Принцыпы бюджетирования локомотивного депо

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Бюджетирование
  • 121121 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 21.02.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Организация бюджетного управления на предприятии
1.1 Цели и задачи бюджетирования
1.2 Виды бюджетов
1.3 Бюджетирование как инструмент финансового планирования
на предприятии
1.4 Постановка бюджетирования в компании ОАО РЖД
Глава II. Анализ хозяйственной деятельности организации
2.1.Анализ выполнения объёмных и качественных показателей работы локомотивного депо.
2.2. Анализ выполнения плана по труду локомотивного депо
2.3. Анализ выполнения эксплуатационных расходов
Глава III.Разработка бюджетов в локомотивном депо
3.1 Разработка бюджета производства
3.2 Разработка бюджета затрат локомотивного депо
3.3 Бюджет движения денежных средств
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Итого: 171 человек.
Экипировка – комплекс технических операций по снабжению локомотивов песком, смазочными и обтирочными материалами, топливом, охлаждающей водой для нормальной работы агрегатов, а также подготовка ТПС к очередному рейсу. К операциям подготовки ТПС следует отнести обмывку, обдувку и механическую очистку деталей ходовой части и кузова внутри и снаружи.
Продолжительность каждой операции зависит от технической оснащенности пунктов экипировки, типа и серии локомотивов, а также от установленных норм.
Экипировочные устройства располагаются на территории депо, но некоторые из них (раздаточные устройства) могут быть установлены на приемоотправочных путях станции.
Для экипировки поездных, маневровых и хозяйственных локомотивов, работающих и обслуживающих только станцию, экипировочные устройства располагаются в основном депо, территория которого примыкает к территории станции. Эти же устройства обслуживают локомотивы после осмотра и текущего ремонта.
Выбор места размещения комплекса экипировочных устройств на участке работы локомотивов депо производится на основании расчетов с учетом размера движения, профиля пути, климатических условий, видов тяги.
Основным параметром, определяющим место расположения пункта экипировки, является величина наибольшего пробега локомотивов между очередными заправками локомотивов.
Главными ограничителями величины пробегов локомотивов являются запасы топлива и песка. При отсутствии любого из них – движения нет.
Пункты экипировки работают круглосуточно. Работники на экипировке работают посменно, продолжительность смены 12 часов. В среднем каждая за смену должно быть экипировано 10-250 локомотивов. Численность рабочих пункта экипировки зависит от количества локомотивов, которые экипируются в сутки, перечня экипировочных операций. Расчет численности, занятых на экипировке работников (чел.), можно выполнить по формуле:
Ч яв =,
где Мэк – число локомотивов, эксплуатируемых в течение суток;
Тэк – трудоемкость одной экипировки, чел-ч;
Ф – годовой фонд рабочего времени, ч. (1986 ч. в 2007 году)
Количество локомотивов, прошедших экипировку песком в среднем за сутки 14 ед.
Трудоемкость экипировки одного локомотива с учетом работников топливных складов – 7 чел-час.
На основании выше изложенного произведем расчет:
Чяв = 14*7*365/1986 = 18 чел.
Чсп = 18*1,1 = 20 чел.
Таким образом, на экипировку локомотивов необходим штат работников в количестве: 20 человек.
Расчет численности рабочих, занятых на текущем ремонте служебно-технических зданий и сооружений осуществляется в соответствии с площадью служебно-технических зданий и нормативами численности рабочих.
Общая площадь служебно-технических зданий и сооружений в локомотивном депо составляет 16,5 тыс. кв. м.
В соответствии с нормативами численности рабочих, занятых на текущем ремонте служебно-технических зданий и сооружений, количество рабочих составит:
Чяв = 0,26 * 16,5 * 10 = 4,23 чел.
Чсп = 4,23 * 1,18 * 10 = 5 чел.
Количество рабочих, занятых на капитальном ремонте служебно-технических зданий зависит от общей площади служебно-технических зданий и сооружений и нормативов численности рабочих, осуществляющих капитальный ремонт.
Общая площадь служебно-технических зданий и сооружений, заложенная в годовую программу ремонта, составляет:
- бетонные, каменные, штукатурные, малярные, монтажные (производственные здания) – 4,2 тыс. кв. м;
- кровельные, изоляционные, жестяные (служебные, бытовые здания) – 7,8 тыс.кв.м.
Годовая явочная численность рабочих, занятых на капитальном ремонте служебно-технических зданий, составит:
Чяв = Qi * Hi,
где Qi – годовая программа ремонта в тыс.кв.м. общей площади по данной группе зданий и сооружений;
Hi – норматив численности рабочих по данной группе зданий и сооружений.
Согласно нормативу численность явочная состоит:
Чяв = 1,1 * 4,2 + 0,33 * 7,8 = 7,12 чел.
Чсп = Чяв* Кзам
Чсп = 7,12 * 1,18 = 8 чел.
Итого для текущего и капитального ремонта служебно-технических зданий требуется.
Чгод = 5 + 8 = 13 чел.
Лаборанты депо осуществляют контроль за качеством масел, смазок, дизельного топлива, охлаждающей воды, электролита с локомотивов, а также поступающих и хранящихся на топливных складах нефтепродуктов, приготовлением охлаждающей воды и выдачу ее на ТПС, следят за качеством свежеприготовленного электролита, производят анализы сточной воды, проверяют тормозные колодки на твердость, определяют влажность песка.
Исходя из этого потребный контингент лаборантов химического анализа составляет - 3 человека.
В локомотивном депо используются следующий автотранспорт:
- дежурная автомашина УАЗ – 22069 с четырех сменным режимом работы – 4 чел.
- ГАЗ – 322132 – 1 чел.
Итого для содержания внутреннего транспорта необходимо – 5 чел.
Аппарат управления на предприятии не планируется. Он уже утвержден вышестоящей организацией, то есть отделением дороги.
Данный контингент в депо составляет 93 человек.
Работники, которые непосредственно связанны с основными направлениями в работе депо составляют цеховой персонал. Это машинисты-инструкторы локомотивных бригад, расшифровщики скоростемерных лент, дежурные по депо, нарядчики локомотивных бригад, операторы центра по обработке маршрутных листов, мастера цехов, приемщики локомотивов и так далее.
Численность данной группы составляет 175 человек.
Подведем итоги:
для выполнения запланированных объемов работ депо необходим следующий штат работников:
Локомотивные бригады – 407 чел.
Рабочие по ремонту подвижного состава – 171 чел.
Экипировка – 20 чел.
Рабочие по текущему и капитальному ремонту служебно-технических зданий – 13 чел.
Сотрудники лаборатории – 3 чел.
Работники по содержанию и эксплуатации оборудования – 13 чел.
Водители – 5 чел.
Аппарат управления и цеховой персонал – 268 чел.
Итого штат по эксплуатации составил – 900 чел.
Заработная плата – это выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, и поступает в личное потребление работника. Получение заработной платы является основной формой удовлетворения личных потребностей работников.
Организация заработной платы на предприятии определяется тремя взаимосвязанными элементами: нормированием труда, тарифной системой, формами и системами заработной платы.
Нормирование труда позволяет установить всесторонне обоснованные нормы его затрат, которыми оцениваются результаты труда. Нормы служат основой для оплаты труда и для материального поощрения работника в зависимости от его вклада в общие результаты коллективного труда.
Тарифное нормирование заработной платы направленно на обеспечение правильной оценки и оплаты конкретных видов труда в зависимости от его количества, качества и условий, в которых он осуществляется. Главным содержанием тарифного нормирования является разработка тарифной системы оплаты труда, которая включает в себя: тарифную ставку, тарифную сетку и тарифно-квалификационные справочники.
Заработная плата является основным источником дохода работников предприятия, что в значительной мере обеспечивает уровень их благосостояния. Для того, чтобы работники были заинтересованы в повышении эффективности производства, необходимо постоянно совершенствовать формы и системы оплаты труда. Рост заработной платы должен находиться в определенном соотношении с ростом производительности труда.
Труд работников железнодорожного транспорта оплачивается согласно тарифной системы оплаты труда. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, используемых для дифференциации и регулирования уровня заработной платы различных групп работников. При организации оплаты труда применяют три основных элемента тарифной системы: единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий, тарифно-квалификационные характеристики служащих, тарифные сетки и минимальные тарифные ставки.
Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) представляет собой сборник, содержащий тарифно-квалификационные характеристики рабочих, сгруппированные по производствам и видам работ. Этот сборник выполняет роль государственного нормативного документа.
Тарифная сетка является важным элементом тарифной системы.
Она устанавливает определенные соотношения в размерах тарифных ставок в зависимости от квалификации, сложности труда. Эти соотношения состоят из установленного числа разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые показывают, во сколько раз оплата труда соответствующего разряда больше оплаты работ, тарифицируемых по первому разряду. Отраслевая единая тарифная сетка состоит из 18 разрядов и предусматривает дифференциацию оплаты труда с соотношением 18-го разряда к первому. Межразрядная разница в тарифных коэффициентах установлена на уровне 10% и выше.
Тарифная ставка (оклад) – это абсолютный размер оплаты труда рабочих и служащих за единицу рабочего времени. Исходной является тарифная ставка рабочего 1-го разряда первой группы (не связанной с движением поездов), тарифный коэффициент которого равен единице. Минимальный размер оплаты труда на предприятиях железнодорожного транспорта устанавливается на основе коллективно-договорного соглашения между железными дорогами и профсоюзов.
Оплата труда руководителей, специалистов и технических исполнителей производится по месячным должностным окладам, размер которых определяется умножением минимальной заработной платы, установленной в отрасли, на тарифный коэффициент присвоенного разряда квалификации.
