Основные направления и перспективы сотрудничества России и ЕС.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 8282 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 13.02.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности интеграционного процесса в ЕС
1.1 Развитие европейской интеграции
1.2 Европейский Союз: проблемы и перспективы на современном этапе
Глава 2. Взаимоотношения России и ЕС: ключевые основы
2.1 Предпосылки формирования сотрудничества России и ЕС
2.2 Договорно-правовая база взаимоотношений России и ЕЧС: трудности и перспективы
Глава 3. Сотрудничество России и ЕС на современном этапе
3.1 Влияние европейских интеграционных процессов на отношения России и Евросоюза: четыре пространства ЕС в отношении РФ
3.2 Другие программы сотрудничества и их роль в развитии отношений РФ-ЕС (на примере «Северного измерения»)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

И, наконец, четвертым стратегическим направлением сотрудничества России и ЕС стало Общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты. Исследователи сходятся во мнении, что этот документ является наиболее достижимым с точки зрения поставленных целей по сравнению с остальными «Дорожными картами». Ключевой целью в соответствии с документом здесь стало: «использование богатого интеллектуального наследства и накопленных знаний России и ЕС в целях содействия экономическому росту с участием гражданского общества в России и ЕС и повышению уровня конкурентоспособности экономик России и Евросоюза; а также активизация связи и обмены в сфере образования и культуры, среди молодежи, а также повышение выявлению и применению наилучшей практики в этих областях».
Структурно эта «Дорожная карта» разделена на три основных направления: исследования, наука и технологии; образование; культура.
Цели в сфере исследований, науки и технологиях сводятся к:
построению в России и Евросоюзе общества, основанного на знаниях;
обеспечению высоких темпов роста конкурентоспособности и экономического развития путем модернизации национальных экономик и использования передовых достижений науки;
укреплению и оптимизации связей между научными исследованиями и инновациями;
поддержке малого и среднего предпринимательства в области научных исследований и инноваций.
Среди целей в сфере образования стороны определили следующие:
Содействие интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса, в частности в следующих направлениях:
принятие системы сопоставимых степеней высшего образования;
принятие системы, базирующейся на двух уровнях обучения «бакалавр – магистр», а также скорейшее принятие трехуровневой системы образования «бакалавр – магистр – доктор»;
введение системы кредитов, используя Европейскую систему зачетных единиц (ECTS) для учета объема изучаемых дисциплин;
содействие академической мобильности;
сотрудничество в обеспечении качества обучения;
внедрение интегрированных учебных программ в высших учебных заведениях;
поддержка обучения в течение всей жизни;
изменение системы управления учреждений высшего образования с целью адаптации обучения студентов к изменениям на рынке труда;
повышение привлекательности систем высшего образования в России и ЕС.
Стимулирование углубления сотрудничества в области неформального образования для молодежи, направленного на:
создание условий для интеграции молодых людей в общественную жизнь и поощрение их инициативности;
оказание помощи молодым людям в получении знаний, навыков, квалификации и признание значимости подобного опыта;
содействие развитию межкультурного диалога и расширению сотрудничества с соседними странами-партнерами.
Развитие образовательных программ для молодежи по продвижению здорового образа жизни (физические упражнения, борьба с курением, употреблением алкоголя и наркотиков, СПИД/ВИЧ и т.д.).
В сфере культуры Россия и ЕС договорились:
продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству между Россией и расширенным Евросоюзом, содействовать творчеству и мобильности деятелей культуры, повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы;
укреплять и усиливать европейскую идентичность на основе общих ценностей, включая свободу выражения, демократическое функционирование СМИ, соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, и продвижение культурного и языкового многообразия как основы жизнеспособности гражданского общества в Европе без разделительных линий;
развивать сотрудничество между сферами культуры России и ЕС в целях увеличения их культурного и экономического значения.
Еще раз отметим, что достижение поставленных целей очень реально, учитывая, что по данным направлениям сотрудничество развивается уже много лет, причем достаточно успешно, результаты ощутимы даже сейчас. Поэтому создание данного Общего пространства наиболее близко в отличие от остальных трех.


3.2 Другие программы сотрудничества и их роль в развитии отношений РФ-ЕС (на примере «Северного измерения»)

За годы развития сотрудничества России и Европейского Союза были разработаны и запущены в работу различные программы. В качестве примера развития взаимодействия двух сторон можно привести «Северное измерение», которое сегодня является неким «зонтиком» для целого комплекса приграничных проектов между Северо-Западными регионами России и Северными странами ЕС.
Основной задачей авторы «Северного измерения» считают привлечение внимания Европейского Союза к «северной политике», которая, по их мнению, должна включать сотрудничество в регионе Балтийского моря, в регионе Баренцева моря, а также в других евроарктических регионах, сотрудничество в рамках Северного Совета, двусторонние связи с соседними регионами. В ходе разработки концепции предполагается продемонстрировать преимущества работы с северными регионами Европы, включая огромные энергетические ресурсы Северо-Запада России. В качестве конкретной меры Финляндия выступила с предложением о пересмотре документов ЕС, имеющих отношение к Северу.
Впервые финское предложение по «Северному измерению» было выдвинуто в речи премьер-министра Финляндии Пааво Липпонена в Рованиеми в сентябре 1997 года и затем официально направлено в Брюссель. Уже на сессии Европейского Совета в Люксимбурге в декабре 1997 года было отмечено, что предложение Финляндии «принимается к сведению», и Европейской комиссии было поручено подготовить промежуточный отчет. Саммит Еаропейского Союза в Вене в декабре 1998 года одобрил отчет и поручил Европейской комиссии разработать руководящие направления по реализации концепции «Северного измерения», которые были одобрены в июне 1999 года на очередной встрече глав стран ЕС в Кельне.
Подготовлен План действий по реализации концепции «Северное измерение». Изначально было подготовлено несколько проектов документов в отношении данной инициативы. Окончательное решение по программе было принято на встрече на высшем уровне в Фейре (Португалия) в июне 2000 года.
В числе основных принципов и идей, заложенных Финляндией в основу подготовки Плана действий, можно назвать следующие:
«Северное измерение» – часть внешней политики ЕС и регионального сотрудничества в северных регионах;
географически «Северное измерение» охватывает территорию, которая распространяется от Исландии до Северо-Запада России, с Норвежского, Баренцева и Карского морей до южных берегов Балтийского моря;
политика «Северного измерения» призвана продемонстрировать преимущества развития северных регионов и значение сотрудничества между ними для всего Европейского Союза;
регионы России, прилегающие к ЕС, будут иметь более важное значение для политики Союза в свете его долгосрочных интересов, в получении доступа к природным ресурсам, в развитии инфраструктуры и противодействия различным угрозам;
в ходе расширения ЕС его «балтийская политика» постепенно превращается во внутреннюю, а контактная зона с Россией будет расширяться;
пересмотр документов и программ ЕС, имеющих отношение к «Северному измерению», должен осуществляться, по мнению Финляндии, на основе вышеизложенных подходов.
Исходя из этих приоритетов, разработчики программы определили основные направления сотрудничества:
зависимость ЕС от внешних источников энергии придает стратегическую важность сотрудничеству в сфере разработки природных ресурсов Северо-Запада России;
главное значение будет иметь создание широкой сети газопроводов;
еще одним приоритетом является развитие распределительной сети электроэнергии в регионе Балтийского моря;
развитие транспортной сети и включение в общеевропейскую сеть;
обеспечение ядерной безопасности;
развитие торгово-экономического сотрудничества, стремление к устранению торговых барьеров, улучшению условий пересечения границ и транспортировки;
сотрудничество правоохранительных органов;
сотрудничество в сфере образования и научных исследований.
Что касается России, то по словам президента Финляндии Тарьи Халонен она «сама должна определить границы Северо-Запада России – Европейский Союз не считает нужным этим заниматься». По мнению России сюда можно отнести следующие территории: Республику Карелию, Республику Коми, Архангельскую, Вологодскую, Калиниградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Характерно, что страны Балтии проявляют особый интерес к включению в сотрудничество Калининграда и Калининградской области.
Сегодня на пространстве «Северного измерения» проживает примерно 60 млн. человек, из них более 15,5 млн. – на российском Северо-Западе. Общая территория составляет свыше 3 млн. кв. км, из них более половины приходиться именно на Северо-Запад России. Север России охватывает две трети всей территории страны и играет главенствующую роль в ее развитии. Северные регионы дают 28% объема промышленного производства и 60% российского экспорта и в них сосредоточено от 70 до 90% разведанных запасов нефти, газа, апатитов, бокситов, никеля, свинца, золота, алмазов и многих других полезных ископаемых.
Выступая на конференции, министр иностранных дел России И. С. Иванов сказал: «Вклад России в «Северное измерение» будет весомым. Нам есть что предложить - и не только огромные запасы сырья, леса, нефти, газа, - но и производственную и научную базу, квалифицированные кадры и современные технологии. Рассчитываем мы также на встречное движение. Мы хотели бы вплотную заняться модернизацией нашей промышленности, сельского хозяйства, социальной и культурной сферы, конверсией оборонной промышленности и оборонных объектов. Накопилось немало проблем, требующих неотложного решения. Назову хотя бы экологию и повышение ядерной и радиационной безопасности. Кстати, расширяя хозяйственную деятельность на Севере Европы, необходимо строго соблюдать принципы экологической безопасности. Так что «Северное измерение» видится нам как долгосрочное комплексное сотрудничество, в рамках которого важно учесть все эти аспекты. Другими словами, участие России в «Северном измерении» будет тем полнее и объемнее, чем в большей степени эта концепция отразит наши реальные потребности».
9 апреля 2001 года в Люксембурге состоялась вторая министерская конференция по «Северному измерению». В итоговом документе встречи зафиксированы следующие основные моменты:
предложено учредить Экологическое партнерство «Северного измерения» с целью ответа на вызовы в сфере окружающей среды и энергетической эффективности;
продемонстрировано общее понимание необходимости дальнейшего упрощения и координации процедур, относящихся к финансовым инструментам ЕС, с целью повышения общей оперативности и обеспечения совместного финансирования со стороны ЕС, международных финансовых институтов и других участников. Особо было отмечено взаимодействие между ФАРЕ и ТАСИС;
объявлено о создании в Комиссии по европейским сообществам «координационного пункта Северного измерения» и страницы в Интернет.
Очередная министерская конференция «Северное измерение и Арктическое окно» прошла 27-29 августа 2002 года в г. Илулиссати, Гренландия. В ходе конференции состоялся обмен мнениями по осмыслению в концептуальном плане будущей роли «Северного измерения» после расширения ЕС. Особенно подчеркивалось, что необходимо развивать экономику и сохранять природу Арктического региона, его научный потенциал. Участники позитивно оценили развитие Экологического партнерства «Северного измерения» и программу Электронное «Северное измерение». Обсуждалась также проблема поиска источников и форм финансирования проектов в рамках «Северного измерения» и участие в них частного капитала.
