Финансирование услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 7878 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 09.06.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Экономическая сущность ЖКХ как важнейшей отрасли народного хозяйства
1.1.Основные направления государственной политики по управлению ЖКХ
1.2. Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг
1.3. Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЖКХ
2.1. Характеристика исследуемого предприятия
2.2. Ценообразование в жилищном хозяйстве
2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации ЖКХ
Глава III. Совершенствование действующей системы финансирования ЖКХ
3.1. Реформа ЖКХ в исследуемом населенном пункте
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования ЖКХ
3.3. Совершенствование методологической базы установления цен на оказываемые услуги в ЖКХ
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим рыночное развитие ЖКХ России с позиций попыток осуществления в нем преобразований и осуществленных реформационных проектов.
Первый этап рыночных преобразований (с 1992 г. по 1997 г.) определяется Законом РФ от 24 декабря 1992 года №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 № 425 «О реформе Жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Это период установления новых взаимоотношений между государством и гражданином; переход на новую систему оплаты; формирование системы социальной защиты; приватизация и формирование договорных отношений на рынке ЖКХ.
Второй этап преобразований (с 1997 г. по 2002 г.) - это период действия «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства», которая предусматривала обеспечение стандартов качества условий проживания населения; перевод предприятий ЖКХ на самоокупаемость; совершенствование системы оплаты жилья. Однако после принятия концепции изменилась экономическая ситуация. Кризис 1998 г. оказал значительное негативное воздействие на ход реформ. Использование ЖКХ в роли социального буфера резко ухудшило финансовое состояние предприятий ЖКХ и фактически затормозило ход реформ.
Третий этап (2002 г. – 2005 г.) начинается с принятия Правительством РФ 17 ноября 2001 «Подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Подпрограмма была рассчитана первоначально на три этапа: 2002 - 2003 гг. – инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета и бюджетных организаций; прекращение перекрестного субсидирования; ликвидация дотационной зависимости ЖКХ. 2004 – 2005 гг. – развитие конкурентных отношений; развитие концессионных механизмов; создание системы персонифицированных счетов граждан. 2006 – 2010 гг. – предполагается реализовывать стратегические мероприятия по обеспечению стабильного и устойчивого функционирования ЖКХ. Данная подпрограмма имела слабую динамику развития, что позволяет нам ограничить ее рамками 2005 г. Только с принятием нового Жилищного Кодекса в марте 2005 г. и введением в действие с 1 января 2006 131-го Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данная подпрограмма начала работать. Таким образом, делается предпосылка предложения четвертого этапа рыночных преобразований в ЖКХ.
Четвертый этап (2006 г. – 2010 г.) - это реализация в экономическом развитии страны «Подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» связан с задачами и направлениями всех ее трех этапов.
В настоящее время требуются изменения социально-экономической среды и институциональных параметров муниципального образования, в которых происходит жилищно-коммунальная деятельность; нужна реструктуризация жилищно-коммунальных предприятий; изменение осуществляемых проектов, программ, состава их участников; изменение системы и структуры управления; изменение требований к трудовому и кадровому потенциалу; изменения законодательной и нормативно-правовой среды деятельности жилищно-коммунальных предприятий; создание институциональных субъектов жилищного рынка; собственников-домовладельцев и управляющих жилищных организаций; переход от объективного субсидирования жилищной сферы к субъективному; создание конкурентной среды в секторе жилищных услуг; системы адресной поддержки малоимущих слоев населения; передача экономических прав от органов власти жилищно-коммунальным предприятиям.
Тяжёлое состояние жилищно-коммунальной отрасли обусловлено неэффективной системой управления, дотационной зависимостью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения затрат, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной отрасли.
Для преодоления системного кризиса в отрасли, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунальной отрасли необходимо использование программно-целевого метода.
В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» была разработана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунальной отрасли Российской Федерации», основные цели которой - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
 Основными задачами подпрограммы являются:
  - финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
 - снижение затрат и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной отрасли путем развития конкуренции в отрасли предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;
- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунальной отрасли на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
Достижение основных целей подпрограммы обеспечит, начиная с 2011 года, возможность устойчивого развития жилищно-коммунальной отрасли без использования программных методов управления на федеральном уровне.
Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами от коммунальных предприятий непосредственно гражданам. Важный момент – передача потребителям функций заказчика и контролера услуг ЖКХ.
Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной отрасли, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.
После 2010 года планируется, что инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунальной отрасли.
В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» разработана стратегия Жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства. Одним из условий повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства определен постепенный перевод отрасли на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.
Одновременно с созданием прозрачной системы регулирования локальных естественных монополий необходимо повышать организационно-правовую и финансово-хозяйственную самостоятельность коммунальных предприятий.
Государственная Дума 21 марта 2003 года приняла поправки к Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики». В соответствии с ними, Правительство РФ ежегодно утверждает федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, устанавливает основы ценообразования в отрасли ЖКХ. Правила, стандарты качества содержания и ремонта жилья и предоставления коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты, если коммунальные услуги были предоставлены в меньшем объеме и ненадлежащего качества, также утверждаются Правительством РФ. Вводится ограничение на пересмотр или изменение цен на оплату жилья и тарифов на коммунальные услуги - не чаще одного раза в год, причем одновременно с принятием решения об утверждении бюджетов на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на оказание услуг ЖКХ.
Реформа должна быть организована таким образом, чтобы не вызвать необоснованной финансовой нагрузки на население, не сопровождающейся повышением качества услуг. Необходимо ликвидировать отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума. Актуальна система внедрения ресурсосберегающих технологий и сокращения потерь, налаживанию персонифицированного учета потребляемой энергии, тепла, горячей и холодной воды.
Задача на ближайшее будущее - создание в отрасли ЖКХ коммерческой среды, основанной на государственно-частном партнерстве и распределении заказов на конкурсной основе.
По мнению представителей Федерального агентства по строительству и ЖКХ, суть предлагаемых новаций в рамках инвестиционной политики Росстроя заключается в том, что центр тяжести в работе Федерального агентства необходимо перенести с механического распределения централизованных капитальных вложений, выдаваемых на безвозмездной основе, на создание инвестиционного механизма, обеспечивающего развитие и поддержку эффективного собственника и его коммерциализации. При этом не ставится целью забрать под свое управление уже сложившуюся собственность, региональную инфраструктуру коммунального хозяйства, а дать регионам обеспеченные инвестиции, технологии работы, т.е. финансы, организацию работ и технологическое решение проблем.
Для управляющей компанией важно повышение рыночной стоимости управляемых объектов.
