Гарантии и способы обеспечения прав налогоплательщиков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоговое право
  • 2727 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.12.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Основные права налогоплательщика
2. Гарантии прав налогоплательщиков при проведении налоговой проверки
3. Защита прав при изъятии документов
4. Права налогоплательщика при составлении акта проверки
5. Защита прав при списании денежных средств в безакцептном порядке
6. Способы защиты прав налогоплательщиков
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Руководители налоговых органов в течение 10 дней с момента подписания акта проверки должны, в соответствии с внутренними инструкциями ГНС, которые нельзя, как указывал Высший Арбитражный суд, рассматривать в качестве правового акта, принять решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям. В случае представления возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц предприятий, представивших возражения.

5. Защита прав при списании денежных средств в безакцептном порядке
Решение о безакцептном списании денежных средств со счетов налогоплательщиков - юридических лиц - принимается руководителем налогового органа, выявившим сокрытие (занижение) прибыли на основании акта проверки. Органы налоговой полиции и инспекции вправе списывать в безакцептном порядке только недоимки за неуплату налогов, включая пени. Решением Конституционного Суда РФ от 17.12.96 г. признано не соответствующим Конституции РФ право налоговых органов списывать в бесспорном порядке штрафы, а также сами суммы сокрытой (заниженной) прибыли. Списание налоговых недоимок со счетов физических лиц не допускается, взыскание в данном случае возможно только в судебном порядке.
Любой налогоплательщик, не согласный с актом проверки и решением о безакцептном списании, имеет право обжаловать их как в вышестоящем налоговом органе, так и в судебном порядке.
Если списание еще не было произведено, налогоплательщик, не согласный с актом проверки, вправе подать в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа исковое заявление о признании недействительным акта государственного органа (госпошлина составляет 10 минимальных размеров оплаты труда) и заявление об обеспечении иска, чтобы не допустить списания денежных средств до момента принятия судом решения. Если списание уже произошло, то налогоплательщик вправе требовать в судебном порядке возврата всей списанной суммы с возмещением ему убытка.

6. Способы защиты прав налогоплательщиков
Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
Проблема возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, существовала всегда. Каждый, кто сталкивался с подобной ситуацией, знает, насколько трудной практической задачей является взыскание убытков с государства, несмотря на то что такую возможность предоставляет действующее законодательство.
В соответствии со ст.16 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со ст.1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Понятие убытков раскрывается в п.2 ст.15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку деятельность налоговых органов является особым видом осуществления государственной власти, все вышесказанное в полной мере распространяется и на ситуацию, когда незаконным действием (решением) или бездействием налогового органа или соответствующего должностного лица налогоплательщику причинены убытки.
Следует учесть, что ст.35 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), которая гарантирует налогоплательщику право на возмещение убытков в налоговых отношениях, не установлено каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на восстановление права, нарушенного неправомерным действием или бездействием налогового органа.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений ГК РФ налогоплательщик должен получить полное возмещение убытков, не исключая затраты на представительство в суде своих интересов.
Административный порядок защиты налогоплательщиков
Административный способ защиты прав налогоплательщика заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи спора в суд.
Статья 137 Налогового кодекса РФ предусматривает, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Подача жалобы осуществляется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в зависимости от предмета обжалования. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст.139 НК РФ).
Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
Одним из способов защиты нарушенных прав и интересов налогоплательщика является обращение в Конституционный Суд РФ. Налогоплательщики вправе обратиться в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных актов о налогах и сборах.
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта КС РФ принимает одно из следующих решений: нормативный акт признается соответствующим либо не соответствующим Конституции РФ (статьи 87, 100 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Как показывает практика работы Конституционного Суда РФ, признание нормативного акта неконституционным может иметь различные правовые формы. Нормативный акт о налогах и сборах может быть объявлен ничтожным. Это означает, что положения акта, признанного неконституционным, не подлежат применению с момента его издания. Такой акт не создает правовых последствий, даже если с момента его принятия и до момента вынесения решения КС РФ прошел длительный период времени. Например, если признанный не соответствующим Конституции РФ нормативный акт ввел новый налог, то уплатившие этот налог лица вправе после вступления в силу решения КС РФ требовать возврата уплаченных сумм.
Возможность апелляций по результатам проверок
Новый Налоговый кодекс направлен на гуманизацию взаимоотношений с налогоплательщиком и установил четкий регламент взаимодействия. Переход данных взаимоотношений на уровень стран с развитой налоговой культурой предполагает поиск новых методов взаимодействия с налогоплательщиками. В связи с чем, Налоговый кодекс способствует реализации прав налогоплательщика подавать апелляцию для справедливого ее рассмотрения. С введением нового Налогового кодекса министерство законодательно закрепило право налогоплательщика отстаивать свою правоту в вышестоящем органе на равных правах с налоговыми органами, принявших решение по акту проверки. В новом Налоговом кодексе заложена норма, согласно которой возможно урегулирование спора до взыскания начисленных сумм налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Налогоплательщик, выражая свое несогласие подачей апелляции, одновременно получает возможность более поздней уплаты начисленных налоговым органом налогов, сборов и других обязательных платежах в бюджет, так как подача жалобы налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган приостанавливает исполнение обжалуемого уведомления по акту проверки до вынесения письменного решения налогового органа по истечении периода рассмотрения. Принятие такой нормы связано с тем, что, как правило, взысканные суммы денег при признании неправомерными решения налоговой службы зачитывались в счет уплаты налогоплательщиком других налогов или в счет обязательств по предстоящим платежам и в большинстве случаев возврата не было. Это приводило к изъятию оборотных средств предприятий. Тем самым налоговый орган дает возможность всем налогоплательщикам, особенно среднему и малому бизнесу, доказывать свою правоту и оспаривать начисленные налоговым органом суммы налоговых платежей, не обращаясь в суд и не затрачивая дополнительные суммы на уплату государственной пошлины. На сегодняшний день внесудебное рассмотрение апелляций налогоплательщиков на результаты налоговых проверок является актуальным. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что в судах еще не сложилась практика рассмотрения жалоб налогоплательщиков по результатам налоговых проверок. Вместе с тем налогоплательщик имеет возможность подавать жалобу для быстрого и качественного рассмотрения его доводов в территориальный налоговый орган, и одновременно, в министерство. В пользу важности создания системы действенного и качественного реагирования на апелляции налогоплательщиков свидетельствуют следующие показатели количества жалоб налогоплательщиков. Так, за 2004 год налоговыми органами рассмотрено 1235 апелляции, тогда как в судах было рассмотрено за этот же период 306 исков. Подавляющее количество жалоб находит свое разрешение в рамках административного порядка рассмотрения.
Это свидетельствует о действенности защиты налогоплательщиков, и процедура апелляции позволяет в короткие сроки разрешить налоговые споры во внесудебном порядке.
С введением нового Налогового кодекса более реальной становится возможность защиты прав налогоплательщиков по обжалованию решений налоговых органов на результаты налоговых проверок.


Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности защиты и гарантии прав налогоплательщиков.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
Рассмотрены основные права налогоплательщиков;
Раскрыты гарантии прав налогоплательщиков при налоговой проверке;
Рассмотрены особенности защита прав при изъятии документов;
Рассмотрены защиту прав налогоплательщика при составлении акта проверки;
Рассмотрена защита прав при списании денежных средств;
Раскрыты способы защиты прав налогоплательщиков.
С введением нового Налогового кодекса более реальной становится возможность защиты прав налогоплательщиков по обжалованию решений налоговых органов на результаты налоговых проверок.
Если налогоплательщик будет неизменно руководствоваться методическими рекомендациями и разъяснениями МНС и Минфина (которые, как известно, не являются источником права), то в принципе он сможет существенно снизить риск возникновения налоговых споров. Однако, тогда ему необходимо решить дилемму: платить законно установленные налоги или переплачивать налоги. При выборе второго варианта налогоплательщик должен будет также отказаться от эффективных законных способов налоговой оптимизации.
Формирование четкой и обоснованной системы принципов правоприменения с учетом специфики налогового права позволит рассматривать судебные споры в соответствии с основными императивными установлениями актов законодательства о налогах и сборах, а также использовать институты, понятия и термины гражданского и иных отраслей законодательства в сфере налоговых правоотношений.
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.12.2006, с изм. от 30.12.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
Игнатов Н.К. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2006.
Козырин А.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, 2005.
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006). – Справочная система Консультант Плюс.– ст.21.
Козырин А.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, 2005. – с. 94.
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. – с. 189












27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.12.2006, с изм. от 30.12.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
3.Игнатов Н.К. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2006.
4.Козырин А.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, 2005.
5.Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004.

