Уровень деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 3939 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.07.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1 Введение
1.1 Актуальность
1.2 Проблема
1.3 Объект
1.4 Предмет
1.5 Цели
1.6 Задачи
1.7 Организация тренинга
1.8 Форма провидения
1.9 Контингент
2 План тренинга
3 Опорный конспект тренинга
4 Организация учебного процесса
5 Знакомство с участниками
6 Диагностика 1
7 Концептуальная часть
7.1 Феноменология
7.2 Концептуализация (модели, теории, подходы к проблеме)
7.3 Методы исследования и диагностики
7.5 Методы управления
8 Практическая часть
8.1 Интегральный пример
8.2 Рефлексия. Анализ
8.3 Дифференциация элементов. Отработка отдельных навыков
8.4 Рефлексия. Анализ . Конструирование дифференциальных рекомендация
8.5 Рефлексия. Анализ. Обобщение. Конструирование интегральных рекомендаций по профилактике
8.6 Групповая рефлексия. Анализ. Интегральное обобщение
9 Диагностика 2. Подведение итогов
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Это и преимущество и слабая сторона данного периода развития. Если извне, со стороны внешнего социального окружения объединение подвергнется необоснованным нападкам, возможна бурная вспышка корпоративных настроений в группе. К тому же результату может привести и преувеличенная самоценность общения. Некоторые "звезды" объединения, пользующиеся всеобщей симпатией окружающих, могут начать "стягивать одеяло на себя", уводя своих поклонников в сферу внедеятельностного, "чистого" общения и провоцируя тем самым уход от целей и задач общей деятельности - от "житейской прозы". На этой основе тоже может проявиться росток "группового эгоизма" - корпоративности.

7 Концептуальная часть

7.1 Феноменология

Показателем достижения ядром группы высокого уровня развития (ЛГ УСД) деятельности становится способность ядра эффективно решать сложные трудовые, организационные и педагогические задачи при поддержке и помощи всей группы и при минимальной помощи со стороны взрослых руководителей; умение органов самоуправления в основном самостоятельно преодолевать трудности и проблемы, возникающие в ходе деятельности, справляться с неудачами в достижении поставленных целей; поддерживать равное и оптимистическое настроение товарищей.

7.2 Концептуализация (модели, теории, подходы к проблеме)

Само сочетание слов «уровень деятельности» в социальной психологии указывает на специфическое место, которое занимает эта деятельность в системе научного знания. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Главная причина является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психология и социология. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

7.3 Методы исследования и диагностики

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета.
Приступая к решению этих задач, естественно необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем уровня деятельности, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами социальной психологии. Определение круга проблем уровня деятельности будет означать выделение из психологической тематике тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.


7.5 Методы управления

Как и в любой иерархии, высшие уровни включают в себя все, что имеется на предшествующих стадиях развития; жизнь поэтому предполагает существование, а деятельность — невозможна вне жизни. Субъект — это ближайшим образом живое существо, однако особое, не укладывающееся в рамки живого вообще. Иначе, для субъекта не существует места в биологической иерархии видов живого, его нельзя отнести ни к какому роду, семейству, классу... Именно поэтому оказываются беспочвенными и бесплодными попытки как-то классифицировать биологических предшественников человека: гоминины, гоминиды, Homo sapiens и т. д. В такой систематике — человека просто нет; теряется как раз то качество его как живого существа, которое и определяет способность к деятельности, к субъектности — универсальность, непохожесть ни на что живое. Любые признаки, по которым возможна биологическая систематика, — для человека лишь второстепенное, несущественное, исчезающее в процессе окультуривания. Даже такие, казалось бы, важнейшие черты, как строение мозга и руки — для современного человека уже не столь критичны: руки заменяются протезами или манипуляторами, мозг дополняется интеллектуальными машинами. Именно слабость, невыраженность каких угодно биологических (адаптивных) признаков, именно универсальная неприспособленность — главное в человеке как живом существе. Разумеется, пока человек существует в условиях Земли, относительно постоянных и требующих определенных приспособлений, он остается относительно стабильным как биологический вид, и кажется, будто возможно отнести его к тому или иному раз и навсегда фиксированному разряду биологической типологии.
8 Практическая часть

