Трудности общения. Дефицитное и дефектное общение

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 1717 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 23.05.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение.
Дефектное и дефицитное общение.
Барьеры при общении.
Эмоциональные барьеры.
Барьеры процесса общения.
Субъективные барьеры общения
Социальные и социально-психологические барьеры.
Заключение.
Список литературы.
Фрагмент для ознакомления

Затем уже можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным или невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, то общение не состоится и каждый из вас унесет с собой чувство досады, неудовлетворенности общением.
Если партнер по общению ригиден, то надо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпение. Торопить такого партнера, раздражаться — значит расширять поле расхождений.
Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию. Общение — это его стихия. Он почти всегда направлен на партнерство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе. Искренне уверен в своей способности понять любого человека. Хочет быть полезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе.
Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентричным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится высказывать симпатии партнеру по общению. Умеет говорить открыто и искренне. С таким партнером легко входить в коммуникативную ситуацию, так как часто он сам помогает вам в этом.
Интровертный субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек с непрочной внешнекоммуникативной установкой. Больше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой). Обидчив. Застенчив. Не склонен к общению на личные темы. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».
Вхождение в коммуникативную ситуацию с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно.
Постоянный учет этих характеристик субъектов общения дает возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности и признания ее достоинств. Только в этом случае возникает условие для эффективного общения, решения коммуникативных задач идеологической работы.
Социальные и социально-психологические барьеры
Все возможные барьеры классифицировать и описать практически невозможно, поэтому назовем лишь их основные группы.
Группа физических барьеров включает в себя:
- барьеры физической среды (возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам);
-барьеры композиции физического пространства (возникающие из-за значительной удаленности общающихся друг от друга или из-за наличия в пространстве таких композиционных элементов, как колонны, углы, которые затрудняют контакт);
-барьеры физических состояний общающихся (возникающие вследствие значительного перенапряжения, вызванного длительным ожиданием или же неумением регулировать свое эмоционально-волевое состояние);
-барьеры пассивности и нежелания вступать в коммуникации.
Группа социально-ролевых барьеров подразделяется:
- на барьер социально-ролевой оппозиции между субъектами общения;
-на барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения;
-на барьер социально-ролевой дисгармонии между- участниками общения.
Здесь могут быть также и другие социально-ролевые барьеры.
В группу информационно-познавательных барьеров можно включить:
-барьер информационного несоответствия позиций субъектов общения;
- барьер, возникающий из-за разности социального опыта партнеров;
- барьер, возникающий из-за различия уровней образования;
- барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления. В эту группу могут входить и другие барьеры.
В группу идеологических барьеров входят:
-барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;
-барьер, возникающий из-за разницы мировоззрений;
-барьер различия ценностных ориентации;
-барьер несовпадения социальных установок;
-барьер несовпадения социальных позиций субъектов совместной деятельности.
Организационно-психологические барьеры возникают при отношениях:
личность — личность (если разрушается принятая совместно либо согласованная форма отношений);
личность — группа (если форма общения создает предпосылки для конфликта);
группа — группа (из-за разности возможностей проявить групповые оппозиционные интересы).
Когнитивно-психологические барьеры возникают из-за разности знаний о предмете совместной деятельности и его психологических оценок.
Психомоторные барьеры возникают из-за разницы навыков и умения исполнения совместных действий.
Сенсорно-речевые барьеры — это следствие различий в навыках восприятия и высказываний субъектов.
Психосоциальные барьеры возникают при несоответствии ролевой компетенции личности, в которую она включается.
Итак, каждая из групп барьеров или их совокупность в конкретной ситуации определяют «высоту» препятствий между субъектами взаимодействия. На «высоту» этих препятствий существенное влияние оказывает характер взаимоотношений.

Заключение
Таким образом, в ходе данной работы было выявлено, что в психолого-педагогической литературе под “затруднённым общением” подразумеваются все виды и формы общения, характеризующиеся как субъективными переживаниями собеседников по поводу несоответствия актуального процесса общения ожиданиям от него, так и объективными трудностями, выявляющимися в напряжённости, прерывании процесса общения, или отказе от его продолжения.
Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуально-типологические особенности сторон. Их наличие и создает барьеры на пути установления контакта. Наличие такого барьера:
увеличивает психологическую дистанцию между партнерами;
снижает степень взаимного доверия;
деформирует характер взаимодействия и взаимоотношений.
Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального поведения.
Субъективные особенности общения формируются на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности.

Список литературы
Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.Є. Улунова; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 2006. — 20 с.
Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А. В. Батаршев. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
Бодалев А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.
Войтик И.М. Социальная психология: учеб.-метод. комплекс для дистанц. обучения / И. М. Войтик; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации , Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск, 2002. - 139 с.
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
Демидова И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова; Таганрог. ин-т упр. и экономики. - М.: Акад. проект: Трикста, 2006. - 224 с.
Душкина М.Р. Психология влияния / М. Р. Душкина. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А.Василика. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / под ред. Д.И.Латышиной. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
Саблин В.С. Психология человека: учебник / В. С. Саблин, С. П. Слаква. - М.: Дашков и К, 2006. - 744 с.
Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.Є. Улунова; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 2006. — С. 12
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 118
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С.121
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С.122
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 124
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 126
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 127












2

1.Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.Є. Улунова; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 2006. — 20 с.
2.Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А. В. Батаршев. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
3.Бодалев А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.
4.Войтик И.М. Социальная психология: учеб.-метод. комплекс для дистанц. обучения / И. М. Войтик; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации , Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск, 2002. - 139 с.
5.Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
6.Демидова И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова; Таганрог. ин-т упр. и экономики. - М.: Акад. проект: Трикста, 2006. - 224 с.
7.Душкина М.Р. Психология влияния / М. Р. Душкина. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
8.Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А.Василика. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
9.Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / под ред. Д.И.Латышиной. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
10.Саблин В.С. Психология человека: учебник / В. С. Саблин, С. П. Слаква. - М.: Дашков и К, 2006. - 744 с.

