Конституция 1924 года

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История государства и права
  • 67 67 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 04.12.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ КОНСТИТУЦИИ 1924 ГОДА.
1.1 Историческая обстановка в период разработки Конституции 1924 года и ее принятие.
1.2 Структура Конституции 1924 года.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
2.1.Права Союза ССР и союзных республик
2.2 Перестройка системы органов Советского государства на базе Конституции 1924 года. (Всесоюзный Съезд Советов, президиум ЦИК, СНК, Верховный суд, Прокуратура).
2.3 Советское право на базе Конституции 1924 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список сокращений
Список использованной литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Основной задачей кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия. В кодексе, таким образом, фактически впервые четко были сформулированы задачи и закреплена идея исправления осужденных. Согласно ИТК, места заключения в Российской Федерации подразделялись на три вида:
1. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, которые делились на:
- дома заключения - для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6 месяцев;
- исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев;
- трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) - для приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет, принадлежащих к трудящимся, совершивших преступление по несознательности и впервые, случайно или в силу тяжелых материальных условий, не склонных к побегу;
- изоляторы специального назначения - для приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией классовых врагов, особо опасных преступников из числа трудящихся или переведенных из других колоний в порядке дисциплинарного взыскания;
- переходные исправительно-трудовые дома - для заключенных, подлежащих переводу в полусвободный режим.
2. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера, которые делились на:
- трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей от 14 до 16 лет и подследственных;
- трудовые дома - для лишенных свободы правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.
3. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера, которые делились на:
- колонии - для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных;
- институты психиатрической экспертизы, больницы - для заключенных, признанных подлежащими к помещению в одно из таких учреждений.
На сессии ЦИК СССР в октябре 1924 года были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили единую для всех республик судебную систему во главе с образованным в 1923 году Верховным Судом СССР. Общесоюзные кодификации права отразили процессы централизации власти, управления и регулирования, происходившие в стране. В соответствии с Конституцией СССР 1924 года II сессия ЦИК Второго созыва 29 октября утвердила Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. 31 октября 1924 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, которые устанавливали единые принципиальные положения для судопроизводства, которые, однако, не внесли существенных изменений в процессуальное право.
В задачи суда в соответствии с новыми Основами входили:
«ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ей установленного»;
защита интересов и прав трудящихся и их объединений;
«укрепление общественно-трудовой дисциплины солидарности трудящихся и их правовое воспитание»;
«осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан».
Значение этого закона для системы советских судебных органов заключалось в том, что он обобщил опыт советского суда, накопленный в течение первых лет советского государственного строительства.
В законодательных актах провозглашался принцип осуществления правосудия только судом. Однако на практике, особенно в 30-х годах, это положение не осуществлялось. Сохранялись внесудебные формы репрессий, применявшиеся административными и следственными органами (например, судебной коллегией ОГПУ). По закону от 1 декабря 1934 г. судебные функции выполнял такой орган, как Особое Совещание при НКВД СССР, а на местах специальные тройки, которым предоставлялось право вынесения приговоров вплоть до исключительной меры наказания. Функционирование подобных органов выполняло политический заказ, отражало политическую конъюнктуру и не имело ничего общего с законностью.
Впоследствии, уже после принятия следующей общесоюзной Конституции 1936 года, в соответствии с Законом «О судоустройстве союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. система судебных органов была конкретизирована и строилась следующим образом:
- Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик;
- краевые и областные суды;
- суды автономных республик и автономных областей;
- окружные суды;
- специальные суды СССР, создаваемые по Постановлению Верховного Совета СССР (железнодорожного и водного транспорта);
- народные суды.
Вышестоящие суды выполняли функции кассационных инстанций в отношении нижестоящих. В сравнении с предшествующим судебным законодательством низовое звено - народные суды были несколько демократизированы и избирались населением. Вышестоящие суды избирались соответствующими Советами и естественно не могли быть от них независимыми. В ведении народных судов находились уголовные дела, не имеющие политической окраски и гражданские дела по искам физических лиц. Краевые, областные, окружные суды, суды автономных республик и областей рассматривали дела о контрреволюционных преступлениях, об опасных преступлениях против порядка управления и хищениях социалистической собственности. Эти суды рассматривали гражданские дела по искам юридических лиц и организаций. Контроль за деятельностью судов республики осуществлял Верховный Суд республики. В целом судебная система СССР в 20-30 гг. отвечала задачам проведения классовой политики в условиях становления авторитарного режима.
