Специфика фактов сознания в интерпретации В. Дильтея. Дильтеевская программа обоснования гуманитарных наук.

  • 3 страницы
  • 4 источника
  • Добавлена 17.12.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Специфика фактов сознания в интерпретации В. Дильтея. Дильтеевская программа обоснования гуманитарных наук.
Фрагмент для ознакомления

Общим материалом для них является «исторически-социальная действительность», а назначение – «уловить единичное, индивидуальное в исторически-социальной действительности, распознать действующие тут закономерности, установить цели и нормы ее дальнейшего развития» и это назначение может быть исполнено лишь «с помощью искусственных приемов мышления, с помощью анализа и абстрагирования».
Категория абстракции является одной из ключевых в философии Дильтея, потому что «абстрактная формула, позволяющая отвлечься от определенных сторон факта, развернув взамен другие, не единственная и последняя цель этих наук, а их незаменимое вспомогательное средство. Как абстрагирующее познание не должно поглощать в себе другие самостоятельные цели этих наук, так, со своей стороны, ни историческое или теоретическое познание, ни выявление фактически нормирующих общество правил не должны лишать прав абстрагирующее познание». Таким образом, абстракция – это, в первую очередь, метод и одновременно свойство нашего сознания. Абстрагирование – способ, благодаря которому мы можем преодолевать наши сенсорные восприятия и подниматься от «тени» к «сущности».
При этом понятие «факта» в философии оказывается для Дильтея невероятно интересным. Построенный на оппозиции наук о духе и наук о природе анализ формулирует оппозицию двух различных фактов: факта в естествознании и факта в гуманитарной науке. Если в первом случае под фактом следует понимать некое явление, которое было засвидетельствовано несколькими людьми, было измерено специальными приборами и может быть повторено, то факт в «науке о духе» - нечто индивидуальное, единичное, уникальное и зачастую неповторимое. Поэтому проблематизируется тем самым само понятие истины. По словам Дильтея, «размежевание этих наук, их здоровый рост в условиях специализации зависят поэтому от понимания того, как каждая их истина связана с целой действительностью, от постоянного сознания того, что эти истины вообще имеют место только в силу абстрагирования и что в меру их абстрактности им присуща ограниченная познавательная ценность. Отсюда можно предположить, с помощью каких фундаментальных расчленений частные науки о духе стремятся овладеть своим необъятным предметом».
Список литературы:
Дильтей В. Введение в науки о духе//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С.108-135.
Дильтей В. Сила поэтического воображения. Начала поэтики//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 135-142.
Махлин В. Л. Дильтей//Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М.: INTRADA, 2004. С. 137-138.
Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. – 656 с.
Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 114.
Там же. С.108.
Там же.
Там же. С. 109.
Там же.
Там же. С. 110.
Там же.
Там же.
Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 295.
Там же. С. 111.
Там же.
Там же. С. 129.
Там же.
Там же. С. 129-130.

Список литературы:
1.Дильтей В. Введение в науки о духе//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С.108-135.
2.Дильтей В. Сила поэтического воображения. Начала поэтики//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 135-142.
3.Махлин В. Л. Дильтей//Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М.: INTRADA, 2004. С. 137-138.
4.Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. – 656 с.

Узнать стоимость работы