Вопрос-ответ:

Какие основные права имеет налогоплательщик?

Основные права налогоплательщика включают право налогоплательщика на защиту своих прав и законных интересов, право обжалования решений и действий органов налогового контроля, право на получение информации о порядке и условиях налогообложения, а также право на конфиденциальность информации, предоставленной налоговым органам.

Какие гарантии существуют для защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговой проверки?

Гарантии прав налогоплательщиков при проведении налоговой проверки включают право на предварительное уведомление о проведении проверки, право на предоставление документов и информации в письменной форме, право на присутствие представителей налогоплательщика при проведении проверки, право на обжалование акта проверки и право на получение объяснений и консультаций от налоговых органов.

Как защитить свои права при изъятии документов налоговыми органами?

При изъятии документов налоговыми органами налогоплательщик имеет право на получение квитанции о изъятии, право на возврат документов в установленный срок, право на копирование изъятых документов и право на ознакомление с ними при наличии разрешения налогового органа.

Какие права имеет налогоплательщик при составлении акта проверки?

При составлении акта проверки налогоплательщик имеет право на ознакомление с актом проверки, право на внесение возражений и комментариев к акту, право на представление своих доказательств и дополнительных материалов, право на обжалование акта проверки.

Какие способы защиты прав налогоплательщиков существуют?

Способы защиты прав налогоплательщиков включают обращение в налоговый орган с жалобой или претензией, обжалование решений и актов налоговых органов в суде, проведение переговоров и консультаций с налоговыми органами, привлечение юристов и налоговых консультантов для защиты своих прав.

Какие основные права имеет налогоплательщик?

Основными правами налогоплательщика являются: право на равенство перед налоговым законодательством и государственным органом; право на защиту своих интересов в соответствии с налоговым и гражданским законодательством; право на получение информации о своих налоговых обязательствах и правах; право на обжалование действий и решений налоговых органов; право на конфиденциальность информации о его налоговых обязательствах.

Какие гарантии существуют для защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговой проверки?

Для защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговой проверки существуют следующие гарантии: право на предварительное уведомление о начале проверки; право на присутствие представителя налогоплательщика при проведении проверки; право на предоставление документов и информации, необходимых для проведения проверки; право на участие в обсуждении проекта акта проверки.

Какие права имеет налогоплательщик при составлении акта проверки?

При составлении акта проверки налогоплательщик имеет следующие права: право ознакомиться с актом проверки и получить его копию; право вносить замечания и возражения по акту проверки; право получить обоснованное объяснение и разъяснение положений акта проверки.

Какие способы защиты прав налогоплательщиков существуют?

Существует несколько способов защиты прав налогоплательщиков, включая: обращение в налоговые органы с жалобой на незаконные действия налоговых инспекторов; обращение в суд для оспаривания действий и решений налоговых органов; применение мирных способов разрешения споров, таких как переговоры и медиация.

Какую роль играют руководители налоговых органов при защите прав налогоплательщиков?

Руководители налоговых органов играют важную роль при защите прав налогоплательщиков. Они должны обеспечивать соблюдение правил и процедур налоговой проверки, а также рассматривать обращения налогоплательщиков и принимать меры по защите их прав в случае нарушений.

Какие основные права имеет налогоплательщик?

Основные права налогоплательщика включают право на справедливое и равное обложение, право на получение информации о налоговых обязательствах, право на обжалование налоговых решений, право на конфиденциальность налоговой информации и право на защиту своих интересов в судебном порядке. Налогоплательщик также имеет право на получение гарантий от налоговых органов.