Психологическая готовность детей к школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 1616 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 26.02.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.1. Понятие психологической готовности к школе
1.2. Структура психологической готовности детей к школе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Итак, психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К числу компонентов психологической, готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность. Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.
Заключение

Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К числу компонентов психологической, готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность. Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.
Психологическую готовность целесообразно трактовать как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста. Особое значение в формировании психологической готовности ребенка к школе имеет подготовка ребенка к школе – в частности в семье. Практический психолог детского сада может использовать программу диагностики психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста и развития отстающих функций. Учителю необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функции ребенка, приступающего к обучению. Однако по одной из них решать вопрос о готовности ребенка к обучению не следует.
Список литературы


Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 672 с.
Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176 c.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии.- 1979г.,№ 2, №4.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.: Знание, 1994. - 192 с
Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В.Слободчикова. - М.:ВНИК «Школа», 1989. - 90 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. -С. 69-101.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 – 275
Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1993.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 940 с.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.-175 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.-С. 255-275.
Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. - М.,1988.
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002. - 652 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002– 720 с.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
Шкуричева Н.А. Как помочь каждому первокласснику успешно адаптировать к школе //Начальная школа: ИД Первое сентября.- 2006.- №18.– С. 28-31.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960.— 289 с.
Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996
Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 – 275
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960.— 289 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии.- 1979г.,№ 2, №4.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии.- 1979г.,№ 2, №4.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.




17

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 672 с.
2.Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)
3.Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176 c.
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
5.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии.- 1979г.,№ 2, №4.
6.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.: Знание, 1994. - 192 с
7.Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
8.Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
9.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В.Слободчикова. - М.:ВНИК «Школа», 1989. - 90 с.
11.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
12.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. -С. 69-101.
13.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 – 275
14.Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
15.Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
16.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1993.
17.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 940 с.
18.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.
19.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
20.Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.-175 с.
21.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.-С. 255-275.
22.Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. - М.,1988.
23.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002. - 652 с.
24.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
25.Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
26.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002– 720 с.
27.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
28.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
29.Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
30.Шкуричева Н.А. Как помочь каждому первокласснику успешно адаптировать к школе //Начальная школа: ИД Первое сентября.- 2006.- №18.– С. 28-31.
31.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960.— 289 с.
32.Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996

Вопрос-ответ:

Какие компоненты входят в психологическую готовность детей к школе?

К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную, функциональную, интеллектуальную, эмоционально-волевую и личностную сферы.

Что подразумевается под психомоторной готовностью к школе?

Психомоторная готовность - это умение контролировать свои движения, развитие мелкой моторики, координация и пространственное ориентирование.

Что включает в себя функциональная готовность к школе?

Функциональная готовность означает правильное функционирование органов чувств, а также полноценное развитие речи, памяти и общей интеллектуальной активности ребенка.

Какие навыки относятся к интеллектуальной готовности к школе?

Интеллектуальная готовность включает в себя развитие мышления, восприятия, внимания, понимания и логического мышления.

Что означает эмоционально-волевая готовность к школе?

Эмоционально-волевая готовность - это способность ребенка контролировать свои эмоции, справляться со стрессом, проявлять терпение, воля и настойчивость в достижении поставленных целей.

Что такое психологическая готовность к школе?

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, сферы и сферы произвольности.

Какова структура психологической готовности детей к школе?

Структура психологической готовности к школе включает в себя такие компоненты, как психомоторная функциональность, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевая сфера и личностные особенности.

Какие компоненты входят в психологическую готовность к школьному обучению?

К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную функциональность, интеллектуальную сферу, эмоционально-волевую сферу и личностные особенности.

Какой уровень развития должен быть у ребенка для психологической готовности к школе?

Для психологической готовности к школе требуется достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и сферы произвольности.

Какие сферы развития должны быть развиты у ребенка для психологической готовности к школе?

Для психологической готовности к школе необходимо достаточное развитие мотивационной сферы, интеллектуальной сферы, а также сферы произвольности.