Концепция психического развития ребёнка А. Валлона

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 1717 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 05.03.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Женевская школа генетической психологии
2. Методологические установки концепции психического развития ребенка А. Валлона
3. Стадии психического развития, описанные А. Валлоном
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Период от семи до двенадцати-четырнадцати лет ведет личность к еще большей самостоятельности. С этого времени дети, наряду со взрослыми, стремятся к созданию своеобразного равноправного общества. "Теперь ребенок не оценивается по какому-либо одному признаку, который дает ему постоянное место в определенной группе людей. Напротив, ребенок постоянно перемещается из одной категории в другую. И это не просто фактическое положение, как было раньше, но положение, фиксируемое в понятии и осознаваемое. Ребенок узнает себя как средоточие различных возможностей".Осознание ребенком своей личности, по словам А. Валлона, находится в "категориальной фазе".
В подростковом возрасте "личность как бы выходит за пределы самой себя. Личность пытается найти свое значение и оправдание в различных общественных отношениях, которые она должна принять и в которых она кажется незначительной. Она сравнивает значимость этих отношений и измеряет себя ими. Вместе с этим новым шагом в развитии, — говорит А. Валлон, — заканчивается та подготовка к жизни, которую составляет детство". Психическое развитие ребенка, переходя от этапа к этапу, представляет собой единство как внутри каждого этапа, так и между ними, поэтому, пишет А. Валлон, "фрагментарное изучение ребенка противоестественно". Такой подход к развитию требует соответствующего метода изучения ребенка. А. Валлон выявлял закономерности детского развития с помощью сравнительного патопсихологического метода, основанного на тонких наблюдениях нормы, различных отклонений и задержек развития. А. Валлон прямо признавал, что нормальный ребенок раскрывается в патологическом ребенке.
Анализ стадий развития личности в онтогенезе неизбежно приводит к новым вопросам, которые обсуждаются на протяжении полувека: Почему организм, хорошо адаптированный на одной стадии развития, переходит к следующей? Каким образом развивающийся организм изменяется качественно и при этом сохраняет свою идентичность? Развитие — это скачкообразный или непрерывный процесс? Теоретические основания для ответов на эти вопросы содержатся теоретических концепциях, развивающих идеи А. Валлона.
Заключение

В психологической науке А.Валлон прежде всего известен как психолог детства. Центральная тема его научной деятельности — это ребенок в норме и патологии в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недоразвития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у Валлона с практическими задачами обучения и воспитания.
Если Пиаже в основном решал вопрос о том, каким образом происходит формирование мышления у детей, т.е. сосредоточивался на процессе, на операциональной стороне интеллектуального развития, то внимание А. Валлона привлекали проблемы превращения действия в сознание. Не менее важным для сравнительной генетической психологии Анри Валлона было продолжение традиций французской социологической школы, так как он также считал, что ребенок не может нормально развиваться вне социального окружения, которое влияет на становление его интеллекта, его личности. Таким образом, в своей теории он старался избежать крайностей в трактовке роли биологического и социального в развитии психики, отвергая как сведение психического развития к биологическому созреванию, так и отождествление его с усвоением социальных ролей.
Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий, в основе которой лежит структурная перестройка психики, при этом перестраиваются не только отдельные психические процессы (например, ведущая роль переходит от движения к мышлению), но личность ребенка в целом. Развивающие воздействия внешнего мира преломляются ребенком в его переживаниях, т.е. связь детей с миром взрослых и миром предметов опосредуется эмоциями. Таким образом, с точки зрения Валлона, ребенок становится способен к психической жизни благодаря эмоциям. Эмоции связаны и с движениями, которые, особенно на ранних этапах развития, являются отражением эмоционального состояния. Однако не менее важная роль движения связана с исследованием внешнего мира, развитием знаний об окружающем Первоначально составленное на основе действий, это знание переходит постепенно в сознание. Изучению такого перехода посвящена одна из основных книг Валлона «От действия к мысли».
С его точки зрения, важнейшим фактором, способствующим этому переходу, служит подражание, которое он рассматривает как главный источник становления образного плана. При этом дети подражают прежде всего действиям взрослых и, отождествляя себя с ними, начинают осознавать разницу между собой и предметом взаимодействия. Таким образом, в процессе собственного, спонтанного действия с предметом сенсомоторная слитность поведения, в котором действия связаны с образом предмета, не нарушается. Взрослый, которому подражает ребенок, нарушает данную слитность. Именно это и позволяет рассматривать качества предметов, связи и соотношения между ними в отрыве от внешнего действия, во внутреннем, мыслительном плане.
Параллельно с интеллектуальным происходит и личностное развитие детей. Исходным моментом и в этом плане являются эмоции, которые в младенчестве лежат в основе слитности ребенка с другими, невозможности дифференцировать свое «Я» от других людей. Кризис трех лет, по мнению Валлона, как раз и связан с появлением собственной личности, выделением себя из окружающего мира. Эти данные Валлона подтверждаются наблюдениями и других ведущих психологов, описывавших кризис трех лет. В дальнейшем происходит чередование фаз развития личности, переходящей от негативизма, противопоставления себя окружающим, к фазе соединения с ними, которая проходит на фоне усиления самостоятельности и интереса к собственному духовному миру.