В октябре 1924 года были приняты и Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Вторая сессия ЦИК СССР II созыва в вводной статье и ст. 3 принятых ею «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1924 г. установила сферу уголовного законодательства СССР и союзных республик в точном соответствии с Конституцией СССР 1924 г.
Хотя введенный в УК РСФСР 1922 г. термин «государственные преступления» здесь не использовался, главное различие между преступлениями, «направленными против основ советского строя и потому признаваемыми наиболее опасными», и «всеми остальными» преступлениями сохранялось. В проект Основных начал, одобренный Совнаркомом, ВЦИК внес поправку: заменил термин «наказание» на «меры социальной защиты», что означало сдвиг от концепции персональной виновности и эквивалентной меры наказания к концепции потенциальной опасности и превентивных мер. Вводная статья, определив единую задачу уголовного законодательства СССР и союзных республик, гласила, что задача эта осуществляется путем применения к правонарушителям мер наказания «...в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик, на основании общих начал...», изложенных в статьях «Основных начал». Следовательно, вводная статья установила, что создается уголовное законодательство (а не директивные указания) СССР и уголовное законодательство союзных республик, причем как то, так и другое должно воплощать в себе те общие начала, которые изложены в статьях «Основных начал». Ст. 3 «Основных начал» отнесла к компетенции СССР, помимо этих общих начал, также издание положений о преступлениях государственных и воинских и законов, указывающих союзным республикам роды и виды преступлений, по которым СССР считает необходимым проведение определенной линии единой судебной политики. Такое истолкование понятия основ было единственно правильным. Союз Советских Социалистических Республик в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. должен был иметь возможность не только устанавливать общие линии уголовного законодательства, но и определять конкретные формы борьбы с отдельными видами тех преступлений, в отношении которых было необходимо установить единое определение их состава, как и единую наказуемость на территории всего Союза, т. е. прежде всего с преступлениями государственными и воинскими.
Переходя к изложению отдельных составных частей общесоюзного уголовного законодательства, необходимо прежде всего остановиться «на «Основных началах», которые содержали в себе нормы различного характера. Прежде всего «Основные начала» точно определили компетенцию СССР и союзных республик. К ведению последних они отнесли издание уголовных кодексов, которые должны: а) быть основаны на общих положениях «Основных начал», б) включать в себя в качестве неотъемлемой составной части положения о преступлениях государственных и воинских в тексте, принятом законодательными органами СССР, и в) включать те нормы, которые установлены общесоюзным уголовным законодательством в отношении других, помимо государственных и воинских, преступлений. «Основные начала» также дали точные указания о системе построения уголовных кодексов. Указания ст. 3 о том, что «отдельные виды преступлений и порядок применения к ним мер социальной защиты определяются уголовными законами союзных республик. . .», указывают на построение уголовных кодексов союзных республик по принципу определения в них точных составов преступлений и точного указания в отношении каждого преступления вида и предела наказания, с тем, что прямо не предусмотренные, но определенные в законе по своим родовым признакам преступные деяния могут в виде исключения караться по аналогии со статьями, предусматривающими наиболее сходные по важности и роду преступления.
«Основные начала» содержали в своем тексте нормы общей части, т. е. положения, определяющие в общей форме преступления, меры наказания и порядок их применения, обстоятельства, исключающие наказуемость, пределы действия уголовных законов и указания законодательным органам союзных республик об издании определенных постановлений: о порядке зачета предварительного заключения (ст. 18), о количестве и роде предметов, не подлежащих конфискации (примечание 1 к ст. 251 ред. 15 июня 1927 г.), об условиях и порядке применения условного осуждения (ст. 37) и др.
«Основные начала», устанавливая определенные нормы, в ряде случаев предоставили законодательным органам союзных республик возможность изменения их. Так, примечанием к ст. 10 им предоставлено право понижения давностных сроков, в том числе и по преступлениям, караемым лишением свободы на срок до пяти лет. Этим правом большинство союзных республик воспользовалось. Положение о воинских преступлениях, принятое одновременно с «Основными началами» 31 октября 1924 г. и замененное затем Положением 27 июля 1927 г., не вызвало по существу значительных споров, так как содержание Положения о воинских преступлениях было дано уже в определении воинского преступления. Однако в 1924—1925 гг. оспаривался вопрос о моменте введения Положения в действие. Как «Основные начала», так и положения о государственных и воинских преступлениях в их первоначальной редакции были основаны на тексте уголовных кодексов союзных республик 1922—1923 гг., который, однако, подвергся существенной переработке. Таким образом, общесоюзное уголовное законодательство, являясь новой, более высокой ступенью в развитии социалистического уголовного права, сохраняло в то же время полную преемственность в отношении предшествовавшего ему законодательства советских республик. Положение о воинских преступлениях от 31 октября 1924 г. было опубликовано 6 декабря 1924 г., но в уголовные кодексы союзных республик было включено значительно позднее.