Принятый 21 июля 2005 года федеральный закон «О концессионных соглашениях» должен защитить, с одной стороны, коммерческих структур от произвола, с другой - жильцов от диктата коммунальных коммерческих структур.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства выходят за рамки отрасли. Необходима всесторонняя модернизация отрасли, но она будет успешной лишь в том случае, если она станет не изолированным самостоятельным направлением политики, а будет продуманно встроена в единую государственную социально-экономическую политику, увязана с другими ее элементами.
Значительная группа проблем связана с разработкой адекватного механизма финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства в условиях его рыночного реформирования, включая механизмы оптимизации бюджетного финансирования отрасли, укрепления финансов убыточных предприятий, привлечения инвестиций в коммунальный сектор через развитие государственно-частных партнерств и внедрение системы управления среднесрочными заимствованиями.
Поскольку одна из главных задач реформы ЖКХ - постепенный уход от дотирования отрасли к рыночным конкурентным отношениям, бюджетное финансирование отрасли происходит строго в соответствии с имущественными компетенциями и компетенциями по решению вопросов местного значения. Эти полномочия в жилищно-коммунальной сфере четко определены в ЖК РФ и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ. На сегодняшний день можно выделить три формы бюджетного финансирования:
- бюджетное финансирование, связанное с государственным регулированием цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан;
- бюджетное финансирование вследствие реализации государственной политики социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг;
- прочие виды бюджетного финансирования (реализация целевых программ, оказание финансовой помощи муниципальным предприятиям).
Специфика вышеперечисленных форм финансирования рассмотрена через призму каждого уровня бюджетной системы. При реализации бюджетной политики на местах в ее основу рекомендовано положить принцип полного возмещения затрат в рамках соответствующих компетенций уровней власти.
Далее, должна быть отмечена необходимость учета органами местного самоуправления своей «двоякой» роли в связи со вступлением в силу нового ЖК РФ, установившего компетенции органа местного самоуправления не только как органа власти, но и как собственника помещений в многоквартирных домах. Этот факт ведет к возникновению дополнительных обязательств и финансовых потоков. Как у любого другого собственника, основанием к платежам со стороны бюджета в этом случае будет являться заключение договора управления многоквартирным домом (если выбран способ управления управляющей организацией) либо членство в ТСЖ.
Основной причиной убыточности муниципальных предприятий ЖКХ является бюджетное недофинансирование (около 35% задолженности предприятий) и несбалансированная тарифная политика (около 28% задолженности предприятий), что, без сомнения, ограничивает активность частного бизнеса в этой сфере экономики, лишает ее инвестиционной привлекательности.
Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс стал своего рода сосредоточением невыполненных социальных обязательств государства. Для предотвращения грядущих «коммунальных катастроф» и изменения сложившейся ситуации необходимо принятие консолидированного политического решения о реструктуризации долгов, включая и их частичное списание. Возможно, первым шагом на пути к выходу из кризиса станет закон «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ», находящийся сейчас в стадии рассмотрения.
Можно назвать приоритеты финансового оздоровления муниципальных предприятий ЖКХ, в частности:
- реализация бюджетами всех уровней принципа полного возмещения затрат муниципальным предприятиям в виде своевременных выплат дотаций на разницу в тарифах (по тепловой энергии), дотаций на покрытие убытков (по услуге на содержание и ремонт жилья), за предоставленные услуги учреждениям бюджетной сферы;
- предотвращение последующего нарастания задолженности у предприятий ЖКХ путем проведения полномасштабной инвентаризации и реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности;
- создание стимулов к повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ и повышению их инвестиционной привлекательности путем изменения формы собственности предприятия.
Единственный субъект, который в современных условиях реально мог бы взять на себя ответственность за модернизацию и развитие коммунального сектора, не без помощи государства, - это крупный бизнес. Если рассматривать коммунальную сферу в качестве экономического интереса для бизнеса, то, в принципе, коммунальные объекты и обслуживающие их предприятия по причине стабильного спроса и низкой эластичности потребления их продукции являются чрезвычайно привлекательной сферой для крупного бизнеса. Полная оплата жилищно-коммунальных услуг населением создает финансовые предпосылки для частных инвестиций в ЖКХ. Высокая степень износа основных фондов все же не является серьезной преградой, а скорее означает для инвестора возможность получения большей экономии и большей отдачи от инвестиций. Основные проблемы здесь возникают из-за отсутствия устойчивых правил игры, которые гарантировали бы окупаемость инвестиций и возможность стабильной работы на период действия договора. Поэтому, целесообразно применить здесь успешный международный опыт. Методика взаимодействия власти и бизнеса на основе государственно-частных партнерств была разработана в 1998 году Всемирным банком. Такие формы взаимодействия, как аренда, концессия и приватизация, наиболее эффективны для ЖКХ России в современных условиях. В работе были выделены и систематизированы финансовые и организационные ограничения, преимущества и риски государственно-частного партнерства для субъектов договорных отношений, а также адаптирован зарубежный опыт в части привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство и совершенствования тарифной политики через модель эффективного взаимодействия бизнеса и власти, учитывающей возможности аренды, концессий и приватизации.
Разработаны рекомендации по построению концессионной политики и концессионного финансового механизма в рамках политики финансового оздоровления ЖКХ. Более конкретно это выразилось в разработке следующих организационно-методологических и финансовых основ концессии в жилищно-коммунальном комплексе: преимуществ концессий, возможности и необходимости их использования в финансово-инвестиционной и производственной деятельности отрасли; принципов реализации концессионной политики с учетом отраслевой и финансовой специфики; объектов и субъектов концессии; основ формирования концессионной платы; совокупности финансовых и налоговых потоков в договоре концессии; возможных вариантов распределения доходов от передачи объектов в концессию.
В регионах и муниципальных образованиях России постепенно распространяется практика заемного финансирования. Учитывая значительный износ и недоремонт объектов ЖКХ, в частности необходимость ремонта, модернизации и строительства коммунальных объектов, а также капитального ремонта многоквартирных домов, в работе было признано целесообразным адаптировать и использовать имеющийся опыт заимствований для финансового оздоровления ЖКХ. Подобные заимствования позволяют значительно ускорить социальное и экономическое развитие территории. Бюджет развития многих городов и регионов может быть увеличен за счет заемных средств в 1,5-2 раза. Организация заимствований и эффективное управление долгом требует проведения значительного объема дополнительных финансовых расчетов, внедрения среднесрочного прогнозирования параметров бюджета и высокой квалификации сотрудников администраций. Были выявлены основные показатели определения объема и структуры заимствований: общий объем инвестиционной программы, график финансирования проектов, прогноз доходов и текущих расходов, ситуация на финансовом рынке.
Вопрос о структуре и объемах заимствований является вторичным по отношению к содержанию адресной инвестиционной программы и должен рассматриваться после того, как утвержден перечень приоритетных проектов, ранжированных по принципу социальной значимости и общественной полезности. Разработаны критерии, в соответствии с которыми должна формироваться инвестиционная программа. Одним из таких критериев является объем финансирования инвестиционной программы, который не должен «подгоняться» под объем средств, которые может привлечь город. Основным фактором, ограничивающим объем инвестиционной программы, должен быть не объем доступных городу заемных ресурсов, а количество подготовленных инвестиционных заявок, соответствующих установленным критериям отбора. Формирование инвестиционной программы на основании критерия максимизации привлечения заемных средств, снижает стимулы к качественной проработке инвестиционных заявок и существенно увеличивает риск неисполнения городом кредитных обязательств.
3.3. Совершенствование методологической базы установления цен на оказываемые услуги в ЖКХ

Финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства представляет собой комплекс инструментов и методов укрепления финансов управляющих субъектов ЖКХ и восстановление их утраченной платежеспособности на основе рационализации бюджетной политики, оптимизации бюджетного финансирования, привлечения инвестиций в рамках развития двухуровневой конкуренции и государственно-частных партнерств для финансового обеспечения эффективного управления многоквартирными домами, предоставления высококачественных коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда. Это позволило сформулировать приоритетные направления, составляющие механизм финансового оздоровления ЖКХ (см. табл. 6).
Таблица 6
Приоритетные направления финансового оздоровления жилищно-коммунального комплекса
Инструменты и методы финансового оздоровления (восстановления платежеспособности) Направления финансового оздоровления Меры, направленные на сокращение расходов и уменьшение убытков Развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами на основе пообъектного учета затрат и рационального ресурсопотребления Создание эффективной системы тарифного регулирования Сокращение бюджетного финансирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и повышение эффективности расходования бюджетных средств Реструктуризация и ликвидация задолженности убыточных предприятий жилищно-коммунального комплекса Меры, направленные на увеличение финансовых ресурсов Создание благоприятных условий для взаимодействия власти и бизнеса в коммунальном секторе (привлечение инвестиций) Поиск дополнительных источников финансирования инвестиционных программ отраслевого развития и эффективное управление инвестициями

