Наглядные и вербальные отражения зрительных образов в памяти младших школьников (на материале русского и английского языков

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Английский продвинутый
  • 3636 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 21.04.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАГЛЯДНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Особенности формирующего эксперимента
2.3 Контрольный эксперимент
2.4 Сопоставление результатов экспериментов на вербальное и зрительное восприятие на основе экспериментов

Фрагмент для ознакомления

Затем уже в левом полушарии осуществляется семантический анализ раздражителя.
Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия, — одна из основных задач дошкольного и школьного воспитания. К школьному возрасту зрительное восприятие ребенка считается достаточно зрелым.
Доказано, что к возрасту 6–7 лет дети достаточно хорошо овладевают графическими навыками, так что до 95% их рисунков узнаваемы (эксперт относит предмет к той же семантической области, что и ребенок).
На особенность восприятия влияет также и темперамент человека. Темперамент представляет собой результат объединения разнообразных биологических компонентов, которые вовлечены в функционирование системы поведения. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения, потому темперамент проявляется и в психической ориентировке, и в программировании, и в регуляции, и в оценке жизнедеятельности человека в виде динамических процессов и состояний. К последним относят: интенсивность, скорость, темп, ритм, а также эмоциональную чувствительность и пластичность.
Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением силы, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозного процессов.
По мнению Г. Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип [1] .
Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.
Ассоциации в психологии имеют свою классификации, наиболее распространенной из которых является классификация, берущая за основу разграничения характера отношений между содержаниями ассоциируемых психических образований, отражающего три типа отношений между явлениями внешнего мира: а) пространственно-временная смежность, б) подобие, сходство, в) различие, противоположность. Если контраст рассматривать как частный случай сходства, то приходится говорить лишь о двух основных типах ассоциаций — ассоциациях по смежности и ассоциациях по сходству.
Вербальные ассоциации, следуя лингвистической традиции (парадигматические поля И. Трира и Л. Вайсгербера, синтаксические или синтагматические поля В.Порцига и т. п.), принято делить на два типа — синтагматические (небо — голубое} и парадигматические (стол — стул).
В последнее время выделяют третий тип вербальных ассоциаций — тематические ассоциации (друг — дорога).
В работе дано определение памяти: память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
В процессах запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. В процессах запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина — следствие, целое — его часть, общее — частное.
В зависимости от модальности различают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную и обонятельную память. Каждая из них может быть затронута патологическим процессом и в таком случае затруднять нормальное протекание процесса речи. При нарушении одной из них другие могут быть использованы в определенной мере для компенсации пострадавшей. Это возможно благодаря их взаимодействию при нормальном функционировании речи.
Различают также непроизвольную память, произвольную, механическую, смысловую, кратковременную, оперативную, долговременную, слуховую, моторную, зрительную и другие виды памяти.
В каждом возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, видах деятельности различный материал забывается, как и сохраняется, по-разному.
Сохранение и забывание — это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение — это удержание в памяти, а забывание — это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, но и пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
Апробация методов исследования зрительно-вербальных функций проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 264 города Санкт-Петербурга.
В апробации приняли участие учителя школы, школьники и студенты. В свободном эксперименте приняли участие ученики 4-а и 4-б классов - 25 и 29 человек; учителя иностранного языка – 2 человека и другие лица - студенты-помощники.
В констатирующем эксперименте приняли участие две группы учащихся 4-а класса - 12 и 13 человек.
Для контрольного эксперимента для подтверждения выводов и результатов исследования были выбраны группы учащихся их того же класса и учащимся даны те же задания.
В экспериментальную группу вошли 25 человек из 4-а класса, в контрольную группу – 29 человек из 4-б класса.
Таким образом, полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить преобладающий тип зрительного восприятия.
Результаты проведенного нами исследования позволили нам утвердиться в предположении, что при организации обучения нужно опираться на все каналы получения информации, так как в одном классе учатся дети с разными ведущими модальностями восприятия. Для успешного обучения учителю необходимо выстраивать взаимодействие с учащимися, опираясь на их ведущую модальность. Необходимо не только рассказывать, но и показывать изучаемый новый материал, активизируя ощущения, эмоции, чувства, движения. В процессе обучения учителю нужно для учеников-визуалов использовать слова, которые описывают цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия. Для ученика-аудиала использовать модуляцию и тембр голоса
Апробация методов исследования зрительно-вербальных функций проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 264 города Санкт-Петербурга.
В апробации приняли участие учителя школы, школьники и студенты. В свободном эксперименте приняли участие ученики 4-а и 4-б классов - 25 и 29 человек; учителя иностранного языка – 2 человека и другие лица - студенты-помощники.
В констатирующем эксперименте приняли участие две группы учащихся 4-а класса - 12 и 13 человек.
Для контрольного эксперимента для подтверждения выводов и результатов исследования были выбраны группы учащихся их того же класса и учащимся даны те же задания.
В экспериментальную группу вошли 25 человек из 4-а класса, в контрольную группу – 29 человек из 4-б класса.
Таким образом, полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить преобладающий тип зрительного восприятия.
Результаты проведенного нами исследования позволили нам утвердиться в предположении, что при организации обучения нужно опираться на все каналы получения информации, так как в одном классе учатся дети с разными ведущими модальностями восприятия. Для успешного обучения учителю необходимо выстраивать взаимодействие с учащимися, опираясь на их ведущую модальность. Необходимо не только рассказывать, но и показывать изучаемый новый материал, активизируя ощущения, эмоции, чувства, движения. В процессе обучения учителю нужно для учеников-визуалов использовать слова, которые описывают цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия. Для ученика-аудиала использовать модуляцию и тембр голоса


