Индийская каста вчера и сегодня: структура и функции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 2424 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 05.06.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ПРИРОДА КАСТ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАСТОВОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА
Глава 2. ОСНОВНЫЕ КАСТЫ ИНДИИ
«Чистые» касты
Неприкасаемые
Глава 3. ПРИЧИНЫ УСТОЙЧИВОСТИ СОСЛОВНО-КАСТОВОЙ СТРУКТУРЫ
Экономическая взаимозависимость каст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Верхушка низших каст стремится к сохранению профессионально-экономической монополии, признаваемой всеми гарантированной ниши в обществе, иллюзии превосходства над хоть кем-то на тысячеступенчатой лестнице кастовой иерархии. Рядовые члены низших каст, лишенные кастеизмом классового самосознания, не борются за повышение своего статуса (только за его сохранение) в том числе и под воздействием индуистских догматов о карме ("каждому свое место");
- недовольные своей кастовой судьбой и порывающие со своей кастой (саньяси) не подрывают кастовую систему, а лишь усложняют ее посредством создания новых каст. Парадокс: кастовая структура - это относительно гибкая, мобильная, изменяемая и усложняемая система замкнутых, немобильных, малоизменямых статичных каст.
В основе идеи соблюдения социальной дистанции между кастами лежат концепции осквернения и ритуальной чистоты. Многими видами деятельности, от отправления религиозных обрядов и вознесения молитвы до приготовления пищи, дозволяется заниматься только в состоянии ритуальной чистоты. Так, человек, принадлежащий к высокой касте, может быть осквернен не только преднамеренным действием, например сексуальной связью с неприкасаемой, но и непредумышленно, в частности съев пищу, приготовленную лицом с более низким ритуальным статусом, или даже разделив трапезу с лицом другой высшей касты, утратившим, однако, свою ритуальную чистоту. Осквернение заразно, и семья или кастовая группа обязаны не терять постоянной бдительности в отношении любого контакта с потенциальным носителем скверны. Члены касты в высшей степени нетерпимы к отклоняющемуся от нормы поведению со стороны собратьев по касте и отлучают любого, кто не соблюдает принятых норм. Большинство каст имеет свои региональные советы, которые занимаются вопросами, затрагивающими благосостояние и особенно престиж касты. Эти советы функционируют также как судебные инстанции и имеют право расследовать и наказывать за проступки, при необходимости изгоняя нарушителя из касты. Возвращение в нее возможно во всех случаях, кроме особо вопиющих, при условии уплаты нарушителем штрафа и прохождения им обряда очищения. Будучи предельно строгими относительно соблюдения правил и запретов внутри собственной касты, индусы обычно терпимо относятся к нормам поведения, принятым в других кастах.

Экономическая взаимозависимость каст.

