Коммуникация, псевдокоммуникация и квазикоммуникация

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 1414 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 02.12.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
ПСЕВДОКОММУНИКАЦИЯ
КВАЗИКОММУНИКАЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА



Фрагмент для ознакомления

На этот эффект следует обратить внимание специалистам в сфере социальной работы, так как одиночество зачастую приводит к негативным последствиям – от вредных привычек (алкоголь, наркотики и пр.), вплоть до суицида.
КВАЗИКОММУНИКАЦИЯ
Эффект диалога, как смыслового контакта, основанного на способности и стремлении субъектов к адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по общению, является ключевым для концепции социально-коммуникативного процесса. Поэтому наряду с понятием «коммуникация» здесь применяется понятие «квазикоммуникация», трактуемая как ритуальное действо, подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию).
А. В. Соколов называет квазикоммуникацию одной из возможных форм коммуникационной деятельности, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним.
Сюда автор относит и феномен фетишизации, описывая его следующим образом: «людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т. п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам» [4, с. 114]. Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т. д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего «квазикоммуникационного» партнера. При квазикоммуникации контакта не происходит, ходя коммуникатору кажется, что восприятие есть.
Квазикоммуникацию трактуют и как интеракцию с элементами коммуникативных неудач [5]. При этом элементы диалогических единств – реплики, представленные в качестве квазиреплик (к ним относятся как вопросы, так и констатации в речевых реакциях) отличаются от обычных по своей прагматической направленности, функциям и интонационному выражению в комплексе. Они, безусловно, могут относиться как к кругу коммуникативных неудач, так и являться моментами языковой игры. Это особенно свойственно и детской речи, которая эмоциональна по сути, и диалогу в онтогенезе в паре «взрослый - ребенок», где игровой аспект наиболее важен в привлечении внимания ребенка. В любом случае, при появлении подобных реплик «страдает» информационное поле диалога, появляются стагнации в развертывании общения, либо оно вообще сворачивается.
В принципе, духовная коммуникация имеет множество уродливых подобий себе, того, что авторы [5 и др.] и называют квазикоммуникацией. Выделяют три базовых признака таких квазикоммуникаций.
Во-первых, квазикоммуникация всегда асимметрична. Например, поведение людей на телевизионном шоу формально похоже на массовую коммуникацию. Чаще всего, однако, в шоу-индустрии вообще нет цели взаимного понимания, вчувствования; речь идет только о том, что в теории нейролингвистического программирования называется триггер-калибровкой, более или менее умелым приведением группы лиц к состоянию своеобразного шока, когда людям удобнее навязывать выгодные для организаторов решения и ценности, - как правило, совершенно корыстные и прагматические. Коммуникация же принципиально симметрична, она автоматически подразумевает состояние, когда мнение, ценности, ассоциативные ряды другого человека воспринимаются как свои собственные. В этом смысле, даже термина «симметрия» недостаточно.
Во-вторых, коммуникация эпифеноменальна. Проще говоря, она не вытекает из ситуации, хотя качество и сценарий ее от такой ситуации прямо зависят. Напротив, коммуникация строит небывалые ситуации, когда чувствование партнерами пространства и времени общения могут поразительно меняться. В этом смысле, коммуникация есть феномен искреннего общения.
В-третьих, духовная коммуникация всегда бескорыстна. Она исключает чувствование «понять, чтобы использовать», апеллируя к творческой, гуманной стороне человеческой души.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникация может рассматриваться как диалог, взаимопонимание, смысловой контакт. Социальная коммуникация представляет собой универсальный социокультурный механизм, ориентируемый на взаимодействие социальных субъектов, на производство и динамику социокультурных норм и образцов социального взаимодействия. Знаковая коммуникация может рассматриваться как процесс, деятельность и универсальный механизм социокультурного взаимодействия людей, как фактор формирования общественной психологии и культуры.
Коммуникация как социально-философская категория включает в себя три структурных компонента: субъект, объект и адресат, связанные целесообразностью, функциональностью, устойчивостью, полноценностью, взаимозаменяемостью субъекта и адресата и наличием смысловой составляющей объекта межсубъектного взаимодействия. Отсутствие какого- либо из структурных компонентов в конкретной ситуации общения приводит к нарушению подлинной коммуникации.
Псевдокоммуникация - это попытка диалога, не увенчавшаяся адекватными интерпретациями коммуникативных интенций, которая приравнивается к неподлинному коммуникативному акту, к эмуляции коммуникации, т.е. к конструкции, внешне напоминающей полноценную коммуникацию, на самом деле таковой не являющейся. Наиболее ярким видом псевдокоммуникации является виртуальное общение, в котором происходит нарушение коммуникативной схемы и ее принципов.
Одной из возможных форм коммуникационной деятельности является квазикоммуникация, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Псевдокоммуникация и квазикоммуникация, выступая в качестве замены или подмены интерсубъектной коммуникации, не способны стать выходом из одиночества, решить проблему недостатка межличностного общения.
ЛИТЕРАТУРА


Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 2006.
Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 2002.
Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: ИД «Социальные отношения», 2004.














13

ЛИТЕРАТУРА


1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
2.Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 2006.
3.Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 2002.
4.Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
5.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: ИД «Социальные отношения», 2004.



Вопрос-ответ:

Что такое коммуникация?

Коммуникация - это обмен информацией и установление связей между людьми или группами людей.

В чем разница между псевдокоммуникацией и квазикоммуникацией?

Псевдокоммуникация - это форма общения, при которой люди представляют, что общаются, но на самом деле не взаимодействуют или не понимают друг друга. Квазикоммуникация - это такой вид общения, при котором субъекты стремятся к адекватному истолкованию коммуникативного акта и смыслового контакта.

Почему одиночество может приводить к негативным последствиям?

Одиночество может приводить к негативным последствиям, так как отсутствие социальной поддержки и общения может вызвать у человека ухудшение психического и физического состояния, а также может способствовать развитию вредных привычек, таких как употребление алкоголя и наркотиков.

Какие проблемы могут возникнуть из-за псевдокоммуникации?

Псевдокоммуникация может привести к непониманию, конфликтам, недоверию и разрушению отношений между людьми. Она создает иллюзию общения, но на самом деле не решает коммуникативные проблемы и не удовлетворяет потребность людей в общении.

Каким образом специалисты в сфере социальной работы могут противодействовать эффекту одиночества?

Специалисты в сфере социальной работы могут проводить различные мероприятия и программы, направленные на создание коммуникативной среды, поддержку и активное участие людей. Они могут организовывать групповые занятия, клубы интересов, группы поддержки и другие формы общения, чтобы предотвратить возникновение одиночества и помочь людям наладить коммуникативные связи.

Какую роль играет коммуникация в социальной работе?

Коммуникация играет важную роль в социальной работе, так как позволяет установить контакт с клиентами и эффективно взаимодействовать с ними. Она улучшает понимание между социальными работниками и клиентами, помогает выявить их потребности и проблемы. Коммуникационные навыки специалиста позволяют создать доверительные отношения с клиентами и помочь им в достижении своих целей.

Какие негативные последствия может вызвать одиночество?

Одиночество может привести к негативным последствиям, таким как развитие вредных привычек (например, употребление алкоголя или наркотиков), ухудшение психического и физического здоровья, снижение самооценки и нарушение эмоционального состояния. В некоторых случаях, одиночество может даже привести к самоубийству.

Чем отличается квазикоммуникация от типичной коммуникации?

Квазикоммуникация отличается от типичной коммуникации тем, что она не является полноценным обменом информацией и идеями между субъектами. Она скорее является поверхностной или пустой формой общения, где нет истинного понимания и взаимодействия. Квазикоммуникация может быть вызвана недостатком времени или желания настоящего общения, а также непроизвольным использованием стандартных фраз и клише.