От разрешения вопроса относительно времени вступления в силу Положения о воинских преступлениях зависело и определение его юридической природы. Если Положение вступало в силу только с момента включения его в уголовные кодексы союзных республик в качестве отдельной главы, то, следовательно, до этого момента оно являлось не законом, а только директивой, направленной законодательным органам союзных республик и не имевшей еще общеобязательной силы. Признание же моментом вступления в силу Положения о воинских преступлениях времени опубликования его в Собрании законов СССР означало, что с этого момента Положение приобретало общеобязательную силу общесоюзного закона, вследствие чего последующее включение Положения в уголовные кодексы союзных республик получало лишь субсидиарное значение. Президиум ЦИК СССР, в точном соответствии со ст. 3 «Основных начал», разрешил вопрос в этом последнем смысле. Постановление Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 г. гласило:
«1. Во изменение постановления Президиума ЦИК Союза ССР от 19 июня 1925 г. считать сроком введения в действие Положения о воинских преступлениях момент опубликования означенного Положения в установленном порядке.
2. Предложить Верховному суду Союза ССР и верховным судам союзных республик издать соответствующие распоряжения о пересмотре приговоров, вынесенных с нарушением действующего Положения о воинских преступлениях».
Из постановления Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 г. и циркуляра Военной коллегии Верховного суда СССР № 8 от 10 декабря 1925 г. можно увидеть, что в течение некоторого времени многие суды продолжали применять статьи главы о воинских преступлениях уголовных кодексов союзных республик, замененные общесоюзным Положением о воинских преступлениях 1924 г. Таким образом, после разъяснения времени вступления в силу Положения о воинских преступлениях 1924 г. вопрос о времени вступления в силу Положения о преступлениях государственных от 25 февраля 1927 г. не вызывал никаких сомнений. Сессия ЦИК СССР установила, что под государственными преступлениями надо понимать контрреволюционные преступления и особо для СССР опасные преступления против порядка управления. Основной признак этих последних преступлений, определяющий их принадлежность к числу государственных, тот, что они «...колеблют основы государственного управления и хозяйственной мощи Союза ССР и союзных республик» (ст. 15 Положения о преступлениях государственных). Основной признак, обличающий эти преступления от контрреволюционных, — отсутствие контрреволюционной цели при совершении деяния. Выделение государственных преступлений, в частности и особо для СССР опасных преступлений против порядка управления, в качестве преступлений, ответственность за которые регламентируется общесоюзным законодательством, имело существенное значение при применении уголовного закона в тех случаях, когда деяние предусматривалось и статьей Положения о преступлениях государственных и статьей другой главы Уголовного кодекса: в этих случаях, по общему правилу, применялась статья Положения. В Уголовный кодекс РСФСР статьи этого Положения были включены 6 июня 1927 г., но моментом введения их в действие, согласно разделу VII постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 6 июня 1927 г., являлся момент вступления в силу Положения о преступлениях государственных. Общесоюзные уголовные законы, определяющие ответственность и наказуемость отдельных деяний (ст. 3 «Основных начал»), по содержанию были разнообразны. Союзным законодательством регламентированы составы таких преступлений, в борьбе с которыми было признано необходимым осуществление полного единства социалистического правосудия на всей территории СССР. Сессия ЦИК СССР при выработке «Основных начал» отвергла неправильную точку зрения, согласно которой СССР должен был устанавливать уголовные санкции только за нарушение законодательства, отнесенного к предметам ведения СССР, а союзные республики — за нарушение законодательства республиканского.
Уголовное законодательство СССР, осуществлявшееся в порядке ст. 3 «Основных начал», относилось ко всем разделам Особенной части Уголовного кодекса. Наибольшее число таких законодательных актов касалось, если следовать классификации преступлений, принятой Уголовным кодексом РСФСР, глав о преступлениях против порядка управления и о преступлениях хозяйственных. Общесоюзные уголовные законы, изданные на основании ст. 3 «Основных начал», содержали или полный текст статьи, которая в этом случае без изменений включалась в уголовные кодексы союзных республик, или же элементы нормы, т. е. состав преступления и санкцию, или одну лишь санкцию. В последнем случае текст статьи вырабатывался законодательными органами союзных республик с соблюдением точного смысла общесоюзного уголовного закона.
Вне пределов общесоюзного уголовного законодательства союзные республики при действии Конституции СССР 1924 г. осуществляли уголовное законодательство самостоятельно, с соблюдением, однако, общих принципов, изложенных в «Основных началах». Изданные в соответствии с «Основными началами» уголовные кодексы союзных республик частично различались между собой как в объеме наказуемых деяний, так и в части их наказуемости. Эти различия, по общему правилу, выражали собой особенности отдельных союзных республик.
