Вам нужна дипломная работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Разработка стратегии выхода на международный рынок на примере компании ОАО "Вымпелком".

  • 96 страниц
  • 46 источников
  • Добавлена 04.11.2012
3 600 руб. 7 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1 Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии
1.1 Особенности внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий
1.3 Стратегическое планирование и особенности управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
2 Анализ деятельности ОАО «Вымпелком»
2.1 Общая характеристика ОАО «Вымпелком»
2.2 Экономические и финансовые показатели деятельности ОАО «Вымпелком»
2.3 Анализ стратегии развития ОАО «Вымпелком», ее достоинства и недостатки
3 Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Вымпелком»
3.1 Методы поиска и оценка надежности делового партнера при выходе на зарубежные рынки
3.2 Стратегия планирования внешнеэкономической деятельности
3.3 Обоснование стратегического выхода на внешние рынки ОАО «Вымпелком»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Этот метод, несомненно, более надежен, так как вы «контролируете» свою клиентуру. Однако он требует дополнительных усилий.
Отношения, построенные на наличии у партнеров информации относительно друг друга, как правило, наиболее стабильны и взаимовыгодны. Вы спокойны, потому что знаете вашего партнера и уверены, что он вам заплатит. Ваш партнер уверен в вашей исполнительности и в качестве вашей продукции. На деле именно такие потребители и подскажут вам возможные пути совершенствования вашей продукции и приспособления ее для новых рынков.
Основным условием стратегии реализации такой схемы взаимоотношений является наличие надежной информации, на основании которой вы сможете принять обоснованные и перспективные решения о выборе рынков сбыта и вступлении в деловые отношения с конкретными партнерами.
Мировой рынок и международная коммерческая практика уже давно разработали целый ряд стратегических методик и рекомендаций для реализации продуманного выхода на зарубежные рынки.
Установлению деловых отношений с какой-либо конкретной фирмой обычно предшествует поиск фирмы-партнера, который включает:
- выбор зарубежного рынка или рынков;
- исследование структуры фирм соответствующей отрасли или рынка;
- выявление ведущих фирм в отрасли;
- изучение отдельных фирм и определение круга потенциальных контрагентов.
Существует много специфических факторов, определяющих выбор торгового партнера, но в то же время есть некоторые общие положения, которыми руководствуются все коммерсанты при осуществлении экспортных и импортных операций.
Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также от предмета сделки. При этом возникают два вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить (продать) необходимый товар?
Выбирая страну, экспортеры и импортеры должны принять во внимание целый комплекс факторов как экономического, так и торгово-политического характера.
Прежде всего необходимо принять во внимание возможное наличие торговых ограничений. Это может относиться к рынку как экспортера, так и импортера. Различного рода запреты на экспорт или импорт (как временные, так и долгосрочные) создают непреодолимые препятствия для выхода на определенные рынки.
Весьма важным стратегическим фактором выбора рынка являются различные нетарифные ограничения, применяющиеся на зарубежных рынках. Хотя такого рода ограничения не имеют запретительного характера, они могут серьезно затруднить выход на рынок и потребовать дополнительных затрат времени и средств. К таким мерам можно отнести лицензирование каждой операции (такая мера применяется некоторыми странами при неблагоприятном состоянии торгового баланса), квотирование ввоза продукции.
При выборе рынка следует учитывать объемы внешней торговли стран по выбранному товару. Так, высокий объем импорта свидетельствует о существенной потребности рынка в продукции и является благоприятным фактором для потенциальных экспортеров. Большой объем как экспорта, так и импорта продукции говорит о вовлеченности страны в международную торговлю, возможно, о наличии кооперационных связей, что также является положительным моментом.
Наличие валютных и платежных ограничений, напротив, снижает привлекательность рынка.
Второй круг изучаемой по рынкам информации касается социально-экономической и политической ситуации в выбранных рынках сбыта. Стабильная политическая ситуация будет дополнительным положительным моментом при прочих равных условиях при сравнении двух конкретных рынков.
Важнейшей из экономических стратегий при выборе рынка является оценка емкости рынка по выбранному товару. Чем более емкий рынок, тем он более привлекателен для потенциальных экспортеров.
К экономическим характеристикам рынка относятся также данные о размерах налогов в торговле, акцизов и других сборов и платежей.
Третий круг информации, необходимой для выбора рынка, — это информация об уровне конкуренции на рынке, уровне цен на аналогичную продукцию и затратах на продвижение товара. В этом случае следует учитывать возможные расходы на сертификацию продукции и технические модификации в соответствии с зарубежным стандартом и специфику восприятия того или иного продукта, сложившуюся на конкретном рынке. Высокая степень конкуренции, большие усилия по внедрению товара на рынок снижают привлекательность конкретного рынка.
При выборе фирмы на первое место выходит работа по изучению различных аспектов деятельности потенциальных партнеров. Такими стратегическими аспектами могут быть:
а) технологический — изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
б) научно-технический — сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и о затратах на них;
в) организационный — изучение организации управления фирмой;
г) экономический — оценка финансового положения и возможностей фирмы;
д) правовой — изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.
