Криминологическая характеристика и профилактика групповой преступности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминология
  • 3333 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.03.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Глава I Криминологическая характеристика групповой преступности
1.1. Понятие групповой преступности
1.2. Особенности образования преступных групп
Глава II Криминологическая характеристика и профилактика групповой преступности несовершеннолетних
2.1. Особенности групповой преступности несовершеннолетних
2.2. Особенности профилактики групповой преступности несовершеннолетних
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

В то же время в практической деятельности правоохранительных органов использование термина "профилактика" широко распространено применительно к общему и индивидуальному специально-криминологическому предупреждению преступлений, и особенно к такому его элементу, как индивидуальное предупреждение преступления на ранней стадии формирования у лиц антиобщественной установки.
Недопущение замышляемого или готовящегося лицом уголовно-наказуемого деяния, склонение к добровольному отказу от его совершения является предотвращением - одним из составных элементов индивидуального предупреждения преступления.
Что же касается пресечения преступлений, то оно выходит за рамки их предупреждения, поскольку представляет собой осуществление специальных мер, направленных на недопущение негативных последствий начатых (на стадиях приготовления к преступлению, покушения на преступление) либо длящихся преступлений.
Целью предупреждения преступлений, как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.
Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач:
выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению;
индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;
предотвращение замышленных и готовящихся преступлений;
снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.
Решая указанные задачи, предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью. Реализуя задачу общей и частной превенции, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление правосудия по уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных последствий преступлений.
В общем процессе борьбы с преступностью криминологическое предупреждение преступлений тесно связано с целенаправленной деятельностью специальных субъектов, ориентированных на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий, назначение и исполнение наказания, т.е. на реализацию уголовно-правового предупреждения. Такого рода деятельность, реагирование соответствующих органов на факт уже совершенного деяния осуществляется в процессе применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательств. Цель уголовно-правового предупреждения состоит в своевременном обнаружении преступления, принятии надлежащих мер к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый преступник был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. В этом одновременно выражается сущность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Именно из этого принципа вытекают общая и частная превенция, поскольку он стимулирует законопослушное поведение и предостерегает неустойчивых в нравственно-правовом отношении лиц от возможного совершения деяний уголовно-правового характера.
Институт уголовно-правового предупреждения включает также объективное, беспристрастное рассмотрение и разрешение
Как и любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.
Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. При всей сложности и противоречивости этого процесса необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы. В частности, следует исходить из того, что с неформальными группировками несовершеннолетних покончить в принципе невозможно, поэтому необходимо в максимальной степени использовать позитивные моменты, которые могут дать такие группировки и всячески нейтрализовать негативные аспекты их влияния, стремиться к разрушению асоциальных традиций. Например, в Англии власти используют "рокеров" (мотоциклистов) для доставки почты, давая им преимущество в проезде и разрешая даже при этом превышать дозволенный скоростной режим. Использовать лишения свободы в качестве наказания для несовершеннолетних следует в минимальной степени. Психологи утверждают, что после 5 - 7 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы наступают необратимые изменения психики. Необходимо сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу несовершеннолетних, поскольку обилие правил увеличивает вероятность их нарушений. В США, например, на смену "хиппизму", пропагандировавшему отклоняющийся от норм обычной жизни стиль поведения, основанный на отрицании обычной морали и употреблении наркотиков, пришел "яппизм", основным постулатом которого является целеустремленное движение вверх по карьерной лестнице.
Важно разрушать мифические романтические образы, создаваемые криминальным миром. Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовершеннолетних. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с безнадзорностью и с преступностью несовершеннолетних многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.
Определенные шаги в этом направлении в стране уже предприняты. В частности, в программе борьбы с преступностью предусмотрена разработка системы ювенальной юстиции для несовершеннолетних, предложены проекты нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних, разработаны и в некоторых регионах внедрены специальные образовательные курсы по методике работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), предложены для обсуждения методики вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство, употребление алкогольных напитков и наркотиков, любовные неудачи и т.п.).
В заключение следует отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.


Заключение
Подводя итог курсовой работе, можно сделать вывод о том, что криминология определяет групповую преступность как совокупность преступлений, совершенных группами лиц на той или иной территории в определенный промежуток времени. Данное определение основывается с одной стороны, на криминологическом понятии преступности, а с другой - на уголовно-правовом понятии группового преступления.
Необходимо отметить, что групповая преступность в криминологии не отождествляется с организованной преступностью. Последней присущи криминологические признаки, связи между образующими ее элементами, которые выходят за рамки преступной группы. Групповую преступность можно охарактеризовать как питательную среду, создающую благоприятные условия для организованной преступности. Нередко преступные группы (в полном составе или какая-то часть их участников) перерастают в организованные. В этих случаях участие в преступных группах является как бы первоначальным этапом, подготовкой к участию в организованной преступной группе. Таким образом, основной признак, по которому проводится отличие, - степень организованности.
Что касается, профилактики групповой преступности, то она предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер. Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия групповой преступности.
Список использованной литературы:
1. Уголовный кодекс РФ
2. Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
3. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М. С.524.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Спарк. , 2006. С. 529.
5. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М. - Воронеж, 2006. С. 421.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М.Бек. 2007. С. 267.
7. Булгаков В.Н. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. СПб., 2006. С. 328.
8. Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 254.
9. Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 24. М.Юрайт. 2006 С. 159.
10. Дремова Н.А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. Норма. 2006. С. 280.
11. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М. Бек, 2006. С. 185..
12. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, М. Проспект. 2007. С. 732.
13. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. Норма. 2007. С. 615.
14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: Медицина, №4. 2006. С. 487.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Норинт.2007. С. 1525.
16. Приоритеты и тенденции. Доклад Министра внутренних дел генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России // Профессионал. 2007. N 2. С. 75.
17. Прозументов Л.М. Групповое преступление несовершеннолетних и его предупреждение. Томск, 2006. С. 329.
18. Психология подростка: Учебник / Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 380.
19. Разинкин В.С. Проблемы борьбы с преступными группировками осужденных к лишению свободы. Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 2006. С. 212.
20. Рубанов А.И. Девиантное поведение молодежи // Социологический бюллетень "Зеркало". 2006. N 2. С. 125.
21. Шестакова Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 215.
22. Якимов А.Н. Роль органов внутренних дел в предупреждении повторной преступности среди несовершеннолетних: Экспресс-информация. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 189.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Норинт.2007. С. 142.

Уголовный кодекс РФ.ст.35.
Разинкин В.С. Проблемы борьбы с преступными группировками осужденных к лишению свободы. Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 2006. С. 33.

Андреева Г.М. Социальная психология. М. Спарк. , 2006. С. 192 - 193.

Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М. - Воронеж, 2006. С. 58.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М.Бек. 2007. С. 3.

Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. Норма. 2007. С. 286.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, М. Проспект. 2007. С. 531
Якимов А.Н. Роль органов внутренних дел в предупреждении повторной преступности среди несовершеннолетних: Экспресс-информация. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 3.


Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. (в ред. Федеральных законов от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ; 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ; 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ; 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. 29 декабря 2004 г.); 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ, 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ; 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ).
Приоритеты и тенденции. Доклад Министра внутренних дел генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России // Профессионал. 2007. N 2. С. 8.


Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: Медицина, №4. 2006. С. 76.

Рубанов А.И. Девиантное поведение молодежи // Социологический бюллетень "Зеркало". 2006. N 2. С. 45.

Булгаков В.Н. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. СПб., 2006. С. 72.

Психология подростка: Учебник / Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 284.

Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 1968.

Прозументов Л.М. Групповое преступление несовершеннолетних и его предупреждение. Томск, 2006. С. 69 - 84.

Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М. Бек, 2006. С. 76.


Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 24. М.Юрайт. 2006 С. 18.
Шестакова Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 13.

Шестакова Т.С. Указ. раб. С. 12.

Дремова Н.А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. Норма. 2006. С. 27.


Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 10.

Шестакова Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 13.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, М. Проспект. 2007. С. 617.













