенка распространяются правила статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 17 и 18 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Охрана имущественных прав и интересов лица, ограниченного в дееспособности
1. К охране имущественных прав и интересов лица, ограниченного в дееспособности, применяются правила статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения настоящей главы, за исключением положений статьи 16.
2. Меры по охране имущественных прав и интересов лица, ограниченного в дееспособности, принимает сам подопечный. Попечитель в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных ограниченно дееспособным гражданином.

Статья 22. Доверительное управление имуществом подопечного
К доверительному управлению имуществом подопечного помимо правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются положения статей 17-18 настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором доверительного управления.

Глава 5. Прекращение опеки и попечительства

Статья 23. Прекращение опеки и попечительства
1. Опека и попечительство прекращаются без специального акта органа опеки и попечительства по основаниям, предусмотренным статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в связи с истечением срока действия акта о назначении опекуна или попечителя (пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона).
2. Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
3. Орган опеки и попечительства вправе вынести акт о прекращении опеки (попечительства) в связи с отстранением опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей. Отстранение опекунов и попечителей от исполнения обязанностей допускается в случаях ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей, нарушения им прав и интересов подопечного, в том числе при использовании ими опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечных без надзора и необходимой помощи, а также в случаях выявления органом опеки и попечительства несоблюдения опекунами или попечителями правил настоящего Федерального закона об охране и распоряжении имуществом подопечного.
4. Акт о прекращении опеки (попечительства) может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

Статья 24. Последствия прекращения опеки и попечительства
1. Не позднее 3 дней с момента, когда лицу, выполнявшему обязанности опекуна или попечителя, стало известно о прекращении его обязанностей, это лицо обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 27 настоящего Федерального закона.
2. При обнаружении в деятельности лица, исполнявшего обязанности опекуна или попечителя, оснований для привлечения этого к лица к административной, уголовной или иной ответственности, орган опеки и попечительства обязан принять меры по привлечению его к ответственности не позднее чем через 7 дней с момента получения отчета или не позднее чем через 14 дней с момента выявления оснований для привлечения лица к ответственности.

Глава 6. Государственная поддержка опеки и попечительства

Статья 25. Формы государственной поддержки опеки и попечительства
1. Лица, находящиеся под опекой или попечительством, а также опекуны и попечители имеют право на все установленные для них законодательством виды государственной помощи, в том числе на государственную социальную помощь, пособия и льготы, связанные с наличием у лица на иждивении несовершеннолетних детей, другие виды выплат и льгот.
2. Пособия и иные выплаты, предназначенные для обеспечения проживания, питания и удовлетворения иных нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Пособия и иные выплаты, предназначенные для удовлетворения нужд опекуна или попечителя, принадлежат соответственно опекуну или попечителю и расходуются им по своему усмотрению.
4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Источники оказания государственной поддержки опеки и попечительства
Источниками оказания государственной поддержки опеки и попечительства являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.
В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной поддержки опеки и попечительства такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 7. Ответственность при осуществлении опеки и попечительства

Статья 27. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей
1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства их подопечных. Не реже двух раз в год орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль и проверку условий жизни, осуществления прав и соблюдения интересов подопечных, а также сохранности имущества подопечных.
2. Действия опекунов и попечителей могут быть обжалованы в эти органы любым лицом, в том числе самим подопечным.
3. Должностные лица и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящего под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного.

Статья 28. Отчет опекуна (попечителя)
1. Ежегодно не позднее 1 февраля опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного. Годовой отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом, и произведенных за счет имущества подопечного расходах.
В отчете опекуна (попечителя) должны быть перечислены и указаны даты получения сумм с текущего счета подопечного и даты произведения за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. К отчету прилагаются оправдательные документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы).
2. Отчет опекуна (попечителя) утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
3. По утверждении отчета опекуна (попечителя) из описи имущества подопечного исключаются использованные вещи, и вносятся соответствующие дополнения и изменения в опись имущества подопечного. Утвержденный отчет опекуна хранится в личном деле подопечного.
4. Правила ведения личных дел граждан, находящихся под опекой (попечительством), а также форма отчета опекуна (попечителя) утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.
5. При обнаружении недобросовестного отношения опекуна к имуществу подопечного (порча его, хранение не в надлежащем виде, расходование не по назначению, совершение действий, повлекших уменьшение имущества подопечного, и др.) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну (попечителю) о возмещении убытков, причиненных имуществу подопечного.

