Предмет социальной психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 1717 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 20.01.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Дискуссия о предмете социальной психологии.
Современные представления о предмете социальной психологии.
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ» (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы философии» (1962, № 2, 5). Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией - с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» - уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» - наука об этой общественной психологии).
Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком- то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает:
1) социальную психологию личности;
2) социальную психологию общностей и общения;
3) социальные отношения;
4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971).
Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует:
1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия,
2) особенности групп,
3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949). Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей - предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале реферата, рабочее определение дано в рамках данного подхода. Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции:
1) социальная психология есть часть социологии;
2) социальная психология есть часть психологии;
3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко:
а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;
б) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука - социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163}. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические теории, хотя многие из них, признавая факт «влияния» общества на человека, не находят корректного решения проблемы о способах этого влияния. Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии.



Заключение
Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии - участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены.











Литература
Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.
Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 1961.
Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии. «Вестник ЛГУ», 1959, № 11.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
Рейснер М.А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону, 1925.
Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.












3

Литература
1.Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.
2.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 1961.
3.Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии. «Вестник ЛГУ», 1959, № 11.
4.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
5.Рейснер М.А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону, 1925.
6.Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

Вопрос-ответ:

Что такое предмет социальной психологии?

Предмет социальной психологии - это изучение процессов познания, оценки и поведения людей в социальном контексте. Эта наука исследует влияние социальных факторов на мышление, эмоции и взаимодействие людей.

Какая дискуссия началась в 1959 году?

В 1959 году началась дискуссия о предмете социальной психологии, вызванная статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале "Вестник ЛГУ".

Где была продолжена дискуссия о предмете социальной психологии?

Дискуссия о предмете социальной психологии была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 году и на страницах журнала "Вопросы философии".

Какая основная полемика касалась предмета социальной психологии?

Основная полемика касалась двух вопросов: понимания предмета социальной психологии и соответствия этой науки научным стандартам.

Что изучают современные представления о предмете социальной психологии?

Современные представления о предмете социальной психологии включают изучение социального влияния на восприятие, оценку и поведение, формирование социальных категорий и стереотипов, причины социального конформизма и неповиновения, образование и функционирование групп, конфликты и их разрешение, социальное влияние на сознание и самооценку.

Когда началась дискуссия о предмете социальной психологии?

Дискуссия о предмете социальной психологии началась в 1959 году после публикации статьи А.Г. Ковалева в журнале "Вестник ЛГУ".

Какие предметы были основной полемикой в дискуссии о социальной психологии?

Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии, и 2) соответствия его отличительным особенностям от других психологических наук.

Где была продолжена дискуссия о предмете социальной психологии?

Дискуссия была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 году, а также на страницах журнала "Вопросы философии".

Какие были современные представления о предмете социальной психологии?

Современные представления о предмете социальной психологии разнообразны и зависят от конкретных школ и теорий в этой области. Однако, в целом, социальная психология изучает взаимодействие и влияние социальных факторов на психологические процессы и поведение людей в группах.