Формы и системы оплаты труда определяют порядок исчисления заработной платы с учетом результатов работы. Для измерения и учета труда, затраченного на производство продукции, используются два показателя: затраты рабочего времени и количества выпущенной продукции. В связи с этим различают две формы оплаты труда – повременную и сдельную.
При повременной форме оплаты труда заработок рабочему начисляется за фактически проработанное время и определяется умножением установленной тарифной ставки рабочего 1-го разряда на тарифный коэффициент присвоенного разряда квалификации.
Простая повременная система оплаты труда подразделяется на почасовую, поденную и помесячную.
При почасовой оплате вначале определяют часовую тарифную ставку рабочего: тарифную ставку рабочего 1-го разряда умножают на тарифный коэффициент присвоенного разряда квалификации и делят на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года. Полученную часовую тарифную ставку умножают на отработанное рабочим количество часов в расчетном периоде.
При поденной оплате заработная плата определяется умножением дневной тарифной ставки рабочего на отработанное количество рабочих дней. Дневная тарифная ставка определяется делением тарифной ставки рабочего разряда, умноженной на тарифный коэффициент присвоенного разряда, на количество рабочих дней в месяц.
При помесячной оплате заработная плата рабочего определяется так же, как и при почасовой оплате.
При повременно-премиальной системе оплаты труда простая повременная система дополняется премиями за выполнение определенных количественных и качественных показателей работы. К заработной плате рабочего-повременщика, начисленной по тарифной ставке, добавляется премия за конкретные трудовые достижения по заранее установленным показателям премирования (например, выполнение и перевыполнение нормированных заданий).
При сдельной форме оплаты труда труд рабочего оплачивается по установленным сдельным расценкам за количество фактически изготовленной продукции или выполненной работы. Преимущества сдельной оплаты состоят в том, что она устанавливает более тесную связь между количеством выработанной продукции и размером заработка, способствует более рациональному использованию рабочего времени, улучшению организации труда, росту квалификации рабочих.
Индивидуальная прямая сдельная система оплаты труда стимулирует главным образом увеличение индивидуальной выработки.
При сдельно-премиальной системе оплаты труда к заработной плате, начисленной по сдельным расценкам, начисляется и выплачивается премия за достижение определенных количественных и качественных показателей работы. Рабочие премируются по результатам работы за месяц.
Сдельно-премиальная система оплаты труда более эффективна, чем прямая сдельная, так как заинтересовывает рабочего в повышении количественных и улучшении качественных показателей.
Помимо разработки тарифных условий оплаты труда, важное значение имеет правильное планирование различного рода доплат, надбавок, премий, так как их доля в заработной плате работников составляет 60-65%, а конкретный размер определяется предприятием. Доплаты, надбавки к заработной плате работников определяются в соответствии с Кодексом законов о труде, нормативными документами правительства Российской Федерации, Отраслевым тарифным соглашением.
Все виды доплат компенсационного характера делятся на две группы. Первая группа – это доплаты и надбавки, которые не имеют ограничений по сферам трудовой деятельности и являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Сюда входят доплаты за работы в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время; рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда; при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника; до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством; рабочим в связи с отклонением от нормальных условий выполнения работы.
Вторая группа – это доплаты компенсационного характера, которые в большинстве своем также обязательны, но о размерах их можно договариваться с администрацией предприятия.
К доплатам стимулирующего характера относятся премии, вознаграждения за безаварийную работу и по итогам работы за год.
Доплаты за работу в ночное время устанавливается в коллективном договоре предприятия, но они должны быть не ниже, чем предусмотрено законодательством.
Локомотивные бригады, обслуживающие грузовые транзитные и сборные поезда, локомотивы на подталкивании, передаточные и вывозные поезда на участках и в узлах с устойчивым объемом работы, оплачиваются по сдельно-премиальной системе. Тарифная ставка устанавливается на 1 час работы и зависит от вида движения. Для определения месячной ставки часовая тарифная ставка умножается на количество часов работы в месяц.
Для бригад маневровой работы применяются сдельно-премиальная форма оплаты труда.
Для расчета месячной тарифной ставки необходимо знать часовую тарифную ставку. Данные сведения приведены в таблице 3.7.
Таблица 3.7
Часовые тарифные ставки машинистов и помощников машиниста по видам движения
Вид движения Часовая тарифная ставка, руб. 1 2 Грузовое движение Машинист грузового движения 80,37 1 2 Помощник машиниста грузового движения 60,91 Маневровое движение Машинист маневрового движения 64,72 Хозяйственное движение Машинист хозяйственного движения 60,49 Помощник машиниста хозяйственного движения 45,05
Согласно Положения о премировании в локомотивном депо утверждены следующие размеры премий:
- для локомотивных бригад грузового движения – 50% (за выполнение тонно-километровой работы, выполнение технической скорости, производительности локомотива, за культурное состояние локомотива, за экономию топливо-энергетических ресурсов);
- для локомотивных бригад маневрового движения – 45% (за выполнение плана отправления вагонов без браков в работе, выполнение простоя на ТО-3, за культурное состояние локомотива и так далее).
За право машиниста управлять локомотивами разных видов тяги выплачиваются и соответственно планируются надбавки за класс квалификации от 5% до 25% тарифной ставки, помощникам машиниста – 5% - 10%.
В локомотивном депо машинистам локомотивов за классность выплачивают 20%, помощникам машинистов 15% от тарифной ставки.
Доплата в праздничные дни составляет 3,4% от тарифной ставки.
Сдельный приработок планируется исходя из перевыполнения норм в грузовом и маневровом движении и составляет 10%.
За разъездной характер работы локомотивным бригадам грузового, хозяйственного движения планируется доплата в размере 100 рублей за 1 поездку. Для грузового движения – в среднем 12 поездок в месяц, для хозяйственного – 9 поездок в месяц.
На основании выше изложенного и зная планируемый контингент локомотивных бригад, рассчитанный выше, можно рассчитать среднемесячную заработную плату, а соответственно и фонд оплаты труда.
Данный расчет приведен в таблице 3.8.
Труд рабочих, занятых на ремонте локомотивов, оплачивается по сдельно-премиальной системе, кроме труда подсобных рабочих. Тарифная ставка по каждому виду ремонта определяется умножением часовой ставки на месячную норму часов.
Средний разряд работ на ТР-1:
рабочие комплексной и специализированной бригады – 4
рабочие заготовительного отделения – 4
рабочие подсобного цеха – 2
Средний разряд работ на ТР-2:
- рабочие комплексной и специализированной бригады – 4,4
- рабочие заготовительного отделения – 4
- рабочие подсобного цеха – 3,1
Средний разряд работ на ТР-3:
- рабочие комплексной и специализированной бригады – 5,2
- рабочие заготовительного отделения – 4,3
- рабочие подсобного цеха – 2,8
Средний разряд работ на техническом обслуживании ТО-3:
- рабочие комплексной и специализированной бригады – 4,9
- рабочие заготовительного отделения – 3,7
- рабочие подсобного цеха – 3
Слесари комплексных и специализированных бригад, занятые на ТР-1, ТР-2, ТР-3, ТО-3, ТО-2 премируются в размере 50% от сдельного заработка.
Таблица 3.10
Расчет среднемесячной заработной платы
Показатель Кол-во часов Сред-ний разряд Часовая тарифная ставка, руб. Месячная тарифная ставка, руб. Сдельный приработок, руб. Сдельный заработок, руб. Премия, руб. Среднемесячная зарплата, руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ТР-1 Комплексные бригады 165,5 4 39,97 6615,03 661,5 7276,53 3307,51 10584,04 Заготовительные бригады 165,5 4 39,97 6615,03 661,5 7276,53 2976,76 10253,29 Подсобные рабочие 165,5 2 28,98 4796,19     1918,47 6714,66 ТР-2 Комплексные бригады 165,5 4,4 41,57 6879,83 687,98 7567,81 3439,91 11007,72 Заготовительные бригады 165,5 4 39,97 6615,03 661,5 7276,53 2646,01 9922,54 Подсобные рабочие 165,5 3,1 34,93 5780,91     2312,36 8093,27 ТР-3 Комплексные бригады 165,5 5,2 45,74 7569,97 756,99 8326,96 3784,98 12111,94 Заготовительные бригады 165,5 4,3 41,17 6813,63 681,36 7494,99 3066,13 10561,12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Подсобные рабочие 165,5 2,8 33,27 5506,18     2202,47 7708,65 ТО-3, ТО-2 Комплексные бригады 165,5 4,9 43,57 7210,83 721,08 7931,91 3605,41 11537,32 Заготовительные бригады 165,5 3,7 37,74 6245,97 624,59 6870,56 2810,68 9681,24 Подсобные рабочие 165,5 3 34,47 5704,78     2281,91 7986,69
Расчет фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы рабочих по экипировке приведем в таблице 3.12.
Таблица 3.12
Расчет среднемесячной заработной платы рабочих по экипировке, руб.
Чяв.,чел. Часовая тарифная ставка Месячная тарифная ставка Доплата за работу в праздничные дни Доплата за работу в ночное время Премия Среднемесячная заработная плата Фонд оплаты труда за год,тыс.руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 18 44,84 7421,02 252,31 1113,15 1855,25 10641,73 2298,61
У рабочих, занятых на ремонте зданий и сооружений, среднемесячная тарифная ставка составляет: 5425,0 руб., премия – 30%. Среднемесячная плата работников, занятых содержанием и эксплуатацией оборудования составляет 4725,0 руб., премия – 30%, доплата за работу в ночное время – 10%, доплата за работу в праздничные дни – 3,4%, доплата за вредные условия труда – 4%.
Работникам, относящимся к содержанию внутреннего транспорта начисляется: премия – 30%; доплата за работу в ночное время – 10%; доплата за работу в праздничные дни – 3,4%.
Расчет выполним в таблице 3.13.
К работникам аппарата управления относятся руководители предприятия, его заместители (зам. по ремонту, зам. по эксплуатации и так далее), начальники отделов, финансово-экономические работники, работники отдела кадров и другие.
Должностной оклад – 12245 руб.
Планируемая премия – 30%.
Данный контингент в депо составляет 93 человек.

