Влияние различных факторов на размещение машиностроительной отрасли в России.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика отрасли
  • 1818 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 28.05.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Общая характеристика факторов, влияющих на размещение машиностроительных предприятий
1.1.Место машиностроения в экономике страны
1.2.Факторы и формы территориальной организации машиностроения
2.Размещение отраслей машиностроения в зависимости от структуры отрасли
2.1.Размещение тяжёлого машиностроения
2.2.Размещение общего и специализированного машиностроения
3.Проблемы и перспективы размещения предприятий отрасли
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Малогабаритные автобусы производятся в Волго-Вятском районе (Павлово), на Урале (Курган) и Северном Кавказе (Краснодар). Микроавтобусы в настоящее время выпускает только УАЗ. Почти 9/10 суммарного производства всех марок автобусов приходится на Поволжье и Урал.
В ближайшей перспективе намечается расширить производство городских автобусов путем организации их сборки из комплектующих изделий КамАЗа на ряде предприятий Санкт-Петербурга, Омска, Белгорода.
По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка городских, туристских и междугородных автобусов на ГолАЗе (Голицыно Московской области). Проектная мощность этого предприятия — 2,5 тыс. автобусов в год.
В отечественном автостроении уже накоплен положительный опыт международного партнерства. Работа с зарубежными фирмами и создание совместных предприятий усиливают позиции завершающей стадии технологического процесса. При этом сборка определенным образом эволюционирует. Сначала она носит «отверточный» характер, т.е. сводится к простому монтажу комплектующих изделий, а впоследствии пополняется разного рода дополнительными и вспомогательными производствами.
Сейчас в России сборка автомобилей заметно прогрессирует. Например, завод культиваторов «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону с 1995 г. собирает южнокорейские легковые машины «Дэу». Автомобили такого класса намерен выпускать и Таганрогский комбайновый завод. Сборка южнокорейских автомобилей «Киа» развернута на судостроительных предприятиях «Балтика» и «Янтарь» в Калининграде.
ЕлАЗ образовал совместное предприятие с американской корпорацией «Дженерал моторс» по производству джипов «Шевроле-Блейзер». На базе производственных площадей АЗЛК создано АО «Автофрамос» — совместное предприятие фирмы «Рено» и московского правительства — по выпуску легковых автомобилей среднего класса «Рено-Меган». Производится автомобиль «Форд-фокус». Имеются проекты по организации сборки чешских автомобилей «Шкода» (Смоленск), немецких машин «Опель» (Выборг), японских микроавтобусов «Тойота» и венгерских городских автобусов «Икарус» (Москва).
Для станкостроения (включая производство инструментов) характерно размещение предприятий в районах с развитым машиностроением. Большое значение в организации производства станков имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры.
Исторически станкостроение сложилось в Центральном районе (Москва) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). В настоящее время оно представлено практически во всех экономических районах. В 1998 г. было произведено около 7,6 тыс. шт. металлорежущих станков.
В перспективе будет обеспечен опережающий выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, станков типа «Обрабатывающий центр», тяжелых и уникальных станков и прессов, оборудования для автоматизации сборки массовых изделий в машиностроении, роторных, роторно-конвейерных и других автоматических линий для машиностроения и металлообработки. Увеличится производство автоматизированных и роботизированных комплексов и линий, гибких производственных систем металлообработки.
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на сырьевые базы (в зависимости от металлоемкости производства). Первые тракторные заводы (Волгоград, Челябинск) возникли в пределах крупных зерновых районов, одновременно оказавшись у источников металла. Эта особенность размещения типична, хотя и в меньшей степени, для других предприятий, которые появились после войны в Центральном (Владимир) и Центрально-Черноземном (Липецк) районах, в Западной Сибири (Рубцовск). В настоящее время производство тракторов размещено также на Северо-Западе (Санкт-Петербург) и в Северном районе (Петрозаводск).
Новый центр тракторостроения возник в Волго-Вятском районе (Чебоксары). В 2005 г. в стране произведено 8,3 тыс. тракторов.
Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, которые требуют квалифицированного труда, приурочена к районам, где есть технически образованные специалисты.
Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отраслей машиностроительного комплекса выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью.
Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центрально-Черноземном (Воронеж) и в других районах. Производство вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.).
Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами.
Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок — с источниками сырья.
Заключение

Основной вывод по работе - размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства
конструкционная сложность выпускаемых изделий
широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой.
Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий, при этомзначительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией.
Список использованной литературы

Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 2005 – 400 с.
Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.- 278 с.
Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская федерация: Социально-экономическая география: Учебное пособие. М.: Пресса, 2004.-280 с.

Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 2005 – С.122

Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 2005 – С.145

Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская федерация: Социально-экономическая география: Учебное пособие. М.: Пресса, 2004. С.103

Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская федерация: Социально-экономическая география: Учебное пособие. М.: Пресса, 2004.- С.127

Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.- С.112

Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.- С.121-123













18

1.Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 2005 – 400 с.
2.Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.- 278 с.
3.Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская федерация: Социально-экономическая география: Учебное пособие. М.: Пресса, 2004.-280 с.

Вопрос-ответ:

Каковы основные факторы, влияющие на размещение машиностроительных предприятий в России?

Основными факторами, влияющими на размещение машиностроительных предприятий в России, являются доступность сырьевых ресурсов, транспортная инфраструктура, наличие квалифицированной рабочей силы, налоговая политика, доступность рынков сбыта и государственная поддержка отрасли.

Какое место занимает машиностроение в экономике России?

Машиностроение играет важную роль в экономике России. Оно является одной из ключевых отраслей промышленности и обеспечивает производство многих важных технических устройств и оборудования. Машиностроение также является основой для развития других отраслей экономики и способствует повышению конкурентоспособности страны.

Какие факторы и формы территориальной организации влияют на размещение машиностроительных предприятий?

На размещение машиностроительных предприятий влияют такие факторы, как наличие подходящей инфраструктуры (дорог, железных дорог, портов), доступность сырьевых ресурсов, близость к рынкам сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы и налоговые льготы. Формы территориальной организации машиностроения могут быть представлены как крупными промышленными центрами, так и отдельными специализированными зонами, где сосредоточены предприятия одной отрасли.

Каковы проблемы и перспективы размещения предприятий машиностроительной отрасли в России?

Среди проблем размещения предприятий машиностроительной отрасли в России можно выделить высокую стоимость производства, низкую эффективность использования ресурсов, нестабильность экономической и политической ситуации, недостаточное развитие инфраструктуры и отсутствие квалифицированной рабочей силы. Однако, существуют перспективы размещения предприятий в России, связанные с растущим внутренним спросом, поддержкой государства и развитием новых технологий.

Какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий в России?

Размещение машиностроительных предприятий в России зависит от ряда факторов, таких как доступность сырья и энергоресурсов, наличие квалифицированной рабочей силы, инфраструктура и логистика, наличие научно-исследовательских и образовательных учреждений, государственная поддержка и налоговые льготы.

Какую роль машиностроение играет в экономике России?

Машиностроение является одной из важнейших отраслей экономики России. Оно обеспечивает производство машин, оборудования и комплектующих, необходимых для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Машиностроительные предприятия также являются крупными работодателями и вносят значительный вклад в экономическое развитие страны.

Как размещаются различные отрасли машиностроения?

Размещение отраслей машиностроения зависит от их структуры и специфики производства. Тяжелое машиностроение, такое как производство крупногабаритных машин и оборудования, часто размещается рядом с источниками сырья, такими как металлургические предприятия. Общее и специализированное машиностроение может быть размещено как в крупных промышленных центрах, так и в регионах с высоким уровнем инноваций и научно-технического потенциала.

Какие проблемы и перспективы размещения предприятий машиностроения существуют?

Среди проблем, которые могут возникать при размещении предприятий машиностроения, можно назвать недостаток квалифицированной рабочей силы, высокие затраты на производство и логистику, неразвитую инфраструктуру в регионах и слабую научно-техническую базу. Однако, существуют перспективы для размещения предприятий в регионах с высоким потенциалом развития, с поддержкой государства и с развитой инновационной средой.

Какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий в России?

Влияние различных факторов на размещение машиностроительной отрасли в России может быть связано с доступностью сырьевых ресурсов, наличием квалифицированной рабочей силы, налоговыми льготами, государственной поддержкой, инфраструктурой и логистикой, а также региональными особенностями. Каждый из этих факторов может оказывать свое влияние на выбор места размещения предприятия в машиностроительной отрасли.

Какое место занимает машиностроение в экономике России?

Машиностроение является одной из ключевых отраслей российской экономики. Оно играет важную роль в развитии других отраслей и предоставляет широкий спектр продукции и услуг для национальных и международных рынков. Машиностроение в России также имеет большое значение для национальной безопасности и суверенитета страны.