Западники и славянофилы. Революционно-демократическое движение в России в 40-70 годы 19 века.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История Отечества
  • 1313 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.10.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Западники и славянофилы
2. Революционно-демократическое движение в России в 40-70 гг. XIX века
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Среди чайковцев к толкованию бакунизма обратился П. А. Кропоткин, который считал, что для осуществления революции передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и устанавливать связи между такими кружками. Наряду с этим Кропоткин поддерживал идею Лаврова о научной подготовке личности, просвещении масс. Складывалось учение, соединившее положения Лаврова и бакунизма, но при полном господстве мысли Бакунина об отрицании политической борьбы.
Для революционеров начала 70-х гг. «хождение в народ» как форма связи социалистической теории с народным движением уже не было открытием. Первые попытки «хождения» относятся к концу 50-х - началу 60-х гг. Наибольшую известность имела пропагандистская деятельность автора прокламации «Молодая Россия» П. Г. Заичневского, который совершил свой первый вояж в деревню еще в 1861 г. В начале 70-х гг. было также немало одиночных случаев «хождения в народ». Попытки осуществления пропаганды среди крестьянства принадлежали видным представителям народничества С. Перовской, С. Кравчинскому, Д. Рогачеву и др. Массовое «хождение в народ» связано со значительным общественным подъемом, который втягивал в революционное движение и случайных попутчиков. Таким образом, движение включало очень неоднородный состав участников.
«Земля и воля». Организация «Земля и воля» возникла как итог первого опыта «хождения в народ» в 1876 г. в Петербурге. К этому времени в народнической среде окончательно одержала вверх идея создания централизованной конспиративной организации. Общая задача понималась землевольцами в духе прежних бакунинских установок - создание массовой крестьянской организации для подготовки революции. Однако многие положения бакунизма были принципиально пересмотрены. Так, заявляя, что конечная цель движения - установление анархии, землевольцы уже допускали как промежуточный этап создание новой государственности на основе союза общин. В противоречии с анархизмом находилось и внутреннее устройство «Земли и воли», строившейся на принципах централизации и дисциплины. Активными деятелями «Земли и воли» были А. Михайлов, Н. Морозов, Г.Плеханов, С. Перовская, М. Натансон, А. Оболешев, С. Кравчинский и др. Развитие организации было связано с изданием печатного органа «Земля и воля», по названию которого и стало именоваться все общество.
Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда. Для усиления ее воздействия они создали постоянные поселения в Саратовской, Воронежской и Тамбовской губерниях. Террор на первых порах был тоже способом революционной агитации. Каждый террористический акт должен был привлекать внимание народа, пробуждать его активность.
На рубеже 50—60-х гг. рабочее движение делало лишь первые шаги. В период первой революционной ситуации выступления рабочих были единичны и по сравнению с ростом массового крестьянского движения не имели заметного общественного резонанса. В это время преобладали такие формы борьбы рабочих, как жалобы, прошения, побеги, (стачки были редким явлением).
В исторических исследованиях нередко используется термин волнение, под которым понимается предъявление требований без прекращения работ. В первые пореформенные годы борьба рабочих в большинстве случаев проходила в форме волнений. В 1861 -1863 гг. основным районом волнений был Урал. Выступления рабочих происходили в связи с введением уставных грамот. В этот период особенно выделялась стачка рабочих на Лысьвенских чугуноплавильных и железоделательных заводах Пермской губернии.
Таким образом, быстрота экономического движения способствовала не только экономическому росту, но и возникновению огромной пропасти между классом буржуазии и беднейшими слоями крестьянства и пролетариата. Отмена крепостного права способствовала углублению этой пропасти. Такая ситуация не могла не вызвать ответной реакции среди прогрессивно настроенных слоев общества и пролетариата. Такая ситуация привела к возникновению революционного движения в России.




Список литературы
Володин А. Проблема «западничества» . Как она видится нам сегодня? // Свободная мысль. – 1994. - №7-8
Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. - 1992. - № 1.
Зеньковский В. История русской философии. – М.: Наука, 2002.
Орлов А, Георгиев В.А. и др. История России. — М.: Прогресс, 2003
Орлов А. С., Георгиев В. А. И др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Мысль, 1999.
Пантин И.К., Плимаков Е.Г., Хорос В.Г. Революционные традиции в России. – М.: Прогресс, 1986.
Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998.
Орлов А, Георгиев В.А. и др. История России. — М.: Прогресс, 2003
Хомяков А.С. Россия. – Цит. по: Зеньковский В. История русской философии. – М.: Наука, 2002.
Флоровский Г. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998.
Орлов А. С., Георгиев В. А. И др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Мысль, 1999.
Володин А. Проблема «западничества» . Как она видится нам сегодня? // Свободная мысль. – 1994. - №7-8
Цит. по: Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. - 1992. - № 1.
Пантин И.К., Плимаков Е.Г., Хорос В.Г. Революционные традиции в России. – М.: Прогресс, 1986.
История СССР 1861-1917: Учебник для студентов под ред. Тюкавина В.Г.,М.: 1989.













