Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История психологии
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 04.05.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Гарри Стэк Салливан: человек, врач, психолог
2.Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

(3, с. 290(
Когнитивные процессы
Функционирование и развитие личности происходит через познание, а познание в свою очередь через переживания. Переживания могут быть прототаксическими (дискретный ряд ряд кратковременных состояний), паратаксическими (выявление причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны) либо синтаксческими (установление логического порядка между переживаниями и дает возможность людям общаться между собой).
Салливан очень тщательно описал последовательность межличностных ситуаций, в которые вовлекается личность на пути от младенчества к взрослости, и то, как эти ситуации влияют на формирование личности. Большее внимание, чем другие теоретики личности, за исключением, может быть, Фрейда, Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. В то время как Фрейд рассматривал развитие в основном как развертывание полового инстинкта, Салливан отстаивал социально-психологический подход к развитию личности, подход, в котором воздается должное уникальному вкладу в этот процесс человеческих взаимоотношений. Хотя Салливан не отвергал биологических факторов развития личности, он ставил их ниже социальных детерминант психического развития. Более того, он считал, что иногда эти социальные влияния противоречат биологическим потребностям человека и наносят ущерб его личности. Салливан не принадлежал к тем, кто слеп к вредным влияниям общества. В сущности он, как и другие теоретики социально-психологической ориентации, был решительным и проницательным критиком современного общества. (3, с. 294(
Также необходимо сказать, что основной и существенный вклад Салливан внес в психопатологические исследования, связанные с этиологией, динамикой и лечением шизофрении. Салливан обладал высокоразвитой эмпатийностью, что позволяло ему находить особенный подход к пациентам. Он не рассматривал этих больных как безнадежных, место которым – в дальних палатах психиатрических учреждений; больные могут быть излечены, если психиатр готов быть терпеливым, понимающим, наблюдательным. Он организовал для пациентов специальную палату. Она была рассчитана на шестерых мужчин. Страдающих шизофренией, и состояла из двух спален и гостиной. Палата была изолирована от остальной части больницы и обслуживалась шестью мужчинами, специально подобранными. Он ввел в обычай присутствие в комнате служителя во время интервьюирования пациента – оказалось, что это производит на последнего успокаивающее действие. В палату не допускались сиделки и вообще женщины. Салливан верил в эффективность гомогенной палаты, где живут пациенты одного пола, одной возрастной группы и с одной психиатрической проблемой и указывал на необходимость в ведении на период лечению метода «лечебного социального окружения».
Салливан был убежден, что для того, чтобы случаи рецидивов болезни встречались реже, необходимо тщательно пересмотреть проблемы этиологии болезни и стационарного ухода за больными шизофренией. Он обдумывал вопрос о создании особых сообществ для выздоравливающих больных, в которых молодые пациенты-шизофреники могли бы жить в течение длительного времени после завершения пребывания в больнице, чтобы достаточно укрепить свою психику для осознания и решения будущих межличностных проблем. (2, с. 552-553(
Заключение
Г. Салливан внес существенный вклад в историю теории личности. Он явился автором межличностного подхода, выдвинув идею о том, что понятие индивида о самости является отражением отношения других людей к этому индивиду. Под влиянием социальной психологии Джорджа Герберта Мида и Чарльза Кули Салливан считал, что «эго-концепция личности» является результатом того, что человек получил от своей матери, семьи и социального окружения. В дополнение к основополагающим идеям Салливана о межличностных истоках личности и к поддержке им методики изучения личности, основанной на ее развитии, Салливан также был пионером в исследовании состояния беспокойства. На уровне организма индивид стремится к достижению гомеостатического состояния, то есть динамического постоянства, состояния «эйфории», при котором имеет место удовлетворение всех психических потребностей. На психологическом уровне индивид стремится к безболезненному приспособлению к окружающей среде. Психологический механизм, дающий индивиду возможность ощущать себя в ладу со своим окружением и собственным Я, есть высокое самоуважение (чувство собственного достоинства) индивида. Силой, сводящей на нет состояние «эйфории», вносящей в жизнь человека тревогу и нервозность, является беспокойство, проистекающее из низкой самооценки. Беспокойство есть великое бедствие для людей; это противоречивая сила, которая разрушает и искажает способность индивида вступать в адекватные взаимосвязи с окружающим миром. В беспокойстве таится корень душевных заболеваний, и поэтому одной из целей, которые ставил перед собой Салливан в своей психотерапевтической практике, было избавление людей от чувства беспокойства.
Салливан – один из ведущих психологов-теоретиков, занимавшихся вопросами личности. Ему принадлежит заслуга модификации фрейдовского психоанализа. Салливан принадлежал к неофрейдистам (хотя он отрицал правомерность применения к себе этого термина), но важно подчеркнуть те значительные изменения, которые Салливан ввел в теорию Фрейда. В то время как Фрейд говорил об интрапсихической модели личности, о том, что личность определяется внутренними психологическими силами, Салливан придерживался межличностной модели самости – идеи о том, что личность является продуктом взаимодействия между человеческим организмом и семейно-общественными структурами. В то время как Фрейд подчеркивал, что силы либидо оказывают решающее влияние на личность, делая особый упор на Эдиповом комплексе, Салливан смещал акценты в область самоуважения и корректировки. Однако, Фрейд и Салливан понимали взрослую личность как арену, на которой разыгрываются неразрешенные конфликты детской жизни, и идея о призраках прошлого, преследующих человека в его настоящем, составляла общий для них фундамент психоанализа. Среди приверженцев психоанализа Салливан явился той главной силой (совместно с Уильямом Алансоном Уайтом и Адольфом Мейером), которой удалось переместить фокус теории психоанализа. Салливан способствовал смещению центра тяжести от невропсихологии к социальной психологии. (5, с. 50(
Список литературы
Великие психологи/Серия «Исторические силуэты».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.
Психология: Биографический библиографический словарь: Пер. с англ. – СПб: «Евразия», 1999. – 832 с.
Холл Келвин, Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М: Эксмо-Пресс, 1999. – 720 с.
Фрейджер Р., Фейдименд Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 698 с.
Хьем Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – Спб: Питер, 1999. – 320 с.










