Особенности приватизации государственной собственности и проведения радикальных экономических реформ в странах Восточной Европы

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Мировая экономика
  • 1414 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 25.12.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
доклад без оглавления
Фрагмент для ознакомления

Но Польша пережила в конце 80-х - начале 90-х годов период очень высокой инфляции, поэтому сегодня доля денег в ВВП в Польше существенно ниже, чем в Чехии.
Подорвать доверие к национальной валюте довольно легко, а восстанавливать его приходится потом долгими годами проведения ответственной денежной политики. Это значит, что в странах постсоветского пространства, где проинфляционные эксперименты проводились по нескольку раз, и проводились энергично, накопленная инфляция гораздо больше, а доверие к национальным деньгам меньше, чем в странах Восточной Европы. Соответственно, первые подходят к моменту выхода из постсоциалистической рецессии с существенно более низкой долей денег в ВВП. Это - прямое следствие растянутого периода падения производства и высокой инфляции.
В странах, где реформы проводились энергично, а период рецессии был коротким, удалось, в общем, довольно быстро сформировать нормальный механизм, обеспечивающий ответственное поведение предприятий, затормозить рост неплатежей и стабилизировать государственные доходы на относительно высоком уровне. Сейчас у нас много говорят о несовершенстве действующего в России механизма банкротства, что справедливо. Но этот механизм на начальном этапе был несовершенен во всех постсоциалистических странах. Известно много историй про фиктивные и ложные банкротства и в Венгрии, и Польше, но факт остается фактом: рост неплатежей прекращается в тот момент, когда банкротство становится массовым. Управляющие предприятиями начинают понимать, что, имея неплатежи, они рискуют потерять контроль над финансовыми потоками. Усиление финансовой дисциплины предприятий, прекращение роста неплатежей наряду с сохранением относительно высокой доли денег в ВВП позволяет избежать развития бартерной экономики, безденежных расчетов с их отрицательным воздействием на способность государства собирать налоги. Конечно, доля доходов бюджета в ВВП ненадолго сокращается по сравнению с социалистическими временами, но затем она стабилизируется на достаточно высоком уровне - выше 40% по всей Восточной Европе. По крайней мере, это справедливо для Польши, Чехии, Венгрии, Словакии.
Программой предполагалось резкое ужесточение денежной политики и прекращение эмиссионного финансирования дефицита бюджета, что действительно привело к резкому падению инфляции, укреплению рубля, к созданию предпосылок перехода к росту в 1997 году. Но программа вместе с тем включала в себя и два слабых элемента. Первый - разрыв между бюджетными обязательствами и текущим финансированием. Правительству в какой-то степени удалось взять под контроль текущее финансирование своих обязательств, но не удалось взять под контроль рост обязательств. Издавалось множество законов, которые вроде бы полагалось выполнять, но так как денег не было, они не финансировались. Это означало, что государство само стало источником нарушения финансовой дисциплины. Очень трудно ужесточать финансовые, в том числе налоговые, требования к предприятиям, когда предприятия могут резонно продемонстрировать, что государство само является крупнейшим неплательщиком в экономике, что их неплатежи потому и образовались, что есть неплатежи государства. Такая ситуация означает, что:
на фоне финансовой стабилизации (снижения инфляции) не происходит улучшения налогового администрирования, не снижается налоговая недоимка, но происходит дальнейшая эрозия налоговой дисциплины;
на фоне низкой инфляции, при эрозии налоговой дисциплины и ограниченной возможности взять под контроль обязательства государства, правительство вынуждено идти путем наращивания внутренних заимствований, даже понимая, насколько они опасны. Правительство убеждает себя, что, допустим, 2% ВВП - это немного, зато низкая инфляция позволит возобновить рост производства, и потом этот сравнительно небольшой внутренний долг удастся быстро погасить.
Именно потому, что принятой стабилизационной программе предшествовал продолжительный период инфляции, эта программа реализуется, во-первых, в условиях недоверия к национальным деньгам, во-вторых, в условиях невозможности достаточно энергично сокращать расходы (а их необходимо сокращать гораздо более жестко, чем в Восточной Европе) и, в-третьих, в условиях риска катастрофически быстрого наращивания внутреннего долга. Сказать, что эта стратегия абсолютно обречена на провал, нельзя. Но она очень рискованна и, к тому же, базируется на предположении о высоком уровне внешней стабильности.
Но следует еще раз подчеркнуть, что за оптимистическими стабилизационными ожиданиями таятся элементы риска. Главный из них связан с тем, что в качестве платы за подобную стабилизацию страна получает очень негибкую финансово-экономическую структуру, лишь в крайне ограниченной мере способную адаптироваться к возможным неожиданностям на мировом рынке.
Таким образом, произошли радикальные изменения, и вследствие этого начался отток нерезидентов с рынка, возникли бюджетные проблемы, сократились реальные бюджетные возможности в связи с низкими ценами на нефть, изменилось сальдо торгового баланса. А государство на все это не способно ответить управляемой девальвацией своей валюты, что в подобных условиях было бы выходом. Девальвация оказывается катастрофой для бюджета и банковской системы.
Итак, сложившаяся после постсоциалистических реформ экономическая ситуация обязывает по-разному выстраивать реалистические варианты разумной экономической политики, ориентированной на долгосрочный рост.