Суммируя практический опыт и общепринятые методики оценки потенциальных партнеров, их надежности и выгодности, можно выделить ряд принципов, которые позволяют эффективно вести работу по выбору контрагента.
Первый принцип — необходимо оценить степень солидности потенциального партнера. Под ней подразумеваются количественные показатели деятельности, масштаб операций, степень платеже- и кредитоспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки.
Наиболее важным компонентом солидности фирмы является степень ее платеже- и кредитоспособности. Это важно знать прежде всего экспортерам, поскольку иностранный покупатель будет для них выступать в роли плательщика, однако покупателям товаров также весьма полезно быть информированными о финансовом положении их зарубежных поставщиков.
В целом уровень кредитоспособности фирм определяется следующими данными:
- точностью исполнения платежей и сроками оплаты счетов;
- составом банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела с компанией;
- общим объемом финансовых средств компании;
- отсутствием юридических проблем или неоплаченных долгов.
Для оценки солидности фирмы можно привлечь и ряд других показателей, таких, как число занятых (в том числе сотрудников, участвующих в НИОКР), число предприятий и размеры производственных площадей, степень диверсификации фирмы (т.е. сфера деятельности и номенклатура выпускаемой продукции), доля интересующей нас продукции в объеме производства фирмы и отрасли.
Вторым важным стратегическим принципом в выборе фирмы является ее непосредственная деловая репутация, деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.
Деловая репутация фирмы не связана напрямую с показателями солидности и в основном определяется опытом, которым располагает та или иная фирма, ведущая коммерческую деятельность в течение длительного периода.
В числе принципов выбора фирмы-контрагента можно назвать и учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты отдают предпочтение тем фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом.
Определенное значение при выборе партнера может иметь и его положение на данном рынке: является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению лишних посреднических звеньев в торговых операциях, с тем, чтобы не уступать им часть прибыли. В то же время посреднические услуги широко используются, если являются объективной необходимостью. В этих случаях фирма столь же тщательным образом подходит к выбору посредника, с которым ей предстоит работать.
Торговые фирмы многих стран иногда связывают закупки с одновременной продажей своих товаров. Подобная увязка импортных операций с экспортными имеет значение не только для расширения сбыта, но и для более приемлемого способа оплаты импортных товаров, тем более если для этого требуется конвертируемая валюта. Поэтому иностранному поставщику, являющемуся одновременно покупателем экспортных товаров, оказывается определенное предпочтение.
Правильный выбор торговых партнеров очень важен, поэтому предприятия и организации, стремящиеся к внешнеэкономической деятельности, должны хорошо организовать и методически отладить эту работу. Было бы ошибкой прибегать к сбору информации по фирмам-партнерам только эпизодически или в период подготовки переговоров с ними. Эта деятельность должна вестись постоянно и тщательно.
Оперативно-коммерческая работа по изучению фирм во внешнеторговых организациях должна включать:
а) предварительный сбор данных о фирме, с которой предполагается проведение переговоров или заключение сделки;
б) текущее наблюдение за деятельностью фирм и организаций, с которыми заключены контракты;
в) выявление и изучение новых фирм и организаций — возможных контрагентов по экспорту и импорту;
г) систематическое изучение фирменной структуры товарных рынков по основным статьям экспорта и импорта;
д) наблюдение за деятельностью фирм-конкурентов, играющих ведущую роль на отдельных товарных рынках.
Изучение фирм, работающих на данном рынке, складывается из сбора информации о фирме и систематизации сведений в определенном порядке. Для получения интересующих сведений контрагенты используют все возможные источники информации, которые можно получить через сложившуюся на мировом рынке систему и которые являются обычными в практике любой фирмы, участвующей в международной торговле.
Информация о фирме, полученная из разных источников, собирается и систематизируется в досье на фирму.
Вопросы, по которым подбирается материал для досье, могут быть разделены на две группы:
1) вопросы общей характеристики фирмы, включая выяснение ее рода деятельности, номенклатуру производства и торговли, размеры производства, и другие вопросы, характеризующие фирму и ее роль на рынке данного товара;
2) вопросы по специальным аспектам, имеющим отношение непосредственно к заключению контрактов.
К ним относятся вопросы кредитоспособности, финансового положения фирмы, загрузки ее заказами, заинтересованности в получении заказов от иностранных контрагентов, выяснения ее взаимоотношений с другими фирмами и государственными органами, участия фирмы в артельных и других соглашениях, а также деловая характеристика представителей фирмы, с которой предполагается ведение переговоров.
Наиболее ценной информацией для досье считаются сведения, полученные при личном знакомстве с фирмой, ее руководителями или владельцами, а также в процессе коммерческих переговоров. В качестве дополнительных источников информации используются данные фирменных справочников, годовые отчеты фирм, справки банков и специализированных информационных фирм.
Досье фирмы включает ряд документов, подготавливаемых специально сотрудниками внешнеторговой организации. К таким документам, обязательным для заполнения, относятся:
а) карта фирмы — базовый документ, в котором собирается всесторонняя информация об интересующей фирме;
б) сведения о переговорах с фирмой;
в) сведения о деловых отношениях.
Карта фирмы представляет собой анкету, содержание которой сгруппировано по основным вопросам, характеризующим различные стороны деятельности изучаемой фирмы:
- страна, почтовый адрес, телефон, факс;
- год основания;
- предметы торговли, производства (с указанием основных технических характеристик товаров и технических новинок) или характер услуг;
- производственные мощности, торговый оборот, число работников или другие данные, характеризующие производственные возможности и объем деятельности (по годам);
- данные, характеризующие финансовое положение;
- филиалы, дочерние предприятия, участия и прочие связи (картельные, финансовые, персональные и т.д.);
- важнейшие конкуренты;
- владельцы, руководители фирмы, лица, имеющие непосредственный контакт с вашими организациями;
- оборот, в том числе по разным рынкам;
- отрицательные моменты, характеризующие фирму (невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и пр.).
В разделе досье по производственным мощностям указываются объем выпускаемой продукции, число рабочих и служащих, важнейшие предприятия, размер производственных площадей, количество единиц оборудования.
По торговому обороту собирается информация о количестве имеющихся у фирмы контор, отделений, магазинов и складов и объеме годовых оборотов, об удельном весе фирмы в производстве, экспорте и импорте соответствующих товаров.
Сведения о финансовом положении фирмы могут быть получены из балансов, справочников, справок кредит-бюро и банков, других источников. В этом разделе отражают по годам объемы капитала, обороты прибыль или убытки, а также другие данные, характеризующие финансовое положение фирмы.
В разделе, информирующем о связях фирмы, перечисляются филиалы и дочерние предприятия, в которых данная фирма участвует своими капиталами или имеет с ними какие-либо другие связи, указывается размер участия или характер связи.
В информационном блоке по важнейшим конкурентам фирмы указывают название конкурента, страну и наименование конкурентного товара.
В сведениях о владельцах, руководителях фирмы приводятся наименования юридических лиц и фамилии физических лиц, являющихся фактическими владельцами данной фирмы. Если имеется несколько владельцев, устанавливают долю участия каждого из них в капитале фирмы, Для акционерного общества перечисляются фамилии акционеров, владеющих большим числом акций, фамилии руководителей фирмы и работников с указанием сведений о деловых качествах.
Все заносимые в карту сведения должны иметь указание о том, к какому периоду они относятся, а также ссылку на использованный источник.
Кроме данных, перечисленных в карте, в досье фирмы должны собираться:
- характеристики владельцев, руководителей фирмы, а также служащих, осуществляющих непосредственный контакт с вашими организациями;
- данные балансов фирмы за хозяйственный год;
- данные о развитии торговых отношений с фирмой (сведения о поведении фирмы во время переговоров о заключении сделок и о ходе их реализации, об отношении фирмы к условиям типовых контрактов российских партнеров, о результатах сделок, о заинтересованности фирмы в работе на российском рынке).
При составлении характеристик на государственные, полугосударственные и кооперативные организации подробно освещаются такие вопросы, как характер взаимоотношений данной организации с правительственными органами и ее роль в экономике страны, а при персональной характеристике руководства — принадлежность к политической партии, личные связи с правительством и деловыми кругами этой страны.
Карта фирмы является необходимым источником ее изучения. При изучении же государственных, полугосударственных и кооперативных организаций наряду с картой фирм используют материалы по следующим вопросам:
- на какую группу товаров и на какую территорию страны или группы и распространяется монопольное право на экспорт или импорт, представленное изучаемой организации?
- каков удельный вес организации в импорте и экспорте данной группы товаров и во внешнеторговом обороте страны в целом за последние годы?
- каковы особенности возникновения и развития организации?
- в ведении какого правительственного учреждения находится организация?
- какова организационная структура и схема управления организацией?
- каковы положение и деятельность на внутреннем рынке, связи с частным сектором?
К специфическим видам фирм относятся также агентские фирмы. В их досье вносятся данные о сроке действия агентского соглашения, минимальном объеме продаж, размере комиссионных, виде агентства, территории, охватываемой деятельностью данной фирмы.
Важное место в досье на фирму занимают такие документы, как «сведения о переговорах» и «сведения о деловых отношениях». В них фиксируется информация, источником которой являются личные наблюдения и впечатления оперативных работников, полученные в процессе переговоров, в ходе выполнения контрактов и посещений предприятий фирмы. Такого рода сведения являются главными и наиболее ценными источниками информации о деловых качествах фирмы и ее представителей.
Сведения о переговорах с фирмой собирают после завершения переговоров с фирмой. Основные вопросы для изучения:
а) предмет переговоров;
б) результат переговоров;
в) характеристика представителей фирмы, проводящих переговоры, вплоть до черт характера (слабых и сильных их сторон), степень владения коммерческими и техническими вопросами;
г) поведение фирмы во время переговоров;
д) деловые отношения с другими российскими организациями.
Сведения о деловых отношениях. В отличие от сведений о переговорах, которые составляются после каждого раунда переговоров с фирмой, сведения о деловых отношениях составляются один раз в год и отражают опыт работы с фирмой в течение года. К ним относятся сведения о выполнении фирмой условий контрактов, ее заинтересованности в работе с данным рынком, деловых качествах фирмы и ее представителей, проявившихся в процессе выполнения контрактов.
