Влияние слепоты и слабовидения на развитие эмоционально-волевой сферы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 14.12.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. Введение
2. Слепота и ее причины
3. Эмоции и чувства
4. Особенности эмоций и чувств слепых
5. Заключение
6. Используемая литература


Фрагмент для ознакомления

Не слепота, а неправильное отношение в семье порождают отрицательные моральные чувства. Понимание сущности моральных чувств и многочисленные примеры из жизни слепых дают полную возможность утверждать, что при правильном воспитании моральные чувства слепых никак не отклоняются от нормы.
Интеллектуальные чувства также существенно зависят от социального положения человека и окружающей его среды. Необходимым условием для развития интеллектуальных чувств является участие в умственной деятельности. В то же время развитие интеллектуальных чувств обусловлено успехами познавательной деятельности и способностью и возможностью открывать всё новые и новые стороны в предметах и явлениях, проникать в их сущность, устанавливать закономерности развития.
Слепота сужает сферу чувственного познания, что в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышления, ставит серьёзные преграды на пути развития интеллектуальных чувств, возникающих в процессе познания. Именно поэтому у слепых, особенно дошкольников, часто наблюдается отсутствие любознательности. Однако огромные компенсаторные возможности позволяют слепым преодолеть многочисленные препятствия на пути овладения знаниями, успешно заниматься умственной деятельностью, в процессе которой и развиваются интеллектуальные чувства.
Наиболее существенное влияние слепота оказывает на эстетические чувства, возникающие и развивающиеся при восприятии и создании человеком прекрасного. Эстетические чувства возникают не только при зрительном, но и при восприятиях других модальностей (слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное). Однако тотальная или парциальная слепота полностью или частично делает невозможным восприятие тех сторон действительности, которые оказывают на человека наиболее сильное эмоциональное воздействие. Этими же причинами обусловлено отрицательное изменение в области культурных потребностей и интересов, также оказывающих существенное влияние на развитие эстетических чувств.
В процессе обучения и воспитания у слепых формируются правильные представления о прекрасном и правильное к нему отношение.
5. Заключение
Основываясь на собранном и выше изложенном материале, можно подвести некоторые итоги.  
Слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные.
Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития. Третичные недостатки проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
Резюмируя информацию об особенностях и специфике развития сознания у людей со спецпотребностями, можно сказать, что этот процесс мало, чем отличается от процесса становления и формирования сознания у людей, не имеющих никаких физических ограничений. Единственным отличием, пожалуй, является малоисследованность механизма компенсации некоторых факторов, имеющих решающее значение для полноценного функционирования и эволюции сознания. Кроме того, отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что данная операция в случае с людьми с ограниченными физическими возможностями по здоровью занимает больший период времени, т.е. протекает медленнее, хотя результаты достигаются те же (за мелкими исключениями, связанными с различными патологиями и серьёзными нарушениями центральной нервной системы).

6. Используемая литература
1. Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова «Основы специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, Питер, 2005г., 155 стр.
2. Д.А. Севостьянов, «Основы психологических знаний», Новосибирск 2004г., 100 стр.
3. «Современная медицинская энциклопедия», Санкт-Петербург, «Норинт», 2007г. 1240 стр.
4. Н.Н. Обозов, «Словарь практического психолога», Санкт-Петербург,2006г., 200 стр.
5. www.yandex.ru
www. yandex. ru
«Современная медицинская энциклопедия», Санкт-Петербург, «Норинт», 2007г. 847-848 стр.
www. yandex. ru
«Современная медицинская энциклопедия», Санкт-Петербург, «Норинт», 2007г. 847-848 стр.
Д.А. Севостьянов, «Основы психологических знаний», Новосибирск 2004г., 54 стр.
Н.Н. Обозов, «Словарь практического психолога», Санкт-Петербург,2006г., 183, 189 стр.
Д.А. Севостьянов, «Основы психологических знаний», Новосибирск 2004г., 55 стр.
Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова «Основы специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, Питер, 2005г., 155 стр.
www.yandex.ru
Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова «Основы специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, Питер, 2005г., 168-175 стр.
Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова «Основы специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, Питер, 2005г., 155 стр.
Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова «Основы специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, Питер, 2005г., 172 стр.












7

6. Используемая литература
1. Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова «Основы специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, Питер, 2005г., 155 стр.
2. Д.А. Севостьянов, «Основы психологических знаний», Новосибирск 2004г., 100 стр.
3. «Современная медицинская энциклопедия», Санкт-Петербург, «Норинт», 2007г. 1240 стр.
4. Н.Н. Обозов, «Словарь практического психолога», Санкт-Петербург,2006г., 200 стр.
5. www.yandex

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывает слепота и слабовидение на развитие эмоционально-волевой сферы?

Слепота и слабовидение могут оказывать негативное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы у людей. Отсутствие возможности видеть мир вокруг нас или видеть его не полностью может вызвать чувство беспомощности, одиночества и фрустрации. Однако, через специальные методы и техники обучения, слепые и слабовидящие люди могут научиться контролировать свои эмоции и развивать свою волю.

Почему возникает слепота и какие могут быть ее причины?

Слепота может быть вызвана различными причинами, такими как врожденные дефекты зрения, генетические нарушения, травмы глаз или головы, инфекции, воспаления, опухоли и другие заболевания. Также, слепота может возникнуть вследствие старения или постепенного ухудшения зрения, как это происходит при глаукоме или катаракте.

Чем отличаются эмоции от чувств и какой эффект они могут оказывать на человека?

Эмоции - это короткие, сильные и спонтанные переживания, которые могут возникать как реакция на внешние события или внутренние состояния. Они могут вызывать физиологические изменения и влиять на настроение и поведение человека. Чувства - это более длительные и устойчивые переживания, которые возникают не столько в ответ на конкретные события, сколько на основе общего отношения к жизни и окружающему миру.

Какие особенности можно наблюдать в эмоциях и чувствах слепых?

Одной из особенностей эмоций и чувств слепых является их более выраженное развитие. Из-за отсутствия зрительной информации, слепые люди часто полагаются на другие органы чувств, такие как слух, осязание и обоняние. Это способствует развитию более тонкого восприятия окружающего мира и более глубокого переживания эмоций.

Какие причины могут привести к слепоте?

Слепота может быть вызвана разными причинами, такими как глазные заболевания, травмы глаз, генетические нарушения, инфекции и т. д.

Чем слепота влияет на развитие эмоционально-волевой сферы?

Слепота может оказать значительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы, поскольку ограничение зрения сильно влияет на восприятие окружающего мира и возможность участия в общественных и социальных активностях.

Какие особенности эмоций и чувств у слепых?

У слепых людей эмоции и чувства могут быть более интенсивными и глубокими, поскольку они часто опираются на другие органы чувств, такие как слух и осязание, чтобы воспринимать и понимать мир вокруг себя.

Может ли правильное воспитание помочь развитию моральных чувств у слепых?

Да, правильное воспитание и понимание сущности моральных чувств могут полностью развить моральные чувства у слепых людей и не отклоняться от нормы.

Какие еще чувства могут быть у слепых, кроме эмоций?

У слепых людей также могут развиваться интеллектуальные чувства, такие как любознательность, интерес к учению, аналитическое мышление и другие интеллектуальные навыки.

Как слепота и слабовидение влияют на развитие эмоционально-волевой сферы?

Слепота и слабовидение могут оказывать влияние на развитие эмоционально-волевой сферы, поскольку ограниченность восприятия визуальной информации может привести к изменениям в ощущениях, эмоциях и регуляции поведения у слепых и слабовидящих людей. Например, некоторые исследования показывают, что слепые люди могут испытывать более интенсивные эмоции, такие как гнев или страх, и иметь более сложное понимание эмоциональных выражений лиц.

Какие причины слепоты существуют?

Есть различные причины слепоты, такие как генетические нарушения, врожденные пороки развития глаза или зрительного нерва, инфекции, травмы, солнечная или химическая ожоги глаз, а также возрастные изменения глазного яблока. В зависимости от причины слепоты, ее возможно предотвратить или лечить.