На основе этого могут быть предложены методические подходы к построению тарифов на коммунальные услуги, в частности, описан алгоритм построения тарифа для коммунального предприятия, и даны методические рекомендации по расчету тарифа с учетом требований действующего законодательства.
Предложенный алгоритм формирования тарифа на коммунальные услуги базируется на нахождении компромисса между потребностями предприятий ЖКХ и возможностями бюджета, а также возможностями средней семьи по оплате соответствующих услуг. В основе формирования тарифов лежат два крупных блока: определение экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат предприятий ЖКХ (цены производства услуги - тариф «на ресурсы») и определение цены для конечного потребителя (тариф «на услуги»). Расчет цены производства жилищно-коммунальной услуги основан на потребности предприятия в общей сумме доходов, которая складывается из общей суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность) и прибыли, необходимой для обеспечения развития, накопления и потребления, уплаты налогов и других обязательных платежей. При определении цены для потребителя основными показателями выступают оценка платежеспособного спроса населения, а также оценка возможностей бюджета на дотирование отрасли.
В отличие от существующих методик, рекомендованный алгоритм расчета тарифа учитывает разделение затрат на постоянные и переменные при калькуляции себестоимости, а также представляет возможность исчислить двухставочный тариф, использование которого уместно для тех видов услуг, где применяются приборы учета.

