Особенности пространственного мышления у дошкольников с заиканием.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 1717 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 01.02.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
2.3. Анализ полученных данных
2.4. Организация работы по развитию пространственного мышления у детей с заиканием
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Творческие игры обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности и, прежде всего, речевой.(1)
Для коррекции пространственного мышления у детей с заиканием можно предложить следующие упражнения:
Упражнение № 1.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. Упражнения ребенку с заиканием нужно преподносить в игровой форме. Понятия «вверх» и «вниз» можно объяснить ребенку во время прогулки. На прогулке зимой лучшим «тренажером» окажется снежная горка. Чтобы спустится «вниз» нужно сначала подняться «вверх». Летом это можно проделать на искусственной горке. Главное, чтобы ребенок не просто катался, его необходимо спрашивать: куда он сейчас направляется?
В качестве тренажера можно использовать все: от детской пирамидки, до большого шкафа с множеством полок. Главное превратить это в интересную и познавательную игру.

Упражнение № 2.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. Понятиями «сверху» и «снизу» тоже могут быть поданы в виде игры. В качестве реквизита можно использовать стопку книг или журналов, детскую пирамидку с цветными кольцами и т.п. Или можно заготовить лист чистой бумаги и несколько вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур (треугольники, кружки и квадраты). Разместить их в разных частях белого листа и попросить ребенка объяснить, какая фигура сверху, а какая снизу.
Потом попросить ребенка размещать цветные фигуры по вашей команде.
Еще можно сделать три кружка: красный, желтый и зеленый, своеобразный светофор. С ним можно не только «отработать» понятия «сверху» и «снизу», но и дать урок правил дорожного движения.
Упражнение № 3.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве с помощью предлогов.
Выполнение упражнения. Взять любую детскую сказку. В каждой сказке обязательно встречаются понятия, указывающие на место действия. Или герой сказки, например Красная Шапочка, направляется «из» дома к бабушке; «перед» ней возникает волк «из-за» кустов и т.д. Ребенку нужно задавать наводящие вопросы. Откуда вышла Красная Шапочка? Где живет волк? А где живет бабушка? В ответах ребенка должна звучать указанные предлоги.
Упражнение № 4.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве с помощью предлогов.
Выполнение упражнения. Показать ребенку картинку и попросить его рассказать, что на ней нарисовано. Во время рассказа задавать наводящие ориентировочные вопросы, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал предлоги «под», «над», «на».
Можно поиграть с ребенком в такую игру. Пусть ребенок находит загаданный предмет, по инструкции. А в инструкции должны звучать перечисленные выше предлоги. Не забывать подключать «цветные» словечки, чтобы ребенок заодно ориентировался и в цвете.
Упражнение № 5.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. Ребенку говорят фразу с предлогом, определяющим местоположение, а ребенок должен сказать фразу, с противоположным предлогом. Например: «кошка лежала под стулом». А ребенок должен поменять место кошки и сказать: «кошка лежала на стуле».
Упражнение № 6.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространственном определении. Вставить нужный предлог.
Выполнение упражнения. Необходимо произнести предложение, умышленно пропустив предлог. А ребенок должен «вставить» пропущенный предлог в это предложение. Например: «Дедушка вышел …дома». Ребенок должен понять, что хотели сказать и добавить: «из дома». «Котенок залез …шляпу». «Дерево растет … окном».
Упражнение № 7.
Цель упражнения. Понять, что перепутано в предложении.
Выполнение упражнения. На стене лежит перина, на кровати же картина. Дед в печи, дрова на печи.
Упражнение № 8.
Цель упражнения. Выполнение ваших инструкций и ответы на ваши вопросы.
Выполнение упражнения. Давать ребенку задания. Например: «положи ложку в тарелку». И дальше вопрос: Где лежит ложка? Или взять ключ и дать ребенку задание положить ключ на полку, или в книгу, или за книгу, или под книгу. При выполнении действия спрашивать ребенка, чтобы в ответах он указывал место расположения ключа с помощью предлогов.
Упражнение № 9.
Цель упражнения. Развить понятия «право» и «лево».
Выполнение упражнения. Игра называется "Домик". Детям предлагался нарисованный домик, давалось задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево.
Упражнение № 10.
Цель упражнения. Развить понятия «право» и «лево», «верх» и «низ».
Выполнение упражнения. "Коврик для куклы", Детям предлагалось сделать коврики, украшенные геометрическим орнаментом по инструкции, например: в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.
Продолжительность логопедического занятия составляет 40—60 минут. Она может увеличиваться при воспитании облегченных форм речи. Например, во время отраженного произношения детьми речевого материала в процессе сменяющихся видов игр занятие может длиться больше часа, но поскольку дети заняты в интересной для них деятельности, то утомление или усталость не наступают. (1)











Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что у старших дошкольников с заиканием нарушено пространственное мышление. Большая часть детей показала средний и низкий уровень развития пространственного мышления, допускали всевозможные ошибки, путали понятия «право» и «лево», «над» и «под». Данное исследование подтверждает поставленную гипотезу о том, что у старших дошкольников с заиканием наблюдается отставание в развитии пространственного мышления, по сравнению с детьми того же возраста с нормальным речевым развитием.
Для формирования и развития пространственного мышления необходима специальная коррекционная работа.
В процессе данной работы упражнения на развитие пространственного мышления должны использоваться поэтапно и систематически.
Необходимо поддерживать у детей интерес к заданиям по формированию речи путем поощрения. Добиваться успешности выполнения заданий, учитывая индивидуальные особенности детей.
На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
Так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, необходимо проводить занятия в виде игры. Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы. Данная методика направлена, в первую очередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, самостоятельность, общительность, активность необходимых для социальной реабилитации заикающегося.



Список литературы
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. – М., 1997.








2

Список литературы
1.Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
2.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. – М., 1997.

Вопрос-ответ:

Какие особенности пространственного мышления у дошкольников с заиканием?

У дошкольников с заиканием могут быть сложности в правильном восприятии и ориентации в пространстве. Они могут испытывать трудности с определением положения объектов, пониманием расстояний и преодолением пространственных препятствий.

Какие упражнения могут помочь развитию пространственного мышления у детей с заиканием?

Для коррекции пространственного мышления у детей с заиканием можно предложить разнообразные игры и упражнения, включающие перемещение по пространству, ориентацию вокруг себя, понимание карты и маршрутов, конструирование и решение задач пространственного характера.

Какие преимущества творческих игр для развития пространственного мышления у детей с заиканием?

Творческие игры обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения и самоорганизации в любой деятельности, в том числе речевой. Они помогают развивать воображение, умение рассуждать пространственно и решать пространственные задачи.

Что ещё полезно знать о развитии пространственного мышления у детей с заиканием?

Организация работы по развитию пространственного мышления у детей с заиканием может включать в себя использование разнообразных материалов и игрушек, проведение тестов и диагностических игр, а также индивидуальные и групповые занятия под руководством специалистов.

Какие рекомендации можно дать для развития пространственного мышления у детей с заиканием?

Для развития пространственного мышления у детей с заиканием рекомендуется создать условия для активного и самостоятельного исследования окружающего пространства, использовать задания, требующие пространственного мышления, показывать и объяснять детям разные пространственные концепции и поощрять их усвоение и применение в практической деятельности.

Какие особенности пространственного мышления у дошкольников с заиканием?

У дошкольников с заиканием наблюдаются определенные особенности пространственного мышления. Они могут испытывать затруднения в ориентации в пространстве и сложности с восприятием трехмерных объектов. Также у них может быть снижена способность к анализу и синтезу пространственной информации.

Какими упражнениями можно корректировать пространственное мышление у детей с заиканием?

Для коррекции пространственного мышления у детей с заиканием можно предложить следующие упражнения:

Какие творческие игры могут помочь в развитии пространственного мышления у заикающихся детей?

Творческие игры могут обогатить социальный опыт заикающихся детей и способствовать их активному поведению и самоорганизации. Они также могут помочь развить пространственное мышление. Некоторые примеры таких игр:

Какие особенности пространственного мышления у дошкольников с заиканием?

У дошкольников с заиканием могут наблюдаться определенные особенности в развитии пространственного мышления. Они могут испытывать затруднения в ориентации в пространстве, понимании и использовании пространственных отношений, а также восприятии трехмерных объектов. Нередко у них могут быть проблемы с координацией движений и ориентацией в пространстве. Но с помощью специальных занятий и упражнений можно корректировать и развивать их способности в этой области.

Как организовать работу по развитию пространственного мышления у детей с заиканием?

Организация работы по развитию пространственного мышления у детей с заиканием требует индивидуального подхода и использования специальных методик. Важно создать комфортную, безопасную и стимулирующую обстановку, где ребенок будет чувствовать себя уверенно и заинтересованно. Можно использовать творческие игры, задания на конструирование и моделирование, головоломки и логические задачи. Главное - понимать, что каждый ребенок индивидуален, и следует учитывать его возможности и интересы.

Какие упражнения можно предложить для коррекции пространственного мышления у детей с заиканием?

Для коррекции пространственного мышления у детей с заиканием можно предложить различные упражнения. Например, задания на составление и разборку конструкторов, сборку пазлов, построение различных моделей, игры в пространственные категории (например, "большой-маленький" или "верх-низ"). Также полезно проводить занятия на открытом воздухе, где дети могут осваивать и применять полученные навыки в реальной среде.

Какие преимущества дают творческие игры детям с заиканием?

Творческие игры обогащают социальный опыт детей с заиканием, способствуют воспитанию и развитию активного поведения и самоорганизации. В процессе игры ребенок может проявить свои таланты, развить индивидуальные возможности и научиться сотрудничать с другими детьми. Такие игры способствуют развитию фантазии, креативности и позитивного мышления у заикающихся детей.