Для обсуждения разработанных на основе итогов гренландской встречи новых «основных направлений», которые должны лечь в основу расширенного Плана действий, председательствующие в ЕС датчане провели в Люксембурге 21 октября 2002 года Конференцию высокого уровня по «Северному измерению».
Первый план действий, который истек в конце 2003 года, по своей сути содержал свод политических, экономических, юридических и гуманитарных направлений сотрудничества. «По форме этот документ, скорее, напоминает не план действий, а план намерений». Он практически не содержал перечня совместных программ и проектов, остались так и не согласованы совместные проекты ЕС и России.
Важно сказать несколько слов по поводу самой эволюции «Северного измерения», здесь имеется в виду сравнение оригинальной финской инициативы и Плана действий (как результата развития СИ). Главное отличие – это амбициозность первоначальной инициативы финнов. Я имею в виду то, что главной целью Финляндия поставила создание политики Европейского Союза на Севере Европы, а в итоге «Северное измерение» координирует (зачастую дублирует) уже существующие программы. Также получается, что СИ является ареной для сотрудничества ЕС с региональными организациями Балтийского региона, выработки общей с ними политики.
Большие надежды возлагались на новый План действий, который должен был дать импульс для дальнейшего развития «Северного измерения», чтобы оно не могло «скатиться» только на экологические программы (что все же противоречит основной идее СИ), о чем свидетельствует программа Экологического партнерства в рамках «Северного измерения».
В июне 2003 года Европейской Комиссией был предложен Второй план действий по «Северному измерению», который был принят на Европейском Совете в Брюсселе в октябре 2003 года. Данный план охватил период с 2004 по 2006 годы. В рамках второго Плана действий по «Северному измерению» ход реализации Плана стал рассматриваться на встречах должностных лиц высокого ранга и министров, которые проводятся раз в два года. Первое Совещание должностных лиц (СДЛ) прошло в Брюсселе в октябре 2004 года, Совещание на уровне министров прошло осенью 2005 года. Европейская Комиссия представляет годовые отчеты о реализации Плана действий по Северному измерению. Кроме того, с лета 2004 года Европейская Комиссия начала размещать на своем сайте комплексную Информационную систему по «Северному измерению», которая в легкодоступном формате представляет информацию по различным мероприятиям «Северного измерения», которые проводят все партнеры по Северному измерению. 21 ноября 2005 года Совет министров по «Северному измерению», встреча которого состоялась в Брюсселе, единогласно принял «Руководство по разработке политической декларации и рамочного документа по политике Северного измерения с 2007 года». Данные руководства являются согласованной основой для составления проектов новых базовых документов «Северного измерения». Например, стороны согласовали, что «Северное измерение» – это общая политика, которая является региональным воплощением на севере Европы «Общих пространств» ЕС и России, при этом сохраняя свои отличительные черты, т.е. полноценное членство Норвегии и Исландии, уделение особого внимания вопросам экологии и здравоохранения, защите коренного населения и т.д.
По итогам работы первого плана действия по «Северному измерению» были возможны два сценария развития этой инициативы. Первый. К тому времени СИ уже начало затихать и по большей части «зациклилось» на программах экологии и информационных технологиях. Как уже многократно говорилось, Северо-Запад России является одним из ключевым акторов «Северного измерения» и его потенциал играет самую важную роль для развития данного региона и для создания такой ситуации, когда инвестиции пойдут именно сюда, а не к конкурирующим территориям (имеются в виду другие направления приграничного сотрудничества ЕС – Средиземноморье и т.д.). В случае развития данного сценария Россия остается экспортером сырья, но при этом с устаревшими технологиями и малоразвитой инфраструктурой транспорта и связи, продолжают решаться какие-то экологические проблемы, но вовсе не все, вопрос Калининградской области и может быть что-то еще. В итоге СИ остается на периферии взаимоотношений России и ЕС. В этом сценарии место «Северного измерения» занимает новая стратегия Евросоюза. Здесь есть два варианта. Греция как страна-председатель в ЕС в 2003 года должна была принять новую стратегию в отношении России (старая стратегия истекала к тому времени) – однако она больше склонялась в сторону продления стратегии 1999 года. В этом случае место СИ и Общей стратегии должна была занять политика ЕС в отношении новых соседних государств, которая была разработана еще в 2003 году. Для России это было не совсем выгодно: хотя, с одной стороны, плюс состоял в том, что Россия рассматривается как одно из государств Восточной Европы, но, с другой стороны, она затормозит развитие отношений России и Евросоюза в силу их зависимости от Украины и Белоруссии (который после расширения ЕС также становятся приграничными государствами). Также вместо данной стратегии возможно развитие новых программ, таких как План по безвизовому пространству и План создания общего экономического пространства.
Второй сценарий. «Северное измерение» – это стратегия ЕС в отношении России. Соответственно Северо-Запад России – ключевая фигура в этой политике, без него СИ теряет свой смысл и происходит массовый отток инвестиций как иностранных, так и отечественных. Для экономики России характерен сырьевой уклон, что является фактом (многие официальные лица РФ ни раз заявляли о том, что Россия хочет быть полноправным партнером ЕС, а не только его сырьевым придатком), поэтому Россия должна была использовать свое положение и извлекать из него все выгоды. Прежде всего, следовало направить средства, полученные от экспорта сырья, на развитие наукоемких технологий, уровня образования специалистов и т.д., активно развивать трансграничные и межрегиональные проекты в области транспорта, энергетики, связи, информационных технологий, совершенствовать российское законодательство (в первую очередь таможенное) для улучшения инвестиционного климата, решать экологические проблемы, необходимо использовать потенциал приграничного сотрудничества. Это приведет к увеличению внимания к Северо-Западу России и Северу Европы в целом со стороны инвестиционных потоков, что придаст необходимый импульс к развитию и «Северного измерения». Для развития данного сценария необходимо было обратить пристальное внимание на План действий по «Северному измерению». Старый план не отвечал действительности, так как поставленные в нем проблемы не были актуальными. Соответственно необходимо было разработать новый документ, в которым бы содержались актуальные вопросы взаимоотношений РФ и ЕС (например, в него можно внести такие вопросы как создание безвизового пространства и общего экономического пространства).
В итоге, как видно из истории развития «Северного измерения», реализован был первый сценарий, который был скорее пессимистичным, наиболее приемлемым для России был второй сценарий, не получивший в реальной жизни своего отражения. Сегодня СИ не является стратегически важным направлением сотрудничества России и ЕС, совершенно очевидно, что все возможные ожидания не оправдались, сейчас эта инициатива не может быть реанимирована в полной мере в силу развития совершенно новых направлений, в частности четырех Общих пространств.