В «Основных началах» термин «наказание» был заменен на «меры социальной защиты», что означало сдвиг от концепции персональной виновности и эквивалентной меры наказания к концепции потенциальной опасности и превентивных мер. Это закладывало в правовые нормы возможность произвола и массовых репрессий. В тот период это еще не проявилось в крупных масштабах. По официальным данным, общее число лиц во всех местах заключения в СССР составило на 1 января 1925 г. 144 тыс., на 1 января 1926 г. - 149 тыс. и на 1 января 1927 г. - 185 тыс. человек. До срока условно освобождались около 70% заключенных. По опубликованным за рубежом данным антисоветской эмиграции, в 1924 г. в СССР было около 1500 политических правонарушителей, из которых 500 находились в заключении, а остальные были лишены права проживать в Москве и Ленинграде.
В целом, соотношение общесоюзного и республиканского уголовных законодательств в процессе развития социалистического строительства существенно изменялось. Так, в дальнейшем приоритетное значение получило общесоюзное уголовное законодательство.
В сфере вопросов земельного регулирования, ситуация обстояла следующим образом. До 1928 года землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускалось также трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое хозяйство по состоянию своей рабочей силы не могло выполнить своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наемного труда с соблюдением норм об охране труда в сельском хозяйстве. В апреле 1925 г. было разрешено применение подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах (с подробным определением прав батраков и батрачек). Допускались и различные формы землепользования. Однако 15 декабря 1928 года были приняты Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Основой земельного строя СССР объявлялась национализация земли и установление на нее исключительной государственной собственности Союза ССР. Все сделки с землей с этого момента должны были считаться недействительными. Целью всех мероприятий по землеустройству и землепользованию являлось усиление в этой сфере «социалистического строительства». Средствами на пути к этой цели признавались повышение технического уровня хозяйства, кооперирование, развитие сети коллективных и советских хозяйств. Среди нормативных правовых актов, направленных на защиту права землепользования колхозов, важную роль сыграл Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. Государство поощряло переход к коллективному хозяйствованию в форме коммун, артелей и товариществ. С этой целью устанавливались льготы: по сельхозналогу, кредитованию, очередности наделения землей, аренде и безвозмездному пользованию имуществами и предприятиями, обеспечению семенами, скотом и сельхозмашинами. «Кулацким хозяйствам» запрещалось брать землю в аренду. Сельским советам было вменено в обязанность отказывать в регистрации аренды в следующих случаях: если ее условия «являются кабальными» или если земля сдается в аренду «кулацким хозяйствам». Субаренда в любом ее проявлении запрещалась. Использование наемного труда в «кулацких хозяйствах» регулировалась нормами КЗоТ. В 1925 г. была проведена либерализация процесса найма - отменялось обязательное до этого посредничество бирж труда при найме рабочих и служащих. За 1928-1932 гг. был осуществлен переход с 8-часового рабочего дня к 7-часовому без уменьшения зарплаты.
Образование СССР привело к установлению единой для всех республик денежной и кредитной системы. К компетенции Союза было отнесено установление общесоюзных, республиканских и местных налогов. Устанавливался бюджет СССР. Союзные республики имели свои бюджеты, являвшиеся составными частями общесоюзного бюджета. Бюджеты всех союзных республик, кроме РСФСР, получали дотацию из общесоюзного бюджета. К компетенции Союза было отнесено введение внутренних займов. Разграничение бюджетных прав Союза и союзных республик, расширяющее бюджетные права последних, было сделано в 1927 г.
В рамках проведения в стране военной реформы 23 сентября 1925 года был принят Закон «Об обязательной двухлетней военной службе». К 1925 г. численность армии была снижена в 10 раз и составила всего 562 тысячи человек. Доля кадрового состава составляла 15-20%. Вооруженные Силы делились на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения. К 1928 г. военная реформа была в целом завершена, до середины 30-х гг. армия строилась на принципах смешанного (кадрового и милиционно-территориального) устройства. 19 ноября 1926 года был принят новый Кодекс законов о семье (КЗоС), которым еще больше упрощалась процедура заключения и расторжения брака.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив историю образования СССР, процесс принятия Основного закона СССР 1924 года, ряда общесоюзных нормативно-правовых актов и актов республик, мной были сделаны следующие выводы:
К моменту принятия Конституции – 31 января 1924 года, предпосылки для создания Союза ССР уже были сформированы, и важнейшими из них являлись: экономические (хозяйственные), политические, идеологические и некоторые другие.
Конституция 1924 года состояла из двух разделов, включала в себя 11 глав. Таким образом, как по структуре, так и по содержанию, она резко отличалась от современных конституций демократических государств (в том числе и от Конституции РФ 1993 года).
По закону права Союза ССР были намного шире, чем права автономных союзных республик, входящих в его состав.
Система органов государства имела сложный состав и, в первую очередь, за счет дублирования и параллельного существования одноименных с общесоюзными республиканских органов. Это, в первую очередь, заметно на примере разветвленной сети наркоматов (10 отделений).
Не было четкого разделения властей. Прокуратура в 20-х гг. входила в состав Верховного суда СССР, назначался Прокурор при Верховном суде СССР.
В структуре советского права, основывающегося на Конституции 1924 года также было много разногласий, т. к. в большинстве своем оно основывалось на нормах кодифицированных актов РСФСР, не успевало идти «в ногу со временем».
Список сокращений
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