Досье на фирмы пополняется систематически, при этом перед началом нового финансового года и при подготовке крупных сделок целесообразно дополнительно собрать сведения о финансовом положении контрагента независимо от наличия этих данных за прошлый период.
В принципе каждая организация может подготовить для собственных нужд свой вариант фирменного досье, учитывая при этом специфику своей работы на мировом рынке и особенности круга своих контрагентов.
3.2 Стратегия планирования внешнеэкономической деятельности
Перестройка организации внешнеэкономической деятельности и реформы по ее либерализации предоставили право заниматься внешнеэкономической деятельностью любому российскому юридическому и физическому лицу, получившему статус индивидуального частного предпринимателя. В настоящее время во внешнеэкономической деятельности заняты свыше полумиллиона хозяйствующих субъектов.
Принимая стратегическое решение о выходе на внешние рынки (в форме экспортной, импортной или иной зарубежной хозяйственной деятельности), руководство предприятия, фирмы должно сознательно пойти на расширение выполняемых им функций и провести серьезную подготовительную аналитическую работу по определению целесообразности и возможной эффективности хозяйственной деятельности на зарубежных рынках и прежде всего выявить для себя целевые рынки. В связи с этим оно должно особое внимание обратить на:
- анализ причин и мотивов выхода на внешний рынок вообще и на данный зарубежный рынок в частности;
- изучение предпринимательской, прежде всего маркетинговой, среды и условий работы на зарубежном рынке;
- изучение системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
- оценку наличия компетентных кадров в области внешнеэкономических операций на соответствующих зарубежных рынках;
- разработку долгосрочных и/или среднесрочных рыночных стратегий проникновения на зарубежные рынки и составление бизнес-планов внешнеэкономических проектов.
Фирма, занимающаяся или собирающаяся заниматься внешнеэкономической деятельностью, осуществляет поиск прибыльных предпринимательских действий в масштабах не только рыночной территории своей страны, но и всего земного шара.
Руководство фирмой при организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности вынуждено принимать весьма ответственные решения стратегического и оперативного характера, каждое из которых во многом определяет успех или неудачу работы, как правило, в значительных масштабах. Основными стратегическими решениями фирмы в области осуществления внешнеэкономических связей являются решения выходить или не выходить на внешний рынок, заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельностью, расширять или не расширять внешнеэкономическую деятельность и по каким причинам.
Четыре стратегических решения при выходе на внешний рынок.
В случае принятия и обоснования положительного варианта решаются следующие стратегические вопросы:
- на какой именно внешний рынок выходить;
- когда именно и каким образом организовать выход на выбранный внешний рынок и какой стратегии придерживаться;
- какую товарную, ценовую политику проводить, как строить сбытовую, товарораспределительную сеть и как формировать политику продвижения (рекламу, паблик рилейшнз, персональные продажи, стимулирование сбыта, участие в выставках, ярмарках и т.д.);
- как организовать соответствующие подразделения и структуры, которые уполномочены проводить работу по освоению или расширению внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим основные стратегические причины выхода на внешние рынки:
- поиск более высокой доходности бизнеса;
- снижение спроса на внутреннем рынке;
- сглаживание резких колебаний спроса;
- продление жизненного цикла товара (время продажи товара в целом);
- снижение рисков за счет их распыления и географической диверсификации операций;
- получение признания за рубежом и завоевание международного престижа для фирмы и ее товаров;
- требования клиентов;
- улучшение ликвидности активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты;
- получение дополнительного коммерческого эффекта за счет использования преимуществ национальных факторов производства и ресурсного потенциала страны;
- желание окупить издержки на рыночные исследования быстрее и значительнее, чем это может быть сделано на внутреннем рынке;
- выход за рубеж как свидетельство эффективности своей предпринимательской деятельности;
- освоение передового опыта ведения международного бизнеса. Обучение и повышение компетентности персонала фирмы.
Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана — плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.
План внешнеэкономической деятельности включает задания — показатели по экспорту и импорту (в зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности фирмы) с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в долларовом и физическом выражении за определенный период (обычно за год).
Планы внешнеэкономической деятельности, как правило, основываются на специальных маркетинговых программах — предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров.
Планы внешнеэкономической деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности.
Бизнес-план внешнеэкономического проекта предполагает, как правило, обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В частности, в нем даются анализ и характеристика рынка для проникновения или усиления рыночной позиции фирмы, анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ конкурентных позиций своей фирмы (так называемый SWOТ-анализ: strengths/weaknesses — opportunities/threats), анализ внешней среды бизнеса: географических, демографических, организационно-правовых, политических, экономических, социально-культурных и других условий рынка проникновения на зарубежных территориях и условия для развития данного вида внешнеэкономической деятельности в России.
Затем в бизнес-плане дается описание внешнеэкономического проекта: характеристика товара, предназначенного к поставке за рубеж; местоположение и характеристика предприятия, его производящего; меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика).