Различные профессиональные касты экономически взаимозависимы, и их функции скорее взаимодополняемы, чем конкурентны. Каждая каста имеет право выполнять определенные работы, заниматься которыми запрещено другим кастам. Ее члены в любой данной местности образуют обычно тесно спаянную группу родственников, которые не соперничают в борьбе за оказание услуг другим кастам, а по взаимному согласию делят между собой клиентуру. По этой причине они находятся в выгодном положении по отношению к членам каст, стоящих на верхних ступенях кастовой иерархии, которым запрещено менять по своему усмотрению кузнеца, парикмахера или человека, стирающего им белье.
Отсутствие конкуренции не относится к лицам, обрабатывающим землю. Хотя существуют традиционные крестьянские касты, выходцы из которых никогда не станут гончарами или ткачами, землепашество не является исключительно наследственным занятием и представитель любой касты может заниматься обработкой земли. Всюду, где группа ремесленников становится слишком многочисленной и ей не хватает клиентуры, или где появление товаров машинного производства порождает безработицу, те, кто уже не может жить за счет традиционной профессии, как правило, обращаются к крестьянскому труду и становятся сельскохозяйственными рабочими либо арендаторами.
Особые отношения по линии патрон – клиент между высшими, владеющими землей кастами и профессиональным кастами ремесленников и разнорабочих называются системой «джаджмани». Джаджману, что на хинди означает патрон-землевладелец, люди из других каст оказывают услуги в обмен на определенное количество зерна, получаемого ежегодно.
 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Индии насчитывает не одно тысячелетие.
Менталитет и система ценностей древних индийцев кристаллизовались в общих чертах к середине I тыс. Для них было характерно гармоничное сочетание индивидуально-гедонистического и корпоративно-коллективистского начал, порожденный общинным укладом; смысл существования человека виделся в его личном счастье и суверенности личности, но они считались немыслимыми вне сотрудничества с членами его сообщества. Один из главных текстов брахманского учения, «Законы Ману», утверждает: «надо бы тщательно избегать всякого дела, зависящего от чужой воли, а что зависит от своей воли, на исполнять ревностно. Все, зависящее от чужой воли - зло, все, зависящее от своей воли - благо... это кратчайшее определение добра и зла» - что свидетельствует о принципиально персоналистской основе индийского взгляда на человека.
Время II в. до н.э. – V-VI вв. н.э. рассматривается как «классическая эпоха» в истории Индии: именно в это время окончательно кристаллизовались феномены, доминирующие в большинство последующих эпох: религиозная система индуизма, общинно-кастовый строй и раздробленность субконтинента на владения множества противоборствующих мелких династий
В процессе исследования формирования кастовой системы автор выяснил, что именно в период классической истории Индии стал формироваться кастовый состав общества, при котором статус лиц разных категорий в норме передавался по наследству, и в каждой области семьи сходного социального статуса образовывали эндогамные корпорации - касты, вне пределов которых браки не заключались. Каждая каста имела специфические обычаи и ритуалы, помогающие ей сохранять замкнутость и идентичность. Внутридеревенское разделение труда и социальное неравенство тем самым получило кастовое иерархическое оформление: различные касты ремесленников обслуживали земледельческие касты и получали право на долю собранного ими урожая. Городское население также образовало касты, сложившиеся на основе давно существовавших ремесленно-торговых профессиональных корпораций. В зависимости от престижа и богатства данной профессии выстраивалась иерархия таких каст (например, касты ювелиров считались высшими по отношению к большинству других ремесленных каст). Касты, таким образом, представляли собой иерархически упорядоченные наследственные профессионально-родовые группы, охватившие все население Индии. Кастовый строй (точный механизм формирования которого до сих пор остается неизвестным), появившись в «классический период», оставался основой социального самоупорядочивания индийцев и в последующие тысячелетия.
Приспосабливая новую общественную реальность к канонической концепции четырех варн, касты причисляли себя к какой-либо из них: высшие земледельческие касты - к брахманам и кшатриям, торгово-ростовщические касты - к вайшьям. Основная масса ремесленников и рядовых крестьян теперь, в отличие от былых времен, рассматривались как шудры, так как степень их эксплуатации, экономического и внеэкономического подчинения верхушке общества была уже явно несовместима с представлением о свободном самоуправляющемся общиннике - вайшье. Вне варн находились касты «неприкасаемых», занимавшиеся ритуально нечистыми работами; они обитали на окраинах населенных пунктов, чтобы ритуально не осквернять прочих жителей, тщательно избегавших общения с ними.
Социально-этические постулаты индуизма освящают общинно-кастовый строй; утверждая терпимое отношение и установлениям любой корпоративно-кастовой группы, он требует неукоснительного соблюдения этих обычаев и налагаемого ими долга внутри каждой из таких групп и поддержания их замкнутости и семейной прочности (запрещались браки и даже совместные трапезы между членами разных таких групп; а также смена кастовой профессии; поощрялось заключения браков в раннем детстве и самосожжение вдов по смерти мужа, осуждался, хотя и не запрещался, повторный брак вдов). Любое нарушение запретов в этой области считалось несущим ритуальную скверну и влекло наказание вплоть до изгнания из касты, делавшего человека фактически бесправным изгоем.
Таким образом, в работе дан краткий обзор основных элементов кастового устройства индийского общества, проанализированы причины возникновения кастового деления, функции и назначение каст.
В работе рассмотрены исторически обоснованные социальные, экономические, этнические условия сохранения кастового состава общества, условий его существования в современной Индии.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Исторические источники:

Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии. – Вестник истории мировой культуры. М / Изд-во АН СССР/ 1989, № 3
Чакржи С.Особенностях религиозного сознания Индии Пер. с англ. П.Маковой Киев /Посев/ 2001- 215с
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина Литературные памятники. под ред. акад. Б. Д. Грекова и чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. 3-е изд. М. Л./Наука/1948 Вступительная статья

Литература:

Большой Российский энциклопедический словарь. М/Дрофа/ 2005-1886с
Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века. Уч. пособие для вузов. М./Высшая школа/ 2005-744с
Елизаренкова Т.Я. История Индии. Пособие для вузовМ.//Высшая школа/ 2000- 488с
Индийская классическая поэзия. М/Художественная литература/ 2004-427с
История религий. В 2-х тт. Под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Репринтное изд. 1889г М: /Российский фонд мира/ 1999/ т.2- 496с
Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М./Мир/1983.-284с
Нирмала Шривастава Обычаи и легенды древней Индии.7-е изд. М/Современник/ 1998- 288с
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М./Мир/1982 -220с
Свенцицкая И.С. История средних веков. Уч. пособие. М/Высшая школа/ 2003-526с.
Хрестоматия Литературные памятники Востока. М/Наука/ 2001- 556с
Энциклопедия путешествий и открытий. М/Дрофа/ 2005 -338с




Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века. М./Высшая школа/ 2005 С.573
Там же.
Большой Российский энциклопедический словарь. М/Дрофа/ 2005 С.325
Энциклопедия путешествий и открытий. М/Дрофа/ 2005 С.174
Там же.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина Литературные памятники. под ред. акад. Б. Д. Грекова и чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. М. -Л./Наука/1948Вступительная статья С.5-6
Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и Индии. М/Высшая школа/.1977., Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М./МГУ/1973, Ашрафян К. 3. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. М.,/Наука/1977, Ашрафян К. 3. Феодальное государство и город в средневековой Индии. (ХIII-XVIII вв.) - Государство в докапиталистических обществах Азии. М./Наука/1987, Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М./Высшая школа/ 1980, Гусева Н. Р. Индуизм. М./Прогресс/1977, Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М./Мир/1983.,Рыбаков Р. Б. Социально-регулятивные функции индуизма. - Индуизм: традиции и современность. М./Наука/1985. и др.

Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М./Мир/1983.С.91
Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века. М./Высшая школа/ 2005 С.574
Ефименко В.А. Шактизм и тантра. – В кн.: Древо индуизма. М./Наука/1999 С.85
Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М./Мир/1983.С.177-178

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М./Мир/1982 С.100-101
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М./Мир/1982 С.88












6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Исторические источники:

1.Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии. – Вестник истории мировой культуры. М / Изд-во АН СССР/ 1989, № 3
2.Чакржи С.Особенностях религиозного сознания Индии Пер. с англ. П.Маковой Киев /Посев/ 2001- 215с
3.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина Литературные памятники. под ред. акад. Б. Д. Грекова и чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. 3-е изд. М. Л./Наука/1948 Вступительная статья

Литература:

1.Большой Российский энциклопедический словарь. М/Дрофа/ 2005-1886с
2.Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века. Уч. пособие для вузов. М./Высшая школа/ 2005-744с
3.Елизаренкова Т.Я. История Индии. Пособие для вузовМ.//Высшая школа/ 2000- 488с
4.Индийская классическая поэзия. М/Художественная литература/ 2004-427с
5.История религий. В 2-х тт. Под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Репринтное изд. 1889г М: /Российский фонд мира/ 1999/ т.2- 496с
6.Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М./Мир/1983.-284с
7.Нирмала Шривастава Обычаи и легенды древней Индии.7-е изд. М/Современник/ 1998- 288с
8.Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М./Мир/1982 -220с
9.Свенцицкая И.С. История средних веков. Уч. пособие. М/Высшая школа/ 2003-526с.
10.Хрестоматия Литературные памятники Востока. М/Наука/ 2001- 556с
11.Энциклопедия путешествий и открытий. М/Дрофа/ 2005 -338с



Вопрос-ответ:

Что такое каста в индийском обществе?

