Вам нужна курсовая работа?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Понятие , структура и функции культуры ее исторические формы и типы.

  • 15 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 04.08.2011
330 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Оглавление
Введение
1. Понятие «культура».
2. Структура и функции культуры.
3. Исторические формы и типы культуры.
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Аудитория народной культуры – всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Но ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны для всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.
Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная – любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая – преимущественно необразованным.
В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять три типа культуры: дописьменный (традиционный); письменный (книжная культура); экранный (в стадии формирования). В основу каждого типа культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации.
Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу дописьменной культуры составляет мифологический культурный код. Данный код основывается на ряде базовых символов. Главными из них являются тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство человека с объектами живой природы. Анимизм – вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, которого она одушевляла, а код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.
Письменные культуры возникают на рубеже 4-3 тыс. до н.э. (в странах Древнего Востока). Возникновение письменности было связано с усложнением социальной жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.
Письменность проходит в своем развитии несколько этапов: пиктограмма – схематичный рисунок; иероглиф – более условное изображение; алфавит. Основными носителями письменного кода являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)
Экранная культура берет свое начало с возникновением кинематографа в 1895 г. (братья Люмьер). В конце XX века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино. Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера.
Выделяют и иные подходы в классификации типов культуры, однако данная модель оперирует именно культурологическое значение и поэтому является одной из самых распространенных.
Заключение
Таким образом, следует отметить, что до сих пор нет однозначного определения культуры – оно очень многогранно и охватывает многие аспекты жизнедеятельности общества.
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения – материальное и нематериальное (духовное).
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, украшение и многое другое.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат многолетней деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом.
Культура выполняет ряд функций, например: защитную, преобразовательную, коммуникативную, сигнификативную, нормативную, релаксационную и др.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.
В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять три типа культуры: дописьменный (традиционный); письменный (книжная культура); экранный (в стадии формирования). В основу каждого типа культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации.




Список используемой литературы
Зубов, В.Е. Культура, её структура и функции: учебное пособие. – Новосибирск, 1999. – 44 с.
Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 709 с.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 600 с.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – 496 с.
Соколов, Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. – М., 1994. – 322 с.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – С. 12.
Соколов, Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. – М., 1994. – С. 22.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – С. 16.
Зубов, В.Е. Культура, её структура и функции: учебное пособие. – Новосибирск, 1999. – С. 11.
Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 50.
Зубов, В.Е. Культура, её структура и функции: учебное пособие. – Новосибирск, 1999. – С. 14.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – С. 19.
Зубов, В.Е. Культура, её структура и функции: учебное пособие. – Новосибирск, 1999. – С. 15.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – С. 23.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – С. 73.
Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 61.












15

Список используемой литературы
1)Зубов, В.Е. Культура, её структура и функции: учебное пособие. – Новосибирск, 1999. – 44 с.
2)Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 709 с.
3)Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 600 с.
4)Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – 496 с.
5)Соколов, Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. – М., 1994. – 322 с.

Узнать стоимость работы