Следующими идут раздел бизнес-плана, характеристика производства и сбыта, раздел маркетинговой работы.
Далее в бизнес-плане приводятся данные по конкретной фирме, для которой или на которой этот бизнес-проект разрабатывался. Здесь дается характеристика правового и финансового положения фирмы, указываются организационные структуры и ведущие сотрудники, ответственные за реализацию данного внешнеэкономического проекта.
И, наконец, дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований. Рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта.
Бизнес-план обычно начинается с резюме, где в сжатой, лаконичной форме приводится краткое содержание основной его сути, и завершается приложениями, иллюстрирующими и обосновывающими положения и статьи плана.
Контроль внешнеэкономической деятельности на фирме осуществляется в форме разработанных видов отчетности о состоянии и результатах внешнеэкономических операций с разбивкой по товарам и странам и в целом по суммарному итогу, а также с разбивкой по соответствующим филиалам, отделам и сотрудникам. При этом он осуществляется путем соотнесения фактических результатов с плановыми. Контроль может быть и в виде спонтанно организуемых ревизий и т.д. Контроль внешнеэкономической деятельности предполагает не только проверку количественных, но и качественных показателей, т.е. выполнение поставленных в планах качественных целей и задач.
Эффективность внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы определяется прежде всего на основе анализа прибыльности внешнеторговых операций путем сопоставления доходов и затрат, плановых заданий и их выполнения. Также эффективность внешнеэкономической деятельности определяется путем анализа рыночной доли, повышения степени известности торговой марки товара и фирмы, увеличения числа ее покупателей и контрагентов и т.д.
3.3 Обоснование стратегического выхода на внешние рынки ОАО «Вымпелком»
Экономическое обоснование принимаемых стратегических решений по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятия производится путем расчета различных показателей экономической эффективности. Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД можно разделить на две группы. Показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаются в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами. Показатели эффективности, определяемые на основе отношения результатов к затратам, как правило, относительны и выражаются в относительных величинах: %, руб./руб., долларов/доллар, долях единицы и др.
Под затратами следует понимать денежную, стоимостную оценку привлекаемых производственных ресурсов: стоимость сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов, услуг сторонних организаций, обязательные отчисления в различные государственные фонды и другие затраты, без которых сделка была бы не осуществлена. Под результатами следует понимать денежную, стоимостную оценку полученной выгоды для предприятия: денежные средства за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги, стоимость полученного товара, работ, услуг и т.д.
При расчете показателей важно соблюдать следующие принципиальные методологические положения:
- принцип наиболее полного учета всех составляющих затрат и результата. Неполный учет затрат и полученных результатов может исказить выводы об оценке эффективности того или иного мероприятия, решения;
- принцип сравнения с базовым вариантом. Все познается в сравнении, в том числе и эффективность. За базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения, один из вариантов принятия решения или состояния дел на рынке, у конкурента. Неправильный выбор базы сравнения также может привести к искажению оценок;
- принцип приведения затрат и результатов в сопоставимый вид. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы. Например, следует приводить их в сопоставимый вид по объему, качеству, периоду времени и другим параметрам;
- принцип приведения разновременных затрат и результатов к одному моменту времени. Соблюдение данного принципа – одно из важнейших положений теории оценки эффективности. Методы приведения разновременных затрат к одному моменту времени достаточно хорошо разработаны в экономике.
Конкретный расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операций на внешнем рынке, ее целей, условий и других особенностей конкретной сделки. Рассмотрим общие положения и пример расчета показателей эффективности импорта.


Заключение
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
Управление внешнеэкономической деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной власти. Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная власть. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ.
В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти:
- Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития);
- Федеральная таможенная служба РФ (ФТС);
- Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК).
Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирм осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.
Принимая решение о выходе на внешнеэкономические рынки предприятие должно обеспечить себе конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью следует понимать не столько особые свойства конкретного товара, сколько наличие у предприятия самой способности такие товары производить. Иными словами, производитель должен быть конкурентоспособным в области разработки, сокращения сроков освоения производства и выведения на рынок новых товаров, по уровню технологий, а также способности «приложить» к своему товару определенный комплекс дополнительных услуг.
Конкурентоспособность предприятия — это не результат случайного стечения обстоятельств, а следствие целенаправленных усилий со стороны как его менеджеров, так и рядовых работников.
Для принятия решений в условиях конкуренции, производителю следует учитывать, что:
выбор потребителя направлен не на сам товар, а на полезность, которую он ожидает от его использования;
каждый товар представляет собой совокупность свойств (параметров), которые и определяют его полезность;
одну и ту же потребность часто могут удовлетворять разные товары;
один и тот же товар часто может удовлетворять различные потребности.
Интенсивность и степень остроты конкуренции определяется пятью силами:
- угрозой появления новых конкурентов;
- угрозой появления товаров-заменителей;
- способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
- способностью покупателей торговаться;
Потенциальными конкурентами могут стать:
- фирмы, действующие вне рассматриваемого рынка товаров, которые легко могут преодолеть барьеры входа;
- фирмы, для которых выход на новый рынок даст синергический эффект;
- фирмы, для которых это есть логическое развитие их стратегии; клиенты или поставщики, которые для укрепления своих позиций на других рынках могут осуществить интеграцию.
