Социологический анализ влияния моды на молодёжь

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социологическое исследование
  • 3232 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 12.03.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Мода как социокультурное явление. Влияние моды на различные аспекты жизни молодежи в современном обществе
1.Краткий исторический обзор.
Методологические подходы к изучению моды
2.Значение моды в современном обществе
3.Понятие о молодежных субкультуре и контркультуре
4.Молодежная мода в СССР и современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В постсоветской России наблюдается небывалый в мировой истории всплеск интереса к моде. В значительной степени это была естественной реакцией на освобождение от идеологических оков и строгих морально-ценностных норм времен СССР. Все стало можно и доступно, все теперь имеет свою цену. Модные бутики и салоны, модельные дома, выставки и дефиле, обилие специализированных модных журналов и статей о моде в обычных mass media, активная реклама модной продукции, популярность модельеров и толпы девушек, мечтающих стать «моделями».
Трагедия современной России в коррозии моральных ценностей. В условиях быстрого материального расслоения населения, именно тенденция использования одежды для самоидентификации приобрела небывалые, вероятно, с революционных пор, формы и масштабы.
За годы своего существования молодежная мода выработала свой «алгоритм». Это бессмертные джинсы или джинсовый костюм, куртки (из кожи; нейлона и прочих материалов) на застежках-молниях и кнопках, трикотажные майки и свитера, украшенные надписями и рисунками. На ногах - обувь типа спортивной или просто нарочито грубая, через плечо - рюкзак или сумка – спортивная, со множеством карманов. Завершает облик вязаная шапочка, жокейка или просто головная повязка. В этом наборе может быть множество нюансов, но основной «каркас» остается неизменным в течение многих десятилетий.
Однако в последнее время все громче заявляет о себе мода «золотой молодежи: ухоженный и опрятный внешний вид, строгие костюмы и прически, классический стиль в одежде. Такие тенденции в молодежной культуре наводят нас на мысль о том, что началась суровая борьба за достойное существование.
Отзвуки культурных потрясений 1960-х годов распознаются в культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР, но комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры с тех пор не было. В одежде, музыке, в образе жизни появляются определенные тенденции, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.
Представители панков в России сконцентрированы в основном там, где собираются туристы. Аналогично ограниченным явлением стали "металлисты", а также соответствующее течение в роке.
Стремительные изменения в жизни российского общества требуют от его членов новые способы удовлетворения потребностей в социогрупповой и личностной идентификации, включаются новые средства и способы активного поиска места в общественной структуре, задача которого ощутимо усложнилась для социальных субъектов постперестроечной России.
Процесс поиска сопровождается усилением или ослаблением способности выступать в качестве активного начала (социальной субъектности) и творца социальной реальности, способствует развитию идентификационного синдрома, которому из всех социально-демографических слоев в наибольшей степени подвержена молодежь.
Студенчество как особая молодежная общность также подвержена общим тенденциям моды, но в связи со своей спецификой, мода в студенческой среде имеет отличительные черты, формы и механизмы своего проявления.
С одной стороны, студенту по сравнению предоставляются качественно более выгодные возможности саморазвития, потребления социального продукта (научные знания, педагогические усилия и пр.) без необходимости оперативного восполнения последнего.
С другой, мода во многом определяет поведение студента, общение (том числе и с противоположным полом), творческая активность и т.д., то есть выступает в роли фактора социализации. Культ моды, вещизма, потребления приобретает универсальный характер, вследствие чего молодежь ориентируется на внешние признаки принадлежности к той или иной группе.
Обилие культурных образцов, обуславливая выбор альтернатив, создает необходимое условие функционирование моды – их избыточность. Особенно явно это проявляется в мегаполисах, таких как Москва.
Таким образом, с одной стороны, студенчество склонно к следованию моде как регулятору их поведения и отстранены (в определенной степени) от реалий общественной жизни. С другой, многообразие систем внутренних ценностей и стремление к познанию ограничивают область внедрения массовых модных стереотипов, направленных на насыщение первичных потребностей.
Молодость – это наиболее интенсивный период освоения социальных ролей, норм и ценностей, когда важны не только содержание собственно модных стандартов, но и сам факт следования неким нормативным образцам, участие в социальной жизни как таковой.
Из этого вытекает две главные тенденции современной моды как регулятора поведения студента:
а)агрессивность
мода выступает как принудительная сила, возникающая не из человеческого творчества, а из структур социального бытия, накладывая немалые ограничения на свободное самоопределение человека и вынуждая избавляться от всего устаревшего. Нарушение моды вызывает негативные оценки окружающих;
б)плюрализм
одновременное сосуществование различных одинаково приемлемых для человека стилей (в одежде, музыке, науке, политике, искусстве и т.д.), взглядов (идей), и т. д.. Мода позволяет личности выбирать согласно своим предпочтениям, возможностям, интересам, потребностям и т.д., создавая элемент творчества и давая внутреннюю свободу.
Особенно важна функция укрепления своего «Я» для индивидов с неустойчивой психикой, которые постоянно нуждается в подтверждении своей значимости, устойчивости и привлекательности. В сфере моды всегда происходит борьба между стандартом и индивидуальностью. Таким образом, мода выступает в качестве проекции основных структур личности (физических, социальных, психических, идеальных и т.д.) на ее поведение.
Участие молодежи в моде - это особый вид социальной коммуникации, посредством модных стандартов и объектов. Те или иные стандарты и объекты становятся модными, когда они выступают в качестве знаков моды, а, следовательно, замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные. Модели поведения в средствах массовой информации и рекламе подаются не просто как объекты определенного свойства, качества, а как желаемый образ социального статуса, межличностных отношений.
Мода особенно в молодежной среде дает возможность иллюзорного приобщения к более высокому социальному статусу и является средством повышения социального престижа. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Наиболее значимыми трансляторами моды являются средства массовой информации, реклама, кино и авторитетные личности. Создавая эталоны поведения, они формируют определенный образ жизни, тем самым не исключая разнообразия вариаций и интерпретаций, учитывая реальные различия в социальном положении групп, в системе ценностных ориентаций, национальных, религиозных и других особенностей. За модой всегда стоят система социального престижа, нравственные характеристики, оценка, эстетические вкусы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежь - двигатель общественного развития. Молодежная мода - это средство общения, позволяющее определять принадлежность к той или иной группе, быть не хуже других, чувствовать себя взрослым и нравиться противоположному полу. В ней нет ничего страшного, если бы одно поколение точно повторяло другое, то развитие общества прекратилось бы.
Если взрослый человек способен привлечь к себе внимание образованностью, культурным багажом, опытом общения, то подросток еще не может этого сделать в силу возрастных особенностей, отдавая приоритет своему внешнему виду.
Молодежная мода, зародившись во второй половине XX века, в своем развитии проделала долгий путь. Существует огромное количество теорий и методологических подходов, описывающих феномен молодежной моды как части общечеловеческой культуры и оценивающих ее роль в социализации личности молодого человека.
Для современного общества характерен ценностный кризис, который систематически выявляется при проведении социологических опросов. Происходят сложные процессы переоценки культурных ценностей предыдущих поколений, вызванные к жизни экономическими, политическими и социальными изменениями последних лет, нарушается преемственность передачи социокультурного опыта.
Молодежь по определению не может остаться в стороне как наименее сформированная и защищенная часть населения. Жесткая конкуренция и борьба за выживание требуют от молодежи мобилизации не только генных ресурсов, но и оптимальной социализации, выбора верных жизненных ориентиров.
«Взрослая» и молодежная мода все больше проникают друг в друга. Модно быть молодым, здоровым и красивым, но, с другой стороны, модно быть успешным и богатым. Большинство молодых людей, относясь к моде как к чему-то преходящему, непостоянному, отождествляя ее с манерой одеваться, отмечают, что «мода – это то, к чему стремятся все».
Механизм влияния моды на личность можно рассматривать только в определенной социальной среде и в определенный период времени. Делая общий вывод, можно сказать, что мода задает нам стандарты, но только каждый конкретный человек решает для себя, следовать ли им или придумать собственные, сугубо индивидуальные элементы, которые впоследствии, вполне возможно, будут приняты широкими массами.
Половые различия стираются. Однако, уровень образования молодого человека, по – прежнему, остается одним из приоритетных факторов успешности его социализации.
Молодежная мода сметает возрастные границы. На улицах любого города можно встретить женщину «элегантного» возраста, одетую в яркую футболку, джинсы или шорты. Молодежь это уже не удивляет и не возмущает. Не является ли это признаком того, что проблема «отцов и детей» на уровне моды уже решена?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Cимволический интеракционизм // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. - М: Аспект Пресс, 2003