Вопрос-ответ:

Какие бывают трудности в общении?

Трудности в общении могут быть разными, например, дефицитное и дефектное общение, эмоциональные, социальные и социально-психологические барьеры. Это может происходить из-за непонимания, различия во взглядах и ценностях, отсутствия навыков коммуникации и т.д.

Что такое дефицитное и дефектное общение?

Дефицитное общение - это общение, которое происходит с трудностями из-за недостаточного знания языка, навыков общения и коммуникативных навыков. Дефектное общение - это общение, в котором присутствуют ошибки в использовании языка, неправильная структура фраз и предложений.

Какие бывают барьеры при общении?

Барьеры при общении могут быть эмоциональными, процесса общения, субъективными, социальными и социально-психологическими. Эмоциональные барьеры могут возникать из-за разных эмоциональных состояний, например, страха, нервозности или раздражения. Барьеры процесса общения могут возникнуть из-за неправильной передачи информации, шума или недостаточной ясности высказывания. Субъективные барьеры возникают из-за разных точек зрения и взглядов на мир. Социальные и социально-психологические барьеры могут быть связаны с различиями в социальном статусе, принадлежности к разным группам или стереотипами.

Какие препятствия могут возникнуть при общении?

Препятствия при общении могут быть разными, например, непонимание, недостаток навыков коммуникации, различия во взглядах и ценностях, невербальные сигналы, которые могут быть непонятными или неправильно интерпретированными, и т.д. Эти препятствия могут создавать недоверие, конфликты и приводить к неудачному общению.

Что нужно делать, чтобы успешно общаться?

Чтобы успешно общаться, нужно проявить инициативу, быть открытым, слушать собеседника, проявлять эмпатию, задавать вопросы для уточнения, использовать ясные и понятные высказывания, быть готовым к компромиссам и принять различия между людьми. Важно также быть готовым к тому, что общение может быть сложным и требует терпения и усилий.

Что такое дефицитное и дефектное общение?

Дефицитное общение - это тип общения, при котором стороны необоснованно сдерживают свои эмоции, не выражают своих потребностей и ожиданий, не уточняют непонятные моменты. Дефектное общение - это общение, полное недоразумений, непонимания и конфликтов, вызванных неправильным восприятием информации и неправильным ее передачей.

Какие бывают барьеры при общении?

Барьеры при общении могут быть эмоциональные, процессуальные, субъективные, социальные и социально-психологические. Эмоциональные барьеры возникают, когда стороны не могут контролировать свои эмоции или не могут воспринимать эмоции других людей. Процессуальные барьеры возникают, когда общение происходит без ясной структуры или без учета особенностей ситуации. Субъективные барьеры связаны с предубеждениями и стереотипами, которые мешают человеку воспринимать информацию объективно. Социальные и социально-психологические барьеры возникают из-за различных социальных иерархий, норм и ценностей.

Какие могут быть барьеры в эмоциональной сфере?

Барьеры в эмоциональной сфере могут быть связаны с недостаточным контролем эмоций, страхом выражать свои чувства, непониманием эмоций других людей, неправильным толкованием выражений лица и жестов. Также барьером может стать неспособность эмпатии - способностью сопереживать другим людям и разделять их эмоции.

Что такое социальные и социально-психологические барьеры общения?

Социальные и социально-психологические барьеры общения возникают из-за неравенства социальных статусов, культурных различий, непонимания и неприятия других культур, негативных стереотипов и предубеждений. Такие барьеры могут существенно затруднить общение и создать конфликты между людьми.

Какие бывают трудности общения?

Трудности общения могут быть различными. Некоторые из них связаны с дефицитом навыков общения, когда человек не умеет эффективно выражать свои мысли и слушать собеседника. Другие трудности могут быть связаны с эмоциональными барьерами, когда человек не может контролировать свои эмоции и это мешает ему вести конструктивный диалог. Также существуют социальные и социально-психологические барьеры, которые могут возникать из-за различий в культуре, статусе или социальной роли собеседников. Все эти трудности могут препятствовать успешному общению и создавать недопонимание между людьми.

Как преодолеть трудности в общении?

Преодоление трудностей в общении требует некоторого усилия и самоанализа. Если у вас возникли трудности в общении, сначала важно понять, в чем именно заключается проблема. Может быть, вам необходимо развить навыки активного слушания и выражения своих мыслей. Для этого можно прочитать специальную литературу или пройти тренинги по развитию коммуникативных навыков. Также важно научиться контролировать свои эмоции, чтобы они не мешали вести конструктивный диалог. И, конечно же, необходимо учитывать социальные и социально-психологические аспекты общения, чтобы избегать недопонимания и конфликтов. В целом, преодоление трудностей в общении требует внимания и развития навыков коммуникации.