10

1.Великие психологи/Серия «Исторические силуэты».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.
2.Психология: Биографический библиографический словарь: Пер. с англ. – СПб: «Евра-зия», 1999. – 832 с.
3.Холл Келвин, Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М: Эксмо-Пресс, 1999. – 720 с.
4.Фрейджер Р., Фейдименд Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 698 с.
5.Хьем Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – Спб: Питер, 1999. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Какой вклад Г. Салливана внес в разработку проблем личности?

Г. Салливан был врачом-психологом, который внес значительный вклад в разработку проблем личности. Он разработал свою теорию, основанную на когнитивных процессах, утверждая, что функционирование и развитие личности происходят через познание. Он также выдвинул гипотезу о том, что познание осуществляется через переживания.

Какие типы переживаний были выделены Г. Салливаном?

Г. Салливан выделил два типа переживаний. Первый тип - прототаксические переживания, которые представляют собой дискретный ряд кратковременных состояний. Второй тип - паратаксические переживания, которые осуществляют выявление причинных отношений между событиями, происходящими примерно одновременно.

Что значит "функционирование и развитие личности происходит через познание"?

Это означает, что Г. Салливан полагает, что познание играет важную роль в функционировании и развитии личности. Он считает, что личность развивается через процесс познания окружающего мира и осознания собственных переживаний.

Какие основные идеи теории Г. Салливана о переживаниях?

Основные идеи теории Г. Салливана о переживаниях заключаются в том, что они могут быть как прототаксическими, представляющими собой дискретный ряд кратковременных состояний, так и паратаксическими, осуществляющими выявление причинных отношений между одновременно происходящими событиями.

Какие были основные источники информации для разработки теории Г. Салливана?

Основными источниками информации для разработки теории Г. Салливана были его наблюдения за пациентами и анализ клинических случаев. Он также основывался на своем медицинском и психологическом образовании.

Какой вклад Г. Салливан внес в разработку проблем личности?

Г. Салливан является врачом и психологом, который внес значительный вклад в разработку проблем личности. Он разработал концепцию межличностных отношений и принципы межличностной психотерапии, которые оказали влияние на современную психологию личности.

Как Г. Салливан связывает функционирование и развитие личности с познанием?

Г. Салливан считает, что функционирование и развитие личности происходят через познание. Он полагает, что познание осуществляется через переживания. Переживания могут быть прототаксическими (дискретный ряд ряд кратковременных состояний) или паратаксическими (выявление причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно).

Какие принципы межличностной психотерапии разработал Г. Салливан?

Г. Салливан разработал принципы межличностной психотерапии, в которых акцент делается на значимости межличностных отношений. Он считал, что человек развивается и меняется через свои взаимодействия с другими людьми. Основными принципами его психотерапии являются эмпатия (понимание и переживание чувств пациента), распознавание и изменение негативных межличностных сценариев и акцент на сотрудничестве и взаимодействии.

Что такое переживания по прототаксической концепции Г. Салливана?

Переживания по прототаксической концепции Г. Салливана - это дискретный ряд ряд кратковременных состояний, через которые происходит познание и развитие личности. Они могут быть связаны с эмоциями, мыслями и восприятием. Примерами таких переживаний могут быть эмоциональные реакции на события, непосредственное восприятие окружающего мира и интеллектуальное мышление.

Какие роли играют межличностные отношения в развитии личности по концепции Г. Салливана?

Межличностные отношения играют центральную роль в развитии личности по концепции Г. Салливана. Он считает, что человек развивается и меняется через свои взаимодействия с другими людьми. Взаимодействия с другими людьми определяют важные аспекты личности, такие как самоощущение, уровень тревожности и способы взаимодействия с окружающим миром.

Какой вклад Г Салливана внес в разработку проблем личности?

Гарри Стэк Салливан был человеком, врачом и психологом, который внес значительный вклад в разработку проблем личности. Он разработал уникальную теорию о взаимодействии между индивидами и обществом, называемую межличностной психиатрией. Салливан утверждал, что личность формируется и развивается через отношения с другими людьми. Он также подчеркивал важность познания и переживаний в процессе развития личности.

Какие процессы являются основными в функционировании и развитии личности, согласно Г Салливану?

Согласно Г Салливану, функционирование и развитие личности происходит через познание, а познание в свою очередь происходит через переживания. Переживания могут быть прототаксическими, то есть состоять из дискретного ряда кратковременных состояний, или паратаксическими, то есть выявление причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно.