Интеллектуальное и личностное изменение личности среднего возраста под влиянием профессиональных качеств разных профессий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дифференциальная психология
  • 5555 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 27.02.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика среднего возраста как этапа личностного и профессионального развития человека
1.2. Человек среднего возраста как субъект профессиональной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕТАЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы исследования влияния профессиональной детальности на личностные и интеллектуальные изменения человека среднего возраста
2.1.1. Методики исследования личностных изменений человека среднего возраста под влиянием профессиональной деятельности
2.1.2. Методики исследования интеллектуальных изменений человека среднего возраста под влиянием профессиональной деятельности
2.1.3. Методы статистической обработки результатов
2.1.4. Организация и проведение исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
2.2.1. Особенности нервно-психической устойчивости у представителей педагогической и не педагогических профессий среднего возраста
2.2.2. Особенности выраженности синдрома «эмоционального выгорания» у представителей педагогической и не педагогических профессий среднего возраста
2.2.3. Особенности интеллектуальной лабильности у представителей педагогической и не педагогических профессий среднего возраста
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методика «Интеллектуальная лабильность»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальные показатели результатов изучения уровня нервно-психического напряжения, выраженности «эмоционального выгорания» и степени интеллектуальной лабильности в экспериментальной выборке
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Индивидуальные показатели результатов изучения уровня нервно-психического напряжения, выраженности «эмоционального выгорания» и степени интеллектуальной лабильности в контрольной выборке

Фрагмент для ознакомления

Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризный и раздражительный.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.
82. У меня есть судимые родственники.
83. В юности я имел приводы в милицию.
84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.
Обработка данных
Подсчитывается сумма баллов — правильных ответов, соответствующих «ключу»:
«ДА» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;
«НЕТ» — вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«ДА» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, II, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
Интерпретация результатов
Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость.
Полученные баллы НПУ Пункты шкалы НПУ Значение пунктов шкалы НПУ 33 и более 1 Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе 29-32 2 23-28 3 18-22 4 14-17 5 среднее 11-13 6 Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе 9-10 7 7-8 8 6 9 5 и менее 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Инструкция для испытуемого: если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Стимульный материал
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»,
находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.
НАПРЯЖЕНИЕ
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: + 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)
2. Неудовлетворенность собой: -2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)
3. «Загнанность в клетку»: + 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)
4. Тревога и депрессия: + 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)
РЕЗИСТЕНЦИЯ
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: + 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: + 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций: + 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: + 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)
ИСТОЩЕНИЕ
1. Эмоциональный дефицит: + 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность: + 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): + 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: + 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)
Интерпретация результатов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методика «Интеллектуальная лабильность»
Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны за несколько секунд выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе.
Стимульный материал
Инструкция испытуемому: Будьте внимательны, работайте быстро. Не переспрашивайте, два раза повторять не буду. Приступайте к выполнению задания только тогда, когда я скажу: "Начинайте!", а при слове "Стоп" заканчивайте.
1. Напишите первую букву имени "Сергей" и последнюю букву первого месяца года (время выполнения - 3 секунды).
2. (квадрат 4) Напишите слово "Пар" так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек.).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4 сек.).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).
8. (квадрат 12) Поставьте в первом прямоугольнике плюс, третий зачеркните, а в шестом поставьте ноль. (4 сек.).
9. (квадрат. 13) Соедините точки прямой линией, поставьте плюс в меньшем треугольнике.
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом, обозначьте точку пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек.).
12. (квадрат 18) Если в слове "синоним" шестая буква гласная, то поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав точки 1 и 3 (3 сек.).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую - на две части, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек.).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).
21. (квадрат 27) Если слова "Дом" и "Дуб" начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа +, в середине проведите диагональ (3 сек.).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
24. (квадрат 30) Если в слове "Подарок" третья буква не «И», напишите сумму чисел 3 и 5 (3 сек.).
25. (квадрат 31) В слове "Салют" обведите кружком согласные буквы, а в слове "Дождь" зачеркните гласные (4 сек.).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.)
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.).
30. (квадрат 36) Напишите слово "Мир" так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая - в прямоугольнике (3 сек.).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам, и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.)
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией стрелку, направленную влево (2 сек.).
35. (квадрат 42) Заключите "М" в квадрат, "К" в круг, "О" в треугольник (4 сек.).
36. (квадрат 43) Сумму цифр 5 и 2 напишите в прямоугольнике, а их разность в ромбе (4 сек.).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на три, и подчеркните все остальные (5 сек.).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 только в прямоугольник (3 сек.).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружком четные цифры (5 сек.).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные цифры в круглые скобки (5 сек.).
Обработка полученных результатов:
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается пропущенное задание.
Нормы выполнения:
0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5-9 ошибок - средняя лабильность;
10 и более ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении.
15 и более ошибок – малый успех в любой деятельности.
Бланк ответов методики «Интеллектуальная лабильность»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальные показатели результатов изучения уровня нервно-психического напряжения, выраженности «эмоционального выгорания» и степени интеллектуальной лабильности в экспериментальной выборке
п/п № испытуемого результаты диагностики по методике "Прогноз" результаты диагностики по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко результаты диагностики по методике «интеллектуальная лабильность» напряжение резистенция истощение 1 4 58 56 49 5 2 6 30 92 80 12 3 5 92 113 105 19 4 7 105 102 95 9 5 6 60 52 48 6 6 7 85 95 86 5 7 3 52 61 49 0 8 1 88 75 69 15 9 2 56 54 56 2 10 5 101 92 80 9 11 6 25 39 21 3 12 3 57 59 49 11 13 4 64 68 60 8 14 5 59 80 39 6 15 6 89 68 64 9 среднее по выборке 4,67 68,07 73,73 63,33 7,93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Индивидуальные показатели результатов изучения уровня нервно-психического напряжения, выраженности «эмоционального выгорания» и степени интеллектуальной лабильности в контрольной выборке
п/п № испытуемого результаты диагностики по методике "Прогноз" рзультаты диагностики по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко результаты диагностики по методике "интеллектуальная лабильность" напряжение резистенция истощение 1 10 12 21 9 0 2 8 40 34 29 2 3 6 25 26 28 8 4 9 34 41 37 5 5 5 19 10 14 6 6 6 23 29 32 8 7 3 60 57 60 4 8 5 21 20 18 9 9 8 38 31 35 2 10 9 29 38 40 5 11 4 61 29 56 4 12 5 59 68 51 1 13 3 37 29 28 6 14 6 56 64 61 8 15 8 22 26 19 2 среднее по выборке 6,33 35,73 34,87 34,47 4,67











3

БИБЛИОГРАФИЯ
1.Волянюк Н.Ю. Профессиональное развитие субъекта деятельности // Физ. воспитание студ. творч. спец. — 2003. — N 2. — С. 37-47. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2003/03vnydsa.zip
2.Климов Е.А. Введение в психологию труда – М.: Юнити, 1998 – 350 с.
3.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Пер. с англ. А. Маслов и др. – СПб.: Питер, 2008 – 939 с.
4.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. 3-е издание – М.: Флинта, 2008 – 280 с.
5.Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии № 2, 1998 - с. 3
6.Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2005 – 480 с.
7.Психологические тесты. Ахмеджанова Э.Р. – М.: 1996. – 320 с.
8.Психология развития. Хрестоматия // Сост. Прохоренко Т. В., Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. – Спб.: Питер, 2002 – 512 с.
9.Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 - 656 с.
10.Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
11.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 672 с.
12.Русаков А.А., Богатырева Ю.И Методы математической статистики и анализ данных психолого-педагогических исследований – Тула, 2004 [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru:8080/resources/math/mop/index.htm
13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) — М.: Гардарики, 2005 — 349 с.

Вопрос-ответ:

В чем заключается взаимосвязь профессиональной деятельности и развития личности человека среднего возраста?

Взаимосвязь профессиональной деятельности и развития личности человека среднего возраста заключается в том, что работа и профессиональные навыки могут оказывать влияние на интеллектуальное и личностное развитие личности. В процессе работы человек усваивает новые знания, умения и навыки, что способствует его интеллектуальному развитию. Кроме того, работа может формировать личностные качества, такие как ответственность, настойчивость, трудолюбие и другие. Все это влияет на развитие личности в целом.

