Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Этноконфликт и межнациональный конфликт

  • 24 страницы
  • 6 источников
  • Добавлена 01.04.2008
282 руб. 940 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
1. Введение
2. Сущность этнического конфликта
3. Нация и межнациональные конфликты
3.1 Причины возникновения этно - и межнациональных конфликтов
3.2 Особенности конфликтов, возникших на национальной почве
3.3. Классификация национальных конфликтов
4. Межнациональные конфликты в западном мире
4.1 Психологические аспекты этнических конфликтов
4.2 Балканский конфликт
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Ученые прогнозируют, что США со временем окажется перед проблемой разрешения этнонационального разделения, как это произошло и в России.
Своеобразная ситуация складывается в Швейцарии, где на паритетных началах сосуществуют четыре этноса: германошвейцарцы, италошвейцарцы, франкошвейцарцы и ретороманцы. Последний этнос, будучи наиболее слабым, в современных условиях поддается ассимиляции со стороны других, и трудно предсказать, какой окажется реакция на это этнически сознательной его части, прежде всего, интеллигенции.
4.2 Балканский конфликт
Известно несколько культурных регионов и типов цивилизации на Балканском полуострове. Особо выделены следующие: византийско-православный на востоке, латино - католический на западе и азиатско-исламский в центральных и южных областях. Межнациональные отношения здесь так запутаны, что трудно ожидать полного улаживания конфликтов в ближайшие десятилетия.
При создании Социалистической Федеративной республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения. Этот важнейший фактор впоследствии и был использован идеологами национальных движений и способствовал распаду федерации. В Боснии и Герцеговине боснийцы-мусульмане составляли 43,7% населения, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%. В Черногории проживало 61,5% черногорцев, в Хорватии 77,9 % составляли хорваты, в Сербии 65,8 % - сербы, это с автономными краями: Воеводина, Косово и Метохия. Без них же в Сербии сербы составляли 87,3 %. В Словении словенцев - 87,6 %. Таким образом, в каждой из республик проживали и представители этнических групп других титульных национальностей, а также значительное количество венгров, турок, итальянцев, болгар, греков, цыган и румын.
Еще один немаловажный фактор - конфессиональный, причем религиозность населения определяется здесь этническим происхождением. Сербы, черногорцы, македонцы - это православные группы. Однако и среди сербов есть католики. Католиками являются хорваты и словенцы.
Интересен конфессиональный срез в Боснии и Герцеговине, где проживают католики-хорваты, православные - сербы и славяне-мусульмане. Есть и протестанты - это национальные группы чехов, немцев, венгров, словаков. Имеются в стране и иудейские общины. Значительное число жителей (албанцы, славяне-мусульмане) исповедуют ислам.
Лингвистический фактор также сыграл немаловажную роль. Около 70 % населения бывшей Югославии говорило на сербско - хорватском или же, как принято говорить, хорвато-сербском языке. Это в первую очередь сербы, хорваты, черногорцы, мусульмане. Однако он не был единым государственным языком, в стране вообще не было единого государственного языка. Исключение составляла армия, где делопроизводство велось на сербско – хорватском, который построен на основе латинской графики, команды также подавались на данном языке.
Конституция страны подчеркивала равноправие языков, и даже при выборах бюллетени печатались на 2-3-4-5 языках. Существовали албанские школы, а также венгерские, турецкие, румынские, болгарские, словацкие, чешские и даже украинские. Издавались книги, журналы. Однако в последние десятилетия язык стал предметом политических спекуляций.
Обязательно также учитывать экономический фактор. Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и автономный край Косово - отставали в экономическом развитии от Сербии. Это приводило к различиям в доходе различных национальных групп и усиливало противоречия между ними. Экономический кризис, многолетняя безработица, жесточайшая инфляция, девальвация динара усиливали центробежные тенденции в стране, особенно в начале 80-х годов.
Причин распада югославского государства можно назвать еще десятки, но так или иначе к концу 1989 года произошла дезинтеграция однопартийной системы, и после проведения парламентских выборов в 1990-1991 годах начались военные действия в Словении и Хорватии. В июне 1991 года, а в апреле 1992 года в Боснии и Герцеговине разгорелась гражданская война. Она сопровождалась этническими чистками, созданием концентрационных лагерей, грабежами. На сегодняшний день «миротворцы» добились прекращения открытых боев, но ситуация на Балканах сегодня по-прежнему остается сложной и взрывоопасной.
Очередной очаг напряженности возник в крае Косово и Метохия - на исконных сербских землях, колыбели сербской истории и культуры, на которых в силу исторических условий, демографических, миграционных процессов доминирующим населением являются албанцы (90 - 95 %), претендующие на отделение от Сербии и создание самостоятельного государства. Ситуация для сербов усугубляется еще и тем, что край граничит с Албанией и населенными албанцами регионами Македонии. В той же Македонии существует проблема взаимоотношений с Грецией, которая протестует против названия республики, считая незаконным присвоение имени государству, совпадающего с название одной из областей Греции. Болгария имеет претензии к Македонии по причине статуса македонского языка, рассматривая его как диалект болгарского.
Обострены хорвато-сербские отношения. Это связано с положением сербов в Хорватии. Сербы, вынужденные оставаться в Хорватии, меняют национальность, фамилии, принимают католицизм. Увольнение с работы по этническому признаку становится обыденным делом, и все чаще говорится о «великосербском национализме» на Балканах. По разным данным, от 250 до 350 тысяч человек были вынуждены покинуть Косово. Только за 2000 год в там были убиты около тысячи человек, сотни раненых и пропавших без вести.
5. Заключение
Сложность и конфликтность современного мира, ситуаций и процессов в России обуславливают собой необходимость повышения нравственной, политической, морально-психологической культуры национально-этнических отношений. Спасительной альтернативы этому нет. Диалог культур, открытость этнокультур, преодоление психологии замкнутости, изолированности, ущемленности и гегемонизма - условия формирования и развития демократической и гуманистической толерантности, взаимообогащающего партнерство.
В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.
Борьба за природные ресурсы, приоритеты в трудовой деятельности, социальные гарантии - всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают в крупномасштабный конфликт. Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов – важная задача современной науки.
Несмотря на сложность разрешения, наука и общественность находят способы регулирования этнических конфликтов, а в сегодняшнее время, когда большинство народов по-прежнему опасается развала привычного уклада жизни в результате межнациональных конфликтов, это весьма значимо.
Межнациональные конфликты - это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства, которые часто разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочные формы - как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами, как идейная борьба, политическая борьба и другие. В то же время характер этих конфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и "коренным" населением, весьма типичен.
Таким образом, межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы, затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. К последствиям конфликтов можно отнести безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.
К сожалению, даже в столь развитый и прогрессивный век, как двадцатый, не было найдено универсального рецепта решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, - эти конфликты не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными сторонами конфликта. Третья сторона может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации конфликта может быть только отказ от применения силы, именно потому, что в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между конфликтующими сторонами.
На основании проведенных исследований можно заключить, что цели и задачи, поставленные в работе, были выполнены.
6. Список использованной литературы
1. Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. - №1. - C. 93-107.
2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004, 177 с.
3. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Наука, 2004, 105 с.
4. Соснин В.А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов. – М.: Социс, 2005, 97 с.
5. Туманов Б. В. XX век по минному полю? // Новое время – 2002. - №12 - С. 24.
6. Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М: Макроэкономика, 1999, 241 с.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 23.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 26.