Статья 29. Ответственность опекунов и попечителей
1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного по правилам, установленным гражданским законодательством для ответственности за причинение вреда.
3. Опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Статья 30. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Контроль за надлежащим исполнением органами опеки и попечительства их обязанностей осуществляют уполномоченные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ органы и должностные лица.

Статья 31. Ответственность органов опеки и попечительства
Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий (бездействия) органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Правительству Российской Федерации, министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти в течение шести месяцев со дня принятия настоящего Федерального закона:
- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом;
- издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Михеева Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства.- Дис. д-ра юрид. Наук. Барнаул, 2003.- 405 с., Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. – М., "Волтерс Клувер", 2004 г. – 290с.
Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву: Дис. канд. юрид. наук. М., 1957. - С. 39.
Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. - С. 6.
Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., Статут. - 2002.- 390с.
См: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-Ф. Часть первая. // СЗ РФ.- 1994. - № 32. - Ст. 3301.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. - С. 457-460.
Хвостов В.М. Система римского права. IV. Семейное право. V. Наследственное право: Конспект лекций. 2-е изд. - М., 1904.
Гражданское Уложение. Книга вторая. Семейственное право. Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения. Вторая редакция.- СПб., 1904. С. 245-247.
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье // Ведомости ВС СССР. - 1968. -№ 27. - Ст. 241.
Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1957.- С. 39.
Хвостов В.М. Система римского права. IV. Семейное право. V. Наследственное право: Конспект лекций. 2-е изд.- М., 1904.
Любавский А. Юридические монографии и исследования.- Т. 2. СПб., 1867. - С. 257.

Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. - М., 1998. - С. 310-311.
Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М., 1999.- С. 92-93.
Там же.- С. 92-93
Термин "социальное сиротство" получил широкое распространение лишь в литературе конца XX в., однако само явление характерно для его начала.
Любавский А. Юридические монографии и исследования. - Т. 2. СПб., 1867. - С. 257.
Проект устава об опеках и попечительствах. - СПб., 1890.// СПС Гарант, 2007.
Гражданское Уложение. Книга вторая. Семейственное право. Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения. Вторая редакция. - СПб., 1904. С. 202-253.
Антокольская М.В. Лекции по семейному праву.- М., 1995.- С. 58-61.
Королев Ю.А. Российская семья: правовые проблемы // Правоведение - 2001. -№ 1. - С.46-58.
Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика.- М., 2004. - С.212.


Михеева Л.Ю. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц. Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства.- М. 2005.- С 63.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (с изменениями от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ.- 2007.-№1.
Кодекс о браке и семье от 3 июля 1969г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1969.- N 32.- Ст. 1086.     
Положение об органах опеки и попечительства РСФСР/ Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 // СП РСФСР. 1986. № 15. Ст. 109.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2003.––№202.
Закон г. Москвы от 04.06.1997 N 16 (ред. от 29.09.2004) "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" // Ведомости Московской Думы. - 1996. -№ 6. С. 70; 2004. N 8. Ст. 131.
Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. № 5-ОЗ «О опеке и попечительстве в Новосибирской области» // Вечерний Новосибирск.- 2007.-№177.; Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. № 76-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" // Вечерний Новосибирск.- 2007.-№177.
Закон Алтайского края от 10.02.1999 N 5-ЗС (ред. от 05.11.2001) "Об органах опеки и попечительства" // Алтайская правда. - 23.02.1999. -№ 42; 13.11.2001. -№ 294.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.11.1999 N 302 "Об утверждении Положения об организации работы по опеке и попечительству на территории Алтайского края" // Алтайская правда. .- 2002.- № 116 – 117.
Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства: основные проблемы и перспективы реформирования.//Право и политика. 2005. № 12 С. 12.
СЗ РФ.- 1994. - № 32. - Ст. 3301.
СЗ РФ.– 1996. – №1
СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 216
СЗ РФ. – 2002. – № 15. – Ст. 1434
Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права.- 2006.- №6.- С.19.
Утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 28.05.71, от 01.10.85 N 1527-XI, от 06.08.86 N 3785-XI, Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1).
Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", согласно которому такие комиссии будут наделены правом внесения предложений в органы опеки и попечительства по вопросам устройства детей с предложением конкретной формы устройства; правом вынесения представления в адрес органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя; правом заявления ходатайств в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка в порядке ст. 77 СК РФ. В то же время органам опеки и попечительства проект предоставляет возможность обращаться в комиссию с представлениями о рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних СЗ РФ.- 2001.-№ 25.- Ст. 2554.