Учет особенностей товара, динамика развития НТП, правильно выбранная стратегия формирования товарной политики в существенной мере определяют конкурентоспособность предприятия, возможности его экономического роста и выживания в современных условиях.
Целями деятельности организации являются осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенную законодательством, и получение на этой основе прибыли. В этих целях общество заключает договора купли – продажи.
ОАО «ВымпелКом» входит в группу компаний «ВымпелКом Лтд», включающую компании, осуществляющие операции в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Армении, Кыргызстане, Вьетнаме и Камбодже на территории с общим населением около 345 млн. человек.
В октябре 2008 ОАО «ВымпелКом» приобрело 49,9% акций «Евросеть», крупнейшего сотового ритейлера  в России и странах СНГ.
В мае 2009 года ОАО «ВымпелКом» запустил  коммерческие операции в странах СНГ и Камбодже, а затем в июле 2009 во Вьетнаме.
ОАО «ВымпелКом» было первой российской компанией, включенной в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE), акции котировались под символом VIP. После образования в апреле 2010 года холдинговой компании «ВымпелКом Лтд.», консолидировавшей пакеты акций ОАО «ВымпелКом» и «Киевстара», символ VIP был перерегистрирован на «ВымпелКом Лтд.»
В структуре капитала предприятия преобладает заемный, который представлен в виде кредиторской задолженности. Поэтому предприятию необходимо сократить привлечение заемного капитала в виде краткосрочных обязательств. Коэффициенты финансовой устойчивости позволяют не только оценить один из аспектов финансового состояния предприятия. При правильном пользовании ими можно активно воздействовать на уровень финансовой устойчивости, повышать его до минимально необходимого, а если он фактически превышает минимально необходимый уровень, – использовать эту ситуацию для улучшения структуры активов и пассивов. Проанализировав состояние организации по разным методикам, можно сказать, что предприятие на данный момент не достаточно стабильно, и есть вероятность снижения финансовой устойчивости организации, что происходит из-за высокой кредиторской задолженности. Вероятность скорого банкротства предприятию не грозит, но небольшая тенденция все же есть. Поэтому необходима разработка антикризисных мер по предупреждению банкротства, повышению уровня платежеспособности, рентабельности и развитию финансовой деятельности.
Корпоративная стратегия ОАО «ВымпелКом» в рамках Группы компаний «ВымпелКом» сконцентрирована по пяти основным направлениям: рост на рынке мобильной связи в России, развитие потребительского доступа в Интернет, усиление бизнеса в корпоративном сегменте, развитие бизнеса в СНГ, расширение географического присутствия и освоение новых видов деятельности. В основу этой стратегии положено следующее:
Извлечение максимального дохода на рынке мобильной связи в России.
Развитие бизнеса потребительского доступа в Интернет.
Усиление бизнеса в корпоративном сегменте.
Развитие бизнеса в СНГ.
Использование привлекательных возможностей для освоения новых видов деятельности.
Анализ внутренней и внешней сред — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
Принимая решение о выходе на зарубежные рынки, руководство фирмой осознает преимущества и риски, которые таит в себе внешнеэкономическая деятельность, и осуществляет программу мер специальной подготовки, которая включает обучение специалистов-международников, изучение специфических условий организации торговли на зарубежных рынках, подготовку по ним банков данных, разработку долгосрочных стратегий освоения внешних рыночных пространств и т.д., используя при этом разнообразные виды внешнеэкономических операций.
Управлять внешнеэкономической деятельностью на фирме — значит планировать ее, формировать и оптимизировать организационную структуру служб, выполняющих все виды работ в области внешнеэкономических связей, координировать задачи по освоению и расширению внешних рынков с другими отделами и функциями данной фирмы, учитывать и контролировать результаты внешнеэкономической деятельности, определять ее эффективность, организовывать совершенную информационную систему банков данных по соответствующим мировым рынкам и зарубежным контрагентам.
Существует много специфических факторов, определяющих выбор торгового партнера, но в то же время есть некоторые общие положения, которыми руководствуются все коммерсанты при осуществлении экспортных и импортных операций.
Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также от предмета сделки.
Выбирая страну, экспортеры и импортеры должны принять во внимание целый комплекс факторов как экономического, так и торгово-политического характера.
Перестройка организации внешнеэкономической деятельности и реформы по ее либерализации предоставили право заниматься внешнеэкономической деятельностью любому российскому юридическому и физическому лицу, получившему статус индивидуального частного предпринимателя.
Принимая стратегическое решение о выходе на внешние рынки (в форме экспортной, импортной или иной зарубежной хозяйственной деятельности), руководство предприятия, фирмы должно сознательно пойти на расширение выполняемых им функций и провести серьезную подготовительную аналитическую работу по определению целесообразности и возможной эффективности хозяйственной деятельности на зарубежных рынках и прежде всего выявить для себя целевые рынки. Фирма, занимающаяся или собирающаяся заниматься внешнеэкономической деятельностью, осуществляет поиск прибыльных предпринимательских действий в масштабах не только рыночной территории своей страны, но и всего земного шара.
