Важнейшие черты европейского научного мировоззрения 17 века.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История развивающихся стран
  • 2323 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.01.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКОВ.
2.1. ГЕЛЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА
2. 2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ
2.3. КАРТЕЗИАНСТВО. РЕНЕ ДЕКАРТ
2.4. КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НЬЮТОНА
3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
4. ВЫВОДЫ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, настолько это необходимо для цели нашего бытия и для счастья”. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Голова новорожденного – чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Критикуя Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному. «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении» - основной тезис Локка (10) .

Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. В результате наблюдения за тем, как разум манипулирует идеями внешнего опыта, в душе возникает опыт внутренний, который может функционировать независимо от него. Внутренний опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности. Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. Локк признавал сущность двух универсальных субстанций – материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сообщить ей движение и способность к ощущению (10). Он развивал идеи о связи языка и мышления, выдвинув понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Ему принадлежит идея разделения властей. Теория общественного договора и конституционной парламентской монархии.

Английский философ-эмпирик Джордж Беркли (1685-1753) стоял на позициях субъективного идеализма. Активная субстанция, которую обыкновенно ищут в матери, в действительности, по Беркли есть дух. Этот дух не есть дух отдельного человека, а всемогущий творческий дух, или Бог. Он создает человека и природу. Он же вызывает в нас идеи о внешним мире. Под “идеями” Беркли понимает ощущения. Противодействию распространению материалистических взглядов, защите религии он посвящает всю свою жизнь. Основные труды - "Опыт новой теории зрения" (1709), "Трактат о принципах человеческого знания" (1710), "Три разговора между "Гиласом и Филонусом" (1713), "Алсифрон" (1732), "Аналитик" (1734), "Сейрис" (1744).

Если локковская система была в основном реалистическая, то берклианская философия - идеалистическая. По Локку, мы путем абстракции приходим к понятию материи как таковой. Таким же образом мы приходим и к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии прийти к понятию материи таким способом, аргументируя при этом так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он полагает, что существование абстрактно общих идей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи (3). Тем самым он и не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Из этих своих рассуждений он переходил к отрицанию объективного существования вещей. Так как существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель свойств, качеств, то значит все вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли "быть - значит быть воспринимаемым" (esse est percipi) (2). Таким образом, считая, что существовать - это быть воспринимаемым, Беркли отрицает существование объективного мира.

Свою религиозную позицию Беркли проводил и в области естественнонаучных идей, отвергая механическое понимание причинности, которое было распространено в то время и даже выступал против открытого Ньютоном и Лейбницем дифференциального исчисления.

Английский философ Дэвид Юм (1711-1776), будучи субъективным идеалистом, придерживался позиций агностицизма. В “Трактате о человеческой природе” и “Исследовании о человеческом разуме” он развил эмпирическую философию Локка Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии его взглядов дальше идти невозможно. Но, если Локк видит источник наших ощущений в реальности, во внешнем мире, а Беркли – в духе, или боге, то Юм отвергает оба эти решения. Существует ли внешний мир как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Из этого Юм выводит, что вопрос, поставленный таки образом, нельзя решить вообще, а потому его и не следует ставить подобным образом. Все “душевные восприятия” Юм разделяет на два вида по степени силы и живости: впечатления, которые осуществляются непосредственно, когда мы слышим, видим и т.д. и идеи (представления), менее сильные, менее живые и точные. Основа нашего познания – впечатления, и все, что мы познаем, - содержание этих впечатлений (11).

Юм, в отличие от Беркли, не отрицает, скорее утверждает вероятность того, что вне нашего сознания существует реальность, которую мы, однако, не знаем. Если Беркли признает единую субстанцию – дух, Юм отвергает существование и этой духовной субстанции. В сознании не существует ничего иного, кроме содержания впечатлений и идей (представлений), которые не имеют никакого объективного, даже духовного, носителя. Критикует доказательство существования бога, и вместе с тем религию в целом, пытаясь объяснить возникновение и социальные функции религии (11).

В основе этики Юма – концепция неизменности человеческой природы. Человек, находясь в постоянном плену ассоциаций, неизбежно ошибается. Поэтому образование не может принести нам знания, но лишь привычки. В моральной сфере люди должны следовать альтруистическим требованиям “общего блага”, которые он противопоставлял индивидуализму.


4. ВЫВОДЫ

В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии, которые объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.

Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII века.

Связь философии с порождающей ее социальной средой не была опосредована только лишь через различные формы естествознания. Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственной идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму» и т.д., что характерно для научного творчества Г.Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса и многих других. Как и в эпоху Возрождения, большое распространение имела концепция «двух истин» — «божественной» и «природной».

В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что является основой подлинного знания — разум или опыт. В новое время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма. Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.

Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные - поддающиеся точному измерению свойства. Галилей нашел подлинно научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление, невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

На основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания. Законы механики Галилея вместе с его астрономическими открытиями подводили ту физическую базу под теорию Коперника, которой сам ее творец еще не располагал. Из гипотезы гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию.

Завершить коперниковскую революцию выпало Ньютону. Он доказал существование тяготения как универсальной силы - силы, которая одновременно заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга Ньютона была в том, что он соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию. Было найдено подтверждение взглядам Декарта, считавшего, что природа есть совершенным образом упорядоченный механизм, подчиняющийся математическим законам и постижимый наукой.

Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения, позволивших создать науку Нового времени.

Важнейшим итогом научной революции стало соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой науки с ремесленно-технической деятельностью, с производством. Еще одним результатом научной революции стало утверждение гипотетико-дедуктивной методики познания. Основу этого метода, составляющего ядро современного естествознания, образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая проверка.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма, М. Мысль 1987
2. Беркли Дж.. Три разговора между Гиласом и Филонусом, 2005 год
http://www.vusnet.ru/biblio/archive/berkli_tri/
3. Беркли Дж . Трактат о принципах человеческого знания, 1978 год
http://www.vusnet.ru/biblio/archive/berkli_tri/
4. Ван- дер- Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии: Пер. с англ. / Под ред. А. А. Гурштейна. - М. Наука. Гл. ред. физ.-мат, лит., 1991.
6. Губарев В. От Коперника до "Коперника" - М. Полит. Литература, 1973.
7. Декарт Р. Первоначала философии // Соч.: В 2 т. М., 1989.
8. Кун т. Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
9. Лейзер Д. Создавая картину вселенной, М. Мир,1988.
10 Локк Дж.. Сочинения в трех томах. М., 19888.
11. Юм Д.. Структура опыта. Впечатления и идеи. Анализ принципа причинности. http://www.vusnet.ru/biblio/archive/berkli_tri/



















0

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма, М. Мысль 1987
2. Беркли Дж.. Три разговора между Гиласом и Филонусом, 2005 год
http://www.vusnet.ru/biblio/archive/berkli_tri/
3. Беркли Дж . Трактат о принципах человеческого знания, 1978 год
http://www.vusnet.ru/biblio/archive/berkli_tri/
4. Ван- дер- Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии: Пер. с англ. / Под ред. А. А. Гурштейна. - М. Наука. Гл. ред. физ.-мат, лит., 1991.
6. Губарев В. От Коперника до "Коперника" - М. Полит. Литература, 1973.
7. Декарт Р. Первоначала философии // Соч.: В 2 т. М., 1989.
8. Кун т. Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
9. Лейзер Д. Создавая картину вселенной, М. Мир,1988.
10 Локк Дж.. Сочинения в трех томах. М., 19888.
11. Юм Д.. Структура опыта. Впечатления и идеи. Анализ принципа причинности. http://www.vusnet.ru/biblio/archive/berkli_tri/








Вопрос-ответ:

Какие важнейшие черты характеризуют европейское научное мировоззрение 17 века?

Важнейшими чертами европейского научного мировоззрения 17 века являются гелеоцентрическая теория Коперника, развитие естествознания в Западной Европе, научная деятельность Галилео Галилея, картезианство Рене Декарта и классическая физика Исаака Ньютона.

Какие идеи выдвинул Коперник в своей гелеоцентрической теории?

Николай Коперник выдвинул идею о том, что Солнце является центром Солнечной системы, а планеты вращаются вокруг него. Эта теория столкнулась с сопротивлением церкви и привнесла революционные изменения в понимание места Земли во Вселенной.

В чем состояла научная деятельность Галилео Галилея?

Галилео Галилей был итальянским ученым, который проводил эксперименты и совершенствовал инструменты для измерения и наблюдения. Он опроверг геоцентрическую модель Вселенной и подтвердил гелеоцентрическую модель Коперника. Также он исследовал закон падения тел и провёл многочисленные опыты, подтверждающие его выводы.

Какие идеи возникли в философии нового времени?

В философии нового времени возникло множество новых идей. Фрэнсис Бэкон выдвинул идею о необходимости эмпирического познания и методе научного эксперимента. Томас Гоббс разработал теорию общественного договора и государственной власти. Бенедикт Спиноза разработал философскую систему пантеизма. Джон Локк выдвинул идею о табула рассе, пустой листок, на который впечатляются чувственные впечатления и опыт. Джордж Беркли и Дэвид Юм развили эмпиризм и критику доказательств существования Бога.

Какие были основные черты европейского научного мировоззрения 17 века?

Важнейшими чертами европейского научного мировоззрения 17 века были: переход к экспериментальному методу и математизация науки, развитие убеждения в закономерности природы, развитие геоцентрической теории Коперника, научная деятельность Галилео Галилея, картезианство Рене Декарта, классическая физика Ньютона, философия Нового времени.

Какие теории были разработаны в 16 и первой половине 17 веков в Западной Европе?

В это время были разработаны геоцентрическая теория Коперника, научные исследования Галилео Галилея, картезианство Рене Декарта и классическая физика Ньютона.

Какую теорию разработал Коперник?

Коперник разработал геоцентрическую теорию, согласно которой Солнце является центром вселенной, вокруг которого вращаются планеты, включая Землю.

Какую научную деятельность проводил Галилей?

Галилей проводил научные исследования в области физики, астрономии и механики. Он поддерживал геоцентрическую теорию Коперника, проводил эксперименты с падением тел и занимался наблюдениями за небесными телами с помощью телескопа.

Какие философы Нового времени были известны?

Известными философами Нового времени были Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Георг Беркли и Дэвид Юм. Каждый из них внес значительный вклад в развитие философии и мировоззрения.

Кто разработал геоцентрическую теорию?

Геоцентрическую теорию разработал Николай Коперник в XVI веке.

Какой вклад в науку внес Галилео Галилей?

Галилео Галилей внес значительный вклад в науку. Он проводил опыты, изучал законы движения тел и подтвердил гелиоцентрическую систему Коперника. Он также пользовался телескопом для изучения космоса и описал законы падения тел.