Таблица 3.13
Расчет среднемесячной заработной платы рабочих вспомогательных цехов
Наимено-вание статьи Числен-ность работ-ников, чел. Месяч-ная тариф-ная ставка, руб. Пре-мия, руб. Доп-лата за работу в ночное время Доп-лата за работу в празд-ничные дни Среднемесячная заработная плата Годо-вой фонд оплаты труда, тыс. руб. 1 2 3 4 5 6 7 8  Содержа-ния и эксплуатация оборудова-ния  13  4725  1417,5 472,5 160,65 6775,65 1057  Обслужива-ние и текущий ремонт зданий  13  5425  1627,5 - - 7052,5 1100  Исследова-тельские и испытатель-ные работы  3  6055,6  1816,68 - 205,89 8078,17 290,81 Содержание и эксплуатация автомобилей   5  6580,3  1974,09 658,03 223,73 9436,15 566,16
К работникам, не относящимся к аппарату управления, относятся работники, которые непосредственно связаны с основными направлениями в работе депо. Это машинисты-инструкторы локомотивных бригад, расшифровщики скоростемерных лент, дежурные по депо, нарядчики локомотивных бригад, операторы центра по обработке маршрутных листов, мастера цехов приемщики локомотивов и другие.
Численность данной группы составляет 175 человек.
Должностной оклад – 8330 руб.
Планируемая премия – 30%.
Также планируются доплаты за работу в праздничные дни и ночное время.
Расчет фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы работников аппарата управления и цехового персонала приведем в таблице 3.14.
Таблица 3.14
Расчет среднемесячной заработной платы работников аппарата управления и цехового персонала, руб.
Чяв.чел. Оклад Премия Доплата за работу в ночное время Доплата за работу в праздничные дни Среднемесячная заработная плата Фонд оплаты труда за год,тыс. руб. 1 2 3 4 5 6 7 175 8330 2499 416,5 283,22 11528,72 24210,31 93 12245 3673,5 - - 18367,5 20498,13
Объем работ, рассчитанный на его основе контингент и производительность составляют бюджет производства. Бюджет производства представлен в табл. 3.16.
Таблица 3.16
Бюджет производства
Наименование показателя Единица измерения Факт соответствующего прошлого периода 2005 год План 2007 год % плана к факту соответствующему периоду прошлого года 1 2 3 4 5 Тонно-км брутто млн.т.км брутто 28408,8  28500  100,3  Грузовое движение -/-  28255,3 28251,2   99,9 Пассажирское движение -/-  21,6 -   - 1 2 3 4 5 Хозяйственное движение -/-  131,9  248,8  188,63 Средний вес грузового поезда т.  3758 3633  96,7 Программа ремонта ед.  22329,5 7526  33,7  Численность всего чел. 955  900  94,2 в том числе Локомотивные бригады чел.  586  407 69,5 Экипировка чел.  14 20   142,8 Ремонт чел.  135  171  126,7 Производительность труда по депо млн.т.км брутто/чел. 27,58  31,7  114,9
Резкое сокращение объема ремонта произошло из-за сокращения количества ремонтов ТО-2 в четыре раза. Увеличение контингента, занятого на ремонте произошло из-за включения в программу такого трудоемкого ремонта как ТР-3