Заключение

Появление термина «интеграция» берет свое начало еще в начале прошлого столетия, однако непосредственные механизмы ее развития и становления стали заметны только во второй его половине. А с конца XX века данный процесс стал массовым, в различных регионах мира стали формироваться интеграционные группировки, объединение которых было основано в основном на общих торговых и экономических интересах. Однако на сегодняшний день только Европейскому Союзу удалось перейти от узко экономической интеграции к процессам политической интеграции. Уже давно идет речь о принятии единой европейской конституции. Движение в сторону углубления взаимодействия европейских стран будет продолжаться и в дальнейшем, о чем свидетельствует политика новых лидеров государств.
В целом, становление Европейского Союза связано, прежде всего, с процессами европейской интеграции, которые взяли свое начало еще после окончания Второй мировой войны. Они были обусловлены закономерностями экономического развития и инициированы политическими решениями, приятными на уровне руководства ведущих держав европейского континента.
За многочисленные годы, прошедшие с момента заявления Р. Шумана в 1950 года, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство, что в результате привело к учреждению ЕОУС. В дальнейшем были учреждены Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли, приняты решения об углублении интеграции, приняты новые страны-члены. Все эти процессы и сформировали ЕС таким, каким можем видеть его в сегодняшние дни. Евросоюз союз является одним из ведущих акторов мирового сообщества, его влияние очень сильно как в политике, так и в экономике.
Несмотря на многочисленные процессы углубления интеграции, имевшие место с момента установления Союза, они не стоят на месте, а продолжаются. Так, они касаются прежде всего расширения ЕС (принятие новых стран-членов уже произошло в 2004 и 2007 годах, в перспективе будут приняты еще несколько государств), так и реформированием самой организации. Реформирование ЕС связано с реформой внутренней структуры ЕС и более четким разграничением его компетенции с государствами-членами.
Сегодня среди приоритетов ЕС стоят такие вопросы как сотрудничество с Центральной Азией, борьба с нелегальной иммиграцией, защита окружающей среды и др. Все эти направления работы европейских государств только укрепляют уровень сплоченности членов Евросоюза и помогают решению трудностей совместными усилиями.
Сотрудничество с Россией традиционной было одним из приоритетов Европейского Союза, прежде всего по той причине, что она является его крупнейшим соседом и источником импорта энергетических ресурсов. Граница между Евросоюзом и Россией после расширения 2004 года стала максимально большой, что только повысило необходимость для ЕС укреплять взаимодействие со своим российским коллегой, в том числе и на институциональной основе. Сегодня самыми важными документами являются программа добрососедства, а также четыре «Дорожные карты».
Работа по такому направлению как «Северное измерение» оказалась для России не очень эффективной, несмотря на достаточно амбициозные цели в начале выработки документов, на практике достичь удалось далеко не много.
В целом Россия очень заинтересована в развитии контактов с Евросоюзом. Так, на протяжении современного периода Европейский Союз является первым торгово-экономическим партнером России. По некотором оценкам эту роль он сохранит по меньшей мере до 2015–2020 годов.
Дальнейшее развитие торговли с ЕС необходимо России, так как это способствует поддержанию сложившейся базы для последующего развития всего комплекса внешнеэкономических связей российского государства.
Россия удовлетворяет большую часть имеющихся энергетических потребностей Евросоюза, что является еще одной причиной его заинтересованности в укреплении взаимоотношений с ней и построении стратегического партнерства.
Сегодня ключевым моментом по развитию сотрудничества по линии Россия – ЕС является развитие дорожных карт по четырем направлениям, ведущим из которых стало создание общего экономического пространства, а уже на основе этого и зоны свободной торговли. Однако на основе приведенных в данном исследовании фактов, ЗСТ не может относиться к первоочередным задачам в области совершенствования внешнеэкономической деятельности России, реализации ее внешней политики по отношению к ЕС.
Таким образом, в дальнейшем взаимодействие России и ЕС будет развиваться, в первую очередь в сфере экономики и торговли, но возможно, что под влиянием процессов европейской интеграции РФ начнет стремиться и к сотрудничеству на более «глубоких» уровнях.
Такие стратегические направления как «свобода, безопасность и правосудие», «внешняя безопасность» и «наука, технологии, включая культурные контакты», безусловно, также будут развиваться сторонами. Наибольшие перспективы здесь у культурной составляющей.
Для развития действительно стратегических отношений между ЕС и Россией препятствием служит и необходимость подписания нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, предыдущий вариант которого уже истек 1 декабря 2007 года. На сегодняшний день стороны не пришли к полному взаимопониманию, поэтому процесс разработки и согласования этого стратегически важного документа продолжается до сих пор.
Список использованных источников и литературы

Документы:
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.