Приказ Минобразования РФ от 19.08.1999 № 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" // Российская газета. – 2000.- № 48.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. ––– 1998. ––– № 31. –– Ст. 3824

Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. – 1997.- № 224.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета.- 1999.- № 121; Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 3. - Ст. 216.
Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 22.08.2004) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании"// Российская газета. – 1992.- № 97.
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 10.01.2007) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 34. - Ст. 4029.

Определение СК Верховного Суда РФ от 13 июня 2005 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2005.- № 9. - С. 3.
Михеева Л.Ю. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц. Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства. - М. 2005. - С 63.

Полищук Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус.- 2007.- № 1. - С. 27.

Полищук Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус.- 2007.- № 1. - С. 27.

Михеева Л.Ю. Общие положения об опеки и попечительстве. /Законодательство и право. 2006. № 8- С. 23
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 году.- М., 2008.- С.37.
Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2007 г» - Новосибирск., 2008. –– С. 32.
Крупская Н.К. «О коммунистическом воспитании школьников», М., 1978г. – С.188.
Цит.по Ливанов А.Д. К проблеме безнадзорности // Голос. – 2004. – № 10. – С. 3-4.
Ливанов А.Д. К проблеме безнадзорности // Голос. – 2004. – № 10. – С. 3-4.
Правовое обеспечение гарантий семьи и детей: (В вопр. и ответах) / Сост.: Корочкина И.Е. и др.; Рук. авт. коллектива Приходько Н.Н.; Рос. акад. упр. Центр государства и права. Деп. пробл. семьи, женщин и детей М-ва социал. защиты населения РФ. - М., 2001.- Вып. 2. - 55 с.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., Изд-во «Питер», 2000.
Педагогическая энциклопедия. – М., 1964. – С. 91.
Беляев В.С. Отношению к проблеме бездомных детей // Новости и аналитика. – 2005. – № 109. – С. 3-4.
Филиппов В. М. О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Дополнительное образование. - 2007. - № 1. - С. 6-9.
Беляев В.С. Отношению к проблеме бездомных детей // Новости и аналитика. – 2005. – № 109. – С. 3-4.
Агорялова А.П. Будущее России // Комсомольская правда. – 2002.-10 февраля. – С. 3.
Беляев В.С. Отношению к проблеме бездомных детей // Новости и аналитика. – 2005. – № 109. – С. 3-4.
Там же.- С.4.
Конституция Российской Федерации #G0от 12.12.93#G0// #G0Российская газета. ––1993.–– N 197.
Якудин Н.К. Семейное право. – М., Феникс, 2008. –– С.155.
Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации / Под ред. Кузнецова И.М., М.: 2000. –– С. 341.
Ливанов А.Д. К проблеме безнадзорности // Голос. – 2004. – № 10. – С. 3-4.
Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации / Под ред. Кузнецова И.М., М.: 2000.- С.403.
Специальные правила устройства детей тех женщин, которые отбывают наказание в исправительных учреждениях, предусматривает Уголовно - исполнительный кодекс РФ (ст. 100). См: Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации . - 1997. - №2. - Ст. 198.


Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., Статут. - 2002. – С. 302.
Осипова С.В. Правовое значение органов опеки и попечительства на совершении сделок с жилыми помещения с участием несовершеннолетних.// Семейное и жилищное право.2006 № 2. С. 32

Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка – М., 2003.- С. 22, 44, 74

Полищук Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус.- 2007.- № 1. - С. 27.
Там же.- С. 28.

Юдина О. П. Управление процессами опеки и попечительства несовершеннолетних. Дис. ... канд. социол. наук.- М, 2004.- С.54.
Юдина О. П. Управление процессами опеки и попечительства несовершеннолетних. Дис. ... канд. социол. наук.- М, 2004.- С.72.
Михеева Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства. Дис. д-ра юрид. Наук. - Барнаул, 2003.- С.65.
Михеева Л.Ю. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц. Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства. М. 2005. С 63