Экономическое обоснование принимаемых стратегических решений по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятия производится путем расчета различных показателей экономической эффективности. Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД можно разделить на две группы. Показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаются в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами. Показатели эффективности, определяемые на основе отношения результатов к затратам, как правило, относительны и выражаются в относительных величинах: %, руб./руб., долларов/доллар, долях единицы и др.
Список используемой литературы
Абрамов В. Л. Мировая экономика. - М. : Дашков и К°, 2007. - 310 с.
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг. 2005. – 364 с.
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 138 с.
Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2005. -672 с.
Басовский Л. Е. Маркетинг. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 219 с.
Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 319 с.
Блинов А.О. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и К»,2005. – 262 с.
Бронникова Т. С. Маркетинг. - М. : Приор, 2007. - 123 с.
Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. Механизмы развития малого предпринимательства в России. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 193 с.
Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ,2005. - 292 с.
Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России.. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 201с.
Воронин В. П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 236 с.
Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и рос. практика. - М. : Эксмо : Мирбис, 2008. - 488 с.
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 285 с.
Долгов С. И. Глобализация экономики и ее значение для России. М.: Экономика. 2006. – 341 с.
Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб. : Питер, 2007. - 538 с.
Козырев В. М. Основы современной экономики. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 543 с.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.
Кудров В.М. Мировая экономика. - М. : Бек, 2007. - 452 с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2006. – 162с.
Лебедева О. А. Маркетинговые исследования рынка. - М. : Форум - Инфра-М, 2005. - 191 с.
Малый бизнес. Организация, экономика, управление/Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 271 с.
Маслова Т. Д. Маркетинг. - СПб. : Питер, 2007. - 397 с.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М. : Дашков и К°, 2002. - 613 с.
Маркова В. Д. Маркетинг менеджмент. - М. : Омега-Л, 2007. - 203 с.
Мировая экономика /Под ред.А.С. Булатова.-М.: Юристъ. 2006.– 734 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2007. - 650
Мовсесян А. Г. Мировая экономика. - М.:Финансы и статистика, 2007. - 654с.
Организация коммерческой деятельности. - М. : Академия, 2006. - 172 с.
Платоненко В.Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития.– М.: ИНФРА-М, 2007 – 365 с.
Портер М. Конкуренция. - СПб. : Вильямс, 2000. - 495 с.
Райзберг Б.А.Курс экономики. - М.:ИНФРА-М, 2007г. – 244 с.
Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 159 с.
Фомичев В. И. Международная торговля. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 445 с.
Шимко П. Д. Международная экономика. - М. : Высш. шк., 2006. - 471 с.
Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, А.Ю. Юданова. - М. : КноРус, 2006. - 602 с.
Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.:АКАЛИС, 1996.- 272 с.
www.economica.ru.
www. finansi.ru.
www. vesti.ru.
www.worldtrade.ru
www. ntpp.ru
http://www.wto.org
http://www.ng.ru
http:// beeline.ru/
Приложения
Приложение 1
Основные научные школы стратегического управления
Научные школы,
основные
представители Сущность видения
Стратегического
процесса Методы и подходы, наиболее
эффективные при разработке
стратегии компании Школа Дизайна ,
Ф. Селзник (1957)
У. Ньюман (1951)
К. Эндрюс (1965) стратегии как
процесс
осмысления Максимальный учет особенностей и
факторов развития компании; SWOT – анализ; Планирования,
И. Ансофф (1965) стратегии как
формальный
процесс Структурирование и формализация процесса принятия решений в рамках политики компаний; сценарное планирование; Позиционирования ,
Л. Шендаль,
К. Хаттена (середина 70-х гг.),
М. Портер (1980.1985) стратегии как аналитический процесс Анализ конкурентной позиции компании;
оценка взаимосвязей между стратегией и
результатом; матричные методы анализа; Предпринимательства, Й. Шумпетер (1950)
А. Коул (1959) стратегии как процесс предвидения Оперативная модификация стратегии;
использование ограничено, из-за более
высокой цены ошибки в сравнении с
бизнес – единицами; Когнитивная,
Г. Саймон (1947, 1957)
Дж. Марч (1958) стратегии как ментальный
процесс Зависимость содержания стратегии от когнитивного стиля мышления разработчика
выявление узких мест, мешающих адекватной оценке положения компании; Обучения,
Ч. Линдблом (1959)
Г. Хамел (1990) стратегии как развивающийся процесс Активное управление переменами;
максимальная мобилизация
индивидуального потенциала для
реализации политики компании; Власти,
Г. Аллисон (1971)
Г. Эстли (1984) стратегии как процесс ведения переговоров Дополнение перспективных стратегий
в целях снижения агрессивности внешней
и внутренней среды; Культуры,
Э. Ренман (1968)
Р. Норманн (1968) стратегии как коллективный процесс Обоснование миссии и глобальных целей
развития компании; выявление
нематериальных ресурсов развития;
механизмы общественного согласия при
обосновании стратегии; Внешней среды,
Дж. Фриман (1977)
Д. Пью (1979) стратегии как реактивный