8.1 Интегральный пример

Уровень деятельности соединяет жизнь и существование не только в субъекте; объект, поскольку он противопоставлен субъекту и определен как объект только через него, — тоже приобретает особое положение, позволяющее наделять его чертами как живого, так и неживого — и далее, их синтеза, деятельного существа. Иначе говоря, на уровне деятельности объект столь же деятелен, как и субъект, — это две стороны одного и того же, продукт. Воспроизводство здесь представляет собой единство двух циклов: объектного — и субъектного; объект воспроизводит себя в цикле
объект - субъект -объект' - ... ;
субъект воспроизводится в цикле
субъект - объект - субъект' - ... ,
представляющем собственно деятельность (в узком смысле слова) как производство субъектом некоторого продукта — и его последующее потребление другим субъектом, объединяющим его с производителем в одно целое, субъект более высокого уровня. Оба цикла воспроизводства представляют собой единство простого и расширенного воспроизводства, как и в случае существования вообще. С другой стороны, в обоих циклах воспроизводится нечто подобное характерному для уровня жизни единству тела и души — единство плоти и духа. Материальное в объекте или субъекте — их плоть, содержащая в снятом виде уровни неживого и живого, существующего и органического. Идеальная сторона объекта или субъекта, дух, — это именно то, что отличает рефлексию как деятельность от ее низших уровней. Дух — это всеобщность рефлексии, ее универсальное содержание. В отличие от внешнего отношения души к телу, дух не просто соединяет плоть с другой плотью в нечто целое — он, скорее, "пропитывает" плоть, делая ее саму целостностью
8.2 Рефлексия. Анализ

Рефлексия, универсальное отношение мира к самому себе, обладает внутренней иерархичностью, которая есть просто другая сторона (и отражение) иерархии материи. Можно сразу назвать три уровня рефлексии, которые человеку знакомы с незапамятных времен: существование, жизнь, деятельность.
8.3 Дифференциация элементов. Отработка отдельных навыков

Субъектом деятельности является взрослый, группа им пока еще не становится. Психологический эффект участия в такой акции для школьников ограничен получением некоторой суммы навыков, впечатлений от знакомства с предметом деятельности и обстоятельствами действий. Более того: поскольку целеполагание и участие в организации деятельности, как целого, отсутствует, "психологический вакуум" может заполняться паразитическими "субдеятельностями" эгоистического свойства. Так, некоторые подростки и юноши, участники поисковых экспедиций, по существу репетируют собственные мародерские рейды в поисках "железа", годного для продажи. Возможна также борьба за лидерство, как самоцель и "звездизм" склонных к этому подростков: им все равно, на чем самоутверждаться. Выход из этой ситуации один - необходимо подниматься на более высокую ступень сформированности совместной деятельности.
8.4 Рефлексия. Анализ . Конструирование дифференциальных рекомендация

Существование — наиболее общая форма рефлексии, присущая любой части мира и миру целиком, неотделимая от самих вещей и явлений. Это синкретический уровень — в том смысле, что рефлексия и материя здесь — одно и то же. Однако и внутри этого синкретизма есть свои различия, поскольку всякий уровень иерархии может быть развернут в новую иерархическую структуру — и так до бесконечности. Существование — это единство бытия, движения и развития. Высказывание: "Материя существует." — означает, что материя есть, материя движется, материя развивается. Когда речь идет о существовании, материя и рефлексия — стороны чего-то единичного, будь то отдельная вещь, или мир в целом как нечто единственное. Единичное остается единичным, воспроизводится в рефлексии. Разные уровни существования отвечают разным уровням такого воспроизводства. Так, бытие — это тождество вещи с собой, ее неизменность, постоянство. Тут, собственно, нет в наличности воспроизводства, оно лишь в возможности, или, как говорят философы, "в себе". Движение — уровень простого воспроизводства, когда нечто остается внутренне неизменным, меняя лишь свое положение в мире. На уровне развития — расширенное воспроизводство, изменяющее сами вещи и явления, но так, что они все же остаются собой, хотя и приобретают новые качества.



