Нравственный закон в судьбах героев Л.Н.Толстого (Анна Каренина, Воскресенье)

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Русская литература
  • 99 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.12.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
не выполнялось
Фрагмент для ознакомления

Сословность и исключительность вдруг исчезли и стали немыслимы, и эти люди из бумажки стали похожи на настоящих людей!», - верно сказал Достоевский.
В романе «Анна Каренина» мир природы служит своеобразным критерием оценки: включение в этот мир или отчуждение от него дает возможность судить о нравственно-психологическом состоянии героев. Так, на протяжении романа наблюдается градация во взаимосвязи Анны с окружающим миром природы. Первоначально пейзаж выступает лишь фоном, на котором разворачиваются события связанные с Анной. Затем, с развитием действия и углублением конфликта, природа и весь мир уже воспринимаются ею, но как нечто враждебное: «это небо» и «эта зелень» становятся частью того «безжалостного» мира, который не способен принять и простить ее. В сознании Анны происходит своеобразная подмена образа светского общества, выражающего ей свое неприятие, нейтральными, по сути своей, образами природы. Таким образом, героиня приходит к нравственному выводу о том, что в мире нет равновесия и гармонии, нет любви, которая объединяла бы людей и придавала бы жизни «несомненный смысл».
Люди в «Анне Карениной» живут в разных, простых и сложных формах лжи, зла и самообмана, но упорно добиваются общего идеала добра и правды. Вдруг им открывается реальная истина. Из этого переплетения потоков личных сознаний рождается общее сильное движение толстовской психологической прозы, ее неповторимая художественность.
Своеобразный художественный анализ процесса падения и воскресения человека представлен в романе Толстого «Воскресение». Исследователи до сих пор ведут споры о смысле названия романа и о том, кто же духовно воскресает, Нехлюдов или Катерина Маслова. Большинство отечественных ученых склоняются к мысли о нравственном превосходстве Катюши над ее обольстителем, а возрождение Нехлюдова воспринимают как авторские натяжки и отступление от реализма.
Вместе с тем, Катюшу Маслову необходимо признать просто положительным героем, на стороне которого очевидные авторские симпатии, но не праведницей, выражающей идейно-художественно оформленное и закрепленное высшее, духовное жизнепонимание.
Поиски высшей правды в романе «Воскресение» связаны определенно с образом Нехлюдова. Несмотря на авторское признание, что народ - это положительное, что начинать надо с него, идейный центр правды-утверждения сосредоточен именно на князе Дмитрии Ивановиче. Не случайно в финальной части произведения, на которую у Толстого обычно падает самое сильное логическое ударение, присутствует лишь один Нехлюдов, читающий Евангелие. Это ударение усиливается тем, что Евангелие подробно цитируется, хотя, казалось бы, почти все читатели дореволюционной России должны были знать текст Нагорной проповеди.
Новое повторение уже всем известного текста, иными словами, замедление внешнего действия было призвано акцентировать итоги религиозно-нравственных исканий главного героя романа. Поэтому вряд ли можно согласиться с теми отечественными исследователями, которые отодвигали описание духовных поисков Нехлюдова на второй план.
Образ Дмитрия Нехлюдова представляет собой типичный пример кающегося «праведника», определяющими характеристиками которого становятся постоянное тщеславие, гордыня и беспокаянное покаяние, превращающееся в обвинение других и забвение собственной вины. Текст «Воскресения» показывает, что почти все внутренние монологи главного героя романа заняты осуждением судов, церкви, чиновников, бывших светских знакомых, а самообвинение Нехлюдова появляется только несколько раз, да и то на словах, при его разговорах с Катюшей в ее тюремном заключении.
Таким образом, становится понятным специфический характер «воскресения» Нехлюдова. Налицо, собственно говоря, не духовное перерождение, а изменения душевно-телесной жизни героя, не касающиеся глубин человеческой природы, хотя Толстой утверждал в конце романа, что он начал жить подлинно духовной жизнью. Финальная часть «Воскресения» как раз и позволяет уточнить особенности его «духовности». Речь идет о чтении Нехлюдовым Евангелия, при котором главному герою романа открылась «несомненная истина».
В одной из своих позднейших работ Толстой пишет: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. «Мне отмщение, и Аз воздам». Наказывает только Бог и то только через самого человека». Последняя фраза является переводом («наказывает только Бог») и толкованием («и то только через самого человека») древнего изречения, которое Толстой взял эпиграфом к роману «Анна Каренина».
Но богом для Толстого была сама жизнь, а также тот нравственный закон, который «заключен в сердце каждого человека».












9

Список литературы не выполнялся

Вопрос-ответ:

Каким образом мир природы служит критерием оценки нравственно-психологического состояния героев в романе "Анна Каренина"?

Включение в мир природы или его отчуждение позволяет судить о нравственном и психологическом состоянии героев в романе "Анна Каренина".

Какие изменения происходят с главными героями в романе "Анна Каренина"?

Главные герои романа "Анна Каренина" постепенно меняются, их нравственная и психологическая природа претерпевает изменения.

Как можно описать взаимосвязь героев "Анны Карениной" на протяжении романа?

Наблюдается градация взаимосвязи героев в романе "Анна Каренина".

Что говорит об отсутствии нравственного закона в судьбах героев в романе "Анна Каренина"?

Отсутствие нравственного закона проявляется в судьбах героев романа "Анна Каренина".

Какие изменения происходят со сословиями и исключительностью в романе "Анна Каренина"?

Сословности и исключительность внезапно исчезли и стали немыслимыми в романе "Анна Каренина".

Как мир природы влияет на оценку нравственного и психологического состояния героев в романе "Анна Каренина"?

Мир природы в романе служит своеобразным критерием оценки героев - их включение или отчуждение от него позволяет судить о их нравственном и психологическом состоянии. Это дает возможность автору и читателям наблюдать изменения и градацию во взаимосвязи героев, включая и Анну Каренину.

Какие изменения наблюдаются во взаимосвязи героев в романе "Анна Каренина"?

На протяжении романа наблюдается градация во взаимосвязи героев, включая и Анну Каренину. Отношения между героями меняются со временем, их связь становится сложнее и противоречивее. Это отражает развитие их нравственного и психологического состояния.

Как осуществляется оценка нравственного состояния героев в романе "Анна Каренина"?

Оценка нравственного состояния героев в романе "Анна Каренина" осуществляется через их включение или отчуждение от мира природы. Интеракция героев с природой позволяет автору и читателям судить о их нравственно-психологическом состоянии и видеть изменения, происходящие с ними.

Какие герои романа "Анна Каренина" испытывают отчуждение от мира природы?

Некоторые герои романа "Анна Каренина", включая Анну Каренину саму, испытывают отчуждение от мира природы. Их взаимодействие с природой ограничено или отсутствует, что отражает их внутреннее состояние и отчуждение от нравственных ценностей.

Как мир природы помогает судить о нравственном состоянии героев в романе "Анна Каренина"?

Включение или отчуждение героев от мира природы позволяет автору и читателям судить о их нравственном состоянии. Их взаимодействие с природой отражает их внутренний мир и показывает, как они приспосабливаются или отвергают нравственные ценности, представленные миром природы.

Каким образом нравственный закон проявляется в судьбах героев романа "Анна Каренина"?

В романе "Анна Каренина" нравственный закон проявляется через моральные дилеммы и выборы, с которыми сталкиваются герои. Например, между верностью семье и любовью, между общественными нормами и собственными чувствами. Каждый герой романа сталкивается с нравственными противоречиями и в итоге делает свой выбор, который имеет последствия для его судьбы.