Туманов Б. В. XX век по минному полю? // Новое время – 2002. - №12 - С. 24.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Наука, 2004. – С. 41.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Наука, 2004. – С. 48.

Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. - №1. - C. 93.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 71.

Соснин В.А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов. – М.: Социс, 2005. - С. 12.

Соснин В.А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов. – М.: Социс, 2005. - С. 22.

Там же. - .С. 26.

Соснин В.А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов. – М.: Социс, 2005. - С. 64.

Соснин В.А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов. – М.: Социс, 2005. - С. 69.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 101.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Наука, 2004. – С. 87.

Там же. – С. 91.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 119.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М: Макроэкономика, 1999. – С. 43.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М: Макроэкономика, 1999. – С. 58.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М: Макроэкономика, 1999. – С. 64.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Наука, 2004. – С. 32.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Наука, 2004. – С. 39.

Там же. – С. 45.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 18.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 22.













16

Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. - №1. - C. 93-107.
2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004, 177 с.
3. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Наука, 2004, 105 с.
4. Соснин В.А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов. – М.: Социс, 2005, 97 с.
5. Туманов Б. В. XX век по минному полю? // Новое время – 2002. - №12 - С. 24.
6. Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М: Макроэкономика, 1999, 241 с.

Узнать стоимость работы