Биология близнецовости

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Генетика
  • 2020 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 29.06.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. История становления метода……..………………………………………....…3 2. Биология близнецовости………………………………………………..….….5
3. Сущность базового метода...…………………………………………....……10
4. Диагностика зиготности………………………………………………….…...12
5. Ограничения метода…………………………..………………………….…….13
6. Ограничения метода: постнатальные факторы………………………….…...15
Выводы…………………………………………………………………………...18
Список литературы………………………………………………………………20

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, социальная ситуация развития близнецов многозначна: в ней существуют и такие факторы, которые одинаковы в парах МЗ и ДЗ; и такие, которые чаще встречаются у МЗ близнецов. В.В. Семенов отмечает, что при изучении психологии близнецов обычно анализируют три фактора:
- сходство, создаваемое у МЗ близнецов идентичностью их генотипов;
- сходство, придаваемое им средой в широком смысле слова;
- несходство, порождаемое распределением ролей в паре.
Согласно Р. Заззо специфика ситуации заключается в том, что близнецы чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельными личностями; формирующийся в результате эффект «близнецовости» может оказать существенное влияние на психологические особенности близнецов (например, именно этим влиянием объясняется, по Заззо, формирование робости как личностной черты). «Парность» детей-близнецов может проявляться уже в раннем детстве; иногда в речи детей-близнецов в отличие от оди-ночнорожденных сначала появляется местоимение «мы» и лишь позже — «я»; это означает, что они прежде всего выделяют себя из внешнего мира как пару и только затем — как отдельных людей. Р. Заззо описывает случаи, когда близнец воспринимал даже собственное отражение в зеркале как образ своего соблизнеца.
Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компрометирующие метод. Однако для того, чтобы принять такое заключение, необходимо решить, по крайней мере, один вопрос: Большее сходство среды (в частности, родительского воспитания) в парах МЗ — это фактор, создающий их психологическое сходство или, наоборот, отражающий их генетическую идентичность? Иначе говоря, средовое сходство — причина или следствие?
Сведения по этому поводу содержатся в работах С. Скарр, X. Литтона, Дж. Лоэлина и Р. Никольса. Во всех случаях был использован остроумный прием: выясняли, как обращаются со своими детьми-близнецами родители, имеющие неверное представление об их зиготности — в соответствии с их истинной генетической общностью или с собственной субъективной установкой. Если мнение родителей о генетическом сходстве/несходстве детей является продуктивной средовой детерминантой, то мнимые МЗ (т. е. реальные ДЗ) пары должны иметь большее сходство, чем ДЗ, у которых родительский и объективный диагнозы совпадают, а с реальными МЗ близнецами, принимаемыми за ДЗ, должны обращаться, наоборот, менее одинаково.
Таких пар, родители которых имеют ложное представление о зиготности своих детей-близнецов, немного, поэтому во всех работах выборки невелики. Однако результаты поразительно однообразны: родители обращаются с детьми в соответствии с их истинной зиготностью, а не со своим ложным мнением.
Согласно работам названных авторов оценка, даваемая родителями своим детям-близнецам, отражает истинную зиготность, а не их субъективные представления о генетическом сходстве/ /несходстве детей. Иначе говоря, более похожее обращение родителей с детьми-монозиготами есть следствие, реакция на их генетическую идентичность, а не внешняя причина, формирующая негенетическое внутрипарное сходство МЗ близнецов и тем самым завышающая оценку наследуемости.
Перечисленные ограничения метода ставят еще один вопрос: Насколько выборка близнецов репрезентативна популяции одиночнорожденных людей того же возраста? Это необходимо знать, ибо, если близнецы образуют по исследуемому признаку отдельную группу, полученные на них данные не могут быть перенесены на остальную популяцию. Однако этот весьма серьезный вопрос решаем: дескриптивные статистики (средние величины, дисперсии и т. д.) близнецовой выборки необходимо сопоставить с такими же, полученными на выборке одиночнорожденных. Отсутствие статистически значимых различий между ними будет говорить о том, что близнецы являются полноправными представителями своей возрастной, половой и так далее группы, и, следовательно, перенос полученных выводов на популяцию одиночнорожденных правомочен.
Выводы