ПРИЛОЖЕНИЕ - Эксперименты на контроль навыков зрительного восприятия
Эксперименты на контроль навыков зрительного восприятия
1. Задания в пробе на зрительно-вербальные ассоциации. Сформированность зрительных представлений может быть проанализирована с помощью проб на рисование предметов. Мы использовали задания на рисование и дорисовывание по слову-наименованию.
Цель эксперимента – проверить вербально-зрительные ассоциации ребенка. Учащимся предлагается лист бумаги формата А 4, разделенный (расчерченный) на 6 частей.
Для выполнения заданий детям даются следующие инструкции. Нарисовать предметы или явления, которые приходят на ум при слушании слов: школа, погода, растение, машина, листок, прибор. Время выполнения – 5 минут.
2. Задания в пробе на свободные ассоциации. Цель эксперимента – контроль сформированности навыков свободных ассоциаций. Детям дается листок бумаги А 4, разделенный на 6 частей. Испытуемым даются инструкции: в каждой клеточке нарисуй что-нибудь одно. Рисуй, что хочешь, но следи, чтобы рисунки не повторялись. Если ребенок начнет рисовать сюжет, то можно посоветовать ему в следующей клетке нарисовать что-нибудь одно, один предмет. Время выполнения – 5 минут.
3. Задания в пробе на вербально направленные ассоциации. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербально-направленных ассоциаций. Испытуемым дается лист А 4, разделенный на 6 частей. Инструкции: теперь в каждой клеточке рисуй разные растения. Следи внимательно, чтобы рисунки не повторялись. Время выполнения – 5 минут.
4. Задания в пробе на невербально направленные ассоциации. Цель эксперимента - проконтролировать сформированность навыков невербально-направленных ассоциаций. Испытуемым дается лист А 4, разделенный на 6 частей. Даются следующие инструкции: вспомни, в каких предметах можно увидеть эту фигуру, и нарисуй их — в каждой клеточке разные.
Фигуры — круг, квадрат и др. — могут быть заранее нарисованы в каждой ячейке или предъявлены на карточке. Время выполнения – 5 минут.
Игровые задания на проверку навыков вербального и зрительного восприятия
Задание 1. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков зрительного восприятия. На столе раскладываются в произвольном порядке 10—15 разнообразных предметов, примерно одинаковых по размеру и расцветке (например, ножницы, катушка ниток, ручка, ластик, линейка, коробочка кнопок и т. п.). Вызывается первый учащийся, которому предлагается в течение 15 секунд разглядывать эти предметы, запоминая, что где лежит, потом он отворачивается, а ведущий меняет местами некоторые предметы, что-то убирает. После этого ребенок снова смотрит на стол, его задача вспомнить, как предметы лежали при первом предъявлении, чего не хватает.
Эксперты оценивают правильность ответа. Та же процедура повторяется с другими учениками. Время выполнения – 20 минут.
Задание 2. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков зрительного восприятия. Шестеро ребят становятся в шеренгу. Один из них поворачивается спиной, остальные быстро перестраиваются. Когда ребята встают в новом порядке, ведущий эксперимент подает сигнал, и ученик, повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить в течение 5-10 секунд, кто за кем стоит. После нового сигнала ученик отворачивается и называет, в каком порядке стоят его товарищи. В упражнении могут участвовать все ученики. Время выполнения – 20 минут.
Задание 3. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков зрительного восприятия. Ведущий просит выйти за дверь 8-10 человек. Первый из них заходит обратно, и ему предъявляется картинка (желательно, чтобы это была картинка с людьми, но не портрет, т.е. чтобы там была динамика и множество различных деталей — горизонт, деревья, животные, дома и т.п., но ничто из этого не должно быть крупным планом). Ученик смотрит на предъявляемую картинку в течение 10-15 секунд, стараясь запомнить все, что видит. После этого картинка убирается и входит следующий участник. Первый должен рассказать второму все, что запомнил. Второй рассказывает все, что запомнил из рассказа первого, третьему участнику игры и т.д. После того как последний ученик рассказывает всем присутствующим то, что он запомнил, картинка предъявляется и у всех есть возможность сравнить только что услышанное с реальным рисунком. Время выполнения – 20 минут.