Заключение

В ходе работы были решены следующие задачи:
Рассмотрены основные положения Жилищного кодекса РФ, связанные с государственным управлением в сфере ЖХ
Изучены особенности ценообразования в сфере ЖКХ с учётом формирования и регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в сфере естественных монополий;
Проанализирован процесс коммерциализации отношений в сфере ЖКХ;
Определены возможные направления по совершенствованию механизма ценообразования в сфере естественных монополий ЖКХ;
Проанализированы методические подходы к ценообразованию, используемых при формировании тарифов на услуги ЖКХ;
Разработаны рекомендации по улучшению системы оплаты жилищно-коммунальных услуг социально незащищенными слоями населения.
Одновременно в ходе работы:
- уточнены содержание понятия финансов ЖКХ во взаимосвязи с общей теорией финансов и организационные основы функционирования финансовых отношений в этой сфере с учетом ее отраслевой, организационно-правовой и социально-экономической специфики;
- применительно к отрасли ЖКХ раскрыто содержание понятия финансового оздоровления, которое рекомендовано положить в основу существующей концепции реформирования и при разработке стратегии дальнейшего развития отрасли;
- определены основные направления развития финансов и финансового оздоровления ЖКХ с учетом нового жилищного и бюджетного законодательства, а также в соответствии с проводимой реформой местного самоуправления;
- предложены методические подходы к построению тарифов на коммунальные услуги, в частности описан алгоритм построения тарифа для коммунального предприятия и даны методические рекомендации по его расчету с учетом требований законодательства;
- определены пути совершенствования механизма бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса с учетом компетенций различных уровней власти;
- предложены приоритеты финансового оздоровления муниципальных предприятий ЖКХ, в частности: реализация органами власти всех уровней принципа полного возмещения из соответствующих бюджетов затрат в части компенсации выпадающих доходов предприятиям в связи с государственным регулированием тарифов и выплат компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан; предотвращение нарастания задолженности у предприятий, создание стимулов к повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ и повышению их инвестиционной привлекательности.
Государственная политика в жилищно-коммунальной отрасли представляет собой сложную совокупность различных видов социально-экономических и политических факторов и видов воздействия на возможности удовлетворения граждан жилищно-коммунальными услугами. Особенно острой остается проблема аккумуляции необходимых финансовых средств для содержания жилья и обеспечения услугами ЖКХ. Концепция соотношения государства и рынка очень актуальна для условий России, в частности, для сферы жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время рождается концепция, в которой должны сообразоваться рыночные механизмы и государственное регулирование данной сферы. Политика в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в большинстве случаев трактуется не как чисто экономическое, а большей частью социально-экономическое направление развития и воздействия.
Многолетний опыт организации жилищно-коммунального обслуживания потребителей показывает, что осуществление любой программы реформирования и модернизации ЖКХ может быть успешным только при условии, что этому процессу будет предшествовать введение в практику новых и эффективных институциональных и организационных структур.
Анализ показывает, что основная причина кризисного состояния ЖКХ состоит не столько в нехватке финансовых средств, сколько в отсутствии эффективного руководства отраслью собственниками предприятий ЖКХ - органами местного самоуправления. Стратегическим направлением реализуемой в настоящее время реформы ЖКХ должно являться привлечение в данную сферу коммерческих организаций, малых предприятий, коммерческих структур без образования юридического лица. Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Необходимо изменить систему текущего финансирования предприятий ЖКХ. Основной идеей экономической реформы отрасли должна стать передача права распоряжения всеми выделяемыми в настоящее время на дотирование бюджетными ресурсами от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - потребителям, заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Главными участниками экономических отношений должны стать предприятия ЖКХ и непосредственные потребители их услуг - население, а бюджетные средства необходимо полностью переориентировать на предоставление адресной целевой помощи гражданам, чьи доходы ниже установленного уровня.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2003 – 192 с.
Жилищный кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2005 – 224 с.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня 2004 г.)
Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ – 703 с.
Борисов В. А. Местное самоуправление. Сборник статей. www.dvo.sut.ru
Борисов В.А. Петербургская модель организации местного самоуправления и формирование муниципального капитала // Василеостровская перспектива. – 2002. – №3–5.
Великая Н. Особенности становления местного самоуправления (сравнительный анализ моделей самоуправления в Ленинградской, Саратовской областях и г. Санкт-Петербурге) // Перспективы самоуправления и самоорганизации в России / Под ред.И.М Бутенко. – М.: МОНФ, 2000.
Жилищное право России. Сборник нормативных документов М.: Юристъ, 2005 – 637 с.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003 – 300 с.
Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве //Правоведение, 2005, № 2, с.64-79.
Комментарии к новому Жилищному кодексу Российской Федерации /сост. М.Ю. Тихомиров. М.: 2005 – 320 с.
Костюков А. Н. Муниципальное право в системе российского права // Государство и право, 2003, № 9, с. 10-16
Кузнецов, И.А. Предпринимательство в сфере ЖКХ. // Развитие предпринимательства в современном российском обществе: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.
Кузнецов, И.А. К вопросу жилищной политики на муниципальном уровне // Современное состояние и перспективы развития экономики России: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.
Кузнецов, И.А. Методологические аспекты муниципального управления ЖКХ Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 224 с.
Кузнецов, И.А. Эволюция экономических отношений в системе ЖКХ на муниципальном уровне // Сборник научных трудов кафедры экономической теории. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.
Кузнецов, И.А. Экономические отношения в ЖКХ на муниципальном уровне. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 196 с.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004 – 559 с.
Макаров Г. П. Решение жилищных проблем. М.: Труд и право, 2005 – 180 с.
П.В. Крашенинников Новое жилищное законодательство //Хозяйство и право, 2005, № 6, с.78 -90.
Руткаускас Т.К. Финансово-экономические и социальные аспекты перехода на новую систему оплаты жилья. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 196 с.
Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 224 с.
Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг / В.А. Крылов, А.Г. Мокроносов, Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2000 – 344 с.
Хованская Г. П. Комментарии к новому Жилищному кодексу. М.: Труд и право, 2005 – 144 с.
Чиркин В.Е. Муниципальное право М.: Проспект, 2005 – 512 с.
Шейкин С.В., Каменева Е.А. Анализ финансовых рисков субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами // Законодательство. - №6. - 2006.
Шейкин С.В., Каменева Е.А. Управляющая компания в жилищной сфере: правовые, экономические и финансовые аспекты // Законодательство. - №10. - 2006
Шейкин С.В., Каменева Е.А. Развитие государственно-частных партнерств в коммунальной сфере / В сб.: Инновационное развитие - основа повышения конкурентоспособности региона: Материалы научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во ТПП СО, 2006.
Шейкин С.В. Теоретические основы финансовых отношений и финансового оздоровления жилищно-коммунального комплекса. - Саратов: СГСЭУ, 2005.
Шейкин С.В. Бизнес и жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и новые возможности / В сб.: Управление финансами в малом и среднем бизнесе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Шейкин С.В. Механизм финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования и развития, Саратов: СГСЭУ, 2007. - 1,45 п.л.

