Родительство как социокультурный феномен

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 1616 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Функции и задачи родительства…………………………………………………4
II. Влияние родительства на личность ребенка…………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………………16
Фрагмент для ознакомления

По этой гипотезе наибольшие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью.
Вторая гипотеза – дети относятся к другим, так же как родители относились к нему.
С точки зрения И.В. Дубровиной, только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины.
Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и другим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях.
Однако И.В. Дубровина и М.И. Лисина не придают фатального значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным считают они характер контактов, складывающихся у ребенка с взрослыми, которые о нем заботятся.
В.Н. Дружинин отмечает, что ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери.
Воспитание в неполной семье сказывается на будущих брачно-семейных отношениях. Имеющиеся данные показывают, что процент распада брака у детей из неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях.
Нередко мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье, уступающие все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они были чрезвычайно привязаны к матери, с удовольствием ей подчинялись, и от своей семейной жизни ждут только повторений отношений с матерью.
Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами.
Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает влияние на развитие отношения к детям, к себе как родителю.
Многочисленные исследования доказывают влияние родительской семьи на стиль воспитания реализуемый мужчинами в своей собственной семье (отношение к будущему ребенку, отношение к себе как будущему родителю, родительской роли).
В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.




Заключение
На основании проведённого исследования мы можем сделать такие выводы. Родительство - это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.
Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
Функции и задачи родителей - это динамическое явление. Изменение функций и задач родителей напрямую зависят от возраста ребёнка. Например, тотальный контроль важен на этапах раннего младенчества и раннего детства, затем он ослабляется, проявляясь на последующих этапах только в форме косвенного контроля.
Но существует и такие функции и задачи родителей, которые остаются неизменными на разных этапах. Этими функциями и задачами являются: создание благоприятной обстановки в доме; забота, уважение, внимание и любовь по отношению к детям.
Именно выполнение этих функций и задач ведёт к формированию чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и складыванию положительной самооценки на этапе школьного периода. Именно внимание, забота, уважение и любовь являются основополагающими элементами в построении доверительных и теплых отношениях между родителями и детьми.

Список использованной литературы
1. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.-  №11. – 98с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
3. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. Дис. канд. психол. наук. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. – 22 с.
4. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. –  - КГУ, 2004. – 26 с.
5. Ильин В. А. Археология детства. - М.: Класс, 2002.- 180 с.
6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. - №1
8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -  М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
9. Овчарова Р. В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005, 368 с.
10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс;  Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. – 512 с.
  Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. - №1, с.24












16

Список использованной литературы
1. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- №11. – 98с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
3. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. Дис. канд. психол. наук. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. – 22 с.
4. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. – - КГУ, 2004. – 26 с.
5. Ильин В. А. Археология детства. - М.: Класс, 2002.- 180 с.
6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. - №1
8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
9. Овчарова Р. В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005, 368 с.
10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Какие функции и задачи выполняет родительство?

Родительство выполняет ряд функций, включая физическую заботу о ребенке, эмоциональную поддержку, обучение и воспитание. Основные задачи родителей включают обеспечение безопасности ребенка, развитие его интеллекта и эмоциональной сферы, формирование нравственных ценностей и подготовку к самостоятельной жизни в обществе.

Как родительство влияет на личность ребенка?

Родительство играет важную роль в формировании личности ребенка. Родители являются первыми ролями моделями для ребенка, их поведение и отношение влияют на формирование его ценностей, убеждений, навыков и характера. Стиль воспитания родителей, их поддержка и любовь имеют огромное значение для развития самооценки и самопринятия ребенка.

Что происходит, если взрослый был единственным ребенком в семье?

Если взрослый был единственным ребенком в семье, он может испытывать определенные сложности в восприятии и отношении к детям. Взрослые, которые были единственными детьми, могут склоняться к отношению с детьми, как к взрослым или партнерам, с трудом понимая и принимая их потребности и эмоции. Также такие взрослые могут становиться перфекционистами или иметь проблемы с установлением здоровых границ в отношениях.

Какая роль у матери в воспитании детей?

Мать играет важную роль в воспитании детей. Она часто является основной фигурой заботы и эмоциональной поддержки. Матери важно оказывать равное внимание и заботу как к своему партнеру, так и к своему сыну. Она должна создавать благоприятную атмосферу и поддерживать эмоциональное благополучие в семье.

Какое влияние оказывает родительство на личность родителей?

Родительство сильно влияет на личность родителей. Оно представляет собой огромную ответственность и вызывает развитие их навыков, терпения, сострадания и любви. Будучи родителями, люди сталкиваются с собственными эмоциями, ограничениями и принимают решения, которые формируют их характер и индивидуальность.

Каковы функции и задачи родительства?

Функции и задачи родительства включают в себя обеспечение физического и эмоционального благополучия ребенка, его воспитание и развитие. Родители также отвечают за передачу нравственных и культурных ценностей, обучение ребенка социальным навыкам и подготовку его к самостоятельной жизни. Они также должны поддерживать эмоциональную связь с ребенком и обеспечивать ему понимание и любовь.

Как родительство влияет на личность ребенка?

Родительство имеет огромное влияние на личность ребенка. Отношения с родителями и их воспитательные методы формируют его эмоциональное состояние, интеллектуальные способности, социальное поведение и ценностные ориентации. Родители, которые обеспечивают надлежащее воспитание и заботу, способствуют формированию у ребенка здорового самоуважения, уверенности в себе и эмоциональной стабильности.

Как единственным детям влияет родительство на их взрослую жизнь?

По гипотезе исследователей, единственные дети в семье могут испытывать сложности во взрослой жизни. Они могут иметь проблемы с установлением социальных связей и отношений, так как не привыкли к наличию ровесников и соревновательной среды. Они также могут испытывать проблемы в отношениях, поскольку привыкли быть в центре внимания и не умеют учитывать нужды и мнения других людей.

Какова роль матери в родительстве?

Мать играет важную роль в родительстве. Она является основным источником заботы и поддержки для ребенка. Мать должна обеспечивать физическое благополучие ребенка, его здоровье и безопасность. Она также отвечает за формирование эмоциональной связи с ребенком и социализацию его в соответствии с общественными нормами и ценностями.

Какие функции и задачи выполняет родительство?

Родительство выполняет ряд функций и задач. Основные функции родительства включают обеспечение физического и эмоционального благополучия ребенка, его развитие и воспитание, а также передачу культурных норм и ценностей. Задачи родителей включают обеспечение безопасности ребенка, помощь в его развитии и формировании личности, создание социального окружения, где ребенок мог бы учиться и расти.