Принципы методологического анализа в психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 1616 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.02.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Принципы методологического анализа психологии
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Здесь уместно напомнить выдвинутое А. С. Макаренко положение о том, что «основанием для советского педагогического закона должна быть индукция целого опыта».
При изучении какой-либо стороны, аспекта, элемента педагогического процесса нужно всегда учитывать общие закономерности и важнейшие взаимодействия всего процесса в целом.
В педагогическом процессе явно выявляются взаимодействия, изучаемые синергетикой — современной теорией совместного действия. Эта теория фокусирует внимание на неравновесности, нестабильности как естественном состоянии открытых нелинейных систем, на многовариантности и неопределенности путей их развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий. Отсюда следует вывод о том, что любой системе, в том числе педагогической, нельзя навязывать способ поведения или развития, но можно выбирать и стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов, рассчитывая не столько на кибернетический (управленческий), сколько на синергетический (самоуправляемый) процесс, на несильные, но совпадающие с возможным вариантом развития воздействия (их называют резонансными).
Аспект изучения тесно связан с целями и характером исследования. Возможен, например, генетический аспект (изучение происхождения объекта и основных этапов его становления), прогностический аспект (предсказание перспектив развития явления), функциональный аспект (изучение функционирования социально-педагогических, психолого-педагогических явлений, способов управления ими в существующих условиях). В других случаях выделяют мотивационный, содержательный, операционный, управленческий аспекты в изучаемой системе.
Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно уже в силу своей междисциплинарности, привлечения к нему разных специалистов — психологов, социологов, врачей, педагогов, каждый из которых может иметь свою позицию, выделять свой аспект. При этом важно, во-первых, последовательно выдержать принятый аспект, во-вторых, учесть возможность других аспектов, в-третьих, реально оценивать полученные результаты как аспектные, понимая необходимость их соотнесения и синтеза с данными анализа изучаемых процессов в иных аспектах. При соблюдении указанных условий аспектность не превращается в односторонность, а выступает условием полного, многоаспектного, целостного изучения предмета. Именно синтез аспектного знания приводит к конкретному знанию.
Из целостного подхода к изучению педагогического процесса вытекает, таким образом, требование сочетания аспектного, под определенным углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией его результатов.

Заключение
Мы рассмотрели содержательные характеристики общенаучных методологических принципов, которые являются универсальными, применимыми к широкому кругу наук с учетом особенностей, свойственных той или иной сфере научного познания. Указанные методологические принципы определяют общие ориентиры теоретического и эмпирического научного исследования и соответствующей деятельности исполнителя. Естественно также и то, что имеется доля условности в выделении и содержательной характеристике методологических принципов: они кое в чем повторяют и дополняют друг друга, предупреждая тем самым возникновение ошибочных установок в организации научного исследования.
Методология исследования имеет также конкретно-научные формы: они проявляются в ориентации на систему знаний, создаваемых научными школами, которые имеют свои объяснительные принципы и конкретные способы организации научных исследований.
Выделим теперь некоторые принципы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования.
В психолого-педагогических исследованиях должен последовательно воплощаться принцип сочетания сущего и должного (В. В. Краевский). Этот принцип заключается в обязательном соотнесении плана должного и плана сущего (существенного), объяснительных и прогностических элементов в каждом исследовании, что не исключает возможности исследований, в которых одна из сторон или функций выступает как ведущая. Любое из существующих педагогических явлений может быть верно понято и оценено только в сопоставлении с нормой или идеалом, а любая педагогическая перспектива не может быть обоснована и понята без соотнесения с существующим, без учета состояния современной теории и реальной практики.
Единство сущего и должного позволяет избегать как гипертрофированных или спекулятивных построений, оторванных от практики и ее реальных возможностей, так и узко эмпирических построений, лишенных творческой глубины и перспективы.
Психолого-педагогическое исследование (за исключением сугубо теоретического) обычно вписано, вплетено в реальный процесс обучения и воспитания. Такое психолого-педагогическое исследование должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Это требует очень осторожного взвешенного подхода к нововведениям, чтобы минимизировать степень возможного риска, не навредить детям, воспитанникам. Не соглашаясь с теми, кто вообще считает, что рисковать в работе с детьми нельзя (без риска невозможно никакое исследование), мы полагаем, что принцип «Не навреди!» в педагогике, так же как и в медицине, должен быть руководящим во всей работе.
Литература

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике.-Киев,1989.
Загвязинский В.И., Атахонов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия,2001.
Козлова В.Т. Психологическая диагностика.- М.,1993.
Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин.- М.: МГУ,1987.
Основы психодиагностики / Под ред. В.Г. Шмелев.- Ростов н/Д,1997.
Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.



Загвязинский В.И., Атахонов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия,2001.-С.40.
Загвязинский В.И., Атахонов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия,2001.-С.42.
Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.
Загвязинский В.И., Атахонов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия,2001.-С.44.
Загвязинский В.И., Атахонов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия,2001.-С.46.












9

1.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике.-Киев,1989.
2.Загвязинский В.И., Атахонов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия,2001.
3.Козлова В.Т. Психологическая диагностика.- М.,1993.
4.Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин.- М.: МГУ,1987.
5.Основы психодиагностики / Под ред. В.Г. Шмелев.- Ростов н/Д,1997.
6.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
7.Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.

Вопрос-ответ:

Какие принципы методологического анализа применяются в психологии?

В психологии применяются такие принципы методологического анализа, как принцип системности, принцип объективного подхода, принцип историчности и принцип диалектики.

Что означает принцип системности в методологическом анализе психологии?

Принцип системности в методологическом анализе психологии означает, что все явления и процессы в психологии рассматриваются как составные элементы единой системы, взаимодействующие между собой и образующие определенные отношения.

Что означает принцип объективного подхода в методологическом анализе психологии?

Принцип объективного подхода в методологическом анализе психологии означает, что психологические явления и процессы изучаются с учетом объективных факторов, таких как внешняя среда, социальные условия, культурные нормы и т.д.

Какой принцип используется в методологическом анализе психологии для изучения исторического развития явлений и процессов?

В методологическом анализе психологии для изучения исторического развития явлений и процессов используется принцип историчности. Он предполагает учет и анализ исторического контекста, эволюции и изменений, которые происходят в психологических явлениях.

В чем заключается принцип диалектики в методологическом анализе психологии?

Принцип диалектики в методологическом анализе психологии заключается в понимании психологических явлений и процессов как противоречивых и подверженных взаимодействию противоположностей. Он учитывает изменчивость и разносторонность психической деятельности и ее противоречивость.