55


1.Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. – 1993. – № 197.
2.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты", выпуск №22-23, 1999 г.
3.Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) // Сборник международных договоров.- 2001. - № 1. 509с.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-Ф. Часть первая. // СЗ РФ.- 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. Часть вторая // СЗ РФ. – 1996. - № 5.- Ст. 410.
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 23 октября 2002 г. // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7.Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ.– 1996. – №1.
8. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. (в ред. 24.07.2007.) "Российская газета". – 1997 -№9.
9.Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ.– 1996. – №1.
10.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. –№25.
11.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 2005.– №1.
12.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31.– Ст. 3824.
13. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета. №121. 30.06.1999; Собрание законодательства РФ. 2001. № 3. Ст. 216.
14.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. –– 1998.–– №31. - Ст. 3802.
15.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (с изменениями от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ.- 2007.-№1.
16. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // С РФ. – 1997. ––№47. –– Ст. 5340.
17. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 22.08.2004) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании"// Российская газета. – 1992.- № 97.
18. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 10.01.2007) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // СЗ РФ. - 1996. -№ 34. - Ст. 4029.
19.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ. – 2003. –№ 40. – Ст. 3822.
20.Указ Президента РФ от 14.05.96 «Об Основных направлениях государственной семейной политики»// Российская газета.– 1996.– № 414
21.Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"// СЗ РФ. – 2002. – № 15. – Ст. 1434.
22.Приказ Минобразования РФ от 19.08.1999 № 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" // Российская газета. N 48. 10.03.2000.
23. Письмо Правительства РФ от 12 октября 2007 г. № 4226п-П44 "Заключение на проект федерального закона "Об опеке и попечительстве", вносимый депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым и другими"
24.Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ "О деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 20017 г.- М., 2008.- 559с.
25.Приказ Минобразования РФ от 19.08.1999 № 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" // Российская газета. – 2000.- № 48.
26.Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" // СЗ РФ. – 2007.- № 35.
27.Кодекс о браке и семье от 3 июля 1969г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1969.- N 32.- Ст. 1086. (утратил силу)
28. Положение об органах опеки и попечительства РСФСР/ Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 // СП РСФСР. - 1986. -№ 15. Ст. 109. (утратил силу)




Региональное законодательство

29. Закон г. Москвы от 04.06.1997 № 16 (ред. от 29.09.2004) "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" // Ведомости Московской Думы. 1996. N 6. С. 70; 2004. N 8. Ст. 131.
30. Закон Алтайского края от 10.02.1999 N 5-ЗС (ред. от 05.11.2001) "Об органах опеки и попечительства" // Алтайская правда. 23.02.1999. N 42; 13.11.2001. № 294.
31. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.11.1999 № 302 "Об утверждении Положения об организации работы по опеке и попечительству на территории Алтайского края" // Алтайская правда. № 116 - 117. 01.05.2002.
32. Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. № 5-ОЗ «О опеке и попечительстве в Новосибирской области» // Вечерний Новосибирск.- 2007.-№177.
33. Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. № 76-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" // Вечерний Новосибирск.- 2007.-№177.
34.Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2006г» - Новосибирск., 2007. - 69с.

Материалы практики

35.Определение СК Верховного Суда РФ от 13 июня 2005 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2005.- № 9. - № 3
36. Определение СК Верховного Суда РФ от 13 июня 2005 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2005.- № 9. - С. 3.
37.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"// Российская газета.- 10 июня 1998 г.


Научная литература
38.Агорялова А.П. Будущее России // Комсомольская правда. – 2002.-10 февраля. – С. 3.
39.Беляев В.С. Отношению к проблеме бездомных детей // Новости и аналитика. – 2005. – № 109. – С. 3-4.
40.Воронова Е.Л., Правосудие в отношении несовершеннолетних – М., 2001 г.- 440с.
41.Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства: основные проблемы и перспективы реформирования // Право и политика. - 2005.- № 12.- С. 12.
42.Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права.- 2006.- №6.- С.19.
43.Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву: Дис. канд. юрид. наук. М., 1957. – 102с.
44.Крупская Н.К. «О коммунистическом воспитании школьников», М., 1978. – 303с.
45.Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации / Под ред. Кузнецова И.М., М.: 2000.- 491с.
46.Ливанов А.Д. К проблеме безнадзорности // Голос. – 2004. – № 10. – С. 3-4.
47.Михеева Л.Ю. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц. Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства.- М. 2005.- С 63.
48.Михеева Л.Ю. Общие положения об опеки и попечительстве. // Законодательство и право.- 2006. - № 8.- С. 23.
49.Михеева Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства. Дис. д-ра юрид. Наук. - Барнаул, 2003.- 405 с.
50.Михеева Л.Ю. Основание и последствия установления опеки над недееспособными гражданами // Закон и право.- 2001.- № 11.- С.18.
51.Михеева Л.Ю. Опеке и попечительству - государственную поддержку // Закон и право.- 2002.- № 12.- С.17.
52.Нечаева А.М., Судебная защита прав ребенка – М., 2003 г. – 403с.
53.Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., Статут. - 2002.- 305с.
54. Немытина М.В. Защита прав и интересов семьи и несовершеннолетних // Проблемы семьи и защиты семейных прав несовершеннолетних – Саратов, 2005. – 194с.
55.Осипова С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершении сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних // Нотариус.- 2006. - № 5. - С. 9.
56.Осипова С.В. Правовое значение органов опеки и попечительства на совершении сделок с жилыми помещения с участием несовершеннолетних// Семейное и жилищное право.- 2006.- № 2. - С. 32.
57.Полищук Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус.- 2007.- № 1. - С. 27.
58.Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ – М.: Норма, 2006.- 409с.
59.Парламентские слушания на тему «О совершенствовании законодательства об опеке и попечительстве» // Парламентская газета. -2005.- № 5. – С.32.
60.Правовое обеспечение гарантий семьи и детей: (В вопр. и ответах) / Сост.: Корочкина И.Е. и др.; Рук. авт. коллектива Приходько Н.Н.; Рос. акад. упр. Центр государства и права. Деп. пробл. семьи, женщин и детей М-ва социал. защиты населения РФ. - М., 2001.- Вып. 2. - 55 с.
61.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. – 330с.
62. Рождественский С.Н. Разрешение органа опеки и попечительства с точки зрения гражданского законодательства // Нотариус.- 2005.- № 6.- С. 3.
63. Филиппов В. М. О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Дополнительное образование. - 2007. - № 1. - С. 6-9.
64.Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. – 20с.
65.Юдина О. П. Управление процессами опеки и попечительства несовершеннолетних. Дис. ... канд. социол. наук.- М, 2004. 186 с.
66.Якудин Н.К. Семейное право. – М., Феникс, 2008.- 494с.

Вопрос-ответ:

Какое понятие имеют органы опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства - это специализированные государственные органы, которые осуществляют защиту и охрану прав и интересов несовершеннолетних и других граждан, нуждающихся в попечении.

Каков правовой статус органов опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства обладают официальным статусом, который закреплен законодательством. Они имеют полномочия и права для осуществления своих функций и предоставления помощи тем, кто находится под их опекой.

Какая функция осуществляется органами опеки и попечительства?

Основная функция органов опеки и попечительства заключается в защите прав и интересов несовершеннолетних граждан и других лиц, нуждающихся в попечении. Они также осуществляют контроль за условиями их содержания и обеспечивают их правильное воспитание и развитие.

Какую деятельность органы опеки и попечительства осуществляют по защите прав несовершеннолетних граждан?

Органы опеки и попечительства занимаются различными видами деятельности для защиты прав несовершеннолетних граждан. Они проводят проверки семейного окружения, образования и здоровья детей, осуществляют мониторинг их условий проживания, ведут делопроизводство и принимают решения о возможном снятии родительских прав.

Какую деятельность органы опеки и попечительства осуществляют по защите прав других граждан?

Органы опеки и попечительства также занимаются деятельностью по защите прав других граждан, которые нуждаются в попечении, например, пожилых людей без опеки или лиц с ограниченными возможностями. Они осуществляют контроль за их условиями содержания, оказывают помощь и поддержку в различных сферах их жизни.

Какие функции выполняют органы опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства выполняют функции по защите прав несовершеннолетних граждан и других граждан, которые нуждаются в особой защите. Они также осуществляют контроль за условиями воспитания и образования несовершеннолетних, а также решают вопросы организации усыновления и опеки.

Каково правовое положение органов опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства имеют свой правовой статус, установленный законодательством. Они являются независимыми органами власти, осуществляющими свою деятельность на основе Конституции и других правовых актов. Они также обладают определенными полномочиями и обязанностями, направленными на защиту интересов подопечных лиц.

Какое значение имеют органы опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства имеют большое значение для общества. Они осуществляют важную функцию по защите прав несовершеннолетних и других граждан, нуждающихся в особой защите. Они также направлены на создание условий для нормального развития и воспитания детей, а также на поддержку семейных ценностей.

Какая деятельность осуществляется органами опеки и попечительства для защиты прав несовершеннолетних?

Органы опеки и попечительства осуществляют ряд мероприятий для защиты прав несовершеннолетних. Они проводят контроль за условиями воспитания и образования детей, занимаются решением вопросов опеки и усыновления, а также оказывают юридическую поддержку несовершеннолетним в случае нарушения их прав.

Какие задачи выполняют органы опеки и попечительства по защите прав других граждан?

Органы опеки и попечительства также занимаются защитой прав других граждан, которые нуждаются в особой защите. Они могут рассматривать вопросы ограничения дееспособности или возложения попечения на таких граждан. Они также оказывают помощь и консультации в случаях, когда граждане становятся жертвами насилия или других правонарушений.