процесс Выявление и прогнозирование характеристик внешней среды, ограничивающих стратегический выбор компании; Конфигурации,
А. Чандлер (1962)
Г. Минцберг (1978) стратегии как процесс трансформации Описание относительно последовательной реализации стратегии внутри устойчивых состояний, которые нарушаются случайными и довольно драматичными скачками в новое состояние. Приложение 2
Четырехпольная матрица PEST – анализа








































4



ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

Текущее законодательство на рынке Будущие изменения в законодательстве Европейское/международное законодательство Регулирующие органы и нормы Правительственная политика, изменение Государственное регулирование конкуренции Торговая политика Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов  и штрафные санкции Выборы на всех уровнях власти Финансирование, гранты и инициативы Группы лоббирования/давления рынка Международные группы давления Экологические проблемы Прочее влияние государства в отрасли

Экономическая ситуация и тенденции Динамика ставки рефинансирования Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Заграничные экономические системы и тенденции Общие проблемы налогообложения Налогообложение, определенное для продукта / услуг Сезонность / влияние погоды Рынок и торговые циклы Платежеспособный спрос Специфика производства Товаропроводящие цепи и дистрибуция Потребности конечного пользователя Обменные курсы валют Основные внешние издержки Энергоносители Транспорт Сырье и комплектующие Коммуникации

Развитие конкурентных технологий Финансирование исследований Связанные / зависимые технологии Замещающие технологии/решения Зрелость технологий Изменение и адаптация новых технологий Производственная емкость, уровень Информация и коммуникации, влияние сети Интернет Потребители, покупающие технологии Законодательство по технологиям Потенциал инноваций Доступ к технологиям, лицензирование,  патенты Проблемы интеллектуальной собственности

Демография Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы Структура доходов и расходов Базовые ценности Тенденции образа жизни Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии Модели поведения покупателей Мода и образцы для подражания Главные события и факторы влияния Мнения и отношение потребителей Потребительские предпочтения Представления СМИ Точки контакта покупателей Этнические / религиозные факторы Реклама и связи с общественностью

Список используемой литературы
1.Абрамов В. Л. Мировая экономика. - М. : Дашков и К°, 2007. - 310 с.
2.Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг. 2005. – 364 с.
3.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 138 с.
4.Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2005. -672 с.
5.Басовский Л. Е. Маркетинг. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 219 с.
6.Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 319 с.
7.Блинов А.О. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и К»,2005. – 262 с.
8.Бронникова Т. С. Маркетинг. - М. : Приор, 2007. - 123 с.
9.Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. Механизмы развития малого предпринимательства в России. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 193 с.
10.Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ,2005. - 292 с.
11.Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России.. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 201с.
12.Воронин В. П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 236 с.
13.Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и рос. практика. - М. : Эксмо : Мирбис, 2008. - 488 с.
14.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 285 с.
15.Долгов С. И. Глобализация экономики и ее значение для России. М.: Экономика. 2006. – 341 с.
16.Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб. : Питер, 2007. - 538 с.
17.Козырев В. М. Основы современной экономики. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 543 с.
18.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.
19.Кудров В.М. Мировая экономика. - М. : Бек, 2007. - 452 с.
20.Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2006. – 162с.
21.Лебедева О. А. Маркетинговые исследования рынка. - М. : Форум - Инфра-М, 2005. - 191 с.
22.Малый бизнес. Организация, экономика, управление/Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 271 с.
23.Маслова Т. Д. Маркетинг. - СПб. : Питер, 2007. - 397 с.
24.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М. : Дашков и К°, 2002. - 613 с.
25.Маркова В. Д. Маркетинг менеджмент. - М. : Омега-Л, 2007. - 203 с.
26.Мировая экономика /Под ред.А.С. Булатова.-М.: Юристъ. 2006.– 734 с.
27.Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
28.Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2007. - 650
29.Мовсесян А. Г. Мировая экономика. - М.:Финансы и статистика, 2007. - 654с.
30.Организация коммерческой деятельности. - М. : Академия, 2006. - 172 с.
31.Платоненко В.Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития.– М.: ИНФРА-М, 2007 – 365 с.
32.Портер М. Конкуренция. - СПб. : Вильямс, 2000. - 495 с.
33.Райзберг Б.А.Курс экономики. - М.:ИНФРА-М, 2007г. – 244 с.
34.Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 159 с.
35.Фомичев В. И. Международная торговля. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 445 с.
36.Шимко П. Д. Международная экономика. - М. : Высш. шк., 2006. - 471 с.
37.Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, А.Ю. Юданова. - М. : КноРус, 2006. - 602 с.
38.Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.:АКАЛИС, 1996.- 272 с.
39. www.economica.ru.
40.www. finansi.ru.
41.www. vesti.ru.
42.www.worldtrade.ru
43.www. ntpp.ru
44.http://www.wto.org
45.http://www.ng.ru
46.http:// beeline.ru/

Узнать стоимость работы