3.2 Разработка бюджета затрат локомотивного депо
Основным документом, регламентирующим планирование и учет затрат на железнодорожном транспорте, является «Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта», которая разрабатывается с учетом государственных законодательных и нормативных актов в области учета и отчетности.
Номенклатура предусматривает ее применение по видам деятельности федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, новых правил бухгалтерского учета и нового налогового кодекса.
В зависимости от отношения к производственному процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, то есть расходы по обслуживанию производства и управлению.
Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:
1. Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления;
2. Расходы по содержанию аппарата управления.
В зависимости от направления использования расходы подразделяются на статьи, объединяющие издержки по целевому назначению: по видам или по видам обслуживания технических средств. Амортизация основных средств отражается на отдельно выделенных статьях. Каждой статье в Номенклатуре присвоен определенный номер для кодирования первичных документов.
В зависимости от экономического содержания расходы, связанные с производством и реализацией, складываются из следующих элементов: затраты на оплату труда; материальные затраты, в том числе материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Группировка по таким элементам осуществляется по каждой статье, как при разработке плана, так и при учете фактических затрат. По мере совершения хозяйственных операций в местах возникновения затрат на основании первичных документов осуществляется отражение расходов на определенных статьях Номенклатуры в размере элементов затрат. При этом расходы, отнесенные на статьи Номенклатуры, используются в дальнейшем для соответствующих группировок по укрупненным видам работ, хозяйствам, видам деятельности, что исключает возможность повторного отражения таких расходов и не требует исключения внутрихозяйственных оборотов при осуществлении группировок.
Основная задача расчетов величины затрат – обеспечение безусловного выполнения запланированных работ с экономным расходом материальных, денежных и трудовых ресурсов.
Большой удельный вес в расходах предприятия имеет заработная плата. Методы ее расчета рассмотрены ранее. Отчисления на социальные нужды составляют 26,7% и начисляются на каждую статью, по которым учитывается расходы на заработную плату.
Расходы на топливо рассчитываются на каждый вид работ отдельно для обеспечения перевозок и отдельно на прочие нужды. Общие расходы на тягу поездов определяются на основе объема работ, выполненных локомотивами, нормы расхода топлива на единицу работы и установленной цене условного топлива на отчетный или планируемый период времени.
Нормы расхода топлива зависят от многих факторов, действующих на участках обслуживания. Наиболее ощутимое влияние на норму расхода оказывают вес поезда и профиль пути.
В грузовом движении расходы на топливо определяются по плановому объему работ в т-км брутто, нормам расхода условного топлива на измеритель 10000 т-км брутто и цене 1 т топлива.
Расходы определим по формуле:
Ет = ΣPLбр * Вт(э) *Цт(э)/(10000 * 1000),
где ΣPLбр – запланированный объем перевозок, млн.т-км брутто;
Вт(э) – норма расхода топлива (электроэнергии, кВТч), кг;
Цт – цена 1 тонны топлива – 4675 руб;
Цэ- цена 1 кВтч- 0,9 руб.
Вэ- 102 кВтч на 10 ткм брутто.
Ет=28251,2*102*0,9/10=259346 тыс.руб. – грузовое движение (электротяга)
Ет= 248,8*94*4675/(10000*1000)=1093,4 тыс.руб – хозяйственное движение.
Расходы на топливо для маневровой работы тепловозов определяются по плановым общим локомотиво-часам маневровой работы ΣМТм, норме расхода топлива на 1 час маневровой работы Вт и цене 1 т топлива Цт.
Вт принимаем – 18 кг на 1 час маневровой работы.
Ем = ΣМТм * Вт * Цт/1000
Ем = 201,48*18*4675/1000=16954,5 тыс. руб.
Планирование расходов на топливо происходит не только на тягу поездов, но и на прочие нужды, к которым относятся ремонт локомотивов.
Планирование расходов топлива на ремонт проведем на основании нормативов затрат.
Топливо расходуется на ремонте ТР-1, ТР-2, ТР-3.
- локомотив серии ВЛ-10У: 5201 руб. на единицу ремонта ТР-1, 5438 руб. на единицу ремонта ТР-2, 5698 руб. на единицу ремонта ТР-3;
- локомотив серии ЧМЭ-3: 1651 руб. на единицу ремонта ТР-1, 1782 руб. на единицу ремонта ТР-2, 1844 руб. на единицу ремонта ТР-3.
Ремонт локомотивов, работающих в грузовом движении:
ВЛ-10У: 5201*197= 1024,6 тыс. руб.
5438*27= 146,8 тыс. руб.
5698*21= 119,7 тыс. руб.
Итого: 1291,1 тыс. руб.
Ремонт локомотивов, работающих в маневровом движении:
ЧМЭ-3: 1651*18= 27,7 тыс. руб.
1782*6= 10,7 тыс. руб.
1844*5= 9,22 тыс. руб.
Итого: 47,62 тыс.руб.
Таким образом, расходы на топливо для тяги поездов планируем в сумме 277394 тыс. руб., на ремонт данная сумма расходов составит –1338,7тыс. руб.
Расходы на материалы. Расходы на смазочные и обтирочные материалы Ем, на эксплуатацию локомотивов планируется на весь общий пробег в пределах участка обращения локомотивов по нормам Вм на 1000 локомотиво-км и определяется по формуле:

Ем = ΣMSобщ * Вм/1000,

где Вм – норма расхода материалов, руб.
Норма расхода на смазочные материалы принимаем 738 руб. на 1000 лок-км, на обтирочные материалы – 748 руб. на 1000 лок.-км.
Грузовое движение:
Ем смазочные = 14591,32*103 *738/1000=10768,4 тыс. руб.
Ем обтирочные = 14591,32*103*748/1000= 10914,3 тыс.руб.
Ем = 21682,7 тыс. руб.
Маневровое движение:
Ем смазочные = 990,6*103 *738/1000=731,1 тыс. руб.
Ем обтирочные =990,6*103 *748/1000=741 тыс. руб.
Ем = 1472,1 тыс. руб.
Итого на эксплуатацию- 23154,8 тыс. руб.
Расходы на материалы по экипировке планируются аналогично, но норма расхода на материалы составляет 624 руб.
Ем груз. = 14591,32*103 *624/1000= 9105 тыс. руб.
Ем маневр. = 990,6*103 *624/1000=618,1 тыс. руб.
Итого расходы на экипировку составляют 9723,1 тыс. руб.
Расход материалов и запасных частей на ремонт и техническое обслуживание планируется по рассчитанной программе ремонта и по норме расхода материалов на единицу ремонта.
Нормы расходов материалов и запасных частей приведены в таблице 3.17.
Таблица 3.17
Расход материалов и запасных частей на ремонт и техническое обслуживание локомотивов, руб. на единицу ремонта
Вид и серия локомотива Вид технического обслуживания и ремонта ТР-1 ТР-2 ТР-3 ТО-2 ТО-3 1 2 3 4 5 6  Локомотив серии ВЛ-10У  10850  38900  71750  2017,5  6450  Локомотив серии ЧМЭ-3  7500  12800  47000  1437,7  3018 Грузовое движение:
ТР-1 = 197*10850 = 2137,4 тыс. руб.
ТР-2 = 27*38900 =1050,3 тыс. руб.
ТР-3 = 21*71750 = 1506,7 тыс. руб.
ТО-3 = 244*6450 = 1573,8 тыс. руб.
ТО-2 = 5838*2017,5 = 11778,1 тыс. руб.
Итого: 18046,3 тыс. руб.
Маневровое движение:
ТР-1 = 18*7500 = 135 тыс. руб.
ТР-2 = 6*12800 = 76,8 тыс. руб.
ТР-3 = 5*47000 = 235 тыс. руб.
ТО-3 = 192*3018 = 579,5 тыс. руб.
ТО-2 = 978*1437,7 = 1406 тыс. руб.
Итого: 2432,3 тыс. руб.
Расходы на материалы мы запланировали на общую сумму 53356,5 тыс. руб., из них на эксплуатацию локомотивов – 23154,8 тыс. руб., на ремонт локомотивов – 20478,6 тыс. руб., на экипировку – 9723,1 тыс. руб.
Амортизационные отчисления планируются по группам и видам основных фондов. По каждой группе основных фондов величина амортизационных отчислений рассчитывается по балансовой стоимости и нормам отчислений. По депо определяется среднегодовая стоимость по данным бухгалтерского баланса и плана капитального строительства.
Амортизационные отчисления по подвижному составу рассчитаем по формуле:
Еа = Мэ * (1+α рем)*Ц *g + Мрез * Ц*g,
Ц – стоимость 1 единицы основных фондов (таблица 3.16)
g – норма амортизационных отчислений, %
α рем – неисправные локомотивы, %
М рез – резервный парк локомотивов, ед.
Таблица 3.18
Стоимость и нормы амортизационных отчислений подвижного состава и постоянных устройств депо
Основные средства Стоимость, руб. Норма амортизационных отчислений, % 1 2 3  Электровоз серии ВЛ-10У 16083714  4  Тепловоз серии ЧМЭ-3 1175632   5  Производственно-служебные здания  46714000  2,7 Производственное оборудование   7897000  4,7
Амортизация локомотивов, работающих в грузовом движении:
Еа = 52*(1+0,375)*16083714*0,04+0,72*15083714*0,04=46433 тыс. руб.
Амортизация локомотивов, работающих в маневровом движении:
Еа = 23*(1+0,03)*1175632*0,05+0,06*1075632*0,05=1395 тыс. руб.
Амортизационные отчисления производственных основных фондов определяются по сметной стоимости постоянных устройств депо и установленным нормам, приведенным в таблице 3.16.
Производственно-служебные здания: 46714000*2.7%/100=1300 тыс. руб.
Производственное оборудование: 7897000*4,7%/100=400 тыс. руб.
Итого амортизационных отчислений мы планируем на сумму – 49528 тыс. руб.
Расчет потребности в бензине для автотранспорта.
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Q = 0.01 * H * S (1+0.01 *D),
где Н – нормативный расход топлива на пробег автомобиля, л/100 км
S – пробег автомобиля, км
D - поправочный коэффициент к норме, %
Автомобиль ГАЗ – 322132
Расход бензина А-92 в зимний период: пробег автомобиля составляет 48400 км.
Q = 0,01*13*48400*(1+0,01*20) = 6417,84 л.
Расход бензина А-92 в летний период: пробег автомобиля составляет 59000 км.
Q = 0,01*13*59000*(1+0,01*15) = 8820,5 л.
Автомобиль УАЗ 22069
Расход бензина А-76 в зимний период: пробег автомобиля составляет 48700 км.
Q = 0,01*15,9*48700*(1+0,01*(8+7)) = 8904,8 л.
Расход бензина А-76 в летний период: пробег автомобиля составляет 65230 км.
Q = 0.01*15.9*65230*(1+0.01*8) = 11201.3 л.
Общее количество бензина А-76 составляет: 20106,1*0,8 = 16,09 тн.
Общее количество бензина А-92 составляет 10020*0,8 = 8 тн.
Цена за 1 тн А-76 – 14000 руб.;
16,09*14000 = 225,26 тыс. руб.
Цена за 1 тн АИ-92 – 15500 руб.;
8*15500 = 124 тыс. руб.
Расчет водопотребления и водоотведения по объектам локомотивного депо проводится по нормам и правилам СмиП 11-20-76 и временным нормам водопотребления и водоотведения для основных технологических процессов железнодорожных предприятий, по нормам водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта.
В локомотивном депо запланировано в 2007 году произвести следующие плановые виды ремонта и технического обслуживания:
Электровозы серии ВЛ-10У:ТР-1 – 197 ед.
ТР-2 – 27 ед.
ТР-3 – 21 ед.
ТО-3 – 244 ед.
Тепловозы серии ЧМЭ-3: ТР-1 – 18 ед.
ТР-2 – 6 ед.
ТР-3 – 5 ед.
ТО-3 – 192 ед.
Общее число ежедневно ремонтируемых электровозов:
ВЛ-10У: 489/365 = 1,3 ед.
ЧМЭ-3: 221/365 = 0,61 ед.
Ручная наружная обмывка тепловозов серии ЧМЭ-3 составляет 1,0 куб. м.
Расход воды составит: 1,0*0,61 = 0,61 куб. м/сутки.
Промывка и заправка аккумуляторных батарей – 2,0 куб. м.
Расход воды составит: 2,0*0,61 = 1,22 куб. м/сутки.
Опрессовка водяной системы и узлов дизеля – 1,0 куб. м.
Расход воды: 1.0*0,61 = 0,61 куб. м/сутки.
Итого на ЧМЭ3 2,44 куб.м
Ручная наружная обмывка электровоза ВЛ-10У составляет 2,0 куб. м.
Расход воды составит: 2,0*1,3 = 2,6 куб. м.
Промывка и заправка аккумуляторных батарей – 4,0 куб. м.
Расход воды составит 4,0*1,3 = 5,2 куб. м.
Опрессовка водяной системы – 2,0 куб. м.
Расход воды – 2,0*1,3 = 2,6 куб. м.
Итого на ВЛ 10У 10,4 куб. м
Всего расход воды на ремонте 12,84 куб. м.
Расход на влажную уборку цехов составит:
1 кв. м. = 0,01 куб. м., площадь цеха составляет 2117 кв. м.
Расход воды в сутки составит: 0.01*2117 = 21.17 куб. м.
Общее число работающих ежедневно – 291 чел.;
0,025*291 = 7,3 куб. м.
Расход воды по цеху в сутки составит:
12,84+21,17+7,3 = 41,31 куб. м.
Расход воды за год:
365*41,31 = 15078,2 куб. м.
Водоотведение:
Наружная ручная обмывка тепловоза и электровоза:
0,9*1,3+1,8*0,61 = 2,268 куб. м.
Опрессовка водяной системы:
0.8*1,3+1.6*0.61 = 2,016 куб.м.
При влажной уборке цехов водоотведение составит 12,5 куб. м.
Хозяйственно-бытовые нужды – 2,9 куб. м.
Общее водоотведение за год составит:
365* 19,684= 7184,7 куб.м.
Водопотребление на 1 человека – 0,05 куб м. при пользовании душевыми.
Среднее количество человек, пользующихся услугами душевых комнат – 507 чел./сутки.
Годовое водопотребление составит:
0,05*507*365 = 9252,75 куб. м.
Общая площадь душевых – 143 кв. м.
Расход воды на влажную уборку 1 кв. м. – 0,01 куб. м.
143*0,01*365 = 521,95 куб.м.
Водоотведение на влажную уборку 1 кв. м. – 0,005 куб. м.
0,005*143*365 = 261 куб. м. на пользование душевыми комнатами.
Общий расход воды:
9252,75+521,95 = 9774,7 куб. м.
Общее водоотведение 7184,7 +261 = 7445,7 куб. м.
Режим работы прачечной локомотивного депо – 5 дней в неделю.
Количество белья, подлежащего стирке ежедневно – 396 кг, расход воды на стирку 1 кг сухого белья в механизированной прачечной – 90 л – 0,09 куб. м.
Время работы стиральных машин – 5,2 часа.
Водопотребление в год составит: 0,09*396*365=13008,6 куб. м.
Расход воды на влажную уборку: 0,01*52,1*365=190,2
Площадь прачечной – 52,1 куб. м.
Водоотведение от стирки 0,05 куб. м.: 0,05*396*365=7227 куб. м.
От влажной уборки: 0,005*52,1*365=95,1 куб. м.
Общий расход воды: 13008,6+190,2=13198,8 куб. м.
Общее водоотведение: 7227+95,1=7322,1 куб. м.
Общая площадь раздевалки депо – 285 кв. м.
Водопотребление на влажную уборку:
0,01*285*365 = 1040,25 куб. м.
Водоотведение от влажной уборки:
0,005*285*365 = 520,13 куб. м.
Водопотребление на влажную уборку помещения строительной группы депо -175,4 куб. м.
0,01*175,4*365 = 640,21 куб. м.
Хозяйственно-бытовые нужды: число работающих ежедневно – 5 человек.
0,025*5*365 = 45,6 куб.м.
Общий расход воды:
640,21+45,6 = 685,81 куб. м.
Водоотведение от влажной уборки 320,1 куб. м.:
0.005*175.4*365 = 320.1 куб. м.
От хозяйственно-бытовых нужд:
0,025*5*365 = 45,6 куб. м.
Общее водоотведение:
320,1+45,6 = 365,7 куб. м.
Режим работы ПТОл круглосуточный. Водопотребление на уборку цеха площадью – 196 кв. м. при расходе воды на 1 кв. м. составит: 0.01 куб. м.
0,01*196*365 = 715,4 куб. м.
Водоотведение 357,7 куб. м. (0,005*196*365); на хозяйственно-бытовые нужды 109,5 куб. м. (0,025*12*365).
Водопотребление на влажную уборку лаборатории и КИП депо:
Общая площадь – 179 кв. м. 0,01*179*365 = 653,35 куб. м.
Хозяйственно-бытовые нужды 0,025 куб. м. на 1 человека.
Число работающих ежедневно – 7 человек:
0.025*7*365 = 63.9 куб. м.
Общий расход воды:
653.35+63.9 = 717.25 куб. м.
Водоотведения на влажную уборку:
0,005*179*365 = 326,7 куб. м.
На хозяйственно-бытовые нужды:
0.015*7*365 = 38.3 куб. м.
Общее водоотведение 326,7+38,3 = 365 куб. м.
Среднее количество человек административно-хозяйственного здания, пользующихся услугами в течение суток – 116 человек. Водопотребление на 1 человека – 0,04 куб. м.
Годовое потребление:
0.04*116*365 = 1693.6 куб. м.
Общая площадь конторы – 2140 куб. м.
Расход воды на влажную уборку:
0,01*2140*252 = 5392,8 куб. м.
Хозяйственно-бытовые нужды: норма потребления на 1 человека – 0,025 куб. м..;
0,025*116*365 = 1058,5 куб. м.
Общее водопотребление составляет:
1693,6+5392,8+1058,5 = 8144,9 куб. м.
Водоотведение на влажную уборку:
0,005*2140*252 = 2696,4 куб. м.
На хозяйственно-бытовые нужды:
0,015*116*365 = 635,1 куб. м.
Общее водоотведение 3331,5 куб. м.
Общее водопотребление по депо составит:
15078,2+ 9774,7+ 13198,8+ 1040,25+ 685,81+ 715,4+ 717,25+ 8144,9=49355,3 куб.м.
Общее водоотведение по депо составит:
7445,7+ 7322,1+ 520,13+ 365,7+357,7+109,5+ 365+ 3331,5= 19817,3 куб.м.
Расходы на водоотведение составляют:
19817,3*2,95 = 58,46 тыс. руб.
Расходы на водопотребление составляют:
49355,3*2,86 = 141,2 тыс. руб.
Итого расходы на воду: 199,66 тыс.руб.
Потребность топлива на отопление цеха эксплуатации произведем по формуле:
Qот = Vзд * T( tв – tн.ср) * gот * Rсут * Rэкс * 10,
где Vзд – расчетный наружний объем здания, куб м.;
Т – продолжительность периода для которого рассчитывается норма, час;
tв – расчетная внутренняя температура для производственных помещений;
tн ср – средняя наружняя температура за период для которого рассчитывается норма;
gот – удельная норма расхода топлива;
R экс – эксплуатационный коэффициент;
R сут – коэффициент, учитывающий сменность действия отопления.
Расчет на вентиляцию производится по формуле:
Qвент = Vзд * qвент * ( tв – tнср ) * Тсут * Твент * 10,
где qв – удельная вентиляционная характеристика здания ккал/час, куб. м.
Т – ежесуточное число часов действия вентиляции, учитывающее суточный режим ее эксплуатации.
Qот = 7751*4872*22,2*0,388*1,2*1*10=390,3 Гкал
Qвент = 7751*0,09*22,2*203*24*10=75,5 Гкал
Расчет тепла на горячее водоснабжение:
Qгв = q * n * T,
где q – 3600 ккал/ч зимой; 3000 ккал/ч летом;
n – количество кранов;
Т – часы работы крана в сутки.
Qгв.з. = 3600*1*5*203=3,7 Гкал – зимой
Qгв. л. = 3000*1*5*162=2,4 Гкал – летом
Итого расход тепла за отопительный период:
390,3+75,5+3,7=469,5 Гкал.
По выше перечисленным формулам производится расчет потребления тепловой энергии и другими производственными участками локомотивного депо.
Количество потребления тепловой энергии для локомотивного депо представим в таблице 3.19.
Таблица 3.19
Потребление тепла потребителями локомотивного депо
Наименование объекта Количество, Гкал 1 2 Цех эксплуатации   374,20  Нефтекачка  142,0  Автогараж  51,8  Столовая и красный уголок  140,6 Ремонтный цех   5719,4  Административное здание депо  489,6  Итого  6917,6
Расход на потребление тепла составит:
6917.6*75=518.82 тыс. руб.
Рассчитанные значения сводятся в таблицу 3.20.