Хованская Г. П. Комментарии к новому Жилищному кодексу. М.: Труд и право, 2005 – С.76
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003 – С.142
Борисов В. А. Местное самоуправление. Сборник статей. www.dvo.sut.ru

Кузнецов, И.А. К вопросу жилищной политики на муниципальном уровне // Современное состояние и перспективы развития экономики России: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.

Кузнецов, И.А. К вопросу жилищной политики на муниципальном уровне // Современное состояние и перспективы развития экономики России: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.

Кузнецов, И.А. Эволюция экономических отношений в системе ЖКХ на муниципальном уровне // Сборник научных трудов кафедры экономической теории. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.

Кузнецов, И.А. Предпринимательство в сфере ЖКХ. // Развитие предпринимательства в современном российском обществе: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.

Кузнецов, И.А. Методологические аспекты муниципального управления ЖКХ Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – С.102-103
Шейкин С.В., Каменева Е.А. Анализ финансовых рисков субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами // Законодательство. - №6. - 2006.

Шейкин С.В. Механизм финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования и развития, Саратов: СГСЭУ, 2007. – С. 20

Шейкин С.В., Каменева Е.А. Управляющая компания в жилищной сфере: правовые, экономические и финансовые аспекты // Законодательство. - №10. - 2006

Кузнецов, И.А. Предпринимательство в сфере ЖКХ. // Развитие предпринимательства в современном российском обществе: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.

Кузнецов, И.А. Экономические отношения в ЖКХ на муниципальном уровне. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – С.188
П.В. Крашенинников Новое жилищное законодательство //Хозяйство и право, 2005, № 6, с.78 -90.

Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – С.190

Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – С.198-199

Руткаускас Т.К. Финансово-экономические и социальные аспекты перехода на новую систему оплаты жилья. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – С.171-172

Организация деятельности управляющих компаний. www.lexgroup.ru
Макаров Г. П. Решение жилищных проблем. М.: Труд и право, 2005 – C.131-132
Хованская Г. П. Комментарии к новому Жилищному кодексу. М.: Труд и право, 2006 – С.83

Организация деятельности управляющих компаний. www.lexgroup.ru
Комментарии к новому Жилищному кодексу Российской Федерации /сост. М.Ю. Тихомиров. М.: 2005 – С.131
Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ – С.554
Кузнецов, И.А. Эволюция экономических отношений в системе ЖКХ на муниципальном уровне // Сборник научных трудов кафедры экономической теории. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.

Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг / В.А. Крылов, А.Г. Мокроносов, Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2000 – С.79-80

Кузнецов, И.А. Экономические отношения в ЖКХ на муниципальном уровне. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – С.61

Шейкин С.В., Каменева Е.А. Развитие государственно-частных партнерств в коммунальной сфере / В сб.: Инновационное развитие - основа повышения конкурентоспособности региона: Материалы научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во ТПП СО, 2006.

Борисов В.А. Петербургская модель организации местного самоуправления и формирование муниципального капитала // Василеостровская перспектива. – 2002. – №3–5.

Шейкин С.В., Каменева Е.А. Развитие государственно-частных партнерств в коммунальной сфере / В сб.: Инновационное развитие - основа повышения конкурентоспособности региона: Материалы научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во ТПП СО, 2006.

Шейкин С.В. Теоретические основы финансовых отношений и финансового оздоровления жилищно-коммунального комплекса. - Саратов: СГСЭУ, 2005.

Шейкин С.В. Бизнес и жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и новые возможности / В сб.: Управление финансами в малом и среднем бизнесе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.













78



Отдел эксплуатации жилого фонда

Директор


Юрист

Секретарь

Администрации муниципального образования, сельского, районного, городского поселения

Депутатские объединения
на уровне: муниципального района, сельского, городского поселения

Отдел №1

Отдел № n

Отдел №2


Совокупность предприятий ЖКХ

Управляющие компании

Информационно-вычислительный центр

Собственники жилого и нежилого фонда

Комитеты коммунального хозяйства
(городские, районные, поселковые) в зависимости от масштабов муниципального образования могут состоять из совокупности специалистов или различных отделов.

Особенности управления
ЖКК

Принципы управления
ЖКК

Особенности управления ЖКК

Потребности и интересы субъектов управления
ЖКК

Объект управления
ЖКК

Субъект
управ-ия
ЖКК

Субъект
управ-ия
ЖКК




Управленческие задачи, формируемые на различных уровнях управления ЖКК

Методы управления ЖКК

Функции управления ЖКК

Главный бухгалтер


Главный инженер


Отдел благоустройства





















Отдел по работе с населением

Планово-финансовый отдел

1.Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2003 – 192 с.
2.Жилищный кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2005 – 224 с.
3.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня 2004 г.)
4.Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ – 703 с.
5.Борисов В. А. Местное самоуправление. Сборник статей. www.dvo.sut.ru
6.Борисов В.А. Петербургская модель организации местного самоуправления и формирование муниципального капитала // Василеостровская перспектива. – 2002. – №3–5.
7.Великая Н. Особенности становления местного самоуправления (сравнительный анализ моделей самоуправления в Ленинградской, Саратовской областях и г. Санкт-Петербурге) // Перспективы самоуправления и самоорганизации в России / Под ред.И.М Бутенко. – М.: МОНФ, 2000.
8.Жилищное право России. Сборник нормативных документов М.: Юристъ, 2005 – 637 с.
9.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003 – 300 с.
10.Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве //Правоведение, 2005, № 2, с.64-79.
11.Комментарии к новому Жилищному кодексу Российской Федерации /сост. М.Ю. Тихомиров. М.: 2005 – 320 с.
12.Костюков А. Н. Муниципальное право в системе российского права // Государство и право, 2003, № 9, с. 10-16
13.Кузнецов, И.А. Предпринимательство в сфере ЖКХ. // Развитие предпринимательства в современном российском обществе: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.
14.Кузнецов, И.А. К вопросу жилищной политики на муниципальном уровне // Современное состояние и перспективы развития экономики России: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.
15.Кузнецов, И.А. Методологические аспекты муниципального управления ЖКХ Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 224 с.
16.Кузнецов, И.А. Эволюция экономических отношений в системе ЖКХ на муниципальном уровне // Сборник научных трудов кафедры экономической теории. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.
17.Кузнецов, И.А. Экономические отношения в ЖКХ на муниципальном уровне. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 196 с.
18.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004 – 559 с.
19.Макаров Г. П. Решение жилищных проблем. М.: Труд и право, 2005 – 180 с.
20.П.В. Крашенинников Новое жилищное законодательство //Хозяйство и право, 2005, № 6, с.78 -90.
21.Руткаускас Т.К. Финансово-экономические и социальные аспекты перехода на новую систему оплаты жилья. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 196 с.
22.Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 224 с.
23.Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг / В.А. Крылов, А.Г. Мокроносов, Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2000 – 344 с.
24.Хованская Г. П. Комментарии к новому Жилищному кодексу. М.: Труд и право, 2005 – 144 с.
25.Чиркин В.Е. Муниципальное право М.: Проспект, 2005 – 512 с.
26.Шейкин С.В., Каменева Е.А. Анализ финансовых рисков субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами // Законодательство. - №6. - 2006.
27.Шейкин С.В., Каменева Е.А. Управляющая компания в жилищной сфере: правовые, экономические и финансовые аспекты // Законодательство. - №10. - 2006
28.Шейкин С.В., Каменева Е.А. Развитие государственно-частных партнерств в коммунальной сфере / В сб.: Инновационное развитие - основа повышения конкурентоспособности региона: Материалы научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во ТПП СО, 2006.
29.Шейкин С.В. Теоретические основы финансовых отношений и финансового оздоровления жилищно-коммунального комплекса. - Саратов: СГСЭУ, 2005.
30.Шейкин С.В. Бизнес и жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и новые возможности / В сб.: Управление финансами в малом и среднем бизнесе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
31.Шейкин С.В. Механизм финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования и развития, Саратов: СГСЭУ, 2007. - 1,45 п.л.

