Два взгляда на революцию и культуру:Блок и Горький("Крушение гумманизма" и "Несвоевременные мысли")

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 1313 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.08.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Революция в произведениях Горького и Блока
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Горькому вторит Блок, признавая революцию.
Блок принимает и одновременно не принимает революцию, признавая за ней безусловное и законное право изменить вселенную, но не находя в ней своего места. Интересно, что в конце поэмы старый мир преобразуется в маленького бездомного пса, увязавшегося за людьми. Это свидетельствует о том, что двенадцать действительно вырвались из старого космоса и идут уже совсем в другом пространстве, ведомые самим Христом. Образ Христа может иметь много значений, причем непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Мне кажется, что этот символ выбран Блоком потому, что Христос Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но, вместе с тем, он страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, во и указывает им путь страдания и, может быть, смерти. Суммируя все сказанное, можно заключить, что. Блок принимал и оправдывал революцию, но не видел ни своего места в меняющемся мире, ни конечной цели всего происходящего. Для него разрушение старого вписывалось в картину развития жизни потому, что, по его мнению, вся пошлость и грязь окружавшего его общества не могла не быть уничтожена, а единственной силой, способной очистить вселенную была революция.
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
Такие строчки Блок посвятил новой, послереволюционной России.
Горький ставит главную задачу революции: "Этот народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнём культуры". Необходимо очистить душу человека "от мучительного гнёта ненависти", смягчить жестокость, укрепить нравы. Чтобы осуществить эту задачу, есть только один путь - путь культурного воспитания.
Революция «бесплодна», если «не способна... развить в стране напряжённое культурное строительство». Исчезает, по мнению Горького, "гуманитарное, глубоко идеалистическое содержание понятий "культура" и "культурность", постепенно уступив место прагматизму, уживающемуся с антидемократизмом и национализмом".
Горький подвергает резкой критике вождей революции: Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского и других. Писатель обвиняет их в незнании России и её народа, в подстрекательстве народных масс на деяния, низводящие их до уровня толпы; обвиняет в том, что не смогли предотвратить перерастания революции в пугачёвщину, романтизма революции — в одичание, свободы — в анархизм, вседозволенность, что забыли истину: "идеи не побеждают приёмами физического насилия".

Заключение

В 30-40 годы обозначился круг исследователей, уделявших большое внимание изучению жизни и творчества писателей эпохи революции, среди них В.Н.Десницкий, С.В. Касторский, К.Д. Муратова, И.А. Груздев, С.Д. Балухатый.
В современном литературоведении наблюдается интерес к публицистике М. Горького начала 20 века. В печати "Окаянные дни" и "Несвоевременные мысли" появляются в конце 80-начале 90-х годов. Среди исследователей, обратившихся к изучению "Несвоевременных мыслей" и "Крушение гуманизма", можно назвать Л. Сараскину, А.Слинько, Л. Резникова, И. Вайнберга. Они схожи по жанру и тематике, отражают мысли писателей о прошлом, настоящем и будущем России.
Сегодня, спустя десятилетия после победы Октябрьской революции, отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть благодарны Александру Блоку и Максиму Горькому за то, что они точно и ярко запечатлели революционную эпоху в своих произведениях.
Горький был более беспощаден к революции, русскому народу, в то же время он более рационально, в отличие от Блока, подходил к изменениям в России. Так, Блок старался найти объяснение и оправдание всем ужасам, царившим в революционной России; Горький же прямо говорил, что так быть не должно, что идеи революции искажены, а жестокости, озлобленности можно было избежать, но большевики проводили свои преобразования в отрыве от русской истории, русской культуры, чем и вызвали множество проблем.
Подводя итог всему выше сказанному, отметим, что позиции обоих писателей по отношению к революции во многом схожи. Они оба признавали революцию, её необходимость и предопределённость многовековым развитием России. Не смотря на жёсткую критику революционных методов борьбы со старым закостенелым миром, оторванности большевиков от народа, порой извращение идей революции, и Блок и Горький признавали, что, разрушив мир старый, Россия вступит в новый, более лучший мир.