Таблица 3.20
Бюджет затрат
Наименование 2005 год 2007 год % выполнения 1 2 3 4 Фонд оплаты труда 230117 235862 102,5 в т.ч. локомотивных бригад 137000 88227,4 64,4 ремонт 20501 19735,2 96,3 экипировка 1581 2298,6 145,4 Отчисления на социальные нужды 49306 62268 126,3 Материальные затраты 386846 418670 108,2 В т.ч. материалы 33105 53356,5 161,2 Топливо 79765 83035 104,1 В т.ч. на тягу поездов 62103 66525 107,1 прочие нужды 17662 16510 93,5 Электроэнергия 256899 265389 103,3 в т.ч. на тягу 253470 259346 102,3 Прочие материальные затраты 17077 16889 98,9 Амортизация 197455 196780 99,7 Прочие 10897 13708 125,8 Всего расходов 874621 927288 106,02 Без амортизации 677106 730508 107,9 3.3 Бюджет движения денежных средств
Денежные средства любой организации являются в рыночной экономике важнейшим ресурсом. Организация в каждый данный момент может испытывать дефицит денежных средств, недостаток их для обеспечения соответствующего уровня финансово-хозяйственной деятельности или иметь избыток на балансовых счетах, что также нежелательно, так как означает неспособность руководства эффективно использовать столь ценный ресурс. Бюджет движения денежных средств помогает организации избежать нежелательного «простоя» и дефицита денежных средств.
Бюджет движения денежных средств позволяет руководителям организации регулировать денежные потоки (приток или отток денежных средств) таким образом, чтобы избежать появления наличности в значительной степени, превышающей ее текущие потребности, заранее переводя излишние средства в краткосрочные инвестиции. И наоборот, своевременно выявлять нехватку наличности и закрывать временный ее дефицит банковским кредитом.
Общая цель бюджета движения денежных средств – помочь руководителям управлять своими денежными средствами так, чтобы, с одной стороны, иметь необходимое их количество, с другой стороны, получать как можно более высокий доход от вложения временно свободных денежных средств.
Бюджет движения денежных средств как плановый документ включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение планируемого периода. Приход формируется по источникам поступления средств, расход – по направлению использования. Ожидаемое сальдо (остаток) денежных средств сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая устанавливается руководством и которая должна постоянно поддерживаться на необходимом уровне. Минимальная сумма денежных средств представляет своего рода «буфер», позволяющий ослабить влияние непредвиденных обстоятельств или просчетов в планировании.
Ее величина связана также с уровнем деловой активности организации, чем во время спада ее. Для повышения эффективности управления денежными средствами определенная часть суммы может находится на депозитных счетах.
Разработка бюджета движения денежных средств начинается с определения источников и составных частей возможных поступлений денежных средств в предстоящий бюджетный период. Здесь отражаются только те денежные средства или информация финансовых документов, которые реально могут поступить на расчетный счет или иным образом в данный бюджетный период.
Эти источники могут быть двух видов: внешние поступления (кредиты и инвестиции) и внутренние (доходы от реализации произведенной продукции, услуг и внереализационные доходы).
При определении объемов поступления средств за произведенную продукцию в данный конкретный период (обычно месяц) необходимо иметь в виду, что отгрузка произведенной продукции во времени не совпадает с поступлением денежных средств за нее. В результате образуется дебиторская задолженность, которая неизбежно влечет за собой невозможность оплаты понесенных в том же периоде затрат и образование кредиторской задолженности. Решить эту проблему можно с помощью плана-графика поступления денежных средств, составляемого как приложение к бюджету продаж на основе анализа заключенных договоров на поставку продукции. Кроме этого, необходимо корректировать первоначальные наметки бюджета движения денежных средств для обеспечения достаточного количества денежных средств для функционирования организации.
По направлению использования денежных средств подразделяются на финансирование текущих операций, капитальных (первоначальных) затрат, прочих расходов.
Статья раздела «текущие операции» обусловлена спецификой хозяйственной деятельности организации ее реальным финансовым положением.
Содержание статьи «капитальные (первоначальные) затраты» определяется конкретными вспомогательными или специальными бюджетами.
Прочие расходы бюджета движения денежных средств обычно включают статьи: выплаты процентов за кредиты, возврат кредитов и займов, выплаты дивидендов и прочие расчеты с инвесторами, расчеты с бюджетом.
В результате сопоставления всех поступлений денежных средств и их использовании за один и тот же период образуется статья бюджета движения денежных средств – кассовый рост или уменьшение средств. Рост возникает в случае превышения поступления денежных средств над их использованием, соответственно – при превышении расхода денежных средств над их приходом за один и тот же период.
Бюджет движения денежных средств составляется на основе балансового метода, поэтому первой статьей его является начальное сальдо (остаток) , а последней – конечное сальдо (остаток). При этом конечное сальдо предыдущего периода всегда является начальным сальдо для следующего периода. Конечное сальдо данного периода является алгебраической суммой начального сальдо и кассового роста или уменьшение за тот же период.
Конечное сальдо = Начальное + Поступления - Выплаты
денежных средств сальдо
Таблица 3.21
Бюджет движения денежных средств
Наименование За отчетный период 2007 года За аналогичный период предыдущего 2005 года 1 2 3 ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА 11 257 Движение денежных средств по текущей деятельности Средства, полученные от покупателей, заказчиков 15149 8828 Бюджетное ассигнование     Прочие доходы 231605 193575 из них внутрикорпоративное перемещение: поступило в филиал от ОАО РЖД     поступило в филиал от др. филиала     поступило в ОАО РЖД от филиала *)     поступило внутри филиала 231596   поступило внутри отделения (дирекции)     Денежные средства, направленные: 246726 202649 на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов 426 1179 на оплату труда 218438 184785 на выплату дивидендов, процентов     на расчеты по налогам и сборам     на прочие расходы 27862 16685 из них внутрикорпоративное перемещение: перечисленно филиалом в ОАО РЖД     перечисленно филиалом в др. филиал     перечисленно ОАО РЖД филиалу *)     перечисленно внутри филиала 15146 15146 1 2 3 перечисленно внутри отделения (дирекции)     Чистые денежные средства от текущей деятельности 28 - 246 Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов 28 - 246 ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА 39 11
*) - заполняется в ОАО РЖД
Расчет бюджета движения денежных средств показал, что в 2007 году ожидается положительный остаток денежных средств.
Заключение
Основные выводы по работе:
Построение бюджетов помогает понять, что и почему происходит с фирмой на рынке,  и учит экономить на затратах. Бюджетирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Разработка бюджета является процессом планирования. Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все компании, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие компании в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность компании по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты. Таким образом, бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Его также часто называют финансовым (в данном контексте следует понимать как выраженный в стоимостном измерении) планом действий. Ключом к пониманию термина «бюджет» является осознание того, что это есть нечто больше, чем лист бумаги, на котором представлены финансовые и другие данные. Эти данные планируют серию событий, которые свершатся в будущем. Это есть прогноз будущих финансовых операций.
Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.
Следующим шагом, одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств. Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования.
На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс. Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода. Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей.
Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.
Список использованной литературы