Вопрос-ответ:

Что такое ЖКХ?

ЖКХ - это сокращенное название жилищно-коммунального хозяйства, отрасли народного хозяйства, которая включает в себя предоставление жилых услуг, обеспечение коммунальными услугами, управление и содержание жилищного фонда.

Как государство управляет сферой ЖКХ?

Государство осуществляет управление сферой ЖКХ через разработку и реализацию государственной политики. Основные направления этой политики направлены на создание условий для эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения доступности коммунальных услуг для населения.

Как осуществляется нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг?

Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг осуществляется на основании нормативных актов, утверждаемых государственными органами. Законодательство устанавливает правила и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, их индексации, а также условия предоставления льготных тарифов для отдельных категорий граждан.

Как происходит бюджетное финансирование возмещения убытков в сфере ЖКХ?

Бюджетное финансирование возмещения убытков в сфере ЖКХ осуществляется за счет средств, выделенных из бюджета государства или муниципального бюджета. Эти средства направляются на покрытие убытков организаций, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, в случаях, когда их доходы не покрывают расходы на их оказание.

Как осуществляется ценообразование в жилищном хозяйстве?

Ценообразование в жилищном хозяйстве осуществляется на основе утвержденной методики, которая учитывает затраты на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, предоставление коммунальных услуг, а также финансирование капитального ремонта и развития ЖКХ. Конечная цена формируется с учетом тарифов, установленных государством.

Какая экономическая сущность у ЖКХ?

ЖКХ - важнейшая отрасль народного хозяйства, которая занимается предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ее экономическая сущность заключается в обеспечении населения жилыми помещениями, коммунальными услугами и созданием комфортных условий для проживания.

Какие основные направления государственной политики по управлению ЖКХ?

Основные направления государственной политики по управлению ЖКХ включают в себя: совершенствование системы управления ЖКХ, развитие жилищного строительства, модернизацию коммунальной инфраструктуры, повышение качества предоставляемых услуг, обеспечение доступности жилья для населения и совершенствование правового регулирования данной сферы.

Как осуществляется нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг?

Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг осуществляется на основе определения нормативов потребления ресурсов и установления тарифов на их предоставление. Для этого проводится анализ стоимости производства и предоставления услуг, учитывая затраты на оплату труда, закупку необходимого оборудования, эксплуатационные расходы и прочие факторы, влияющие на стоимость услуг.

Как осуществляется бюджетное финансирование возмещения убытков в ЖКХ?

Бюджетное финансирование возмещения убытков в ЖКХ осуществляется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. Для этого проводятся специальные расчеты, определяющие сумму убытков, и на основе этих данных принимается решение о необходимости и размере финансирования. Целью такого финансирования является поддержание стабильного функционирования жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение доступности коммунальных услуг для населения.

Какие основные направления государственной политики по управлению ЖКХ?

Основные направления государственной политики по управлению ЖКХ включают в себя обеспечение доступности и качества коммунальных услуг, повышение эффективности и устойчивости системы ЖКХ, развитие конкуренции и привлечение инвестиций.

Что такое тарифообразование в сфере коммунальных услуг?

Тарифообразование в сфере коммунальных услуг - это процесс установления цен на коммунальные услуги, которые оказываются населению и организациям. Тарифы определяются с учетом затрат на предоставление услуги, инфраструктурных инвестиций и обеспечения устойчивости финансовой системы ЖКХ.