Какова характеристика среднего возраста как этапа личностного и профессионального развития человека?

Средний возраст является переходным периодом между молодостью и пожилым возрастом, и на этом этапе происходят значительные изменения и развитие как в личностном, так и в профессиональном плане. В этом возрасте человек уже обладает определенным опытом и знаниями, что способствует его профессиональной деятельности. Однако, он также может сталкиваться с различными изменениями в своей жизни и ставить новые цели и приоритеты. Важные аспекты развития личности в среднем возрасте включают формирование самоидентичности, развитие социальных навыков и укрепление личностной зрелости.

Какие перспективы имеет человек среднего возраста как субъект профессиональной деятельности?

Человек среднего возраста имеет определенные перспективы как субъект профессиональной деятельности. Во-первых, он уже обладает опытом и знаниями в своей области, что позволяет ему выполнять свои профессиональные обязанности более эффективно. Во-вторых, с возрастом человек приобретает более стабильные личностные качества, такие как ответственность, надежность и уверенность в себе. Они способствуют развитию профессионального мастерства и повышению карьерного роста. Кроме того, взрослые люди обычно имеют установленные социальные связи и сети, что может помочь им в профессиональной деятельности и нахождении новых возможностей.

Какими качествами профессиональной деятельности могут быть обусловлены изменения личности среднего возраста?

Изменения личности среднего возраста могут быть обусловлены такими качествами профессиональной деятельности, как рост ответственности, развитие лидерских навыков, повышение самоуверенности, адаптация к изменяющимся условиям работы, совершенствование профессиональных навыков и т.д.

Какие характеристики среднего возраста способствуют развитию личности и профессионального роста человека?

Средний возраст характеризуется аккумулированием жизненного и профессионального опыта, зрелостью мышления и принятием обоснованных решений, установлением стабильности в профессиональной сфере, развитием самоидентификации и саморефлексии, которые все вместе способствуют развитию личности и профессионального роста.

Какую роль играет профессиональная деятельность в изменении личности человека среднего возраста?

Профессиональная деятельность играет важную роль в изменении личности человека среднего возраста, так как она предоставляет возможность для развития профессиональных качеств, расширения кругозора, повышения самооценки, формирования новых ценностных ориентаций и смягчения возможных кризисных переживаний этого периода жизни.

Какие влияния профессиональной деятельности можно выделить на развитие личности человека среднего возраста?

Профессиональная деятельность может оказывать влияние на развитие личности человека среднего возраста, включая формирование профессионального самоопределения, осознание своих ценностей, социальную компетентность, эмоциональную стабильность, развитие коммуникативных навыков и др.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что профессиональная деятельность имеет значительное влияние на развитие личности человека среднего возраста. Человек среднего возраста становится субъектом профессиональной деятельности, приобретая определенные профессиональные качества и сталкиваясь с новыми вызовами и возможностями для развития.

Каковы особенности среднего возраста в развитии личности и профессиональной активности?

Средний возраст является этапом, на котором происходят значительные изменения в личности и профессиональной активности человека. В этот период у людей часто происходит поиск новых значимых целей, переоценка жизненных приоритетов и изменение профессиональной направленности.

В чем заключается роль субъекта профессиональной деятельности в среднем возрасте?

В среднем возрасте человек выступает в качестве субъекта профессиональной деятельности, то есть активного участника профессионального процесса. Он имеет определенные профессиональные качества, которые сказываются на его развитии и личностном изменении.

Какие изменения происходят в развитии личности среднего возраста под влиянием профессиональных качеств разных профессий?

Под влиянием профессиональных качеств различных профессий, личность среднего возраста может проходить различные изменения. Например, профессии, требующие высоких умственных нагрузок, могут способствовать развитию интеллектуальных способностей и повышению уровня самооценки. Другие профессии, требующие силовой физической работы, могут возникновению мышечной массы.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: средний возраст является этапом, на котором происходят значительные изменения в личности и профессиональной активности человека; человек среднего возраста выступает в качестве субъекта профессиональной деятельности; профессиональные качества различных профессий могут оказывать влияние на развитие личности среднего возраста.