3

1.Володин А. Проблема «западничества» . Как она видится нам сегодня? // Свободная мысль. – 1994. - №7-8
2.Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. - 1992. - № 1.
3.Зеньковский В. История русской философии. – М.: Наука, 2002.
4.Орлов А, Георгиев В.А. и др. История России. — М.: Прогресс, 2003
5.Орлов А. С., Георгиев В. А. И др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Мысль, 1999.
6.Пантин И.К., Плимаков Е.Г., Хорос В.Г. Революционные традиции в России. – М.: Прогресс, 1986.
7.Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998.

Вопрос-ответ:

Что такое западники и славянофилы?

Западники и славянофилы - это две общественно-политические группы, которые в XIX веке представляли различные взгляды на русскую историю и культуру. Западники выступали за западные идеи и западную модернизацию России, тогда как славянофилы отстаивали традиционные русские ценности и противопоставляли себя западной культуре.

Какое значение имело революционно-демократическое движение в России в 40-70 годах XIX века?

Революционно-демократическое движение в России в 40-70 годах XIX века имело огромное значение, так как оно стало началом формирования политической оппозиции к царскому режиму и привело к появлению революционного движения. Это движение сыграло важную роль в развитии политической мысли и дальнейшем становлении революционного движения в России.

Какие меры предлагал П.А. Кропоткин для осуществления революции?

П.А. Кропоткин предлагал передовой интеллигенции жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и устанавливать связи между такими кружками. Он считал, что именно активная работа интеллигенции среди народа поможет осуществить революцию и привести к изменению политического и социального порядка в России.

Какие взгляды выступали у западников в России в XIX веке?

Западники в XIX веке выступали за западные идеи и западную модернизацию России. Они признавали значимость западной культуры и науки, а также стремились к политическим и социальным преобразованиям в стране. Западники критиковали авторитарный характер царского режима и стремились к введению конституционных преобразований, свободе слова и собраний.

Кто такие западники и славянофилы?

Западники и славянофилы были двумя основными течениями в российской интеллигенции в XIX веке. Западники выступали за активное взаимодействие России с Западом, за принятие западных ценностей и моделей развития. Славянофилы, напротив, придерживались идеи оригинального русского пути, отвергали западные образцы и выдвигали идею об уникальности русской культуры и цивилизации.

Какие цели преследовало революционно-демократическое движение в России в 40-70 гг XIX века?

Революционно-демократическое движение в России в 40-70 гг XIX века стремилось к свержению абсолютистского режима, установлению конституционных прав и свобод, а также к социальным преобразованиям в пользу народа, особенно крестьянского класса.

Какие идеи высказывал П.А. Кропоткин в связи с бакунизмом?

П.А. Кропоткин высказывал идею, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, активно работать в народе и создавать в деревнях кружки из активных крестьян. Он также призывал устанавливать связи между такими кружками. Это было связано с его поддержкой идей бакунизма, которые анархистические принципы и отказ от государства в пользу самоуправления обществом.

Какие методы использовала передовая интеллигенция в рамках революционно-демократического движения?

Передовая интеллигенция в рамках революционно-демократического движения использовала различные методы, такие как печатное дело, создание подпольных изданий и распространение агитационных материалов. Они также организовывали политические группы и общественные организации, проводили собрания, дискуссии и митинги. Некоторые активисты также использовали нелегальные и экстремистские методы борьбы, такие как террористические акты и покушения.

Кто такие западники и славянофилы?

Западники и славянофилы были основными идеологическими течениями в России в 40-70 годах XIX века. Западники считали, что России необходимо усвоить западные ценности и модели развития, чтобы прогрессировать и совершенствоваться. Славянофилы, напротив, придерживались идеи оригинальности и уникальности русской культуры и народа, отвергая западные влияния.

Что представляло собой революционно-демократическое движение в России в 40-70 годах XIX века?

Революционно-демократическое движение в России в 40-70 годах XIX века было политическим и общественным движением, направленным на борьбу за политические, социальные и экономические реформы. Оно было особенно активно в кругах интеллигенции и представляло собой попытку изменить консервативный и абсолютистский порядок, установленный Николаем I.

Какую роль играл П.А. Кропоткин в революционно-демократическом движении?

П.А. Кропоткин, известный анархист и общественный деятель, играл важную роль в революционно-демократическом движении. Он призывал к созданию кружков и объединений активных крестьян, проведению работы среди народа и установлению связей между различными кружками. Кропоткин считал, что именно народная активность и солидарность могут стать основой для осуществления революции и достижения прогресса.