Методология науки: философия, наука, методология в научном познании

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 1313 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 04.02.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Определение методологии науки
2. Виды и функции методологического знания
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Представления о путях познания и методах конкретных наук не входят в систему этих мировоззренческих универсалий. Мировоззренческие универсалии определяют подходы специалистов к исследовательской и практической деятельности, но опосредованным путем. Для психолога мировоззренческие универсалии, распространенные в данной культуре, определяют взгляд на человека, косвенным путем влияют на выбор теоретических моделей и методов исследования.
2. Виды и функции методологического знания

Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т.е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки – рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, и влияние этих средств на познание им объекта.
Принято выделять два вида методологического знания – дескриптивную и нормативную методологию. Такое деление методологического знания было впервые осуществлено Э.Г. Юдиным (1978) и используется в литературе, посвященной методологическим проблемам психологии.
Дескриптивной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа, уже осуществленных процессов научного познания. С.Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:
1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.
2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов познания (Юдин, 1978; Зинченко, 1983).
3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований (Зинченко, 1983).
В российской философии второй половины XX века крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б.М. Кедрова, М.К. Мамардашвили, П.П. Гайденко, В.С. Степина.
Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э.Г. Юдину она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г.П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н.Г. Алексеевым, О.С. Анисимовым, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицким и др.
Заключение

В своей работе мы дали определение методологии науки, рассмотрели связь методологии с философией, выделили виды и функции методологического знания.
Методологические аспекты отечественной психологии разработаны очень неравномерно. А.П. Стеценко в 1990 г. Констатировала неудовлетворительное состояние некоторых направлений методологических исследований и почти полное отсутствие работ, в которых методология рассматривалась бы в связи со спецификой психологии как науки. Е.Д. Хомская отмечает, что в новые постперестроечные времена философские методологические проблемы психологии все меньше интересуют научную общественность. Ситуация стала меняться в последние годы, и внимание наиболее видных отечественных теоретиков психологии привлекают проблемы специфики психологии как науки, перспективы развития психологии на той или иной теоретико-методологической основе, включение в психологические теории философского и духовного наследия прошлого. Чтобы понять, как развивается теоретический базис современной психологии, любому профессиональному психологу крайне необходимы знания методологических основ психологии.
Список литературы

1. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М. – Воронеж, РАН, Московский психолого-социальный институт, 2005.
2. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.
3. Методологические проблемы современной психологии. М., Смысл, 2004.



















13

1. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М. – Воронеж, РАН, Московский психолого-социальный институт, 2005.
2. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.
3. Методологические проблемы современной психологии. М., Смысл, 2004.

Вопрос-ответ:

Что такое методология науки?

Методология науки - это раздел философии науки, который изучает общие принципы и методы исследования, анализирует способы организации научных исследований.

Какие виды и функции методологического знания существуют?

Существуют три основных вида методологического знания: эмпирическое, общенаучное и специальное. Функции методологического знания включают определение целей и задач исследования, разработку методов сбора и анализа данных, формулировку теоретических обобщений и выводов.

Что входит в систему мировоззренческих универсалий?

В систему мировоззренческих универсалий входят представления о природе, обществе, человеке, религии, морали и прочих основных аспектах бытия. Они определяют подходы специалистов к исследовательской и практической деятельности.

Каким образом мировоззренческие универсалии влияют на психолога?

Мировоззренческие универсалии, распространенные в данной культуре, определяют общие представления психолога о человеке, его психических процессах и поведении. Они могут влиять на выбор теоретических подходов, методов исследования и интерпретацию полученных результатов.

В чем отличие мировоззренческих универсалий от методологии науки?

Мировоззренческие универсалии определяют общие подходы и представления о мире, а методология науки изучает принципы и методы научного исследования. Это разные уровни исследовательской деятельности: мировоззрение рассматривает общие взгляды на мир, методология науки - инструменты и методы конкретных научных исследований.

Что такое методология науки?

Методология науки - это раздел философии, который изучает принципы и методы научного познания и исследования. Она помогает определить, какие методы и подходы наиболее эффективны в научных исследованиях, а также разрабатывает общие принципы и правила для построения научного знания.

Каковы виды и функции методологического знания?

Виды методологического знания включают общенаучные методологические принципы, такие как фальсификация, эмпирическое обоснование и наблюдение, а также специальные методологические принципы, применяемые в конкретных науках. Функции методологического знания включают руководство и направление научного исследования, определение объекта и предмета исследования, обеспечение надежности результатов и обоснования выводов.

Как мировоззренческие универсалии влияют на методологию науки?

Мировоззренческие универсалии определяют подходы специалистов к исследовательской и практической деятельности, но опосредованным путем. Они могут влиять на выбор и использование методов научного познания, а также на интерпретацию полученных результатов исследований. Например, мировоззренческие универсалии могут влиять на предпочтения и ценности исследователя, а также на его представления о правильных и неправильных подходах к исследованию. Однако методология науки стремится быть объективной и универсальной, и поэтому она должна учитывать мировоззренческую разнообразность и обеспечивать инструменты для анализа и коррекции возможных искажений.