8.5 Рефлексия. Анализ. Обобщение. Конструирование интегральных рекомендаций по профилактике

Уровень рефлексии предполагает противопоставление материи и рефлексии внешним образом, как принципиально разных вещей. Такая рефлексия, внешняя для материи, называется жизнью. Вещь может существовать, но не быть живой. С другой стороны, жизнь не есть свойство отдельной вещи — это, скорее, совокупное существование многих вещей, интеграция их в организм (единичный — живое существо; особенный — экосистема, популяция; всеобщий — биосфера). Как и в любом существовании, в жизни присутствуют и бытие, и движение, и развитие. Однако здесь они приобретают особый оттенок, поскольку описывают не единичность, а особенное в вещах, их место в организме того или иного уровня. И всякое воспроизводство в живом есть воспроизводство и вещей, и их органической связи — материальной и идеальной составляющих. Две эти стороны обычно называются телом и душой; на уровне жизни они относительно самостоятельны, но, конечно, не существуют одна без другой. Тело без души — это уже нечто неживое; точно так же душа без тела — нечто невозможное в жизни; только на уровне деятельности и мышления возможно абстрагировать одно от другого. Поскольку же тело и душа — противоположности, внешне противостоящие друг другу, их воспроизводство невозможно на одном уровне иерархии; одно живое существо нежизнеспособно, и лишь в среде других живых существ оно становится живым, живет. Особи нет вне вида, а вида нет вне рода, и т. д. Живое в целом представляет собой особую часть мира, подчиняющуюся, с одной стороны, общим законам неживой природы — а с другой, особым закономерностям одушевленной материи.

8.6 Групповая рефлексия. Анализ. Интегральное обобщение

Высший, синтетический уровень рефлексии — деятельность. Если в неживом мир воспроизводит себя случайным образом, а на уровне жизни воспроизводство есть необходимость, — в деятельности выступает на первый план произвольность, свобода. Это значит, что в деятельности важно не само по себе изменение материи, ее воспроизводство как таковое, — но то, насколько это воспроизводство уже содержится в материи, до начала внешней деятельности. Рефлексия здесь не просто возвращение мира к самому себе, как такому же или равному себе; мир порождает себя как реализацию некоторого "замысла", как материализацию, воплощение "идеи". Именно в таком вечном превращении "субъективного" в "объективное", в труде, — основа синтеза, единства материи и рефлексии, когда их различие снимается за счет воспроизводимого снова и снова их взаимного превращения.

9 Диагностика 2. Подведение итогов

Подобная последовательность уровней легко прослеживается в жизни и деятельности людей. Так, некоторая связь вещей (например, порождение одного другим, причинность) на синкретическом уровне выглядит чем-то единичным, случайным ("явление"). Впоследствии выявляется совокупность обстоятельств, потребовавших именно такого явления, именно такой связи вещей. Событие становится необходимым, поскольку оно включено в некоторое "органическое целое", подчинено ему. Лишь потом осознается всеобщий характер этой частной зависимости, ее предопределенность всем ходом событий, связь с самыми простыми и наиболее универсальными закономерностями природы; событие становится не просто необходимым — а предрешенным, и направленным к некоторой "цели". Иначе говоря, существование направлено в прошлое, жизнь — всегда сейчас, а деятельность — смотрит в будущее. Три уровня: случайность, необходимость, свобода — присущи и всей истории человечества, определяя ее направление, от прошлого к будущему. Человек является собственно человеком, субъектом деятельности, лишь поскольку он свободен; если же он низводится до вещи — ему остается лишь существование, а если он подчинен любому другому субъекту ( будь то отдельный человек, сословие или класс) — остается только пустая, лишенная созидательной деятельности жизнь, прозябание.