Задание 4. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербального восприятия. «Бег ассоциаций». Участники сидят в кругу. Ведущий эксперимент дает следующую инструкцию: «Сейчас я произнесу слово, а сидящий слева от меня должен быстро назвать любое другое слово, возникшее у него в памяти в тот момент, когда я назвал свое слово. Следующий участник игры должен назвать любое свое слово и так далее». После того как было сделано 2-3 полных круга и ассоциации, произнесенные в начале игры, забылись, ведущий предлагает развернуть круг ассоциаций в обратном порядке. Повторяется последнее названное слово, далее по кругу вспоминается слово, на которое была эта ассоциация, так до тех пор, пока не вспоминается самое первое слово, названное в начале игры. Время выполнения – 6 минут.
Задание 5. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков зрительного восприятия. Все участники встают в круг, ведущий эксперимент — в центре круга. Ведущий объясняет, что все участники игры должны повторять движения, которые он будет им показывать, кроме одного — «запрещенного», например обхвата головы. Ведущий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом... Улучив подходящий момент, показывает «запрещенное» движение. Участники эксперимента должны не только запомнить «запрещенное» движение, но и быть предельно внимательными. Время выполнения – 7 минут.
Задание 6. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербального восприятия. «Снежный ком». В данном эксперименте могут участвовать от 7 до 15 человек. Участники эксперимента садятся в круг. Первый участник по команде называет какой-нибудь предмет. Следующий справа от первого участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов. Время выполнения – 10 минут.
Эксперимент на проверку навыков вербального восприятия
Задание 1. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербального восприятия. В задании на называние действий, учитывая возможные трудности понимания инструкции, ведущий помогает и говорит ребенку: «Назови любые действия, какие можно делать. Например, можно писать, что еще?» Время выполнения – 10 минут.
Задание 2. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербального восприятия. Ребенку предлагают следующие инструкции: называть любые растения. Процедура и время выполнения такие же, как в свободных ассоциациях.
Очень важно, чтобы материал предыдущих проб не влиял на содержание ассоциаций, поэтому данные задания предъявляются до других зрительно-вербальных проб.
Задание 3. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербального восприятия. Учащимся зачитываются слова на русском и английском языках вперемешку, причем чтение производится с одинаковой интонацией и одинаковыми промежутками времени между словами (примерно 1 секунда).
Материал для запоминания:
Дружба, цветок, bag, встреча, полка, book, школа, болезнь, joy, доска, мыло, радость, present, винт, стена, table, капуста, подарок, desk, труба, слеза, friendship, кирпич, вода, apple, учебник.
Ученик, школа, news, подарок, сон, pencil, предложение, заявление, copybook, колодец, покраска, sofa, овощи, sister, движение, apple, бабочка, объявление, application, бегемот, клетка, earthquake, багаж, стена, lesson.
После зачитывания учащимся предлагается воспроизвести эти слова либо письменно, либо устно (в этом случае учащиеся по очереди заходят в класс и говорят то, что запомнили). При анализе результатов обращают внимание на то, действительно ли лучше запомнились те слова, которые, предположительно, имеют для детей субъективную эмоциональную окраску. Время выполнения – 15 минут.
