дарвинская теория происхождения человека

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Антропология
  • 1717 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 20.12.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1.Проблема движущих сил и закономерностей антропогенеза в трудах Ч. Дарвина
2.Основные тезисы теории Ч.Дарвина о происхождении человека
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Эммануил Кант восклицает: „Долг! Дивная мысль: ты, которая действуешь не заманчивым обещанием, не лестью, не угрозой, а просто налагая на душу свой закон; ты, вынуждающая к себе уважение, если и не всегда— повиновение; ты, перед которой смолкают все вожделения, как бы втайне они ни возмущались,— откуда взялся твой прообраз?" Этот вопрос обсуждался многими талантливыми писателями, и если я решаюсь его коснуться, то потому только, что не могу его обойти, и потому, что, насколько мне известно, никто еще не касался его с исключительно естественно-исторической точки зрения».
Дарвин проводит основную мысль, что нравственное чувство, в известной мере наследственное, явилось в форме инстинкта и постепенно перешло в сознательное чувство. Таким инстинктом был социальный инстинкт, стремление к общественной жизни, так глубоко коренящееся в природе человека. После инстинкта самосохранения это едва ли не самый сильный инстинкт, недаром же после смертной казни самым тяжким наказанием является одиночное заключение. Дарвин стремится доказать общее положение, что существо с такими развитыми умственными способностями, как человек, и в то же время обладающее сильно выраженными социальными инстинктами, неизбежно должно было приобрести нравственное чувство или совесть. Совесть не что иное, как внутренняя борьба между, более или менее укоренившимися инстинктами, между эгоизмом, выработавшимся в индивидуальной борьбе, и альтруизмом — результатом социального инстинкта, который в свою очередь выработался из инстинкта материнской любви. Что такова была последовательность развития нравственного чувства, на это указывает факт более раннего развития общественных добродетелей сравнительно с нравственными качествами чисто личными, каковы воздержанность, стыдливость и пр. Развивая далее свою мысль, Дарвин старается показать, что естественный отбор могущественно способствовал победе высших инстинктов над низшими, их укоренению и развитию. «Уоллес, как замечает Дарвин, высказал глубокую мысль, что, как только человек достиг значительного превосходства над животными в умственном и нравственном отношении, дальнейшее действие отбора должно было следовать преимущественно в этом направлении, потому что — какую-пользу могли принести какие-либо телесные приспособления существу, которое благодаря умственным качествам могло '«со своим неизмененным телом приспособляться к изменяющимся условиям окружающей его вселенной». Что всякое умственное превосходство должно было сообщать перевес в борьбе, само собою понятно, но нетрудно понять, что и нравственные качества могли сохраняться и развиваться путем естественного отбора. Как инстинкт матери, забота родителей о детях могли быть могучим орудуем в индивидуальной борьбе, так общественные инстинкты должны были обеспечивать успех в борьбе между племенами, и, по мере того, как одно племя побеждало другое, должен был расти идеал нравственности, причем немалым стимулом служило одобрение соплеменников, чувство славы и пр. Конечно, эти первобытные добродетели касались только взаимных отношений между членами одного племени; по отношению к врагам господствовало совершенно другое мерило нравственности. Но то прославление патриотических идеалов в ущерб идеалам общечеловеческим, которое еще так часто раздается в наше время, — не доказывает ли оно, что и современные понятия; о нравственности находятся еще в переходной стадии, что они далеки еще от того законченного, неподвижного идеала, какими желали бы его выставить противники теории развития?
Заключение
Таково в самых общих чертах воззрение Дарвина на темное прошлое человека; он сам не раз говорит, что это — только смелая попытка, только намек на возможное разрешение этой колоссальной задачи, но, повторяем, везде он имеет в виду лишь прошлое, стремится объяснить возникновение умственных и нравственных качеств цивилизованного человека, исходя из качеств дикаря или основных свойств высших типов животного царства; никогда не принимает он на себя роль пророка или моралиста, хотя такая воздержанность и ставится ему в упрек некоторыми критиками, очевидно, не понимающими основного смысла всей его деятельности. Как мало вообще основания в нападках на него тех его противников, которые полагают, что он готов проповедовать самую бессердечную животную борьбу как закон для взаимных отношений между людьми, можно усмотреть из следующих слов заключительной главы его сочинения: «Человек, как и другие животные, без сомнения, достиг своего современного высокого состояния путем борьбы за существование, являющейся результатом его быстрого размножения, и если он должен развиваться далее, то должен оставаться под влиянием этой строгой борьбы. Иначе он погрязнет в лени и безделья, и более даровитый не будет выходить победителем из борьбы с менее даровитым. Отсюда наше естественное стремление к размножению, хотя оно и является источником многих и несомненных зол, не должно быть ни под каким видом значительно задержано. Всем людям должна быть доставлена возможность к открытому состязанию, и законы или обычаи не должны препятствовать наиболее способным иметь успех в жизни и воспитать возможно большее число детей. Но как ни важна роль, которую борьба за существование играла и продолжает играть до сих пор, тем не менее по отношению к высшим сторонам человеческой природы существуют деятели гораздо более важные. Развитие нравственных качеств гораздо более обусловливается посредственным или непосредственным действием привычки, мыслительных способностей, образованием, религией и пр., чем действием естественного отбора; но этому последнему смело может быть приписано происхождение социального инстинкта, послужившего основанием, на котором развилось нравственное чувство».
«Извинительно,— так заключает Дарвин свою книгу,— извинительно то чувство гордости, которое испытывает человек при мысли, что он возвысился, хотя и несобственными усилиями, до высшей степени органической лестницы, а самый факт этого возвышения может подавать надежду в отдаленном будущем на еще более высокую судьбу. Но здесь мы имеем дело не с надеждами и опасениями; а с одной лишь истиной, насколько она доступна нашему разуму. По мере своего разумения я привел свидетельства, которые, на мой взгляд, вынуждают нас прийти к заключению, что человек, при всех его благородных и высоких качествах, его готовности сочувствовать самым униженным, его доброте, простирающейся не только на других людей, но и на низшие существа, при его богоподобном разуме, проникшем в тайну строения и движения солнечной системы, — человек в своей телесной оболочке несет неизгладимую печать своего низкого происхождения». Эта основная мысль его труда вызвала против Дарвина целую бурю. Люди, готовые с восторгом повторять метафору поэта: «я царь —я раб, я червь —я бог», с ужасом .пятятся перед хладнокровным, строго научным обсуждением того фактического смысла, который кроется под этой поэтической метафорой, считая самую попытку углубиться в эту мысль каким-то оскорблением человеческого достоинства, клеймя ее названием кощунственной и безнравственной. Появившееся в следующем, 1872 году сочинение «О выражении чувств у, человека и животных», по заявлению самого Дарвина, представляет только разросшуюся до размеров целого тома главу его сочинения «О происхождении человека». Это, быть может, одно из наиболее оригинальных произведений Дарвина.
Литература
Захаров В.Б. Общая биология.- М.: Дрофа,2005.
Казакова О.С. Хрестоматия по общей биологии.- М._ Просвещение,2003.
Киселева Э.А. Книга для чтения по дарвинизму.- М.: Просвещение,2003.
Корсунская В.М. Чарльз Дарвин.- М.: Просвещение,2003.
Семенов Ю.И. Как возникло человечество.- М.: Наука,2003.
Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина.- М.: Наука,1941.
Яблоков А.В. Мир Эволюции.- М.: Дет. Лит.,2003.




Казакова О.С. Хрестоматия по общей биологии.- М.: Просвещение,2003.-С.7.
Казакова О.С. Хрестоматия по общей биологии.- М.: Просвещение,2003.-С.8.
Там же.
Казакова О.С. Хрестоматия по общей биологии.- М.: Просвещение,2003.-С.8.
Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина.- М.: Наука,1941.-С.115.
Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина.- М.: Наука,1941.-С.116.
« Вот это убило то»
Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина.- М.: Наука,1941.-С.119.
Семенов Ю.И. Как возникло человечество.- М.: Наука,2003.-С.65.
Киселева Э.А. Книга для чтения по дарвинизму.- М.: Просвещение,2003.-С.35.
Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина.- М.: Наука,1941.-С.124.
Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина.- М.: Наука,1941.-С.125.
Там же.












18

1.Захаров В.Б. Общая биология.- М.: Дрофа,2005.
2.Казакова О.С. Хрестоматия по общей биологии.- М._ Просвещение,2003.
3.Киселева Э.А. Книга для чтения по дарвинизму.- М.: Просвещение,2003.
4.Корсунская В.М. Чарльз Дарвин.- М.: Просвещение,2003.
5.Семенов Ю.И. Как возникло человечество.- М.: Наука,2003.
6.Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина.- М.: Наука,1941.
7.Яблоков А.В. Мир Эволюции.- М.: Дет. Лит.,2003.