Монографии:
Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. М., 2003. С. 45.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001. С. 110.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М., 2003. С. 101.
Региональная интеграция и Европа. Под. ред. Л.И. Глухарева. М., 2001. С. 57.
Тиммерманн Х. Россия и Европейский Союз: современные тенденции во внешней политике, политике безопасности и экономике. Взгляд из Германии. // Актуальные проблемы Европы. 2002. №1. С.141.
Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. М., 2004. С. 33.
Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. М., 2004. С. 39.
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 95.
Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Haukkala H. The making of the European Union’s Common Strategy on Russia. UPI Working Papers 2000. P. 18.
Molle W. The Economics of European Integration. London, 1997. P. 67.


Статьи в научных журналах и периодической печати:
Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.131.
Дерябин Ю. С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С. 65.
Разумова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского Союза: «Северное измерение» // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №12. С. 84.
Catellani N. The Multilevel Implementation of the Northern Dimension // Ojanen H. (ed.) The Northern Dimension: Fuel for the EU? Helsinki, 2001. P. 54-77.

Материалы Интернет:
Внешнеторговый оборот России увеличился на 27% // URL: http://finance.rol.ru/news/article15260/default.asp?news=86624
Выступление министра иностранных дел России И.С. Иванова на конференции по «Северному измерению» // URL: http://www.rg.ru
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Динамика внешней торговли России // URL: http://www.ress.ru/vest/v7/vestnik128.htm
Доля ЕС во внешнеторговом обороте РФ выросла в 2006 году // URL: http://ricom.ru/RicomTrust/macronews?type=show&chapter_id=10
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152814.shtml
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Емельяненко О. Общая стратегия ЕС в отношении России // URL: http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/emelianenko.htm
ЕС и Россия – стратегические партнеры (обзор отношений) // URL: http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=rae_review
Зачем ЕС конституция // URL: http://www.newsru.com/background/21feb2005/const.html
Итоги саммита Европейского союза // URL: http://info.rusrec.ru/ru/node/1179
Казин Ф.А. Россия и Европейский Союз: политические проблемы расширения и пути их решения // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/publics/public.php?id=35
Карцов А.С. ЕС-Россия: оптимизация взаимодействия (правовой аспект) // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Kartsov.html
Коллективная стратегия ЕС в отношении России (план страны-председателя) // URL: http://www.sweden.ru
Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1
Паньков В.С. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против // Россия в глобальной политике. 2007. №1 // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7046.html
Подписан договор о вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года // URL: http://www.rg.ru/2005/04/26/strany-anons.html
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Северное измерение // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_303.htm
«Северное измерение» Европейского Союза // URL: http://www.kvs.spb.ru/ums/balt_31.shtml
«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.council.gov.ru/kom_home/kom_155/ssi/cooperation/northdim.shtml
Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/images/pText_pict/615/Readmission_RU.doc
Худолей К.К. Россия и Европейский Союз: некоторые аспекты отношений // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Khudoley.html
Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.sweden.ru/rus/pages/seminar.htm
Экспорт России в 2006 году увеличился на 25,1%, импорт - на 39,3% // URL: http://www.ibk.ru/news/eksport_rossii_v_2006_godu_uvelichilsya_na_25_1_import_na_39_3-27674/
Энтин М.Л. Россия – ЕС: Общее пространство науки, образования и культуры // Вся Европа. 2006. №4. // URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=104
Action Plan for the Northern Dimension with external and cross-border policies of the European Union 2000-2003 // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/docs/2.pdf
Agreement on partnership and cooperation // URL://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/pca/pca_russia.pdf
Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/com1998_0589en.pdf
Common strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
Conclusions of the Chair, Second Foreign Ministers' Conference, Luxembourg, 9 April 2001 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/formin2/concl.htm; Norwegian contribution of the 2nd Foreign Ministers conference on the Northern Dimension, Luxembourg, 9 April, 2001 // URL: http://www.norway.ru
European Neighbourhood Strategy Policy Paper // URL: http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_en.pdf
Guidelines for a new Action Plan. Presidency Conclusions on the Future of the Northern Dimension Policies of the European Union, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/guidelines02.pdf
Ministerial Conference, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/minist_1002/index.htm
National Indicative Programme 2002-2006 // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/russia/csp/04-06_en.pdf
The European Union // URL: http://europa.eu.int
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Towards a comprehensive European Migration Policy: Cracking down on employment of illegal immigrants and fostering circular migration and mobility partnerships // URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/07/678&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en
Treaty Establishing the European Community // URL: http://www.hri.org/docs/Rome57
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm



Приложение


Диаграмма 1. Соотношение экспорта и импорта России в 2006 г.






Диаграмма 2. Доля основных торговых партнеров России в ее внешнеторговом обороте, 2006 г.