СССР – Союз Советских Социалистических республик
СНК – Совет народных комиссаров
ОГПУ – Объединенное Государственное Политическое Управление
ГПУ – Государственное политическое управление
ЦИК – Центральный исполнительный комитет
ВЦИК – Всесоюзный центральный исполнительный комитет
УССР – Украинская советская социалистическая республика
БССР – Белорусская советская социалистическая республика
ЗСФСР – Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика
ВСНХ – Высший Совет Народного Хозяйства
РКП (б) – Рабочая коммунистическая партия (большевиков)
ЦК – Центральный комитет.
Список использованной литературы
Нормативно-правовая база:
Договор об образовании Советских социалистических республик. Принят 1 съездом Советов СССР 30.12.1922.
Основной закон (Конституция) СССР. Принят 2 съездом Советов ССР 31.01.1924.
Постановление 2-го съезда Советов ССР от 31.01.1924 «Об утверждении Основного закона (Конституции) СССР».
Постановление 3-го Съезда Советов ССР от 13 мая 1925 г. «О вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик».
Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом советов в заседании от 10.07.1918.
Конституция (Основной закон) РСФСР от 11.05.1925.
Учебная и специальная литература:
История советского уголовного права. Герцензон А.А., Грингауз Ш.С., Дурманов Н.Д., Исаев М.М., Утевский Б.С. Ч. 2. М., издание 1947 г.
Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сборник документов. Т. 1, 2. М., 1960.
Памятники русского права. Т. 1-8. – М., 1952-1961.
История государства и права СССР. Сборник документов. Ч. 1. – М., 1968.
История государства и права СССР. Сборник документов. Ч. 2. – М., 1968.
Исторический опыт КПСС в осуществлении конституционной политики. М., 1972.
Образование и развитие СССР как союзного государства. Сборник законодательных и других нормативных актов. М., 1972.
Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов. М., 1972.
Сборник «История конституций. Вопросы теории и истории». М., 1974.
Карр Э. «История Советской России». М., 1989.
Батыр К.И. «Всеобщая история государства и права» М.: Былина, 1995.
Владимирский-Буданов М. «Обзор истории русского права» М., 1995.
Рогов В.А. История государства и права России. – М., 1995.
Чистяков, Портнов, Новицкая «История отечественного государства и права». Курс лекций. Ч. 2 вып. 3. М., 1995.
Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. М.: Юрист, 1995.
Морен Эдгар «О природе СССР: тоталитарный комплекс и новая империя». М.: Российский гуманитарный университет. Научный издательский центр «Наука для общества», 1995.
Титов Ю. П., Клеандрова В.М. «История государства и права России» М.: Проспект, 1996.
Данилов А.А. «История России. 20 век». Справочные материалы. М.: Владос, 1996.
Исаев И.А. «История государства и права России». Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996.
Титов Ю. П. «Хрестоматия по истории государства и права России». М.: Проспект, 1997.
А.И. Зубков. «Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов факультетов». М.: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 1997.
Чибиряев С.А. «История государства и права России». Учебник для вузов. М., 1998.
Кузнецов И.Н. «История государства и права славянских народов». Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 1998.
Чистяков О.И. «Отечественное законодательство 11-20 вв.» Ч.2. М., 1999.
Хрисанфов В.И. «История государства и права России 1917-1999» М., 1999.
Соколов А.К. «Курс советской истории 1917-1940 гг.» Учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 1999.
Гомола А.И. «История государства и права России» М., 2001.
Шатилова С.А. «История отечественного государства и права». Краткий курс. М.: Инфра М, 2002.
Стешенко Л.А. «История государства и права» Т. 2, 2003.
Ильин В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. «История государства и права» М.: Юрайт-Издат, 2004.
Кириллова Т.К. «История отечественного государства и права» М.: Питер, 2004.
Марченко М.Н. «История государства и права России». Учебник для ВУЗов. М.: Проспект, 2006.
Сырых В.М. «История государства и права» М.: Эксмо, 2007.
Кошелев В. М., Кошелев С. М. «История государства и права России: Пособие для студентов». М.: Вектор, 2007.
Толстая А.И. «История государства и права России». М.: Юстицинформ, 2007.
Воронцов С. А. «Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность». Ростов на-Дону, 2001.
Кожевников М. В. «История советского суда». М., 1957.
Лебедев В. М. «Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации». М., 2000.
Собрание законодательства СССР. 1924. М., № 23, 24.
СУ 1927 г. № 49.
Семенов В.М. «Суд и правосудие в СССР». М.: Юридическая литература, 1976.
Стучка П. «13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права: Сб. статей 1917 – 1930». М.: Госюриздат, 1931.
Рейхель М. «Союз Советских Социалистических Республик. Очерк конституционных взаимоотношений советских республик». Ч.1. Общая. Издательство НКЮ УССР, 1925.
Понтович Э. «Функции Верховного суда и Прокуратуры Верховного суда в области общего надзора за законностью». Апрель 1930 г. ГА РФ. Ф. 8131. Oп. 7. Д. 13. Л. 28.
Чибиряев С.А. «История государства и права России. Учебник для вузов». М., 1998.
Суд и правосудие в ССР. М., 1974.
Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф.76. Оп.3. Д.318. Л.4.
Государственный архив РФ. Ф. 8131. Оп. 5. Д. 44. Л. 65-67.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 36.
В.И. Ленин. «О праве наций на самоопределение». Сочинения, изд. 3-е, т. XVII.
Сталин И.В. Cочинения. Т. 5. М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947.
Григоров К.А. «Возникновение и развитие в российском уголовно-процессуальном праве института неприкосновенности прокуроров, следователей и адвокатов». Ж-л «Право и политика», 2005, N 3.