Артеменко ВТ., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учеб. пособие, 2е издание. - М.: Дело и сервис; Новосибирск: Изд. дом Сибирское соглашение, 2005. - 190 с.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 200 с.
Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. -2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.: ил.
Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 225 с.
Бланк И.А. Управление денежными потоками. – Киев.: Ника-Центр; Эльга, 2004. – 360 с.
Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений» - СПб.: «Издательский дом Герда», 2001. – 360 с.
Васильев В. А. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий. Электронная библиотека «Кот учёный»
Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М.: Финпресс, 2004. – 420 с.
Грузинов В.П. Экономика предприятия: учеб. Пособие для вузов / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 200 с.
Зайцев М. Г. Об оценке эффективности использования оборотных средств предприятия.//Дайджест финансы №8, 2001, с.10-13.
Керимов В. Э., Роженецкий О. А. Анализ соотношения «затраты объем - прибыль».//Менеджмент в России и за рубежом №4. 2000, с.13.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 120 с.
Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 200 с.
Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 368 с.
Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. - М.: ДИС, 2000. – 270 с.
Кричевский Н. А. Как улучшить финансовое состояние предприятий. //Бухгалтерский учет №12, 1996, с.5-7.
Купчина Л. А. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффициентов. //Бухгалтерский учет №2, 1997, с. 2-6.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 471 с.
Марочкина В. М., Колпина Л. Г., Титкин А. Г. Основы финансового менеджмента на предприятии. – Мн., 2000. – 320 с.
Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. - М.: Изд - во «Высшая школа», 2000. - 192 с.
Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом. - Мн.: Новое знание, 2004. – 250 с.
Протасов И.Г. Анализ деятельности предприятия: учебное пособие для студентов вузов. - М.: 2005. – 567с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 450 с.
Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: Юнити-дана, 2001. – 479 с.
Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для вузов/В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко, Н.А. Русак и др. - Мн.: Новое знание, 2001. – 370 с.
Финансовый менеджмент / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабонов; Под общ. ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Перспектива, 2004. – 300 с.
Харитонова Е. Н. Бюджетирование как инструмент оперативного управления. Электронная библиотека «Кот Учёный»
Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 260 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 208 с.