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2002
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Гном и Д, 2003
Давыдов А.А. Системный подход в социологии. - М.: Ком Книга, 2005
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.. Т.2: И - О. - М.: Терра, 1994
Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и советская власть: история противостояния // Историк и художник, № 4 (10), 2006
Зиммель Г. Приключение / Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Логос, 2006
Ильин В.И. Контркультура. Контркультура хиппи / www.polit.ru – рус.
Ионин Л.Г. Социальные культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Наука, 2005
Килошенко М.И. Психология моды. - СПб., 2001
Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. - М., 2000
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XI X веков. - М., 2005
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы.  Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. -СПб, 2003
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.23. 5 изд.. – М.: Изд – во политической литературы, 1967
Максаева Ю.В. Мода как один из типов социо – культурной регуляции социального поведения // www.fashion.ru – рус.
Маркова Н.Е. Мода для дискотеки / www.gumer.info – рус.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Сочинения. Т.3. 2-е издание. - М.: Политиздат, 1955
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 2003
Петров Л.В. Мода как общественное явление. - СПб.: Знание, 2003
Талалай Ю.С. Мода как социальный феномен / www.wciom.ru – рус.
Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация.- М., 2004
Фрейд З. Собрание сочинений в 26 т.. - М.: Скифия, 2006
Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции / www.gumer.info – рус.
Campbell C. The Sociology of Consumption // D. Miller (Ed.) Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York. - 2003: 96-126
Lurie A. The Language of Clothes. The Definitive Guide to People Watching Through Ages. Hamlyn Paperback.- 2004
Rubinstien R.P. Dress Codes. Meaning and Messages in American Culture. Boulder, San Francisco, Oxford. - 2006
www.isras.ru – рус.
www.fom.ru – рус.
www.levada.ru – рус.
www.sofist.socpol.ru – рус.
www.romir.ru – рус.
www.wikipedia.org – рус.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XI X веков. – М., 2005
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2002
www.wikipedia.org – рус.
Давыдов А.А. Системный подход в социологии. – М.: Ком Книга, 2005
Талалай Ю.С. Мода как социальный феномен / www.wciom.ru – рус.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XI X веков. - М., 2005
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.. Т.2: И - О. - М.: Терра, 1994
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 2003
Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. - М., 2004
Килошенко М.И. Психология моды. СПб., 2001
www.levada.ru – рус.
Campbell C. The Sociology of Consumption // D. Miller (Ed.) Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York. 2003: 96-126
Ионин Л.Г. Социальные культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Наука, 2005
Фрейд З. Собрание сочинений в 26 т.. Т.4. - М.: Скифия, 2006
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XI X веков. - М., 2005
Максаева Ю.В. Мода как один из типов социо – культурной регуляции социального поведения // www.fashion.ru – рус.
Зиммель Г. Приключение/ Зиммель Г. Избранное. Т.2.Созерцание жизни. - М.: Логос, 2006
Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. Cимволический интеракционизм // Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М: Аспект Пресс, 2003
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.23. 5 изд.. – М.: Изд – во политической литературы, 1967
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. Т.3. 2-е издание. - М.: Политиздат, 1955
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Гном и Д, 2003
Петров Л.В. Мода как общественное явление. – СПб.: Знание, 2003
Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. М., 2000
Талалай Ю.С. Мода как социальный феномен / www.wciom.ru – рус
Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции / www.gumer.info – рус.
Lurie A. The Language of Clothes. The Definitive Guide to People Watching Through Ages. Hamlyn Paperback. 2004
Ильин В.И. Контркультура. Контркультура хиппи / www.polit.ru – рус.
Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и советская власть: история противостояния // Историк и художник, № 4 (10), 2006
www.levada.ru – рус.
www.isras.ru – рус.
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы.  Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб, 2003
Rubinstien R.P. Dress Codes. Meaning and Messages in American Culture. Boulder, San Francisco, Oxford. 2006
Маркова Н.Е. Мода для дискотеки / www.gumer.info – рус.
www.romir.ru – рус.
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы.  Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб, 2003
www.fom.ru – рус.
www.sofist.socpol.ru – рус.