Существуют два типа близнецов - монозиготные и дизиготные (МЗ и ДЗ), или, что то же самое, - однояйцевые и двуяйцевые.
МЗ близнецы - это дети от многоплодной беременности, которые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) в результате разделения одного зародыша на два самостоятельных организма на ранних стадиях эмбрионального развития. МЗ близнецы имеют идентичные генотипы (100% общих генов). МЗ близнецы всегда одного пола.
ДЗ близнецы - это дети от многоплодной беременности, которые развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя спермиями (из двух зигот). По своей генетической конституции ДЗ близнецы соответствуют обычным братьям и сестрам (сибсам), т.е. имеют в среднем 50% общих генов. ДЗ близнецы могут быть разного пола.
Частота рождения близнецов зависит от зиготности. В среднем ДЗ близнецы рождаются в два раза чаще, чем МЗ. Частота рождения ДЗ близнецов колеблется в зависимости от популяции.
Классический близнецовый метод предполагает сопоставление уровня сходства в парах МЗ и ДЗ близнецов и основан на следующих допущениях: 1) равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и в парах ДЗ близнецов; 2) отсутствие систематических различий между близнецами и неблизнецами; 3) отсутствие систематических различий между МЗ и ДЗ близнецами.
При чисто генетической детерминации индивидуальных различий (аддитивный эффект действия генов) величина корреляции между партнерами МЗ близнецовых пар должна приближаться к 1,0, а между близнецами ДЗ пар - к 0,5.
При средовой детерминации индивидуальных различий величина корреляций как МЗ, так и ДЗ близнецов должна приближаться к 1,0 (в силу общности среды).
Допущение о равенстве сред для близнецовых партнеров может нарушаться в силу следующих причин: 1) существуют специфические средовые условия, увеличивающие сходство МЗ близнецов; 2) существуют специфические средовые условия, уменьшающие сходство ДЗ близнецов; 3) существует ряд средовых условий, приводящих к неравноценности сред для партнеров как в парах МЗ, так и в прах ДЗ близнецов, что уменьшает их сходство.
Если изучаемая психологическая характеристика чувствительна к тем средовым условиям, равенство которых нарушается, показатель наследуемости, получаемый в близнецовом исследовании, может искажаться.
Помимо классического варианта, существует несколько разновидностей близнецового метода, в частности, метод разлученных близнецов, позволяющий наиболее четко разделить наследственные и средовые влияния.


















Список литературы:

1. Лучинин А.С Психогенетика: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений – М. Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2005 г., 158 с.
2. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c. (Учеб. для вузов).
3. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова Основы психогенетики. М., Эпидавр, 1998.
4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко Психогенетика. М., Аспект-пресс, 1999.
Ф. Гальтон Наследственность таланта. М., 1996.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В.Равич-Щербо.М., 1988.
7. А.Александров Психогенетика. СПб, Питер, 2004.



Лучинин А.С Психогенетика: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений – М. Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2005 г.

Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: Аспект Пресс, 2000.

С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова Основы психогенетики. М., Эпидавр, 1998.

И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко Психогенетика. М., Аспект-пресс, 1999.

А.Александров Психогенетика. СПб, Питер, 2004.

А.Александров Психогенетика. СПб, Питер, 2004.













20

Лучинин А.С Психогенетика: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений – М. Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2005 г., 158 с.
2. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c. (Учеб. для вузов).
3. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова Основы психогенетики. М., Эпидавр, 1998.
4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко Психогенетика. М., Аспект-пресс, 1999.
5.Ф. Гальтон Наследственность таланта. М., 1996.
6.Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В.Равич-Щербо.М., 1988.
7. А.Александров Психогенетика. СПб, Питер, 2004.

Вопрос-ответ:

Как и когда возник метод изучения близнецовости?

Метод изучения близнецовости возник в XIX веке благодаря тому, что ученые стали интересоваться возможностью изучения влияния генетических и окружающих факторов на человека. В 1875 году была проведена первая научная работа, посвященная близнецовости, в которой была использована статистика для выявления различий и сходств между близнецами.

Что такое биология близнецовости?

Биология близнецовости - это наука, изучающая генетическое и окружающее влияние на различия и сходства между разновидностями близнецов. Она исследует такие вопросы, как уровень наследуемости различных характеристик, эффект окружающей среды на развитие близнецов и т.д.

Какой базовый метод используется в изучении близнецовости?

Основной метод изучения близнецовости - сравнение пар близнецов, разводимых в разных условиях. С помощью этого метода ученые могут выявить генетические и окружающие факторы, оказывающие влияние на развитие разновидностей близнецов и определить наследуемость различных характеристик.

Как осуществляется диагностика зиготности?

Диагностика зиготности осуществляется с помощью различных методов, таких как изучение генетического материала близнецов, ультразвуковые исследования и т.д. С помощью этих методов ученые могут определить, являются ли близнецы однояйцевыми или двуяйцевыми, что позволяет более точно изучать различия и сходства между ними.

Какие ограничения имеет метод изучения близнецовости?

Метод изучения близнецовости имеет некоторые ограничения, такие как невозможность контроля всех генетических и окружающих факторов, которые могут влиять на развитие близнецов. Также, постнатальные факторы, такие как социальная среда и образование, могут оказывать влияние на различия между ними.

Каким образом можно определить зиготность близнецов?

Зиготность близнецов можно определить с помощью базового метода, который основан на распознавании различий между однояйцевыми и двояйцевыми близнецами.

Какие ограничения имеет метод определения зиготности близнецов?

Метод определения зиготности близнецов имеет ограничения, связанные с возможными постнатальными факторами, которые могут влиять на развитие близнецов и усложнять их классификацию.

Какие выводы можно сделать из исследований по биологии близнецовости?

Исследования по биологии близнецовости позволяют сделать выводы о многозначной социальной ситуации развития близнецов, которая зависит от различных факторов и может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты.