Создание системы мотивации и оценки исполнения инженерно-технических работников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление персоналом
  • 8989 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 04.03.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты управления мотивацией и стимулированием персонала
1.1. Мотивация персонала предприятия: понятие и сущность
1.2. Теории мотивации
1.2.1 Классическая теория
1.2.2 Иерархия потребностей
1.2.3 Трехфакторная модель Д.Мак-Клелланда
1.2.4 Двухфакторная модель Ф.Герцберга
1.2.5. Теория ожидания
1.2.6. Теория справедливости
1.2.7. Модель Л.Портера – Э.Лоулера
1.2.8. Мотивация и трудовое поведение: базовая модель В.И. Герчикова
1.3 Методы стимулирования персонала
Глава 2 Анализ и оценка системы мотивации научно-технических работников ОАО «НИИ ТМ»
2.1 Общая характеристика ОАО «НИИ ТМ»
2.2 Анализ системы мотивации научно-технических работников ОАО «НИИ ТМ»
Глава 3 Совершенствование системы мотивации и оценки исполнения научно-технических работников ОАО «НИИ ТМ»
3.1. Позиционирование и оценка должностей
3.3. Разработка системы оплаты труда (переменные выплаты)
3.4. Разработка системы дополнительных льгот и нематериального вознаграждения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Анкета исследования мотивационной структуры персонала при построении системы оплаты труда
Приложение 2
Анкета исследования «Готовность к изменениям»
Приложение 3
Схема построения системы базовых окладов
Приложение 4
Алгоритм формирования системы KPI
Фрагмент для ознакомления

Часть компаний, минимизируя свои расходы, предоставляет сотрудникам возможность отсутствовать по болезни без предъявления бюллетеня от одного до семи дней в году. Другие предлагают различные варианты страхования, стоимость которого зависит от позиционного уровня сотрудника Страхование жизни, страхование от несчастных случаев Данные виды страхования являются мотивирующим фактором для работников производственных и строительных специальностей, а также специалистов, проводящих много времени в рабочих командировках. Сотрудники офиса (например, секретари или бухгалтеры), скорее всего, не воспримут ее как ценную. Пенсионное страхование Пенсионное страхование является мотивирующим фактором для сотрудников старше 40 лет. В некоторых крупных компаниях существуют негосударственные пенсионные фонды. Сегодня все больше работников задумываются о пенсиях в молодом возрасте. В этом случае целесообразно вводить систему, при которой отчисления в пенсионный фонд производятся как компанией, так и самими сотрудниками Предоставление автотранспорта В случае, когда сотруднику предоставляется автотранспорт для выполнения рабочих задач, это не является льготой. Предоставление автомобиля в личное пользование на выходные, праздники мотивирует сотрудников, в т. ч. при условии, что стоимость бензина сотрудник оплачивает самостоятельно. В компаниях, владеющих большегрузным транспортом, одним из вариантов предоставления льготы может быть возможность заказать служебный автомобиль для личных целей, например, переезда. Рабочий день водителя оплачивает компания, расходы на бензин - сотрудник Мобильная связь Оплата служебных переговоров является компенсацией понесенных затрат и предоставляется сегодня почти всеми компаниями. Льгота, которая будет интересна большинству сотрудников, заключается в возможности подключения к корпоративному плану членов семей сотрудников или предоставление увеличенной компенсации за мобильную связь Корпоративное питание Не каждая компания может позволить себе организовать работу собственной столовой. Мотивирующим фактором для сотрудников будет предоставление компенсации в денежном виде на обеды или привлечение кейтеринговых компаний. Важно, чтобы эта льгота не превратилась для сотрудников в обычную доплату, к которой они быстро привыкнут. Чтобы такого не произошло, рекомендуется компенсировать обеды по факту в конце месяца Мероприятия для детей сотрудников Внимание к детям сотрудников является мотивирующим фактором как для рядовых работников, так и для топ-менеджеров, которые мало времени проводят с семьей. Компания может предоставлять льготы, связанные с организацией отдыха летом, посещением культурных мероприятий Оплата занятий спортом Возможность заниматься спортом привлекательна для сотрудников, ведущих здоровый образ жизни. Чтобы минимизировать затраты, компания может арендовать спортивные залы в вечернее время, где работники могут заниматься командными видами спорта. Некоторые компании выкупают спортивные залы на два дня, чтобы женщины и мужчины могли заниматься отдельно Гибкий график рабочего времени При грамотном применении этого мотивационного инструмента эффективность работы сотрудников повышается за счет возможности самостоятельно распределять и планировать свое время. Гибкий график очень распространен в тех компаниях, где работа строится по проектному принципу. Такая льгота будет оценена теми, кто совмещает работу и учебу. Основной плюс – возможность выполнения сложной работы в то время дня, которое является оптимальным для конкретного сотрудника (особенно в тех случаях, когда требуется сочетание творческого подхода с максимальной профессиональной отдачей) Дополнительное обучение Обучение в данном случае относится к льготам, т. к. оно не связано с выполнением его должностных обязанностей напрямую, но в то же время приносит пользу компании в долгосрочной перспективе и дополнительно мотивирует сотрудника. Возможность посещения курсов (с полной или частичной оплатой) ценится сотрудниками, ориентированными на профессиональный рост. Чтобы минимизировать свои расходы, компания может заключить договор с автошколой или школой иностранных языков, по которому сотрудники компании будут получать скидки Материальная помощь в определенных случаях Дополнительные выплаты в случаях свадьбы, рождения ребенка или смерти близкого родственника существуют в большинстве компаний. Обычно размер выплаты устанавливается приказом генерального директора и не варьируется в зависимости от позиционного уровня сотрудника
Затем необходимо утвердить список льгот по категориям сотрудников или список возможных поощрений в рамках программы признания заслуг сотрудников и развития их карьеры в соответствии с бюджетом расходов на персонал.
Предоставление социальных льгот может быть напрямую связано с оценкой эффективности сотрудников, особенно, если основной принцип предоставления льгот – удержание высокоэффективных сотрудников и стимулирование производительности труда.
После того как сотрудники отдела кадров и рабочая группа примут все решения относительно базовых выплат, переменной части оплаты труда, дополнительных льгот и нематериальной мотивации для всех категорий и должностей, следует приступить к формированию компенсационных пакетов для каждой категории или должности, имеющейся в ОАО «НИИ ТМ». Компенсационные пакеты утверждаются руководством и могут состоять из следующих составляющих:
оклад согласно разряда;
вилка разряда;
система дополнительных льгот;
минимальный и максимальный размер переменной части;
различные виды премий и периодичность выплат;
опцион, участие в прибыли в пенсионном плане и пр.;
список полагающихся льгот (фиксированных или на выбор);
участие в программах признания заслуг и управления карьерой.
Пример формирования компенсационного пакета см. в таблице 3.9
Таблица 3.9.
Пример формирования компенсационного пакета
Управленческий персонал Высший менеджмент Разряд 12
Вилка базового оклада 36000 – 45000 – 54000 руб.
Выплаты – два раза в месяц
Годовой бонус min 30%, max 100% годового оклада.
Льготы
Медстраховка 1-й категории на работника и членов его семьи
Другие виды страхования
Машина с водителем
Участие в программе признания заслуг, кроме первого лица Сотрудники Основной персонал Разряды 3 – 7
Разряд 7. Вилка 16000 – 20000 – 24000 руб.
Выплаты – два раза в месяц
Ежемесячные премии по результатам выполнения KPI
От 20 до 120% от плановой переменной части оплаты труда
Льготы
Медстраховка 3-й категории
Страхование от несчастных случаев
Оплата питания
Оплата транспорта
Участие в программах признания заслуг и управления карьерой К инструментам корпоративной (или нематериальной) мотивации относятся:
проведение соревнований «Лучший сотрудник месяца (года)», «Лучшая бригада склада» и т. п.;
проведение спортивных турниров;
соревнования «Борьба умов»;
подарки к праздничным датам в целом или к знаменательным датам в жизни сотрудника: могут быть как в виде подарков, так и в виде подарочных сертификатов, позволяющих работнику приобретать товары в магазинах на определенную сумму;
предоставление специального места для парковки автомобиля;
канцелярские товары высокого качества;
упоминание имени сотрудника на продукте, услуге или оборудовании как автора улучшений или лучшего работника;
помещение фотографии в корпоративной газете или информационном листке;
майка, рубашка, кружка и т. д. со специальной пометкой (например, «Лучший сотрудник»);
приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха;
издание буклетов о компании по результатам ее трудовой деятельности с включением фотографий, интервью лучших сотрудников;
обеды лучших работников с руководителями компании, так называемые обеды с президентом;
подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или ассоциациях по выбору работника;
альбом или видеокассета с описанием рабочего места работника, где сам работник является главным действующим лицом.
Ежемесячные соревнования «Лучший сотрудник» являются очень эффективным инструментом дополнительного стимулирования персонала. Данное мероприятие следует тщательно разработать и презентовать работникам. Регламент конкурса подготавливается и объявляется заранее, его критерии тщательно разъясняются сотрудникам, а оценка по критериям производится максимально объективно. В противном случае конкурс может серьезно демотивировать работников.
Ошибкой является использование экспертных оценок деятельности сотрудников или подразделений, которые основаны на баллах без описания порядка их присвоения.
Награждение победителей соревнований должно происходить максимально публично: сотрудников поздравляют на собрании отдела, информация о победителях размещается в Интранете и на информационных досках и т. п.
Соревнование «Борьба умов». Идея конкурса заключается в том, что любой сотрудник может предложить свое решение или идею, касающуюся развития компании, разработки нового продукта или услуги. В результате жюри, состоящее из руководителей и ключевых сотрудников, выбирает победителя, чье решение является наиболее интересным и применимым на практике.
Цель конкурса – не столько получить от работников какую-либо ценную бизнес-идею, сколько вовлечь представителей различных подразделений в разработку стратегии компании и процесс принятия решений на самом высоком уровне. В результате сотрудник испытывает чувство сопричастности к организации, развивает способность разрабатывать и оценивать бизнес-решения и творчески мыслить.
Соревнование целесообразно проводить не чаще одного раза в год.
До окончательного утверждения и внедрения новой системы оплаты труда сотрудники отдела кадров совместно с рабочей группой должны точно рассчитать бюджет на персонал при новой системе оплаты труда, который включает следующие планируемые показатели:
фонд оплаты труда базовых выплат;
премиальный фонд оплаты труда;
расходы на дополнительные льготы;
расходы на программы нематериальной мотивации;
процент роста расходов на персонал в соответствии со структурой бюджета на момент внедрения, через полгода, год и т. д.
Окончательное решение о внедрении новой системы оплаты труда и утверждение компенсационных пакетов принимается только в том случае, если очевидно, что компания имеет, и в дальнейшем будет иметь достаточные финансовые ресурсы для увеличения размеров расходов на персонал. При этом также анализируются возможные результаты внедрения новой системы с точки зрения повышения производительности труда и повышения эффективности компании. Если ресурсы недостаточны, система требует пересмотра.
После утверждения бюджета фонда оплаты труда необходимо также написать и утвердить нормативные документы по оплате труда, например, положение об оплате труда (см. таблицу 3.10), возможно отдельные положения о премировании, социальных льготах, программах нематериальной мотивации.
Таблица 3.10 Структура Положения об оплате труда
Общие положения.
Оплата труда (базовые оклады).
Базовые оклады.
Вилка окладов.
Порядок установления оклада при приеме на работу.
Порядок назначения надбавки за выслугу лет.
Порядок назначения персональной надбавки.
Порядок назначения надбавки за выполнение руководящих функций.
3. Порядок изменения разряда, должности, размера заработной платы.
Результаты оценки сотрудников.
Матрица соответствия результатов оценки сотрудников изменению разряда, должности, размера заработной платы.
Изменение разряда.
Изменение должности.
Изменение размера заработной платы.
4. Премирование.
Виды премий.
Индивидуальное премирование.
Командное премирование.
Связь оценки сотрудников с премированием.
Оценочный лист.
Шкала премирования.
5. Дополнительные льготы.
Субсидии на питание.
Оплата транспортных расходов.
Кредитование сотрудников.
Медицинское страхование сотрудников.
Профессиональное обучение и образование.
Корпоративная программа отдыха сотрудников.
Оказание материальной помощи.
6. Нематериальная мотивация.
Программа признания заслуг.
6.2.Управление карьерой.
Приложения:
Категории должностей.
Штатное расписание с вилками базовых окладов.
Таблица разрядов.
Таблица компенсационных пакетов для должностей.
Оценочный лист.
Шкала премирования. Ввод в действие новых нормативных документов оформляется приказами.
Внедрение новой системы оплаты труда начинается после утверждения всех финансовых и нормативных документов. Отдел кадров должен осуществлять внедрение в теснейшем взаимодействии с линейными менеджерами и рабочей группой, чтобы снизить уровень сопротивления переменам, которые неизбежно присутствуют при любых касающихся заработной платы изменениях.
Кроме широкой PR-программы внутри ОАО «НИИ ТМ» необходимо пробное начисление заработной платы сотрудникам по новой системе в течение нескольких месяцев, при этом сохраняя ее выплату по старой системе.
Возможные внутренние коммуникации:
письменное обращение первого руководителя к персоналу;
листки оплаты с пробным начислением;
использование информационных листков;
выступления топ-менеджмента перед персоналом;
проведение учебных семинаров с руководителями и линейными менеджерами;
встречи с разработчиками системы оплаты труда;
презентации и собрания с сотрудниками.
Ни одна система мотивации и оплаты труда не может оставаться неизменной, так как изменяются ситуация на рынке и внутри компании, а также состав сотрудников. Кроме того, руководство стремится иметь точную информацию по эффективности новой системы оплаты труда. Поэтому необходимо с момента внедрения новой системы предусмотреть процедуру ее мониторинга. Чаще всего она включает определение ключевых показателей эффективности для функции оплаты труда. Кроме того, не менее одного раза в год необходимо измерять удовлетворенность персонала, а при определенной текучести или плановой смене команды и мотивационную структуру персонала.
Возможные ошибки. При разработке целей и задач системы оплаты труда типичной ошибкой является ее формирование в отрыве от стратегии и целей компании. Зачастую создание новой системы оплаты труда объясняется изменениями на рынке, неудовлетворенностью персонала, снижением эффективности компании, а не бизнес-целями организации. В результате такая система оказывается неэффективной.
Еще одной типичной ошибкой является постановка задачи по разработке и внедрению новой системы оплаты труда только службе управления персоналом. Это невозможно без активного участия первого лица, топ-менеджеров, ключевых сотрудников и массового вовлечения персонала в данную работу и принятие решений. Только таким образом можно снять сопротивление грядущим изменениям.
Основные ошибки при разработке целей и задач системы оплаты труда:
отсутствие связи со стратегией и целями компании;
отсутствие стратегии по управлению персоналом и управлению вознаграждениями;
игнорирование анализа мотивации персонала и готовности компании к изменениям;
отсутствие вовлеченности первых лиц и топ-менеджеров компании (а затем и всего персонала) в разработку и внедрение системы;
использование западных методик без учета специфики организации;
ориентация только на экспертное мнение конкретных специалистов без учета лучших мировых практик;
отсутствие ориентации на результат;
отсутствие программ внедрения, прозрачных нормативных документов;
отсутствие системы оценки эффективности внедряемых систем и их корректировки.
Основные ошибки при разработке и внедрении системы премирования:
однофакторность (стимулирование одного показателя, например объема продаж);
непрозрачность системы для сотрудников (сложные математические формулы расчета премий);
объективизм (учитываются только численные значения показателей, из-за чего «теряются» конкретные сотрудники и их работа) или субъективизм при оценке результатов;
риск некачественного планирования значения показателей и бюджетный риск выхода за пределы премиального фонда оплаты труда.
Типичные ошибки при создании положения об оплате труда:
создание нового положения без анализа существующей системы;
создание положения исключительно для проверяющих органов;
чрезмерная лаконичность положения;
сложность текста положения, размытость его структуры;
неоднозначность разделения полномочий и ответственности;
отсутствие необходимых приложений (форматов и процедур);
отсутствие вовлеченности топ-менеджеров и сотрудников в разработку или изменение положения;
несоответствие положения другим нормативным документам по управлению персоналом.
Прогнозирование возможного экономического эффекта после внедрения системы мотивации инженерно-технических работников.
Предположим, что предложенные мероприятия будут проводиться рабочей группой в первой половине 2008 года. Внедрение будет проводиться по алгоритму, изложенному в главе 3 настоящей работы. Реальные и прогнозируемые к началу 2009 года технико-экономические показатели эффективности внедрения сведены в таблицу 3.11. Следует обратить внимание, что в пп 4 и 5 таблицы приведены годовые экономические показатели (за 2007 и 2008 гг соответственно)
Таблица 3.11 Технико-экономические показатели эффективности мероприятия

п/ Наименование
показателя Ед.
изм. До проведения меропр - ий После внедрения мероприятий Изменен +/- % 1 2 3 4 5 6 7 1 Объем продаж Тыс. руб 663000 1014000 351000 153 2 Себестоимость выполненных работ Тыс. руб 609179 779563 170384 128 3 Среднегодовая численность работающих Чел. 900 900 0 0 4 Фонд оплаты труда Тыс.Руб. 117810 182520 64710 154 5 Балансовая прибыль (с.1 – с.2) Тыс. руб 53821 234437 180616 436 6 Производительность труда (с.1/c.3) Тыс.руб./чел. 737 1127 390 153 7 Средняя заработная плата
(с.4/с.3) Тыс.руб./чел. 130,9 202,8 71,9 154 Результаты анализа говорят о положительных тенденциях в деятельности предприятия. Такие опорные для предприятия показатели как объем продаж, себестоимость выполненных работ и фонд оплаты труда увеличились на 153%, 128% и 154% соответственно.
Предполагается, что после введения новой системы мотивации на предприятии, существенно вырастет производительность труда его сотрудников (как следствие их прямой заинтересованности в конечных результатах работы. В таблице 3.11 производительность труда на предприятии после внедрения системы мотивации выросла на 153%. Как следствие повышения производительности труда вырастет объем продаж производимой ОАО «НИИ ТМ» продукции.
Соответственно, возможно увеличение заработной платы сотрудников предприятия. При сохранившейся среднегодовой численности персонала предприятия. Среднегодовая заработная плата сотрудника предприятия может вырасти на 154%. Если по итогам 2007 года среднемесячная заработная плата сотрудника ОАО «НИИ ТМ» составляла порядка 11000 рублей, то по итогам 2008 года она может составить порядка 17000 рублей в месяц, что будет существенным приближением к средней зарплате по городу (порядка 18000 рублей в месяц).

Выводы:
В данной главе представлены рекомендации по совершенствованию (в действительности – созданию) эффективной системы оплаты труда персонала ОАО «НИИ ТМ». Спрогнозирован возможный экономический эффект от внедрения эффективной системы оплаты труда персонала.
Применение предложенного инструментария, по мнению автора, позволит эффективно управлять трудовым потенциалом ОАО «НИИ ТМ» в рамках стратегического менеджмента.
Заключение
Результаты проведенного исследования дают основания сделать вывод о том, что цель выпускной дипломной работы достигнута – разработана современная эффективная система мотивации персонала ОАО «НИИ ТМ», а также основные направления повышения ее эффективности.
В целом решены важнейшие задачи дипломного исследования:
проведен теоретический анализ проблемы разработки современной системы мотивации на основе работ отечественных и зарубежных исследователей;
определена методика теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы;
определена методика разработки современной системы мотивации персонала ОАО «НИИ ТМ», а также проведены исследования путей повышения ее эффективности;
осуществлены теоретическое обоснование и экспериментальная апробация алгоритмов управленческой деятельности, составляющих более эффективную систему мотивации персонала ОАО «НИИ ТМ». Спрогнозирован возможный экономический эффект от внедрения эффективной системы оплаты труда персонала.;
Исходя из теоретических обобщений и выводов, основанных на результатах проведенного исследования, целесообразно представить следующие рекомендации:
Внедрить в управленческую практику ОАО «НИИ ТМ» проект «Формирование эффективной системы мотивации», разработанный на основе следующих принципов:
позиционирование и оценка должностей ОАО «НИИ ТМ», в результате которого весь персонал предприятия будет поделен на категории и для каждой из них будет выбрана позиция на рынке в соответствии с данными внешних исследований;
разработка системы окладов;
разработка системы переменных выплат, т.е. системы показателей, измеряющей эффективность (результативность) сотрудников, команды или процесса (функции) по заранее заданным критериям;
разработка системы дополнительных льгот и нематериального вознаграждения.
Рекомендуется разработка и реализация:
ежемесячных соревнований «Лучший сотрудник», которые являются очень эффективным инструментом дополнительного стимулирования персонала;
ежегодного соревнования «Борьба умов», цель которого не столько получить от работников какую-либо ценную бизнес-идею, сколько вовлечь представителей различных подразделений в разработку стратегии компании и процесс принятия решений на самом высоком уровне. В результате сотрудник испытывает чувство сопричастности к организации, развивает способность разрабатывать и оценивать бизнес-решения и творчески мыслить.
PR-кампании при внедрении новой системы мотивации;
механизмов оценки эффективности системы мотивации.
Применение предложенного инструментария, по мнению автора, позволит эффективно управлять трудовым потенциалом ОАО «НИИ ТМ» в рамках стратегического менеджмента.
Список использованных источников
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2006, - 608 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 336 с.
Овсянко Д.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 193 с.
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер,2007. – 832 с.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2006. – 224 с.
Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТД Элби-2000, 2003. – 552 с.
Результаты исследования методов мотивации./ Управление персоналом. – 2002. – № 1 – С. 30
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 688 с.
Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Инфра-М, 2006. – 464 с.
Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.:Юркнига,2006. – 224 с.

Приложение 1
Анкета исследования мотивационной структуры персонала при построении системы оплаты труда
Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся Вашей работы. Сопоставление ответов с мнениями других сотрудников позволит сделать правильные выводы об организации Вашего труда и его оплаты. В данной анкете очень важны искренность, точность и полнота Ваших ответов. Мы просим иметь в виду, что мнение каждого отдельного человека не будет оглашено.
Возможные ответы в большинстве случаев напечатаны в анкете. Нужно выделить те пункты, которые выражают ваше мнение. Если ответ не напечатан или если ни один из напечатанных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами. Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочтите все варианты возможных ответов.
1. Определите, пожалуйста, в какой мере Вас удовлетворяют различные стороны вашей работы (дайте ответ по каждой строке).
Качество работы Удовлетворен
(+2) Скорее, удовлетворен, чем не удовлетворен
(+1) Затрудняюсь ответить (0) Скорее, не удовлетворен, чем удовлетворен
(-1) Не удовлетворен
(-2) 1 2 3 4 5 6 1. Размер заработка 2. Режим работы 3. Разнообразие работы 4. Необходимость решения новых задач 5. Самостоятельность в работе 6. Соответствие работы личным способностям 7. Возможность должностного продвижения 8. Санитарно-гигиенические условия 9. Уровень организации труда 10. Отношения с коллегами 11. Отношения с непосредственным руководителем 1 2 3 4 5 6 12. Уровень технической оснащенности 13. Возможности решения жилищно-бытовых проблем 2. Отметьте, пожалуйста, на приведенной ниже шкале, в какой степени (в %) Вы удовлетворены своей работой.

Работой совершенно не удовлетворен 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Работой полностью удовлетворен
3. Каковы Ваши планы на ближайшие 1-2 года? (Выберите один ответ.)
продолжать работать на прежней должности
перейти на следующую должность
перейти работать в другое структурное подразделение
перейти работать в другую организацию без смены специальности
перейти работать в другую организацию со сменой специальности
другое, что именно (напишите)
4. В какой степени и как действуют на Вашу трудовую активность следующие факторы? (Дайте ответ по каждой строке.)


Факторы


Совершенно не действует

Действует незначительно Действует существенно Действует очень существенно Снижает Повышает Снижает Повышает Снижает Повышает 1. Материальное стимулирование 2. Моральное стимулирование 3. Меры административного воздействия 4. Трудовой настрой коллектива 5. Экономические нововведения в компании б. Общая социально-экономическая ситуация в стране 7. Боязнь потерять работу 8. Элементы состязательности

5. Считаете ли Вы, что экономические нововведения способствуют повышению эффективности работы подразделения?
да
нет
затрудняюсь ответить
6. Заставляет ли Вас сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране искать дополнительные источники дохода?
да
нет
затрудняюсь ответить
7. Выберите, пожалуйста, из перечисленных ниже характеристик работы пять самых важных для Вас. Напротив самой важной характеристики поставьте цифру 1, менее важной 2, затем 3,4, 5.

Характеристика работы Балл 1. Обеспеченность оргтехникой 2. Возможность профессионального роста 3. Возможность должностного продвижения 4. Разнообразие работы 5. Сложность работы 6. Высокая заработная плата 7. Самостоятельность в выполнении работ 8. Престиж профессии 9. Благоприятные условия труда 10. Низкая напряженность труда 11. Благоприятный психологический климат 12. Возможность общения в процессе работы 13. Возможность улучшить свои жилищно-бытовые условия 14. Участие в управлении компанией 8. Оцените, пожалуйста, с помощью линейной шкалы уровень Вашей трудовой активности в % (обведите соответствующую цифру).
Крайне низкий уровень трудовой активности и самоотдачи 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Высокий уровень трудовой активности и самоотдачи
9. Напишите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашей трудовой активности. _____________________________________________

10. Испытываете ли Вы беспокойство, связанное с перспективой потерять работу?
да
нет
затрудняюсь ответить
11. Ваша должность________________________________________________
12. Пол:
мужской
женский
13. Возраст:
20–30 лет
31–40лет
41–50 лет
51–60 лет
14. Образование:
среднее специальное
незаконченное высшее
высшее
15. Стаж работы:
общий
по специальности
16. Ваша среднемесячная заработная плата (за последние 2 месяца):
________________________________________________________________
17. Размер премии, надбавок, полученных вами:
в прошлом году__________________________________________________
в текущем году___________________________________________________

Мы благодарим вас за помощь в нашей работе.
Приложение 2
Анкета исследования «Готовность к изменениям»

Выберите, пожалуйста, наиболее типичные варианты действий вашей компании на каждом шаге процесса управления изменениями и дополните список своими вариантами формулировок или комментариями.
1. Первичная постановка вопроса о необходимости изменений происходит при следующих обстоятельствах А Когда первое лицо организации считает, что «надо что-то менять» Б Когда несколько руководителей объединяются вокруг идеи необходимости изменений, поскольку «так больше жить нельзя» В Когда планы не выполняются, а результаты ухудшаются месяц за месяцем Г Когда оперативно не удается решить ни один вопрос, а каждое подразделение работает как бы на самого себя Д Когда наступает кризис в управлении всей компанией или ее отдельными подразделениями Е Когда все работает стабильно и неплохо, но ради достижения новых стратегических задач, изменения оказываются необходимы Ж Иное (впишите) 2. Объект изменений определяется так А Выбирается наименее эффективное подразделение и продумываются способы улучшения его работы Б Выбирается наименее эффективный бизнес-процесс и продумываются способы улучшения его функционирования В В первую очередь осуществляется смена руководства в «слабом» подразделении Г В первую очередь сокращается персонал Д Неэффективность системы управления корректируется разработкой новой, более «работающей» оргструктуры Е На заседаниях топ-менеджмента продумываются разные направления изменений, потом выбирается один из них Ж Иное (впишите) 3. Цель изменений А Специально не формулируется, поскольку и так понятно, что следует изменить Б Описывается не цель изменений, а бизнес-результаты, которых можно будет достичь, благодаря «затеваемым» изменениям В Руководитель четко прорисовывает новую структуру – так, как он ее себе представляет. Его целью является как можно быстрее построить то, что он задумал Г Топ-менеджеры совместно пытаются сформулировать то, к чему решили стремиться, описывая не только саму цель, но и ее конкретные проявления Д Цель изменений формулируется для тех, кто будет непосредственно внедрять изменения. Остальных сотрудников стараются от их работы не отвлекать Е Цели, связанные с внедрением изменений, каждому участнику процесса ставятся индивидуально его вышестоящим руководителем. Иногда руководитель доносит их до каждого во время совещания со всем персоналом подразделения Ж Иное (впишите) 4. Аналитическая работа на этапе планирования изменений А Анализируются, как правило, причины затруднений во внедрении. До стадии внедрения анализ использовался только для понимания того, почему не работает старая система и что же все-таки следует изменять Б Глубоко анализируется внешняя среда, особенно поведение конкурентов В Собирается мнение каждого руководителя о том, какие слабые стороны он видит внутри компании Г Анализируется опыт других компаний, внедрявших подобные изменения у себя: специально собирается материал, докладчик знакомит коллег с подробностями данного внедрения Д Обсуждается опыт других компаний, поскольку у каждого есть представление о том, внедрение каких изменений привело к позитивному результату Е Анализируется весь опыт данной компании, касающийся планируемых изменений. Помимо выслушивания мнений и воспоминаний о завершенных и незавершенных внедрениях изменений руководители могут найти информацию, заглянув в архив Ж Иное (впишите) 5. Разработка программы внедрения изменений А Руководитель издает приказы, что следует внедрить и к какому сроку Б Создается специальная рабочая группа, которая разрабатывает и утверждает программу внедрения изменений В Создается специальная рабочая группа, которая подготавливает для руководителя все необходимые проекты документов Г Выбирается пилотное подразделение, в котором сначала внедряют те или иные изменения, а потом этот опыт переносится на остальные подразделения Д Программу внедрения изменений разрабатывает руководитель проекта изменений, который потом будет за это внедрение и отвечать Е Программа внедрения изменений обсуждается на каждом совете директоров (правлении) в период подготовки и осуществления перемен Ж Иное (впишите) 6. Осуществление изменений А Внедрением изменений управляет оперативный штаб, наделенный соответствующими полномочиями Б Внедрение изменений – это в первую очередь ответственность руководителей компании, и они этим непосредственно и оперативно занимаются В Внедрение изменений производится сначала в пилотном подразделении, остальные узнают об изменениях только после получения положительного результата Г За процессом внедрения изменений в пилотном подразделении следят все, и компания официально информирует персонал о ходе пилотных работ Д Все руководители одновременно внедряют в своих подразделениях изменения, следуя своему усмотрению Е Все руководители одновременно внедряют в своих подразделениях изменения, следуя единому графику и технологии работ Ж Первые лица компании заслушивают отчеты о ходе изменений не чаще 1 раза в квартал 3 Иное (впишите) 7. Оценка достигнутого А Оценивается и анализируется только неудачный результат. В этом случае от идеи внедрения изменений отказываются Б Оценивается и анализируется только неудачный результат. После анализа корректируется программа действий, и движение к позитивному результату продолжается В При хорошем результате поощряют тех руководителей, которые «сработали лучше всех» Г Собирается специальное заседание для подведения итогов проекта Д Весь опыт внедрения и его анализ фиксируется в протоколах и сдается в архив Е Руководитель оценивает лично - что из того, что он хотел получить, удалось действительно внедрить, а что все же не удалось Ж Иное (впишите) 8. Фиксация нового А Обычно «новые» способы действия не приживаются, поэтому после завершения проекта внедрения все постепенно возвращается «на круги своя» Б Заставить людей не работать «по-старому» удается за счет введения системы штрафов В Активное поощрение «новых» форм работы способствует желанию людей поскорее их осваивать и привыкать к ним Г Всему персоналу сообщается о достигнутых успехах, и люди начинают убеждаться в том, что на самом деле произошли значительные улучшения Д Тех, кто активно не поддерживает новые формы работы, увольняют (если это не произошло раньше) Е Некоторые руководители продолжают работать «по старым схемам», успешно доказывая коллегам бессмысленность внедрявшихся перемен Ж Иное (впишите) Комментарии к опроснику «Готовность к изменениям»
Данный опросник необходимо заполнять как сотрудникам, так и топ-менеджерам, включая первое лицо компании. Результаты опросника могут дать информацию по готовности к измерениям руководства, персонала, системы управления, корпоративной культуры.
Несколько рекомендаций по интерпретации результатов опросника:
1. Идеальный вариант А. Для реализации изменений необходима активная позиция первого лица и основных лидеров – возможно, топ-менеджеров компании. Варианты В, Г, Д – указывают на имеющийся кризис, проводить изменения в таком состоянии очень сложно.
2. Идеальный вариант Е, так как при рассмотрении программы изменений требуется стратегический системный подход. Если раньше изменения были очень локальными, компании будет сложно изменить всю систему мотивации и оплаты труда, которая затрагивает абсолютно всех.
3. Идеальный вариант Б, возможно также и Г – выработка видения. В остальных случаях требуется обучение топ-менеджеров целеполаганию и стратегическому планированию.
4. Идеальный вариант Е.
5. Идеальный вариант Е, а при допустимых В и Г в утверждении программы внедрения изменений также должна принимать участие рабочая группа, но ответственность несет коллегиальный орган управления.
6. Идеальный вариант Г, а при допустимых А и Б в оперативный штаб должны входить первые лица.
7. Идеальный вариант Г. Оцениваться должны и негативный, и позитивный опыт. Более того, он должен быть описан и включен в корпоративную память компании.
8. Идеальные варианты В и Г. Сопротивление изменениям будет всегда, но штрафами его не преодолеть. Переломить ситуацию можно только вовлечением, информированием персонала, обратной связью с сотрудниками.
В любом случае перед внедрением серьезных изменений необходимо:
получить полную поддержку первого лица;
провести обучение топ-менеджеров, линейных менеджеров и ключевых сотрудников навыкам работы с изменениями;
сформировать команду агентов изменений;
продумать программу работы с «подрывными элементами» и пассивными сотрудниками;
заложить поддержку изменений в новую систему оплаты труда и мотивации.
После осуществления этих мероприятий можно реально оценить ситуацию с
готовностью к изменениям и спрогнозировать их успешность.
Приложение 3
Схема построения системы базовых окладов



Приложение 4
Алгоритм формирования системы KPI


























76






Механизм контроля затрат (определяется целями и возможностями компании)

Политика роста зарплат внутри диапазона

Политика пересмотра зарплат

Определение зависимости уровня зарплаты от оценки

Принципы наложения уровней зарплаты

Средний уровень зарплаты для каждого уровня (определяется из анализа рынка и внутренних исследований)