Приложение 1. Рис. 1. Высшие органы государственный власти и управления в СССР по Конституции 1924 года (вплоть до 1936 года).

А.К. Соколов «Курс советской истории 1917-1940 гг.» Учеб. пособие для студентов вузов. М. Изд-во «Высшая школа», 1999 г.
В.Ю. Ильин, А.В. Лустов, Г.Л. Гуртова «История государства и права». М., Изд-во «Юрайт-Издат», 2004 г. стр. 169-170.
В.И. Ленин. «О праве наций на самоопределение». Сочинения, изд. 3-е, т. XVII, стр. 460.
Сталин И.В. Cочинения. Т. 5. М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. С. 264–270.
Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов. М., 1972. С. 301-302.
Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сборник документов. Т. 2. М., 1960. С. 305-307.
Там же. Т. 1. М., 1959. С. 216-217.
Образование и развитие СССР как союзного государства. Сборник законодательных и других нормативных актов. М. ,1972. С. 172-173.
Сталин И.В. Cочинения. Т. 5. М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. С. 293–297.
Постановление 2-го съезда Советов ССР от 31.01.1924 «Об утверждении Основного закона (Конституции) СССР».
История советского государства и права. Ч. 2. С. 151-199.
Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 319.
Основной закон (Конституция) СССР. Принят 2 съездом Советов ССР 31.01.1924.
Постановление 3-го Съезда Советов ССР от 13 мая 1925 г. «О вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик».
Гл. 1 Конституции СССР 1924 года.
Ст. 7 Конституции СССР 1924 года.
Стал называться ЦИК СССР после образования Советского Союза. До этого времени носил название - ВЦИК.
Статья 22 Конституции СССР 1924 года.
Статья 24 Конституции СССР 1924 года.
Глава 8 Конституции СССР 1924 года.
Статья 61 Конституции СССР 1924 года.
Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф.76. Оп.3. Д.318. Л.4.
Григоров К.А. «Возникновение и развитие в российском уголовно-процессуальном праве института неприкосновенности прокуроров, следователей и адвокатов». Ж-л «Право и политика», 2005, N 3.
Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 145.
Стучка П. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права: Сб. статей 1917 - 1930. М.: Госюриздат, 1931. С. 28.
Государственный архив (ГА) РФ. Ф. 8131. Оп. 5. Д. 44. Л. 65-67.
Рейхель М. Союз Советских Социалистических Республик. Очерк конституционных взаимоотношений советских республик. Ч.1. Общая. Издательство НКЮ УССР, 1925. С. 123.
Понтович Э. Функции Верхсуда и Прокуратуры Верхсуда в области общего надзора за законностью. Апрель 1930 г. ГА РФ. Ф. 8131. Oп. 7. Д. 13. Л. 28.
Ленин В.И. ПСС. Т. 36, с. 721.

Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и
факультетов. Под ред. А. И. Зубкова. - М., 1997, с. 65-66.
Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. - М., 1995, с. 15.

СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 203.
СЗ 1924 г. № 24, ст. 205.
Из действующих уголовных кодексов союзных республик только в Уголовном кодексе Грузинской ССР Положение о воинских преступлениях выделено в качестве приложения к Уголовному кодексу. В остальных уголовных кодексах, кроме УК Узбекской ССР, общесоюзные положения являются главами Уголовного кодекса.
СЗ 1924 г. № 24, ст. 207.
Постановление Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 г, сообщено на места циркуляром Военной коллегии Верховного суда СССР № 8, утвержденным председателем Верховного суда СССР 10 декабря 1925 г. («Еженедельник Советской Юстиции», 1925 г., №52, стр. 1604). В циркуляре предлагалось: а) сроком вступления в силу Положения о воинских преступлениях считать время получения на месте № 24 Собрания законов СССР от 6 декабря 1924 г.; б) пересмотреть дела об осужденных по ст.ст. 201, 205 и др. Уголовного кодекса РСФСР, если наказание превышает пределы Положения о воинских преступлениях.
СУ 1927 г. № 49, ст. 330.









3

Нормативно-правовая база:
1.Договор об образовании Советских социалистических республик. Принят 1 съездом Советов СССР 30.12.1922.
2.Основной закон (Конституция) СССР. Принят 2 съездом Советов ССР 31.01.1924.
3.Постановление 2-го съезда Советов ССР от 31.01.1924 «Об утверждении Основного закона (Конституции) СССР».
4.Постановление 3-го Съезда Советов ССР от 13 мая 1925 г. «О вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик».
5.Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом советов в заседании от 10.07.1918.
6.Конституция (Основной закон) РСФСР от 11.05.1925.
Учебная и специальная литература:
7.История советского уголовного права. Герцензон А.А., Грингауз Ш.С., Дурманов Н.Д., Исаев М.М., Утевский Б.С. Ч. 2. М., издание 1947 г.
8.Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сборник документов. Т. 1, 2. М., 1960.
9.Памятники русского права. Т. 1-8. – М., 1952-1961.
10.История государства и права СССР. Сборник документов. Ч. 1. – М., 1968.
11.История государства и права СССР. Сборник документов. Ч. 2. – М., 1968.
12.Исторический опыт КПСС в осуществлении конституционной политики. М., 1972.
13.Образование и развитие СССР как союзного государства. Сборник законодательных и других нормативных актов. М., 1972.
14.Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов. М., 1972.
15.Сборник «История конституций. Вопросы теории и истории». М., 1974.
16.Карр Э. «История Советской России». М., 1989.
17.Батыр К.И. «Всеобщая история государства и права» М.: Былина, 1995.
18.Владимирский-Буданов М. «Обзор истории русского права» М., 1995.
19.Рогов В.А. История государства и права России. – М., 1995.
20.Чистяков, Портнов, Новицкая «История отечественного государства и права». Курс лекций. Ч. 2 вып. 3. М., 1995.
21.Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. М.: Юрист, 1995.
22.Морен Эдгар «О природе СССР: тоталитарный комплекс и новая империя». М.: Российский гуманитарный университет. Научный издательский центр «Наука для общества», 1995.
23.Титов Ю. П., Клеандрова В.М. «История государства и права России» М.: Проспект, 1996.
24.Данилов А.А. «История России. 20 век». Справочные материалы. М.: Владос, 1996.
25.Исаев И.А. «История государства и права России». Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996.
26.Титов Ю. П. «Хрестоматия по истории государства и права России». М.: Проспект, 1997.
27.А.И. Зубков. «Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов факультетов». М.: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 1997.
28.Чибиряев С.А. «История государства и права России». Учебник для вузов. М., 1998.
29.Кузнецов И.Н. «История государства и права славянских народов». Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 1998.
30.Чистяков О.И. «Отечественное законодательство 11-20 вв.» Ч.2. М., 1999.
31.Хрисанфов В.И. «История государства и права России 1917-1999» М., 1999.
32.Соколов А.К. «Курс советской истории 1917-1940 гг.» Учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 1999.
33.Гомола А.И. «История государства и права России» М., 2001.
34.Шатилова С.А. «История отечественного государства и права». Краткий курс. М.: Инфра М, 2002.
35.Стешенко Л.А. «История государства и права» Т. 2, 2003.
36.Ильин В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. «История государства и права» М.: Юрайт-Издат, 2004.
37.Кириллова Т.К. «История отечественного государства и права» М.: Питер, 2004.
38.Марченко М.Н. «История государства и права России». Учебник для ВУЗов. М.: Проспект, 2006.
39.Сырых В.М. «История государства и права» М.: Эксмо, 2007.
40.Кошелев В. М., Кошелев С. М. «История государства и права России: Пособие для студентов». М.: Вектор, 2007.
41.Толстая А.И. «История государства и права России». М.: Юстицинформ, 2007.
42.Воронцов С. А. «Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность». Ростов на-Дону, 2001.
43.Кожевников М. В. «История советского суда». М., 1957.
44.Лебедев В. М. «Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации». М., 2000.
45.Собрание законодательства СССР. 1924. М., № 23, 24.
46.СУ 1927 г. № 49.
47.Семенов В.М. «Суд и правосудие в СССР». М.: Юридическая литература, 1976.
48.Стучка П. «13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права: Сб. статей 1917 – 1930». М.: Госюриздат, 1931.
49.Рейхель М. «Союз Советских Социалистических Республик. Очерк конституционных взаимоотношений советских республик». Ч.1. Общая. Издательство НКЮ УССР, 1925.
50.Понтович Э. «Функции Верховного суда и Прокуратуры Верховного суда в области общего надзора за законностью». Апрель 1930 г. ГА РФ. Ф. 8131. Oп. 7. Д. 13. Л. 28.
51.Чибиряев С.А. «История государства и права России. Учебник для вузов». М., 1998.
52.Суд и правосудие в ССР. М., 1974.
53.Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф.76. Оп.3. Д.318. Л.4.
54.Государственный архив РФ. Ф. 8131. Оп. 5. Д. 44. Л. 65-67.
55.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 36.
56.В.И. Ленин. «О праве наций на самоопределение». Сочинения, изд. 3-е, т. XVII.
57.Сталин И.В. Cочинения. Т. 5. М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947.
58.Григоров К.А. «Возникновение и развитие в российском уголовно-процессуальном праве института неприкосновенности прокуроров, следователей и адвокатов». Ж-л «Право и политика», 2005, N 3.