8

. Уголовный кодекс РФ
2. Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
3. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М. С.524.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Спарк. , 2006. С. 529.
5. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М. - Воронеж, 2006. С. 421.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М.Бек. 2007. С. 267.
7. Булгаков В.Н. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. СПб., 2006. С. 328.
8. Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 254.
9. Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 24. М.Юрайт. 2006 С. 159.
10. Дремова Н.А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. Норма. 2006. С. 280.
11. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М. Бек, 2006. С. 185..
12. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, М. Проспект. 2007. С. 732.
13. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. Норма. 2007. С. 615.
14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: Медицина, №4. 2006. С. 487.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Норинт.2007. С. 1525.
16. Приоритеты и тенденции. Доклад Министра внутренних дел генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России // Профессионал. 2007. N 2. С. 75.
17. Прозументов Л.М. Групповое преступление несовершеннолетних и его предупреждение. Томск, 2006. С. 329.
18. Психология подростка: Учебник / Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 380.
19. Разинкин В.С. Проблемы борьбы с преступными группировками осужденных к лишению свободы. Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 2006. С. 212.
20. Рубанов А.И. Девиантное поведение молодежи // Социологический бюллетень "Зеркало". 2006. N 2. С. 125.
21. Шестакова Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 215.
22. Якимов А.Н. Роль органов внутренних дел в предупреждении повторной преступности среди несовершеннолетних: Экспресс-информация. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 189.

Вопрос-ответ:

Что такое групповая преступность?

Групповая преступность - это форма преступного поведения, при которой несколько лиц совершают преступление вместе, действуя в организованной группе.

Какие особенности присущи образованию преступных групп?

Образование преступных групп характеризуется формированием специфической структуры, наличием лидерства, разделением ролей и функций между участниками группы, а также устоявшимися правилами и иерархией.

Чем отличается групповая преступность несовершеннолетних?

Групповая преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, связанные с возрастными особенностями участников группы и наличием негативного влияния от окружающего социума. Также часто в таких группах наблюдается более жесткая иерархия и большая склонность к совершению насильственных преступлений.

Как осуществляется профилактика групповой преступности несовершеннолетних?

Профилактика групповой преступности несовершеннолетних включает различные меры, такие как социальная работа с уязвимыми группами, повышение правовой осведомленности несовершеннолетних, предоставление альтернативных возможностей для осуществления своих потребностей и предупреждение рецидивов преступлений.

Какими проблемами и трудностями сталкиваются правоохранительные органы при пресечении групповой преступности?

Правоохранительные органы сталкиваются с проблемой выявления и раскрытия групповых преступлений, так как такие группы обычно действуют скрытно и затрудняют задачу расследования. Также возникают трудности с пресечением деятельности преступных групп из-за наличия контактов и поддержки внутри самой группы, а также связей с другими преступными структурами.

Какие меры предусматривает профилактика групповой преступности несовершеннолетних?

Меры профилактики групповой преступности несовершеннолетних включают организацию социально-педагогической работы, проведение профилактических мероприятий, создание альтернативных форм занятости и развлечений для молодежи, а также психологическую поддержку и реабилитацию несовершеннолетних преступников.

Какие особенности имеет групповая преступность несовершеннолетних?

Групповая преступность несовершеннолетних характеризуется высокой степенью социальной адаптации в группе и воздействием групповой структуры на индивидуальное поведение. Несовершеннолетние преступники часто присоединяются к преступной группе исходя из желания принадлежать к определенному кругу сверстников и получить защиту и поддержку в условиях социальной нестабильности.

Чем отличается групповая преступность от общей?

Групповая преступность отличается от общей тем, что в нее вовлечены несколько лиц, действующих согласовано и организованно. Преступные группы могут иметь свою иерархию, распределение ролей и функций. Участники групповой преступности могут подвергаться влиянию коллективной психологии, что делает их более опасными и непредсказуемыми для общества и правоохранительных органов.

Какие особенности образования преступных групп существуют?

Образование преступных групп может происходить на основе общих интересов, общности целей, социального статуса или идеологических убеждений. Группы формируются как внутри социальных институтов (школа, колледж, тюрьма), так и вне них (уличные банды, наркомафии). Образование преступных групп также может быть результатом воздействия лидера или предложений вознаграждений для участников.

Что входит в криминологическую характеристику групповой преступности?

Криминологическая характеристика групповой преступности включает в себя анализ причин и условий формирования преступных групп, типы и структуры групп, мотивы и характер преступных действий, характеристику участников и их взаимодействия внутри группы. Важным аспектом является также анализ эффективности профилактических мер и мер по пресечению групповой преступности.