Диапазон окладов для каждого уровня (разница между высшим и низшим уровнями зарплаты в одном разряде, т.е. вилка)

Внутрифирменная шкала уровней (уровень работы с одинаковым разрядом)


Оценка должностей




Помощник по внедрению новых IT-технологий

Помощник по социальным вопросам

Главный
диспетчер

Директор по качеству


Начальник производства


Помощник по контролю исполнения

Помощник по персоналу

Главный инженер

Главный
конструктор


Помощник по информ-му
обеспеч-ю

Первый заместитель по экономике и финансам

Служба режима

Штаб ГОЧС

Юридическая служба

Бухгалтерия

Канцелярия

Генеральный директор

Помощник генерального директора по персоналу – начальник ОК




Отдел кадров



Обучение и развитие

Повышение эффективности

Оплата по результатам

Общее вознаграждение

Уровни оплаты
и надбавки

Анализ рынка

Оценка работы

Нематериальные вознаграждения

Льготы, пособия

Структура выплат

Управление результатами исполнения

Стратегии и правила управления вознаграждением

Корпоративные и
HR- стратегии






Бизнес-цели ОАО «НИИ ТМ»

Разработка и внедрение системы мотивации труда, основанной на системе целевых KPI

Задачи подразделений, направленные на достижение бизнес-целей

Преобразование задач в измеримые показатели, по которым осуществляется планирование результатов и оценка их достижений

Формирование перечня показателей, механизма расчета

З Р

Р В

Ц

Мотивация

Ожидания, что усилия дадут желаемые результаты

Ожидания, что усилия повлекут за собой ожидаемое вознаграждение

Ожидаемая ценность вознаграждения

I физиологические потребности
(необходимые для выживания, такие как потребность в пище, воде, крыше над головой и т.п., в современной трактовке – в определенном уровне заработка)

II Потребность в безопасности и стабильности
(сохранение определенного уровня жизни, предсказуемость и контроль за собственной жизнью)

III Социальные потребности
(причастность, принадлежность к группе/коллективу)

IV Потребность в общественном признании
(самоуважение и признание со стороны других людей)

V Потребности в самореализации
(самовыражение)

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2006, - 608 с.
2.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
3.Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 336 с.
4.Овсянко Д.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 193 с.
5.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер,2007. – 832 с.
6.Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2006. – 224 с.
7.Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТД Элби-2000, 2003. – 552 с.
8.Результаты исследования методов мотивации./ Управление персоналом. – 2002. – № 1 – С. 30
9.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 688 с.
10.Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Инфра-М, 2006. – 464 с.
11.Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
12.Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.:Юркнига,2006. – 224 с.

Вопрос-ответ:

Что такое мотивация персонала на предприятии?

Мотивация персонала на предприятии - это процесс создания условий и стимулов, способствующих активизации и направлению деятельности работников для достижения поставленных целей и задач предприятия.

Какие теории мотивации существуют?

Существует несколько теорий мотивации, включая классическую теорию, иерархию потребностей, трехфакторную модель Д. Мак-Клелланда, двухфакторную модель Ф. Герцберга, теорию ожидания, теорию справедливости и модель Л. Портера и Э. Лоулера.

Чем отличается двухфакторная модель мотивации от трехфакторной модели?

Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга основывается на двух факторах: факторах удовлетворения и факторах неудовлетворения. Трехфакторная модель Д. Мак-Клелланда предполагает наличие трех мотивов: достижения, власти и связи.

Какое значение имеет теория ожидания в мотивации персонала?

Теория ожидания предполагает, что мотивация персонала зависит от ожидания достижения определенного результата и его ценности. Чем выше ожидаемая ценность результата и вероятность его достижения, тем выше мотивация работника.

Что изучает модель Л. Портера и Э. Лоулера?

Модель Л. Портера и Э. Лоулера изучает связь между мотивацией и трудовым поведением работников. Она предполагает, что мотивация работников влияет на их эффективность и результативность труда.

Как создать систему мотивации для инженерно-технических работников?

Для создания системы мотивации для инженерно-технических работников необходимо учитывать их особенности и потребности. Можно использовать различные методы, такие как финансовые стимулы, повышение квалификации, поощрение инноваций и т.д. Важно также установить четкие критерии оценки выполнения работы и вознаграждения.

Какие теории мотивации можно применить в создании системы мотивации для инженерно-технических работников?

В создании системы мотивации для инженерно-технических работников могут быть использованы различные теории мотивации. Например, классическая теория, иерархия потребностей, трехфакторная модель Д. Мак-Клелланда, двухфакторная модель Ф. Герцберга, теория ожидания, теория справедливости и другие. Каждая из этих теорий предлагает свой подход к пониманию мотивации работников и может быть применена в разработке системы стимулирования.

Какие факторы влияют на мотивацию и трудовое поведение инженерно-технических работников?

Мотивацию и трудовое поведение инженерно-технических работников могут влиять различные факторы. Например, эффективность коммуникации в коллективе, возможность профессионального развития, уровень оплаты труда, степень ответственности за результат, степень авторитарности руководства и другие. Эти факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на мотивацию и поведение работников.