Вопрос-ответ:

Какая была историческая обстановка в период разработки Конституции 1924 года?

Историческая обстановка в период разработки Конституции 1924 года была связана с установлением в Советском Союзе нового политического строя - социалистического государства. Этот период был отмечен послереволюционными потрясениями, гражданской войной и установлением советской власти в стране. В рамках этой обстановки была разработана и принята Конституция 1924 года.

Какая была историческая обстановка в период разработки Конституции 1924 года и как она была принята?

Историческая обстановка в период разработки Конституции 1924 года была сложной. В это время в Советском Союзе проходила Нэпская пятилетка, которая была направлена на восстановление национальной экономики после Гражданской войны. Конституция была принята Всесоюзным Съездом Советов в 1924 году.

Каким было структура Конституции 1924 года?

Конституция 1924 года состояла из двух глав. Первая глава "Создание Конституции 1924 года" описывала историческую обстановку в период разработки Конституции и процесс ее принятия. Вторая глава "Развитие системы государственного управления" включала разделы о правах Союза ССР и союзных республик, о перестройке системы органов Советского государства на базе Конституции 1924 года и о советском праве на основе этой Конституции.

Какие права были у Союза ССР и союзных республик в Конституции 1924 года?

В Конституции 1924 года были определены права и компетенции Союза ССР и союзных республик. Союз ССР обладал правом на ведение внешней политики, обороны и валютных операций. Союзные республики имели полномочия в областях экономики, образования, культуры и вопросов национальной политики.

Как происходила перестройка системы органов Советского государства на базе Конституции 1924 года?

Перестройка системы органов Советского государства на базе Конституции 1924 года включала создание Всесоюзного Съезда Советов, президиума ЦИК, СНК, Верховного суда и Прокуратуры. Эти органы были ответственны за законодательную, исполнительную и судебную власть в Союзе ССР и союзных республиках.

Какие исторические события сопровождали разработку Конституции 1924 года?

В период разработки Конституции 1924 года происходили важные исторические события, такие как завершение Гражданской войны, установление власти большевиков, формирование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и принятие Новой экономической политики (НЭП). Эти события оказали влияние на ход разработки и содержание Конституции 1924 года.

Как развивалась система государственного управления на основе Конституции 1924 года?

Система государственного управления на основе Конституции 1924 года начала перестраиваться с целью укрепления власти Союза ССР и союзных республик. Были введены новые органы власти, такие как Всесоюзный Съезд Советов, президиум ЦИК СНК, Верховный суд, Прокуратура. Эти изменения были направлены на укрепление централизованного государственного управления и контроля за соблюдением законов.