31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Cимволический интеракционизм // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. - М: Аспект Пресс, 2003
2.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2002
3.Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Гном и Д, 2003
4.Давыдов А.А. Системный подход в социологии. - М.: Ком Книга, 2005
5.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.. Т.2: И - О. - М.: Терра, 1994
6.Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и советская власть: история противостояния // Историк и художник, № 4 (10), 2006
7.Зиммель Г. Приключение / Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Логос, 2006
8.Ильин В.И. Контркультура. Контркультура хиппи / www.polit.ru – рус.
9.Ионин Л.Г. Социальные культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Наука, 2005
10.Килошенко М.И. Психология моды. - СПб., 2001
11.Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. - М., 2000
12.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XI X веков. - М., 2005
13.Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. -СПб, 2003
14.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.23. 5 изд.. – М.: Изд – во политической литературы, 1967
15.Максаева Ю.В. Мода как один из типов социо – культурной регуляции социального поведения // www.fashion.ru – рус.
16.Маркова Н.Е. Мода для дискотеки / www.gumer.info – рус.
17.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Сочинения. Т.3. 2-е издание. - М.: Политиздат, 1955
18.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 2003
19.Петров Л.В. Мода как общественное явление. - СПб.: Знание, 2003
20.Талалай Ю.С. Мода как социальный феномен / www.wciom.ru – рус.
21.Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация.- М., 2004
22.Фрейд З. Собрание сочинений в 26 т.. - М.: Скифия, 2006
23.Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции / www.gumer.info – рус.
24.Campbell C. The Sociology of Consumption // D. Miller (Ed.) Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York. - 2003: 96-126
25.Lurie A. The Language of Clothes. The Definitive Guide to People Watching Through Ages. Hamlyn Paperback.- 2004
26.Rubinstien R.P. Dress Codes. Meaning and Messages in American Culture. Boulder, San Francisco, Oxford. - 2006
27.www.isras.ru – рус.
28.www.fom.ru – рус.
29.www.levada.ru – рус.
30.www.sofist.socpol.ru – рус.
31.www.romir.ru – рус.
32.www.wikipedia.org – рус.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой мода как социокультурное явление?

Мода - это социокультурное явление, которое охватывает все сферы жизни общества. Это система символов, способов поведения и стилей, которая меняется со временем и влияет на восприятие и поведение людей.

Как мода влияет на различные аспекты жизни молодежи в современном обществе?

Мода влияет на молодежь в различных аспектах их жизни. Она определяет их стиль одежды, музыкальные предпочтения, способы общения и даже выбор профессии. Мода также может влиять на формирование самооценки и самоидентификации молодых людей.

Каким образом мода изучается с социологической точки зрения?

Для изучения моды с социологической точки зрения существуют различные методологические подходы. Один из них - это анализ модных трендов и их влияния на поведение и предпочтения молодежи. Также социологи изучают моду через призму культурных и социальных трансформаций, анализируя ее роль в формировании коллективной идентичности.

Каково значение моды в современном обществе?

Мода имеет огромное значение в современном обществе. Она является не только средством самовыражения и самоидентификации, но и важной экономической отраслью. Мода также играет роль индикатора социокультурных изменений и может быть использована как средство социальной мобильности.

Как можно охарактеризовать молодежные субкультуры и контркультуры в контексте моды?

Молодежные субкультуры и контркультуры часто используют моду как способ выражения своей индивидуальности и протеста. Они создают свои собственные стили и тренды, отступая от установленных норм и стандартов общества. Молодежные субкультуры и контркультуры имеют влияние на моду и, в свою очередь, мода влияет на них, создавая взаимодействие и диалог между ними.

Какое значение имеет мода в современном обществе?

Мода имеет большое значение в современном обществе. Она является не только экономическим фактором, но и социокультурным явлением. Мода позволяет выражать индивидуальность, самовыражение и социальное принятие. Она влияет на наше самочувствие и самооценку, а также служит способом коммуникации и создания социального статуса. Мода также является способом выражения собственных ценностей и идеалов.

Какие методологические подходы используются в изучении моды?

В изучении моды используются различные методологические подходы. Один из них - социологический подход, который анализирует моду как социальное явление и исследует ее влияние на общество и индивидуума. Другой подход - культурологический, который рассматривает моду как культурный феномен и исследует ее связь с другими сферами культуры. Еще один подход - психологический, который исследует влияние моды на психологию человека и его поведение. В общем, в изучении моды используются различные подходы, которые позволяют рассмотреть ее со всех возможных сторон.

Какая роль у молодежи в формировании модных тенденций?

Молодежь играет важную роль в формировании модных тенденций. Она является одной из главных целевых аудиторий модного рынка и часто диктует модные тренды своими предпочтениями и потребностями. Молодежь обладает большой свободой и творческим подходом к моде. Они готовы экспериментировать с внешним видом, проявлять свою индивидуальность и выделяться среди других. Поэтому модные тенденции часто возникают именно среди молодежи и затем распространяются на более широкую аудиторию.

Как мода влияет на различные аспекты жизни молодежи?

Мода оказывает влияние на различные аспекты жизни молодежи. Она влияет на их стиль одежды, внешний вид и самовыражение. Мода также может влиять на их самооценку и уверенность в себе, а также на их социальный статус. Модные тренды могут также влиять на выбор профессии и карьеру молодых людей. Например, модные профессии, связанные с модой и дизайном, могут стать популярными среди молодежи и поощрять их увлечение модой.

Какое влияние мода оказывает на молодежь в современном обществе?

Мода оказывает значительное влияние на молодежь в современном обществе. Она влияет на стиль одежды, поведение, образ жизни и самооценку молодых людей. Мода создает определенные стандарты красоты и успешности, которым молодежь стремится соответствовать. Одежда и аксессуары, популярные в моде, могут стать выражением самовыражения и идентификации молодых людей. Влияние моды на молодежь может быть как положительным - вдохновлять на самовыражение и творчество, так и отрицательным - создавать неправильные стандарты красоты и усугублять социальные неравенства.

Какое значение имеет мода в современном обществе?

Мода имеет большое значение в современном обществе. Она является неотъемлемой частью социокультурного ландшафта и играет важную роль в формировании индивидуальной и коллективной идентичности. Мода помогает людям выражать себя, свое отношение к себе и окружающему миру. Она может быть средством самовыражения, социальной принадлежности и идентификации. Кроме того, мода является важной отраслью экономики, создающей рабочие места и способствующей развитию торговли и индустрии.

Каков исторический обзор моды и ее влияния на молодежь?

Мода имеет долгую историю, и ее влияние на молодежь менялось со временем. В разные эпохи мода была символом статуса, социального престижа и классовой принадлежности. В современной эпохе мода стала глобальным явлением, доступным широким массам. Она формирует стиль одежды, преобладающие ценности и представления о красоте. Влияние моды на молодежь включает в себя не только стиль одежды, но и образ жизни, культурные предпочтения, индивидуальное самовыражение. Мода может вдохновлять молодежь на творчество, стимулировать самовыражение и самоидентификацию, а также воздействовать на самооценку и поведение молодых людей.