123

Список использованной литературы

1.Артеменко ВТ., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учеб. пособие, 2е издание. - М.: Дело и сервис; Новосибирск: Изд. дом Сибирское согла¬шение, 2005. - 190 с.
2.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 200 с.
3.Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. -2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.: ил.
4.Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 225 с.
5.Бланк И.А. Управление денежными потоками. – Киев.: Ника-Центр; Эльга, 2004. – 360 с.
6.Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений» - СПб.: «Издательский дом Герда», 2001. – 360 с.
7.Васильев В. А. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий. Электронная библиотека «Кот учёный»
8.Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М.: Финпресс, 2004. – 420 с.
9.Грузинов В.П. Экономика предприятия: учеб. Пособие для вузов / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.
10.Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 200 с.
11.Зайцев М. Г. Об оценке эффективности использования оборотных средств предприятия.//Дайджест финансы №8, 2001, с.10-13.
12.Керимов В. Э., Роженецкий О. А. Анализ соотношения «затраты объ¬ем - прибыль».//Менеджмент в России и за рубежом №4. 2000, с.13.
13.Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Фи¬нансы и статистика, 2001. – 120 с.
14.Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 200 с.
15.Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финан¬сы и статистика, 2000. - 368 с.
16.Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. - М.: ДИС, 2000. – 270 с.
17.Кричевский Н. А. Как улучшить финансовое состояние предприятий. //Бухгалтерский учет №12, 1996, с.5-7.
18.Купчина Л. А. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффи¬циентов. //Бухгалтерский учет №2, 1997, с. 2-6.
19.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 471 с.
20.Марочкина В. М., Колпина Л. Г., Титкин А. Г. Основы финансового менеджмента на предприятии. – Мн., 2000. – 320 с.
21.Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. - М.: Изд - во «Высшая школа», 2000. - 192 с.
22.Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом. - Мн.: Но¬вое знание, 2004. – 250 с.
23.Протасов И.Г. Анализ деятельности предприятия: учебное пособие для студентов вузов. - М.: 2005. – 567с.
24.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предпри¬ятия: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 450 с.
25.Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: Юнити-дана, 2001. – 479 с.
26.Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для ву¬зов/В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко, Н.А. Русак и др. - Мн.: Новое знание, 2001. – 370 с.
27.Финансовый менеджмент / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабонов; Под общ. ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Перспектива, 2004. – 300 с.
28.Харитонова Е. Н. Бюджетирование как инструмент оперативного управления. Электронная библиотека «Кот Учёный»
29.Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой дея¬тельности. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 260 с.
30.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финан¬сового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 208 с.

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи решает бюджетирование на предприятии?

Бюджетирование на предприятии выполняет ряд целей и задач, таких как планирование финансовых ресурсов, контроль за их использованием, прогнозирование результатов деятельности, определение приоритетов и распределение ресурсов между различными подразделениями и проектами, обеспечение эффективного использования средств и достижение поставленных целей.

Какие виды бюджетов существуют?

Существует несколько видов бюджетов, включая операционные бюджеты, капитальные бюджеты, финансовые бюджеты, маркетинговые бюджеты и т.д. Операционные бюджеты отражают планируемые доходы и расходы по текущей операционной деятельности. Капитальные бюджеты отражают планируемые расходы на приобретение и модернизацию основных средств. Финансовые бюджеты отражают планируемые денежные поступления и выплаты. Маркетинговые бюджеты отражают распределение ресурсов на маркетинговые мероприятия и рекламу.

Какое значение имеет бюджетирование на предприятии?

Бюджетирование на предприятии является важным инструментом финансового планирования и контроля. Оно помогает организации определить свои финансовые возможности и поставить цели на определенный период времени. Бюджетирование также позволяет контролировать использование финансовых ресурсов, прогнозировать результаты деятельности и принимать решения для достижения поставленных целей.

Какие основные принципы бюджетирования используются в компании ОАО РЖД?

Основные принципы бюджетирования, используемые в компании ОАО РЖД, включают принцип непрерывности, принцип объективности и прозрачности, принцип управления по результатам, принцип учета затрат и принцип ответственности за финансовые показатели. Эти принципы помогают обеспечить эффективное планирование и контроль финансовых ресурсов и достижение целей компании.

Какие цели и задачи ставятся перед бюджетированием на предприятии?

Основной целью бюджетирования на предприятии является планирование и контроль финансовых ресурсов. Задачи бюджетирования включают определение объема и структуры расходов, установление показателей производительности и эффективности, а также обеспечение своевременного и управленческого принятия решений.

Какие виды бюджетов существуют?

На предприятии могут использоваться различные виды бюджетов, такие как операционные бюджеты, капитальные бюджеты, финансовые бюджеты и т.д. К каждому виду бюджета могут быть свои особенности и задачи, например, операционные бюджеты позволяют планировать объемы производства и продаж, а капитальные бюджеты – инвестиционные проекты и закупку оборудования.

Как бюджетирование может быть инструментом финансового планирования на предприятии?

Бюджетирование позволяет предприятию составить план доходов и расходов на определенный период времени и спланировать использование финансовых ресурсов. Это помогает предсказать будущую финансовую ситуацию, выявить потенциальные риски и принять меры по их снижению.

Как происходит постановка бюджетирования в компании ОАО РЖД?

В компании ОАО РЖД бюджетирование происходит на нескольких уровнях – это централизованное бюджетирование головного офиса, затем бюджетирование и планирование на уровне отдельных подразделений и депо. Постановка бюджета включает определение финансовых целей, плановых показателей и определение требуемых ресурсов для их достижения.

Какие аспекты анализа хозяйственной деятельности организации выполняются в локомотивном депо?

В локомотивном депо производится анализ выполнения объемных и качественных показателей работы, например, объем перевезенных грузов или количество отремонтированных локомотивов. Также проводится анализ выполнения плана по труду, то есть анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Кроме того, анализируется выполнение экономических показателей, таких как прибыль, рентабельность и др.

Какие цели и задачи стоят перед бюджетированием на предприятии?

Целями бюджетирования на предприятии являются планирование, контроль и анализ финансовых ресурсов, а также оптимизация использования этих ресурсов. Задачи бюджетирования включают определение бюджетных потребностей, распределение финансовых ресурсов, установление стимулов для достижения поставленных целей, а также оценку и корректировку результатов финансовой деятельности.