Список литературы

Баранов В. В роли противника всех и всего, но не слугой режима выступал М. Горький в далекие 20-е годы//Российская газета.-1993.-29 мая
Волков А. Художественный мир Горького. - М.: Современник, 1978. – 365 с.
Горький и его эпоха: Исследования и материалы. Вып. I / Отв. ред. Б.А. Бялик. - М.: Наука, 1989. - 280с.
Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. - М.: Сов. писатель, 1991. – 400 с.
Горький М. Полное собрание сочинений. - М.: Наука, 1992. – 671 с.
Золотарев А. А. И. Бунин и М. Горький. Воспоминания / С пред. А. Астафьева // Наш современник. - 1965. - №7. - С.101-105.
История советской литературы: Новый взгляд. По материалам Всесоюзной научно-творческой конференции. 11-12 мая 1986 г. - М.: Наука, 1990.-248 с.
Кузнецов В. "Блудный сын" Октября: Русский мир. Две души М. Горького // Слово. - 1993. - №9-12. - С.44-47.
Пискунов В.М. Тема о России: Россия и революция в литературе начале ХХ в. - М.: Сов. писатель, 1993.-376с.
Пьяных М. К постижению "русского строя души" в революционную эпоху/ М. Горький о России: Из революционного наследия // Звезда. - 1991. - №7. - С.182-187.
Резников Л. О книге М.Горького "Несвоевременные мысли" // Нева. - 1998. - №1. - С.148-171.
Горький М. Несвоевременные мысли. М., 1991. С.65
Пьяных М. К постижению "русского строя души" в революционную эпоху/ М. Горький о России: Из революционного наследия // Звезда. - 1991. - №7. С.185
Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. - М., 1991с. С.36.
Пьяных М. К постижению "русского строя души" в революционную эпоху // Звезда. - 1991. - №7. С.187
Пискунов В.М. Тема о России: Россия и революция в литературе начале ХХ в. - М., 1993. С.162
Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. – М., 1991. С.8
См. там же. С.55
См. там же. С.16












1

1.Баранов В. В роли противника всех и всего, но не слугой режима выступал М. Горький в далекие 20-е годы//Российская газета.-1993.-29 мая
2.Волков А. Художественный мир Горького. - М.: Современник, 1978. – 365 с.
3.Горький и его эпоха: Исследования и материалы. Вып. I / Отв. ред. Б.А. Бялик. - М.: Наука, 1989. - 280с.
4.Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. - М.: Сов. писатель, 1991. – 400 с.
5.Горький М. Полное собрание сочинений. - М.: Наука, 1992. – 671 с.
6.Золотарев А. А. И. Бунин и М. Горький. Воспоминания / С пред. А. Астафьева // Наш современник. - 1965. - №7. - С.101-105.
7.История советской литературы: Новый взгляд. По материалам Всесоюзной научно-творческой конференции. 11-12 мая 1986 г. - М.: Наука, 1990.-248 с.
8.Кузнецов В. "Блудный сын" Октября: Русский мир. Две души М. Горького // Слово. - 1993. - №9-12. - С.44-47.
9.Пискунов В.М. Тема о России: Россия и революция в литературе начале ХХ в. - М.: Сов. писатель, 1993.-376с.
10.Пьяных М. К постижению "русского строя души" в революционную эпоху/ М. Горький о России: Из революционного наследия // Звезда. - 1991. - №7. - С.182-187.
11.Резников Л. О книге М.Горького "Несвоевременные мысли" // Нева. - 1998. - №1. - С.148-171.

Вопрос-ответ:

Какие взгляды на революцию высказывают Блок и Горький?

Блок в своих произведениях признает революцию и ее право изменить мир, но не находит своего места в этом новом порядке. Горький также признает революцию, однако в его творчестве она олицетворяет грубость, жестокость и разрушение гуманизма.

Что означает "крушение гумманизма" в произведениях Горького и Блока?

"Крушение гумманизма" в этих произведениях означает разрушение идеалов гуманизма, взаимопонимания и сострадания под влиянием революции и нового порядка вещей.

Как революция представлена в произведениях Горького и Блока?

В произведениях Горького революция олицетворяет грубость, насилие и разрушение гуманистических идеалов. В то же время, в произведениях Блока революция признается и ее право изменить мир, однако он не находит свое место в этом новом порядке.

В чем проявляется позиция Блока по отношению к революции?

Блок признает революцию и ее право изменить вселенную, однако он не находит своего места в этом новом порядке и не поддерживает ее полностью.

Какую роль играет бездомный пес в поэме Блока?

Бездомный пес, который в конце поэмы становится символом старого мира, преображающегося под влиянием революции. Он увязывается за людьми, что свидетельствует о том, что даже в новом порядке вещей остается место истории и некоторому непокорству.

Что отличает взгляды Блока и Горького на революцию и культуру?

Блок считал революцию крахом гуманизма и сомневался в ее идеалах, в то время как Горький принимал революцию и видел в ней возможность для изменения мира. Отношение культуры у них также различалось: для Блока она была вечной и неподвластной изменениям, а для Горького - средством просвещения и воспитания общества.

Какие произведения Горького и Блока отражают их взгляды на революцию?

В произведениях "Крушение гумманизма" и "Несвоевременные мысли" Блок выражал свое нежелание принять революцию и сомнения в ее идеалах. У Горького революция отражена в ряде произведений, например, в романе "Мать" и пьесе "На дне".

Какие мысли Горького и Блока можно назвать несвоевременными?

Блок считал, что его мысли о революции и культуре не соответствуют современности и не являются актуальными. Горький, напротив, видел свои мысли как актуальные и нужные для изменения общества.