современный уровень развития животноводства и его проблемы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика отрасли
  • 2626 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 25.12.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Раздел 1. Современное состояние развития отрасли животноводства
1.1. Характеристика отрасли
1.2. Анализ развития отрасли
Раздел 2. Эффективность производства продукции животноводства
2.1. Факторы, определяющие эффективность производства
2.2. Анализ экономического механизма функционирования животноводства
Раздел 3. Основные пути повышения эффективности животноводства
3.1. Меры правового характера
3.2. Меры организационного характера
3.3. Меры экономического характера
Литература

Фрагмент для ознакомления

Однако, несмотря на рост отдачи от бюджетных субсидий, государство продолжает сокращать уровень поддержки отрасли быстрыми темпами. В 2006 году уровень субсидирования (с учетом индекса-дефлятора) не достиг уровня 1997 года. Отдача же от субсидий напротив возрастает как в растениеводстве, так и в животноводстве, хотя в последнем и более медленными темпами. Таким образом, государство сменило приоритет прямой поддержки не в пользу животноводства.
Из приведенных данных видно, что животноводство в большей мере нуждается в помощи государства. Нельзя не оценивать и особую роль животноводческой продукции в обеспечении питания населения и здоровья нации в целом. Так, рацион не только должен содержать достаточное количество белков, но и должен быть сбалансирован по соотношению животных и растительных белков. При недостатке белка отмечаются серьезные нарушения со стороны высшей нервной деятельности, нарушается работа эндокринных, ферментных систем, нарушаются функции печени и кроветворения. Все эти нарушения наблюдаются даже при достаточной калорийности рациона, так как белок не может быть заменен другими веществами. Белки неоднородны по своему составу. Исследования, проведенные в Институте питания Российской академии медицинских наук, показали, что оптимальная доля животного белка для взрослого населения составляет 55 % общего белка в рационе. Для детей и подростков она должна быть немного выше. Средняя норма белка для человека составляет 85-90 г в сутки. При этом считается, что грань недоедания проходит на 2150 ккал/сутки, а при 1520 ккал/сутки наступает голод.
Рацион питания населения не только дефицитен и крайне несбалансирован по белкам, но и недостаточен по калорийности.
Таблица 7.
Данные о пищевой и энергетической ценности продуктов питания по группам населения.
Показатели Группы 1* 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Белки (г в сутки) 39 49 56 61 66 70 74 77 82 91 в % от нормы 45,9 57,6 65,9 71,8 77,6 82,4 87,1 90,6 96,5 107,1 Белки в продуктах животного происхождения 17 24 28 32 35 38 41 43 47 52 Соотношение живо-тных и растительных белков (%) 37:63 42:58 42,5:58,5 45:55 45:55 46:54 47:53 47,5:52,5 49:51 49:51 Энергетическая ценность (ккал в сутки) 1527 1870 2114 2298 2483 2606 2730 2819 2967 3286 *наименее обеспеченная
Из таблицы следует, что как минимум 10 % населения России голодают, а 30 % недоедают. Соотношение животных и растительных белков медленно приближается к оптимальному у 30 % населения со сравнительно высокими доходами. В других группах, особенно с низкими доходами, имеется острый белковый дефицит и недостаток животных белков. Взаимосвязь потребления продуктов питания с доходами прослеживается достаточно четко. Рассмотрение ситуации в динамике показывает, что картина достаточно устойчива. В среднем дефицит белка составляет более 20 % к рекомендуемой норме.
Данные Росстата, характеризующие состав и структуру питания сельского и городского населения, свидетельствуют, что жители сельской местности питаются лучше по сравнению с жителями городов. Однако наблюдаемая тенденция сокращения доли сельского населения (с 38 % в 1970 году до 27 % в 2006 году) является неблагоприятным фактором.
Таким образом, оценивая эффективность отечественного животноводства с точки зрения отдачи в результате бюджетных вложений и сравнивая выгоды от импорта продукции с развитием собственной отрасли, необходимо обратить внимание и на тот положительный эффект, который наблюдается в отечественном сельском хозяйстве в процессе устойчивого развития сельских территорий, а также учитывать значительную роль хозяйств населения в производстве животноводческой продукции и снижении социальной напряженности, в решении проблемы бедности и недоедания.
Раздел 3. Основные пути повышения эффективности животноводства


Анализ состояния и развития животноводства в Российской Федерации, факторный анализ причин, обусловливающих неблагоприятное его развитие, в том числе причинно-следственный анализ, позволили выработать предложения, реализация которых поможет стабилизировать положение в отрасли, а также обеспечит перелом отрицательной динамики его развития.
Государственное регулирование спроса и предложения посредством проведения закупочно-товарных интервенций применяется пока в незначительных масштабах и только в зерновом сегменте рынка. Основной инструмент государственного регулирования рынка животноводческой продукции на федеральном уровне - установление импортных квот и пошлин.



3.1. Меры правового характера


В целях упорядочения мер государственной поддержки животноводства необходимо:
установить систему эффективного квотирования импорта указанной продукции, применить механизм проведения закупочных и товарных интервенций;
принять федеральный закон о развитии сельского хозяйства;
предусмотреть уменьшение общего объема импортной квоты мяса птицы;
рассмотреть вопрос об установлении количественного ограничения импорта мяса, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года № 526 «Об установлении на 2000-2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области»;
внести изменение во второй абзац, пункта 2, статьи 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в части определения специальной защитной меры производства и потребления;
ввести компенсационную пошлину для обеспечения конкуренции на внутреннем рынке или скорректировать ввозные таможенные пошлины в целях ограничения поставок мяса птицы из-за рубежа по демпинговым ценам целесообразно в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;
рассмотреть вопрос об изменении закупочных цен реализуемого молока, мяса, яиц, шерсти с тем, чтобы закупочные цены стали основным регулятивным механизмом, способствующим повышению рентабельности животноводства;
предусмотреть субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и фонды поддержки сельского развития районного уровня.



3.2. Меры организационного характера


В целях снижения темпов роста потребительских цен на животноводческую продукцию целесообразно принять ряд организационных мер:
установить механизм государственного регулирования цен на значимые для животноводства ресурсы (корм, электроэнергия, газ, тепло) или возможность их прямого дотирования;
создать государственный страховой фонд фуражного зерна;
ввести компенсацию финансовых потерь в связи с нарушением паритета цен на реализуемую продукцию и приобретаемые материально-технические ресурсы;
формировать государственный заказ на централизованные поставки продукции животноводства в государственные фонды;
реализовать концепцию развития животноводства, разработанную Минсельхозом России и Российской академией сельскохозяйственных наук;
оказывать прямую государственную поддержку малого и среднего бизнеса в животноводстве на основе крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
остановить деградацию сельского населения и обезлюдение сельских территорий, повысить занятость и доходы сельского населения;
использовать производственный потенциал разорившихся сельскохозяйственных организаций в случаях, когда крупный бизнес не заинтересован в развитии производства;
повысить эффективность использования кормовых угодий, когда их размер недостаточен для организации крупного бизнеса.



3.3. Меры экономического характера


В целях совершенствования организационно-экономического механизма функционирования рынка сельскохозяйственной продукции целесообразно осуществить корректировку агропродовольственной политики, придав системе государственной поддержки антикризисную направленность на основе консолидации финансовых и управленческих ресурсов. Прежде всего, необходимо принять следующие меры:
направлять бюджетные ресурсы на развитие отраслей животноводства и птицеводства на основе разработки и реализации целевых бюджетных продуктовых программ (молока, мяса и продуктов их переработки);
внести изменения в правила распределения и получения бюджетных средств с учетом равномерного распределения субсидий пропорционально поголовью скота по принципу равного доступа всех хозяйств к получению средств, что позволит повысить рентабельность большинства предприятий (до 15,4 %) и обеспечить дополнительную сохранность 80 тыс. условных единиц скота;
увеличить на региональном уровне дотации на реализованную продукцию животноводства и птицеводства, на федеральном уровне - на компенсацию части затрат на приобретение племенных животных и птицы, а также на племенную работу на предприятиях;
осуществлять поддержку генофондных хозяйств фиксированными субсидиями в зависимости от поголовья племенного скота;
компенсировать сельскохозяйственным товаропроизводителям 20 % затрат на племенных животных и птицу;
развивать межхозяйственную кооперацию на селе по закупке сырья у населения;
развивать финансово-кредитную систему обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотрев при этом стимулирование развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
привлекать новые источники инвестиционных ресурсов, например региональный фонд финансовой поддержки развития животноводческих и птицеводческих предприятий, а также страховой фонд, для обеспечения погашения кредитов, получаемых хозяйствами с низким уровнем финансовой устойчивости;
совершенствовать лизинговую деятельность в животноводстве по компенсации части первоначального взноса и отсрочке его выплаты до получения продукции на взятом в лизинг оборудовании, а также увеличить государственную поддержку и объемы лизинга машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства;
принять обоснованные тарифные квоты, дифференцированные таможенные пошлины, на мясо, ветеринарные и фитосанитарные меры;
осуществить стандартизацию основных элементов технологии производства животноводческой продукции на основе имеющегося научного потенциала научно-исследовательских организаций Российской академии сельскохозяйственных наук.
Литература


Белокопытова Л. А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 1. - С. 45-50.
Логинова В. Национальный проект: реализация начинается. // Животноводство России. – 2006. - № 1.
Логинова В. Новый взгляд на старые проблемы. // Животноводство России. – 2007. - № 2.
Митин С. Российское животноводство: итоги и перспективы. // Животноводство России. – 2007. - № 1.
Пищевая промышленность РФ в условиях рынка под редакцией Сизенко Е. И. М. 2007.
Продуктивность скота и птицы. // http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/15-24.htm.
Производство основных видов продукции животноводства. // http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/15-22.htm.
Свиридова С. Перспективы российского птицеводства. // Животноводство России. – 2006. - № 6.












4

Литература


1.Белокопытова Л. А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 1. - С. 45-50.
2.Логинова В. Национальный проект: реализация начинается. // Животноводство России. – 2006. - № 1.
3.Логинова В. Новый взгляд на старые проблемы. // Животноводство России. – 2007. - № 2.
4.Митин С. Российское животноводство: итоги и перспективы. // Животноводство России. – 2007. - № 1.
5.Пищевая промышленность РФ в условиях рынка под редакцией Сизенко Е. И. М. 2007.
6.Продуктивность скота и птицы. // http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/15-24.htm.
7.Производство основных видов продукции животноводства. // http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/15-22.htm.
8.Свиридова С. Перспективы российского птицеводства. // Животноводство России. – 2006. - № 6.