Заключение

Помимо этой системы уровня деятельности существует много других, однако они в большинстве своем тяготеют либо к демократически-коллегиальному, либо к авторитарно-командному полюсам. Для таких случаев на практике необходимое время восстановления определяется путем измерения физиологических и психических параметров и использования их в качестве интегрирующих величин.
Список используемой литературы

Андриенко В.В. Социальная психология. М.: Академия., 2001.
2.Авдуевская Е.П. Проблема самоопределения в практике психологической службы. М., 2002.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.
Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях. Введение в практическую социальную психологию. М., 1999.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2003.
Белкин П., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 2002.
Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию. М., 2004.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 2003.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 2001.
Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М., 2001.
Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…. М., 2005.
Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск. М.: Харвест АСТ., 2001.
Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.. 1999.
Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики организации. М., 2003.
Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 2000.
Свеницкий А. Социальная психология управления. Л., 2000.
Социально-психологический климат коллектива. М., 2003.
Человек и его работа. М., 1999.
Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М.. 2004.
Ширков Ю.Э. Практическое направление социально-психологических работ в области рекламы. Введение в практическую социальную психологию. М., 2005.









5

Список используемой литературы

1.Андриенко В.В. Социальная психология. М.: Академия., 2001.
2.Авдуевская Е.П. Проблема самоопределения в практике психологической службы. М., 2002.
3.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.
4.Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях. Введение в практическую социальную психологию. М., 1999.
5.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2003.
6.Белкин П., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 2002.
7.Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию. М., 2004.
8.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 2003.
9.Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 2001.
10.Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М., 2001.
11.Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…. М., 2005.
12.Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск. М.: Харвест АСТ., 2001.
13.Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.. 1999.
14.Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики организации. М., 2003.
15.Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 2000.
16.Свеницкий А. Социальная психология управления. Л., 2000.
17.Социально-психологический климат коллектива. М., 2003.
18.Человек и его работа. М., 1999.
19.Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М.. 2004.
20.Ширков Ю.Э. Практическое направление социально-психологических работ в области рекламы. Введение в практическую социальную психологию. М., 2005.

Вопрос-ответ:

Для чего нужен тренинг?

Тренинг помогает улучшить навыки и знания в определенной области, развить профессиональные навыки, повысить мотивацию и эффективность работы, а также улучшить коммуникативные и лидерские качества.

Как организовать тренинг?

Для организации тренинга необходимо определить цели и задачи, выбрать форму проведения, определить контингент и разработать план тренинга. Также необходимо познакомиться с участниками, провести диагностику и начать учебный процесс.

Какие методы диагностики используются на тренинге?

На тренинге используются различные методы диагностики, такие как анкетирование, тестирование, наблюдение и анализ деятельности участников.

Что включает в себя практическая часть тренинга?

Практическая часть тренинга включает в себя проведение интегрального примера, где участники могут применить полученные знания и навыки на практике. Также проводится рефлексия и анализ результатов.

В чем состоит цель проведения тренинга?

Цель проведения тренинга заключается в развитии профессиональных навыков и знаний участников, повышении эффективности работы, улучшении коммуникативных и лидерских качеств.

Какая актуальность имеет данная статья?

Данная статья имеет актуальность в области организации тренингов и описывает уровень деятельности, проблему, объект, предмет, цели и задачи тренинга.

Какими методами проводится диагностика?

Для диагностики используются различные методы исследования, такие как анкетирование, наблюдение и тестирование.

Что включает в себя практическая часть тренинга?

Практическая часть тренинга включает в себя интегральный пример и рефлексию, которые помогают участникам применить полученные знания на практике и проанализировать свои действия.

Какие подходы к проблеме используются в данной модели?

В данной модели используются различные подходы к проблеме, а именно феноменологический подход, концептуальная часть и подходы к исследованию и диагностированию.