Тема благородного безумия в романе Дон Кихот Ламанчский Сервантеса.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Зарубежная литература
  • 99 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.01.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Тема благородного безумия в романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса
Фрагмент для ознакомления

Каждая эпоха, в условиях новой реальности, рождает новых рыцарей, но ценности, в сути их, остаются те же. Средневековые рыцари, байроновская аристократия, русское дворянство 1825 года и революционеры конца XIX века наделены общими чертами благородства и всегда оно оказывается безумным, потому что оно вне здравого смысла, которому не до высоких идей. Кроме того, мы говорили о князе Мышкине, без сомнения наделенном чертами донкихотства. Но его донкихотство не связано с его принадлежностью к уходящему классу, что еще раз доказывает, что донкихотство – это не всегда явление связанное с уходящими классами, не могущими приспособиться к новой действительности. Дон-Кихот – человек не могущий приспособиться к действительности вообще, в любую эпоху. Он оторван от нее. Таков князь Мышкин Достоевского – «бедный рыцарь»:
«Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой…»
Это баллада Пушкина, которую читает в романе «Идиот» Аглая, и строчки эти относятся к князю Мышкину. Чистое сознание и нежная душа князя Мышкина вызывают у читателей такую же симпатию, как искренность и возвышенность помыслов Дон-Кихота. Как Дон-Кихот видит в ветряных мельницах великанов и угрозу, которую нужно победить и устранить. Так и князь Мышкин может увидеть тонкую и страдающую душу в женщине, которую весь свет давно рассматривает только как товар. Но больше всего роднит князя Мышкина и Дон-Кихота чистота и невинность помыслов оторванных от реальности. Они лишены здравого смысла в этом их безумие. Но они чисты и полны высоких идей – они благородны, как никто. Они – благородные безумцы.
Еще одно роднит князя Мышкина и Дон-Кихота – постоянное сравнение с образом Христа, которого тоже, в общем-то, считали безумцем, а цели его и задачи были самыми возвышенными. Сервантес несколько раз символически сопоставляет образ своего благородного идальго с образом Христа, тем самым, обрекая его на гибель в финале. Достоевский своего князя Мышкина в черновиках называет князь Христос. Князь Мышкин заканчивает свои дни в клинике для душевнобольных. Таким образом, и тот, и другой проиграли реальности, но остались в вечности.
Есть, конечно, и несомненное различие этих образов. Князь Мышкин не спешит «с шашкой наголо рубить врага», он не бросается в переделки, но он наделен такими чертами как сострадание и христианское всепрощение. Скажем так, Дон-Кихот – активный рыцарь, князь Мышкин – рыцарь пассивный, но, несмотря на это Мышкин несомненный «рыцарь печального образа», близкий Дон-Кихоту.
В русской литературе находят и других Дон-Кихотов. Владимир Винников, например, видит Дон Кихота в Чацком. Чацкий также был обвинен в безумстве, как и Дон Кихот, хотя назвать его рыцарем печального образа как-то язык не поворачивается. Если гибель Дон-Кихота вызывает сочувствие, то бегство Чацкого с «поля боя» - скорее досаду.
Изучая литературу, посвященную вечному образу Дон-Кихота все же гораздо чаще мы встречаем сопоставление с реальными людьми, а не с литературными героями. Дон-Кихотом назван Байрон, как мы уже говорили. Дон-Кихотами называют декабристов. А еще Дон Кихот немного живет в каждом человеке. Можно сказать, что образ Дон Кихота – это некая моральная основа во всем ее мучительном противоречии с жестокой реальностью, некое развенчание идеалов. Вечное развенчание вечных идеалов.
Образ благородного безумца, каким является Дон Кихот, не потерял своей актуальности и сегодня, хотя вся современная философия и литература стремится помирить помыслы с реальностью, найти ту линию, где устремления и реальность будут гармонично дополнять друг друга, а не вступать в противоречие
Список литературы
Винников В. Привал Дон Кихота - http://www.zavtra.ru
Давенпорт Г. Набоковский «Дон Кихот» - http://spintongues.msk.ru/dav1.html
Достоевский Ф.М. Идиот – М: ЭКСМО пресс, 1998
Литературная энциклопедия в 11 т. – 1929 -1939 - http://www.feb-web.ru
Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский – М: РИПОЛ классик, 1997

Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский – М: РИПОЛ классик, 1997
Давенпорт Г. Набоковский «Дон Кихот» - http://spintongues.msk.ru/dav1.html
Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский – М: РИПОЛ классик, 1997
Литературная энциклопедия в 11 т. – 1929 -1939 - http://www.feb-web.ru
Литературная энциклопедия в 11 т. – 1929 -1939 - http://www.feb-web.ru
Литературная энциклопедия в 11 т. – 1929 -1939 - http://www.feb-web.ru
Достоевский Ф.М. Идиот – М: ЭКСМО пресс, 1998
Винников В. Привал Дон Кихота - http://www.zavtra.ru

Список литературы
1.Винников В. Привал Дон Кихота - http://www.zavtra.ru
2.Давенпорт Г. Набоковский «Дон Кихот» - http://spintongues.msk.ru/dav1.html
3.Достоевский Ф.М. Идиот – М: ЭКСМО пресс, 1998
4.Литературная энциклопедия в 11 т. – 1929 -1939 - http://www.feb-web.ru
5.Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский – М: РИПОЛ классик, 1997

Вопрос-ответ:

Какую тему развивает Сервантес в романе "Дон Кихот Ламанчский"?

В романе "Дон Кихот Ламанчский" Сервантес развивает тему благородного безумия. Главный герой, Дон Кихот, полон рыцарских идеалов, но его поведение часто выходит за рамки здравого смысла.

Откуда черпал Сервантес идеи для создания образа Дона Кихота?

Сервантес черпал идеи для создания образа Дона Кихота из своего опыта, а также из произведений средневековых рыцарских романов. Он объединил реальность и вымысел, чтобы создать неповторимого и ироничного героя.

Что значит быть благородным безумцем?

Быть благородным безумцем означает иметь высокие идеалы и принципы, но при этом не вписываться в рамки общепринятого здравого смысла. Это означает быть готовым отстаивать свои убеждения даже в самых нелепых обстоятельствах.

Какие черты благородства присущи рыцарям разных эпох?

Персонажи разных эпох, от средневековых рыцарей до революционеров конца XIX века, наделены общими чертами благородства. Они отличаются высокими моральными принципами, чувством долга и готовностью жертвовать собой ради блага общества.

Почему благородное безумие всегда оказывается вне здравого смысла?

Благородное безумие всегда оказывается вне здравого смысла, потому что оно не подчиняется обычным правилам и логике. Оно стремится к идеалам, которые не всегда реализуемы в реальности, и это может показаться безумным для окружающих.

Какова тема благородного безумия в романе "Дон Кихот Ламанчский"?

Тема благородного безумия в романе "Дон Кихот Ламанчский" заключается в том, что главный герой, Дон Кихот, страдает фантазиями и иллюзиями о том, что он настоящий рыцарь, и поэтому он ведет себя странно и непризнано другими. Его безумие связано с его стремлением к благородству и идеалам рыцарства, которые уже давно устарели в его времена.

Какие эпохи и слои общества связаны с темой благородного безумия?

Тема благородного безумия связана с различными эпохами и слоями общества. В средние века это были рыцари, в период байроновской аристократии - аристократы, в русском дворянстве 1825 года - дворяне, а в конце XIX века - революционеры. Они все обладали общими чертами благородства и всегда оказывались безумными, так как их идеалы и ценности были несовместимы с реальностью и здравым смыслом.

Почему благородное безумие всегда оказывается вне здравого смысла?

Благородное безумие всегда оказывается вне здравого смысла, потому что оно основано на идеалах и ценностях, которые не соответствуют реальности и здравому смыслу. Люди, страдающие благородным безумием, предпочитают верить в свои фантазии и иллюзии, вместо того, чтобы признать реальность и приспособиться к ней. Их отсутствие здравого смысла делает их поведение непредсказуемым и часто опасным для самих себя и окружающих.

В чем заключается основная идея благородного безумия в романе "Дон Кихот Ламанчский"?

Основная идея благородного безумия в романе "Дон Кихот Ламанчский" заключается в том, что идеалы и ценности благородства и рыцарства являются устаревшими и нереальными для современного мира. Дон Кихот, будучи безумным в своей стремлении к благородству, обрекает себя на несчастье и разочарование. Роман показывает, что здравый смысл и приспособление к реальности важнее, чем фантазии и иллюзии о благородстве.