Каста в индийском обществе - это социальная группа, определенная ее профессиональной деятельностью, наследуемой по крови и ограниченной взаимодействием с другими кастами.

Каковы основные касты в индийском обществе?

Основные касты в индийском обществе делятся на чистые касты и неприкасаемые. Чистые касты включают брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров. Неприкасаемые - это люди, которые не входят в кастовую систему и считаются самым низшим слоем общества.

Каковы причины устойчивости кастовой структуры в Индии?

Причины устойчивости кастовой структуры в Индии включают экономическую взаимозависимость каст, стремление верхушки низших каст сохранить профессионально-экономическую монополию, иллюзию превосходства над другими. Кастовая система обеспечивает стабильность и порядок в обществе.

Какие основные функции каст в индийском обществе?

Основные функции каст в индийском обществе включают поддержание порядка и стабильности, установление социальных правил и ограничений, предоставление определенных профессиональных услуг, искусственное разделение общества на различные группы.

Как формировались касты в индийском обществе?

Касты в индийском обществе формировались на основе профессиональной деятельности. Начиная с ранних времен, люди занимались определенными ремеслами и работы передавались от поколения к поколению. Таким образом, формировалась иерархия кастовой системы с разными группами социального статуса и привилегий.

Каковы этапы формирования кастового разделения в индийском обществе?

В развитии индийского общества можно выделить несколько этапов формирования кастового разделения. Сначала существовали пространства, где сосуществовали различные этнические группы, но при этом не было четкой разделения на касты. Затем возникли различные профессиональные группы, которые начали формировать свою идентичность и устанавливать правила для своих членов. В конечном итоге эти группы превратились в касты, с появлением строгих правил и ограничений для вступления и выхода из касты.

Какие касты можно выделить в индийском обществе?

В индийском обществе можно выделить два основных типа каст: чистые касты и неприкасаемые. Чистые касты, также известные как "высшие касты", имеют более высокий статус и имеют право на более привилегированное положение в обществе. Ниже расположены неприкасаемые, также известные как "низшие касты", которые исключены из основных сфер общественной жизни и страдают от социальной дискриминации.

Почему кастовая структура в индийском обществе настолько устойчива?

Кастовая структура в индийском обществе настолько устойчива по нескольким причинам. Во-первых, экономическая взаимозависимость каст является одним из факторов, поддерживающих стабильность кастовой системы. Касты взаимодействуют друг с другом в экономической сфере, и любые перемены в этой сфере могут оказать влияние на всю систему. Кроме того, верхушка низших каст хочет сохранить монополию на определенные профессии или отрасли источника дохода. Они стремятся к сохранению своего привилегированного положения и не желают делиться своими привилегиями с другими.

Почему члены каст стараются сохранять иллюзию своего превосходства?

Члены каст стараются сохранять иллюзию своего превосходства по нескольким причинам. Во-первых, это связано с сохранением своего статуса и привилегий в обществе. Если кто-то поверит, что определенная каста является превосходящей, это может поддержать основы кастовой системы и обеспечить касте дополнительные привилегии и влияние. Кроме того, это может помочь членам касты чувствовать себя лучше и поддерживать свою собственную самооценку.

Каковы основные этапы формирования кастового разделения в обществе Индии?

Формирование кастового разделения в индийском обществе прошло через несколько этапов. Первый этап - это разделение на чистые касты и неприкасаемых. Затем произошло дифференцирование и специализация каст. На последующих этапах происходило расширение и дифференцирование привилегированных и непривилегированных каст.

Какие основные касты существуют в Индии?

В индийском обществе существуют как чистые касты, так и касты неприкасаемых. Чистые касты делятся на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров. Неприкасаемые касты, также известные как далиты или ачхуты, являются наиболее низшими в иерархии и исторически были объектом дискриминации и исключения из общества.