Литература
Борисов А.Н., Гладких С.Р., Любимов А.П. Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный). – М., 2004.
«О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024.
Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1995.
Финансы: Учебник / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. - М.: Юрайт, 2000.
Финансы: Учебник / Под ред. СИ. Лушина и В.А. Слепова - М.: изд. РЭА, 2000.
Шаванс Б. Социализм и капитализм: теоретическое будущее и реальность // Вопросы экономики № 6 (1999)

Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1995.
«О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024.
Борисов А.Н., Гладких С.Р., Любимов А.П. Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный). – М., 2004.
«О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024.
«О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024.
Шаванс Б. Социализм и капитализм: теоретическое будущее и реальность // Вопросы экономики № 6 (1999)
Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1995.
Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1995.
Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1995.
Финансы: Учебник / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. - М.: Юрайт, 2000.












2

Литература
1.Борисов А.Н., Гладких С.Р., Любимов А.П. Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный). – М., 2004.
2.«О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024.
3.Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и
статистика, 1995.
4.Финансы: Учебник / Под ред. Романовского М.В., Врублевской
О.В., Сабанти Б.М. - М.: Юрайт, 2000.
5.Финансы: Учебник / Под ред. СИ. Лушина и В.А. Слепова - М.:
изд. РЭА, 2000.
6.Шаванс Б. Социализм и капитализм: теоретическое будущее и реальность // Вопросы экономики № 6 (1999)

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет приватизация государственной собственности в странах Восточной Европы?

Приватизация государственной собственности в странах Восточной Европы имеет ряд особенностей. Во-первых, она проводилась после распада Советского Союза и связанных с этим экономических трудностей. Во-вторых, приватизация происходила в условиях неопределенности и недостатка опыта, что привело к ошибкам и проблемам. В-третьих, приватизация была связана с изменением политического режима и включала в себя переход к рыночной экономике.

Почему Польша пережила в конце 80-х начале 90-х годов период очень высокой инфляции?

Польша пережила в конце 80-х начале 90-х годов период очень высокой инфляции из-за ряда экономических и политических причин. Это был период перехода от централизованной плановой экономики к рыночной экономике, что сопровождалось ростом цен и дефицитом товаров. Также, страну ожидали массовая безработица и хаос после распада Советского Союза. Все это привело к высокой инфляции и нестабильности экономики.

Почему доля денег в ВВП в Польше существенно ниже, чем в Чехии?

Доля денег в ВВП в Польше существенно ниже, чем в Чехии, из-за различий в экономическом развитии и денежной политике этих стран. Польша пережила период высокой инфляции в конце 80-х начале 90-х годов, что привело к потере доверия к национальной валюте и необходимости проведения ответственной денежной политики. В результате, Польша сегодня имеет более низкую долю денег в ВВП по сравнению с Чехией, где инфляция была менее значительной.

Какие особенности приватизации государственной собственности были наблюдаемы в странах Восточной Европы?

В странах Восточной Европы, таких как Польша и Чехия, процесс приватизации государственной собственности был осуществлен в период перехода к рыночной экономике после распада Советского Союза. Приватизация проводилась путем продажи государственных предприятий частным инвесторам или же превращения их в акционерные общества. Это позволило улучшить эффективность и конкурентоспособность экономики.

Почему доля денег в ВВП в Польше сегодня существенно ниже, чем в Чехии?

Польша пережила в конце 80-х начале 90-х годов период очень высокой инфляции, что привело к девальвации национальной валюты и потере доверия к ней со стороны населения и инвесторов. Это привело к необходимости проведения ответственной денежной политики и сдерживанию инфляции. Сегодня доля денег в ВВП в Польше значительно ниже, чем в Чехии, так как после кризиса была установлена строгая денежная политика, которая позволила долгосрочно восстановить доверие к национальной валюте.

Как можно подорвать доверие к национальной валюте?

Доверие к национальной валюте может быть подорвано различными способами, такими как нестабильность экономической и политической ситуации в стране, высокая инфляция, девальвация валюты, нерешенные экономические проблемы, коррупция и т.д. Увеличение доли денег в ВВП может также негативно сказаться на доверии к национальной валюте, так как это может свидетельствовать о несбалансированном финансовом состоянии страны.

Почему восстановление доверия к национальной валюте требует проведения ответственной денежной политики?

Восстановление доверия к национальной валюте требует проведения ответственной денежной политики, так как это позволяет сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность валюты. Если денежная политика не будет ответственной и не будет основываться на принципах финансовой дисциплины, это может привести к дальнейшим проблемам с доверием к национальной валюте и экономической нестабильности.

Какие особенности были связаны с приватизацией государственной собственности в странах Восточной Европы?

В странах Восточной Европы процесс приватизации государственной собственности был сложным и многоэтапным. Он включал продажу акций государственных предприятий, создание новых правил и законодательства, привлечение иностранных инвесторов и др. Приватизация была направлена на привлечение частного капитала, улучшение эффективности предприятий и развитие рыночных отношений.

Какие радикальные экономические реформы проводились в странах Восточной Европы?

В странах Восточной Европы проводились такие реформы, как переход от плановой экономики к рыночной, ликвидация коллективизации сельского хозяйства, создание конкурентной среды и установление свободной торговли. Также велась реформа налоговой системы, бюджетного процесса и финансового сектора. Целью этих реформ было обеспечение устойчивого экономического роста и развития рыночных отношений в странах Восточной Европы.

Какие последствия имели высокая инфляция и уменьшение доли денег в ВВП в Польше?

Высокая инфляция и уменьшение доли денег в ВВП в Польше имели негативные последствия. Инфляция приводила к потере доверия к национальной валюте, росту цен на товары и услуги, снижению покупательной способности населения. Уменьшение доли денег в ВВП означает сокращение масштабов наличных денежных средств в экономике, что может ограничить возможности потребления и инвестиций. Для восстановления доверия к национальной валюте и увеличения доли денег в ВВП необходимо проведение ответственной денежной политики и меры по стабилизации экономики.