Agreement on partnership and cooperation // URL://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/pca/pca_russia.pdf
Common strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
Road map for the common economic space - building blocks for sustained economic growth // URL:
European Neighbourhood Strategy Policy Paper // URL: http://www.russia-it.org/russian/rMap/rMap_eng.pdf http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_en.pdf
Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. М., 2003; Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001; Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994; Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14; Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004; Региональная интеграция и Европа. Под. ред. Л.И. Глухарева. М., 2001; Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. М., 2004; Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995; Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997; Molle W. The Economics of European Integration. London, 1997.
Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М., 2003;
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002; Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.131. Дерябин Ю. С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2; Разумова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского Союза: «Северное измерение» // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №12; Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc; Емельяненко О. Общая стратегия ЕС в отношении России // URL: http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/emelianenko.htm; Казин Ф.А. Россия и Европейский Союз: политические проблемы расширения и пути их решения // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/publics/public.php?id=35; Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1; Паньков В.С. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против // Россия в глобальной политике. 2007. №1 // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7046.html; Энтин М.Л. Россия – ЕС: Общее пространство науки, образования и культуры // Вся Европа. 2006. №4. // URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=104
Тиммерманн Х. Россия и Европейский Союз: современные тенденции во внешней политике, политике безопасности и экономике. Взгляд из Германии. // Актуальные проблемы Европы. 2002. №1; Haukkala H. The making of the European Union’s Common Strategy on Russia. UPI Working Papers 2000; Catellani N. The Multilevel Implementation of the Northern Dimension // Ojanen H. (ed.) The Northern Dimension: Fuel for the EU? Helsinki, 2001. P. 54-77.
Худолей К.К. Россия и Европейский Союз: некоторые аспекты отношений // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Khudoley.html
Карцов А.С. ЕС-Россия: оптимизация взаимодействия (правовой аспект) // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Kartsov.html

Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. М., 2004. С. 33.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
The European Union // URL: http://europa.eu.int
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001. С. 54.
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Там же.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Molle W. The Economics of European Integration. London, 1997. P. 64.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Treaty Establishing the European Community // URL: http://www.hri.org/docs/Rome57
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Там же.
Molle W. The Economics of European Integration. London, 1997. P. 67.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. М., 2004. С. 39.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Там же.
Региональная интеграция и Европа. Под. ред. Л.И. Глухарева. М., 2001. С. 57.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Там же.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Там же.
Там же.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001. С. 110.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001. С. 112.
Подписан договор о вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года // URL: http://www.rg.ru/2005/04/26/strany-anons.html
Зачем ЕС конституция // URL: http://www.newsru.com/background/21feb2005/const.html
См. Towards a comprehensive European Migration Policy: Cracking down on employment of illegal immigrants and fostering circular migration and mobility partnerships // URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/07/678&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en
Итоги саммита Европейского союза // URL: http://info.rusrec.ru/ru/node/1179
Внешнеторговый оборот России увеличился на 27% // URL: http://finance.rol.ru/news/article15260/default.asp?news=86624
Экспорт России в 2006 году увеличился на 25,1%, импорт - на 39,3% // URL: http://www.ibk.ru/news/eksport_rossii_v_2006_godu_uvelichilsya_na_25_1_import_na_39_3-27674/
Динамика внешней торговли России // URL: http://www.ress.ru/vest/v7/vestnik128.htm
Доля ЕС во внешнеторговом обороте РФ выросла в 2006 году // URL: http://ricom.ru/RicomTrust/macronews?type=show&chapter_id=10
Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.130.
Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.131.
Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. М., 2003. С. 45.
Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М., 2003. С. 101.
Agreement on partnership and cooperation // URL://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/pca/pca_russia.pdf
Common strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
European Neighbourhood Strategy Policy Paper // URL: http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_en.pdf
Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1
ЕС и Россия – стратегические партнеры (обзор отношений) // URL: http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=rae_review
Agreement on partnership and cooperation // URL: http://europa.eu.int//comm/external_relations/ceeca/com_start/russia_99.pdf
Там же.
Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1
Худолей К.К. Россия и Европейский Союз: некоторые аспекты отношений // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Khudoley.html
Разумова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского Союза: «Северное измерение» // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №12. С. 84.
Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1
Казин Ф.А. Россия и Европейский Союз: политические проблемы расширения и пути их решения // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/publics/public.php?id=35
Карцов А.С. ЕС-Россия: оптимизация взаимодействия (правовой аспект) // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Kartsov.html
Там же.
Казин Ф.А. Россия и Европейский Союз: политические проблемы расширения и пути их решения // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/publics/public.php?id=35
Карцов А.С. ЕС-Россия: оптимизация взаимодействия (правовой аспект) // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Kartsov.html
Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1
Там же.
Common Strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
Казин Ф.А. Россия и Европейский Союз: политические проблемы расширения и пути их решения // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/publics/public.php?id=35
Haukkala H. The making of the European Union’s Common Strategy on Russia. UPI Working Papers 2000. P. 18.
Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в статегической перспективе // Международная жизнь. 2000. №1. С. 42.
Емельяненко О. Общая стратегия ЕС в отношении России // http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/emelianenko.htm
Емельяненко О. Общая стратегия ЕС в отношении России // URL: http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/emelianenko.htm
Там же.
Там же.
Common Strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf

Common Strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
Емельяненко О. Общая стратегия ЕС в отношении России // URL: http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/emelianenko.htm
Коллективная стратегия ЕС в отношении России (план страны-председателя) // URL: http://www.sweden.ru
Емельяненко О. Общая стратегия ЕС в отношении России // URL: http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/emelianenko.htm
Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1
Тиммерманн Х. Россия и Европейский Союз: современные тенденции во внешней политике, политике безопасности и экономике. Взгляд из Германии. // Актуальные проблемы Европы. 2002. №1. С.141.
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.
Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. 2000. №1. С. 46.
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.
Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. 2000. №1. С. 46.
Там же. С. 42.
Там же.
Там же.
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. Сс. 20-28.
Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в статегической перспективе // Международная жизнь. 2000. №1. С. 47.
Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. 2000. №1. С. 47.
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.
Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.
Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. 2000. №1. С. 48.
Там же.
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.
Там же.
Там же.
Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1

«Дорожная карта» по общему экономическому пространству // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152814.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
Паньков В.С. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против // Россия в глобальной политике. 2007. №1 // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7046.html
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
National Indicative Programme 2002-2006 // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/russia/csp/04-06_en.pdf
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Там же.
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Там же.
Там же.
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Там же.
Там же.
Там же.
См. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/images/pText_pict/615/Readmission_RU.doc
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
Напр., Энтин М.Л. Россия – ЕС: Общее пространство науки, образования и культуры // Вся Европа. 2006. №4. // URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=104
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
Там же.
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
Action Plan for the Northern Dimension with external and cross-border policies of the European Union 2000-2003 // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/docs/2.pdf
Там же.

Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://data.cirp.info/nd/eudocs/pdf/com589-98first.pdf
Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/com1998_0589en.pdf
«Северное измерение» Европейского Союза // URL: http://www.kvs.spb.ru/ums/balt_31.shtml
Дерябин Ю. С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С. 65.
Выступление министра иностранных дел России И.С. Иванова на конференции по «Северному измерению» // URL: http://www.rg.ru
Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.sweden.ru/rus/pages/seminar.htm
Conclusions of the Chair, Second Foreign Ministers' Conference, Luxembourg, 9 April 2001 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/formin2/concl.htm; Norwegian contribution of the 2nd Foreign Ministers conference on the Northern Dimension, Luxembourg, 9 April, 2001 // URL: http://www.norway.ru
«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.council.gov.ru/kom_home/kom_155/ssi/cooperation/northdim.shtml
Ministerial Conference, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/minist_1002/index.htm
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 95.
См. Catellani N. The Multilevel Implementation of the Northern Dimension // Ojanen H. (ed.) The Northern Dimension: Fuel for the EU? Helsinki, 2001. P. 54-77.
См. Guidelines for a new Action Plan. Presidency Conclusions on the Future of the Northern Dimension Policies of the European Union, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/guidelines02.pdf

Северное измерение // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_303.htm












79

Список использованных источников и литературы

Документы:
1.Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) // Дипломатический вестник. 1999. №11. С. 20-28.

Монографии:
1.Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. М., 2003. С. 45.
2.Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001. С. 110.
3.Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
4.Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
5.Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
6.Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М., 2003. С. 101.
7.Региональная интеграция и Европа. Под. ред. Л.И. Глухарева. М., 2001. С. 57.
8.Тиммерманн Х. Россия и Европейский Союз: современные тенденции во внешней политике, политике безопасности и экономике. Взгляд из Германии. // Актуальные проблемы Европы. 2002. №1. С.141.
9.Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. М., 2004. С. 33.
10.Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. М., 2004. С. 39.
11.Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 95.
12.Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
13.Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
14.Haukkala H. The making of the European Union’s Common Strategy on Russia. UPI Working Papers 2000. P. 18.
15.Molle W. The Economics of European Integration. London, 1997. P. 67.


Статьи в научных журналах и периодической печати:
1.Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.131.
2.Дерябин Ю. С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С. 65.
3.Разумова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского Союза: «Северное измерение» // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №12. С. 84.
4.Catellani N. The Multilevel Implementation of the Northern Dimension // Ojanen H. (ed.) The Northern Dimension: Fuel for the EU? Helsinki, 2001. P. 54-77.

Материалы Интернет:
1.Внешнеторговый оборот России увеличился на 27% // URL: http://finance.rol.ru/news/article15260/default.asp?news=86624
2.Выступление министра иностранных дел России И.С. Иванова на конференции по «Северному измерению» // URL: http://www.rg.ru
3.Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
4.Динамика внешней торговли России // URL: http://www.ress.ru/vest/v7/vestnik128.htm
5.Доля ЕС во внешнеторговом обороте РФ выросла в 2006 году // URL: http://ricom.ru/RicomTrust/macronews?type=show&chapter_id=10
6.«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
7.«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
8.«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152814.shtml
9.«Дорожная карта» по общему экономическому пространству // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml
10.Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
11.Емельяненко О. Общая стратегия ЕС в отношении России // URL: http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/emelianenko.htm
12.ЕС и Россия – стратегические партнеры (обзор отношений) // URL: http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=rae_review
13.Зачем ЕС конституция // URL: http://www.newsru.com/background/21feb2005/const.html
14.Итоги саммита Европейского союза // URL: http://info.rusrec.ru/ru/node/1179
15.Казин Ф.А. Россия и Европейский Союз: политические проблемы расширения и пути их решения // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/publics/public.php?id=35
16.Карцов А.С. ЕС-Россия: оптимизация взаимодействия (правовой аспект) // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Kartsov.html
17.Коллективная стратегия ЕС в отношении России (план страны-председателя) // URL: http://www.sweden.ru
18.Лешуков И. Россия и основные институты безопасности в Европе. М., 2001 // URL: http://www.nasledie.ru/politvne/18_19/kniga/index.shtml#1
19.Паньков В.С. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против // Россия в глобальной политике. 2007. №1 // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7046.html
20.Подписан договор о вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года // URL: http://www.rg.ru/2005/04/26/strany-anons.html
21.Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
22.Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
23.Северное измерение // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_303.htm
24.«Северное измерение» Европейского Союза // URL: http://www.kvs.spb.ru/ums/balt_31.shtml
25.«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.council.gov.ru/kom_home/kom_155/ssi/cooperation/northdim.shtml
26.Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/images/pText_pict/615/Readmission_RU.doc
27.Худолей К.К. Россия и Европейский Союз: некоторые аспекты отношений // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2001/Khudoley.html
28.Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.sweden.ru/rus/pages/seminar.htm
29.Экспорт России в 2006 году увеличился на 25,1%, импорт - на 39,3% // URL: http://www.ibk.ru/news/eksport_rossii_v_2006_godu_uvelichilsya_na_25_1_import_na_39_3-27674/
30.Энтин М.Л. Россия – ЕС: Общее пространство науки, образования и культуры // Вся Европа. 2006. №4. // URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=104
31.Action Plan for the Northern Dimension with external and cross-border policies of the European Union 2000-2003 // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/docs/2.pdf
32.Agreement on partnership and cooperation // URL://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/pca/pca_russia.pdf
33.Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/com1998_0589en.pdf
34.Common strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
35.Conclusions of the Chair, Second Foreign Ministers' Conference, Luxembourg, 9 April 2001 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/formin2/concl.htm; Norwegian contribution of the 2nd Foreign Ministers conference on the Northern Dimension, Luxembourg, 9 April, 2001 // URL: http://www.norway.ru
36.European Neighbourhood Strategy Policy Paper // URL: http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_en.pdf
37.Guidelines for a new Action Plan. Presidency Conclusions on the Future of the Northern Dimension Policies of the European Union, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/guidelines02.pdf
38.Ministerial Conference, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/minist_1002/index.htm
39.National Indicative Programme 2002-2006 // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/russia/csp/04-06_en.pdf
40.The European Union // URL: http://europa.eu.int
41.The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
42.Towards a comprehensive European Migration Policy: Cracking down on employment of illegal immigrants and fostering circular migration and mobility partnerships // URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/07/678&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en
43.Treaty Establishing the European Community // URL: http://www.hri.org/docs/Rome57
44.Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
45.Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет интеграционный процесс в Европейском Союзе?

Интеграционный процесс в ЕС характеризуется постепенным укреплением политической и экономической интеграции между государствами-членами. Он основан на принципе субсидиарности, когда принятие решений происходит на самом низком уровне, если это возможно. Также ЕС характеризуется свободным перемещением товаров, услуг, капитала и людей, а также участием в общем внешнеполитическом действии.

Как развивается европейская интеграция в настоящее время?

В настоящее время европейская интеграция продолжает развиваться, несмотря на некоторые сложности и вызовы. ЕС ставит перед собой цель усиления политической интеграции и формирования общей безопасности и обороны. Также важными направлениями развития являются укрепление внутреннего рынка и повышение конкурентоспособности европейской экономики, а также защита прав и свобод граждан.

Какие проблемы и перспективы существуют у Европейского Союза на современном этапе?

У ЕС существует ряд проблем, среди которых можно выделить экономическую нестабильность, неравномерный экономический рост между государствами-членами, бюрократические сложности и отсутствие единства внешней политики. Однако у ЕС также есть перспективы, связанные с развитием общих стратегий в области экономики, транспорта, науки и образования, а также укреплением внутреннего рынка и защитой прав и свобод граждан.

Какие предпосылки были для формирования сотрудничества России и Европейского Союза?

Одной из предпосылок для формирования сотрудничества России и ЕС является взаимный интерес в развитии торгово-экономических отношений и сотрудничестве в области энергетики. Также существуют общие задачи в борьбе с терроризмом, международной преступностью и проблемами безопасности, что способствует развитию партнерства между Россией и ЕС.

Какие особенности интеграционного процесса наблюдаются в Европейском Союзе?

Интеграционный процесс в Европейском Союзе характеризуется созданием единого рынка, свободным перемещением товаров, услуг, капитала и людей, а также общими правилами и законодательством для всех членов Союза. В рамках интеграции страны члены Союза сотрудничают по разным вопросам, включая экономику, политику, безопасность и другие сферы.

Как развивается европейская интеграция в настоящее время?

В настоящее время европейская интеграция продолжает развиваться. Европейский Союз расширяется за счет присоединения новых стран-членов, увеличивая свою территорию и население. Также в Союзе проводятся реформы и модернизация для укрепления интеграционного процесса и повышения эффективности работы органов управления.

Что можно сказать о проблемах и перспективах Европейского Союза на современном этапе?

Европейский Союз сталкивается с рядом проблем на современном этапе. Среди них можно выделить экономические проблемы, политические разногласия между странами-членами, миграционные вопросы и угрозы безопасности. Однако есть и перспективы для развития Союза, включая углубление интеграционных процессов, укрепление экономической сотрудничества и установление партнерских отношений с другими государствами.

Какие предпосылки существовали для формирования сотрудничества между Россией и Европейским Союзом?

Предпосылками для формирования сотрудничества между Россией и Европейским Союзом стали общие интересы в области экономики, политики, безопасности и других сферах. Обе стороны видели в сотрудничестве возможность укрепления своего положения на международной арене, расширения рынков сбыта и привлечения инвестиций. Также присутствовала необходимость решения общих проблем и вызовов, таких как энергетическая безопасность и борьба с терроризмом.

Какие особенности интеграционного процесса в ЕС?

Интеграционный процесс в ЕС характеризуется постепенным формированием единого рынка, совместной валютой (евро) и общей политикой в различных областях, таких как экономика, торговля, безопасность и правосудие. Ключевыми особенностями являются свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей, а также более глубокая интеграция и координация между государствами-членами.