Задание 4. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербального восприятия. Для данного эксперимента мы приготовили 5 разнообразных текстов, по 7-10 предложений каждый, которые мы взяли из книг для внеклассного чтения на русском языке и материала для домашнего чтения на английском языке: два текста для учащихся основной группы 4-а класса и те же тексты для учащихся 4-б класса контрольной группы. Даются инструкции по выполнению задания. Ведущий эксперимента по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. Он должен прочитать свой текст как можно выразительнее, а все остальные пытаются запомнить и позднее воспроизвести произнесенные им предложения. Необходимо объяснить детям, что чем с более выразительными интонациями и эмоциями они прочитают фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить. После того как первый участник прочитал свой текст, остальные рассказывают то, что запомнили. Потом свой текст читает следующий участник игры, и т.д.
Тексты для чтения дл учащихся экспериментальной группы.
1). «Russia occupies a large territory. It stretches almost 10 000 (ten thousand) kilometers from east to west and nearly 5 000 (five thousand) kilometers from north to south. Its population is 150 000 000 (one hundred and fifty) million people. From spring till autumn the sun never sets over Russia: in Kaliningrad people see it sitting in the Baltic, while in Kamchatka it rises out of the Pacific Ocean at the some time. People in our country see the New Year in eleven times in one night. If you begin to travel in the Far East by air and fly 8 000 (eight thousand) kilometers towards the west, you will land in Moscow on the same hour same day that you left the Far East. It is a wonderful sight you see our country from the plane. One can hardly imagine a country more interesting to travelers than Russia. Siberia covers millions of square kilometers».
2) «Однажды лютой зимой наступила оттепель. Было это в аккурат перед Рождеством. Это был волшебный день и волшебная ночь. Издревле считалось, что самое заветное желание сбывается, если искренне загадать именно в эту ночь. Снег стал влажным и липким, и дети решили слепить снежную бабу. Они ее лепили очень долго. Снежная баба получилась большая и некрасивая. Дети вместо носа прилепили морковку, а вместо глаз вставили два угля. Где-то нашли красное дырявое ведро, и надели на голову. В руку бабе вложили веник... А потом наступила темнота, и детишки побежали по домам. А снежная баба осталась стоять одна во дворе. Ночью ударил мороз, но ей не было холодно, она ведь была из снега. Мягкий снег затвердел, стал твердым и крепким. Снежная баба стояла и думала о своей судьбе. Мысли были грустные и невеселые. Она была толста, уродлива и некрасива. Она была мертва изначально, но дети вдохнули в ее мертвое тело частичку себя».
Время выполнения – произвольное.
Задание 5. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербального восприятия. Мы использовали в эксперименте следующие задания.
Учащимся зачитывают 2 рассказа, содержащие 13 смысловых единиц и 3 числа каждый.
Перед первым рассказом дается следующая инструкция: «Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем есть важные части, рассказывающие о том, что и с кем (или с чем) произошло (смысловые единицы). Эта информация связана между собой. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение 5 мин запишите его основное содержание (что запомнили). Предложения можно сокращать. Переспрашивать во время работы нельзя».
Рассказ (в скобочках дается количество смысловых единиц):
«Корабль вошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря (1, 2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10).
К вечеру собрались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11—14). К этому времени оставшиеся моряки уже все выгрузили (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».
Перед вторым рассказом дается следующая инструкция: «Выполняя задание, похожее на предыдущее, постарайтесь запомнить больше, чем в первом рассказе. Это надо для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если вы достаточно внимательны и настойчивы, вы сможете запомнить лучше».
«Самолет приземлился в аэропорту, несмотря на то, что сгущался туман (1, 2). Долго не подавали трап (3). Все 50 пассажиров сильно волновались (4, 5). Командир приказал накормить всех ужином (6). В 23 часа, наконец, подъехал трап (7, 8). Пассажиры покинули самолет (9). 14 человек экипажа собрались вместе, долго обсуждали случившееся, поздравили друг друга с мягкой посадкой (10—13). Потом почти все вышли гулять в город (14). Поздно ночью они вернулись на борт (15). Все отдыхали перед утренним вылетом (16)». Время выполнения – 20 минут.
Задание 6. Цель эксперимента – проконтролировать сформированность навыков вербальных и зрительно-вербальных ассоциаций. Упражнение проводится с группой учащихся. Каждому дается чистый белый лист формата А 4, простой карандаш и следующая инструкция: «Сейчас вам будут названы несколько словосочетаний, ваша задача — нарисовать картинку, которая через час поможет вам вспомнить, что именно было названо. Это должен быть рисунок, так или иначе напоминающий названное явление именно тому, кто его нарисовал, но нельзя рисовать именно то, что было названо, и ни в коем случае нельзя ничего писать. То есть, если говорится «большая птица», можно нарисовать все, что захочется, но только не птицу».
Предлагаются следующие словосочетания:
1. Вкусный ужин.
2. Веселый праздник.
3. Трудная задача.
4. Красивая игрушка.
5. Прекрасная погода.
6. Плохое настроение.
7. Интересная картина.
После зачитывания каждого словосочетания детям дается время на рисование. Когда все 7 рисунков сделаны, листы убираются и снова предъявляются детям только через час. Им предлагается вспомнить, что именно они пытались «зашифровать», и подписать каждый рисунок. Время выполнения – произвольное.
Задание 7. В качестве формирующего эксперимента мы провели пробы на зрительно-пространственное восприятие. Цель - исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации.
Процедура проведения пробы. Ребенку на 8-10 сек. предъявляют карточку с четырьмя невербализуемыми геометрическими фигурами и просят запомнить их по порядку. Затем образец убирают и ребенку предлагают нарисовать запомненные фигуры. После этого, независимо от качества воспроизведения, психолог закрывает рисунок ребенка, и фигуры предъявляются и воспроизводятся еще два раза. Через 25-30 минут, заполненных другой деятельностью, ребенку предлагают вспомнить фигуры еще раз.
Система оценки пробы. При оценке и анализе результатов учитывается продуктивность, количество пропусков фигур, количество трансформаций в знак, количество изменений, которые могут быть. При наличии нескольких изменений фигура считается искаженной и к правильным не относится.
Количество приводимых ниже ошибок подсчитывается суммарно для все четырех воспроизведений.
Задание 8. Проба на вербальное восприятие. Цель – контроль навыков вербального восприятия. Детям диктуются сложные слова, которые они записывают на листок. Слова произносятся только один раз и диктуются полностью, а не по слогам. Затем работы учащихся проверяются.
Слова: респектабельный, перпендикуляр, параллелепипед, люминесценция, вакханалия, арьергард, рейсфедер.
Задание 9. Зрительно-гностические пробы. Цель – контроль навыков вербального восприятия. Требовалось опознать и назвать реалистические, перечеркнутые, наложенные и недорисованные контурные изображения. Время проведения эксперимента – 7 минут.
Задание 10. Направленные зрительные ассоциации. Цель – контроль навыков вербального восприятия. Ребенок должен на листе бумаги нарисовать 6 разных рисунков посуды.
Задание 11. Зрительно-пространственная память. Цель – контроль навыков вербального восприятия и памяти. Ребенку предлагается три раза подряд запомнить и воспроизвести 4 фигуры, а затем воспроизвести их отсроченно. Время проведения эксперимента – 5 минут.

Источников в работе нет

Вопрос-ответ:

Какие эксперименты проводились для изучения наглядного и вербального отражения зрительных образов в памяти младших школьников?

В главе 2 статьи описываются эксперименты, проведенные для изучения наглядного и вербального отражения зрительных образов в памяти младших школьников. Это констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего и контрольного экспериментов?

Констатирующий эксперимент позволяет установить первоначальный уровень наглядного и вербального отражения зрительных образов в памяти младших школьников. Формирующий эксперимент направлен на изучение процесса формирования навыков наглядного и вербального отражения. Контрольный эксперимент служит для проверки эффективности формирующего эксперимента и стабильности полученных результатов.

Какие результаты были получены в ходе экспериментов на вербальное и зрительное восприятие?

Результаты экспериментов показали, что младшие школьники демонстрируют различный уровень наглядного и вербального отражения зрительных образов в зависимости от языковой среды. В ходе экспериментов было выявлено, что дети лучше осваивают навыки вербального отражения зрительных образов на русском языке, в то время как на английском языке преобладает наглядное отражение.

Какие особенности были обнаружены в процессе формирования навыков наглядного и вербального отражения?

Одной из особенностей обнаруженных в процессе формирования навыков наглядного и вербального отражения является то, что дети легче усваивают навыки вербального отражения на основе уже существующих навыков наглядного отражения. Также было выяснено, что формирование навыков наглядного и вербального отражения происходит более эффективно на родном языке.

Какова цель сопоставления результатов экспериментов на вербальное и зрительное восприятие?

Целью сопоставления результатов экспериментов на вербальное и зрительное восприятие является выявление различий и сходств в процессе наглядного и вербального отражения зрительных образов на разных языках. Такое сопоставление помогает лучше понять, как языковая среда влияет на формирование навыков наглядного и вербального отражения у младших школьников.

Какие виды экспериментов были проведены в главе 2?

В главе 2 были проведены констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Для чего был проведен констатирующий эксперимент?

Констатирующий эксперимент был проведен для выявления начального уровня наглядного и вербального отражения зрительных образов в памяти младших школьников.

Какие особенности были у формирующего эксперимента?

Формирующий эксперимент имел целью исследование психолингвистических условий формирования наглядного и вербального отражения в памяти младших школьников.

Для чего был проведен контрольный эксперимент?

Контрольный эксперимент был проведен для сопоставления результатов экспериментов на вербальное и зрительное восприятие.

Какие результаты были получены в экспериментах на вербальное и зрительное восприятие?

Результаты экспериментов показали особенности формирования наглядного и вербального отражения зрительных образов в памяти младших школьников.

Какие эксперименты были проведены в рамках исследования?

В рамках исследования были проведены констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

В каких языках были проведены эксперименты?

Эксперименты были проведены на материале русского и английского языков.