Литература

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Валлон А. От действия к мысли. М., 1968.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.
Валлон А. От действия к мысли. М., 1968.

Валлон А. От действия к мысли. М., 1968.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.













17

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2.Валлон А. От действия к мысли. М., 1968.
3.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968.
4.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
5.Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

Вопрос-ответ:

Какие методологические установки присутствуют в концепции психического развития ребенка А. Валлона?

В методологических установках концепции психического развития ребенка А. Валлона важное значение придается вере в существование единой закономерности в психическом развитии каждого ребенка, а также учету индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Какие стадии психического развития были описаны А. Валлоном?

А. Валлон описал четыре стадии психического развития ребенка: сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретно-логическую стадию и формально-логическую стадию.

Какие преобразования происходят в личности ребенка в период от семи до двенадцати четырнадцати лет?

В этом периоде ребенок становится более самостоятельным и стремится к созданию своеобразного равноправного общества. Теперь он оценивается не по одному признаку, а наряду с взрослыми.

Что представляет собой Женевская школа генетической психологии?

Женевская школа генетической психологии - это направление в психологии, основанное А. Валлоном, где изучается психическое развитие ребенка с учетом его генетического предрасположения и взаимодействия с окружающей средой.

Какие идеи лежат в основе концепции психического развития ребенка А. Валлона?

Основные идеи концепции психического развития ребенка А. Валлона заключаются в понимании, что развитие ребенка происходит взаимодействуя с окружающей средой и что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и темп развития.

Что такое концепция психического развития ребенка А. Валлона?

Концепция психического развития ребенка А. Валлона - это теория, разработанная Анри Валлоном, французским психологом и педагогом. Она основывается на представлении о детском развитии как о последовательности стадий, каждая из которых характеризуется своими особенностями в психическом развитии ребенка.

В чем заключаются методологические установки концепции психического развития ребенка А. Валлона?

Методологические установки концепции психического развития ребенка А. Валлона включают в себя представление о детском развитии как образующемся процессе, активности ребенка в взаимодействии с окружающей средой, учете психологических и социокультурных факторов, а также выделение стадий психического развития и их последовательности.

Какие стадии психического развития описаны А. Валлоном?

А. Валлон выделяет несколько стадий психического развития ребенка. Первая стадия - сенсомоторный период, который характеризуется развитием сенсорных и двигательных навыков. Вторая стадия - преоперационный период, в котором происходит развитие мышления и языка. Третья стадия - конкретно-операционный период, где формируются операционные способности и абстрактное мышление. Четвертая стадия - период формирования логического мышления и абстрактного мышления.

Какой период ведет личность к еще большей самостоятельности?

Период от семи до двенадцати-четырнадцати лет ведет личность к еще большей самостоятельности. В этом возрасте дети наряду со взрослыми стремятся к созданию своеобразного равноправного общества, где у них есть возможность проявить свою самостоятельность и сотрудничество.

Как раньше оценивался ребенок?

Раньше ребенок оценивался по какому-либо одному признаку, часто это были его интеллектуальные способности. Однако сейчас, в соответствии с концепцией психического развития А. Валлона, ребенок оценивается в целом, с учетом различных аспектов его развития, включая физическое, эмоциональное и социальное развитие.