Международные договоры в правовой системе РФ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международное право
  • 6262 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 25.12.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Соотношение международно-правовой системы и систем национального права
1.1. Международное и национальное право: история взаимодействия и проблема соотношения
1.2. Процесс и способы согласования норм внутригосударственного права с нормами международного права
Глава 2. Международный договор как источник права в правовой системе РФ
2.1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как элементы правовой системы Российской Федерации
2.2. Практика применения международных договоров Конституционным Судом РФ
2.3. Применение международных договоров при отправлении гражданского и уголовного правосудия
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п.3 ст.5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующие внутригосударственные правовые акты, принятые для осуществления положения указанного международного договора".
Таким образом, если международный договор Российской Федерации был ратифицирован, вступил в силу, официально опубликован и не требует издания дополнительных внутригосударственных нормативных актов для применения, то положения такого договора действуют непосредственно и способны отменить правила, содержащиеся в законе. Данное указание Верховного Суда РФ относится ко всем судам общей юрисдикции, рассматривающим дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводств.
При рассмотрении гражданских дел, а также дел, связанных с административным судопроизводством, необходимо иметь в виду, что приоритетом в применении пользуются нормы международного права, носящие как материальный, так и процессуальный характер.
Согласно п.2 ст.1 ГПК РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора". В силу п.4 ст.11 ГПК РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора". В соответствии с п.2 ст.7 ГК РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".
Таким образом, в настоящее время у судов общей юрисдикции существуют как материальные, так и процессуальные правовые основания для применения норм международного права при рассмотрении гражданских дел, а также дел в порядке административного судопроизводства.
До недавнего времени уголовное законодательство Российской Федерации (СССР) практически было "закрыто" для международно-правового влияния. Благодаря попыткам демократизации нашего общества, предпринятым в 50-60 гг., для влияния норм международного права "открылось" российское гражданское законодательство. Более 20 законодательных актов, носящих гражданско-правовой характер, предусматривали широко известную отсылочную норму, согласно которой если международным договором СССР установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора.
Однако ситуация начинает постепенно изменяться и в сфере уголовно-правовых отношений. Международное право не может не влиять на состояние уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
На нормативное содержание уголовного права России оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. В соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в новый Уголовный кодекс были включены нормы, устанавливающие ответственность за нарушение равноправия граждан (ст.136), за производство или распространение оружия массового поражения (ст.355), за геноцид (ст.357) и др.
Но необходимо иметь в виду, что в силу п.1 ст.1 УК "уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс". Из данного положения вытекает очень важный вывод, согласно которому УК РФ является единственным источником уголовного права России. Нормы международного права не могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникновение прав и обязанностей у граждан России в сфере отношений, охраняемых уголовным законодательством. Поэтому национальный суд не может привлечь к уголовной ответственности человека за совершение преступного деяния, которое было определено в международном договоре и не было инкорпорировано в уголовный закон. К примеру, в случае присоединения Российской Федерации к Римскому статуту Международного уголовного суда 1998 года необходимо будет внести, в частности, в УК РФ более 35 новых составов преступлений, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда, а также внести изменения в действующие составы преступлений (к примеру, объем понятия геноцида по Римскому статуту не соответствует объему понятия геноцида, сформулированного в ст.357 УК).
Нельзя не согласиться с мнением профессора И. Лукашука, что "Международный уголовный суд может привлекать к ответственности за преступления, которые являются "преступлениями по международному праву и наказываются как таковые вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутреннему праву" (ч.2 ст.1 проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества). Что же касается государств, то они принимают меры, необходимые для установления своей юрисдикции прежде всего путем издания соответствующих законов, и привлечение к уголовной ответственности производится на основе этих законов. Очевидно, во всяком случае пока, сохраняет свою силу римское правило "nullum crimen, nulla poena, sine lege" (без закона нет ни преступления, ни наказания)". Представляется, что данный принцип должен распространяться и на дела, касающиеся административных правонарушений. Более того, из ст.54 Конституции РФ непосредственно следует, что уголовная и административная ответственность может быть установлена исключительно законом, а не международным договором.
Однако необходимо отметить, что УК РФ содержит ряд норм, непосредственно отсылающих к международным договорам Российской Федерации. К примеру, согласно ст.355 УК уголовной ответственности подлежат лица за "производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации". В силу ст.356 УК уголовно наказуемо "жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации". При рассмотрении дел по обвинению лиц в совершении вышеуказанных преступлений суд обязан будет изучить содержание соответствующих международных соглашений Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на наличие общего правила, согласно которому единственным источником уголовного права России является национальный закон, можно утверждать, что в отдельных ситуациях существуют исключения, установленные самим законом, когда положения международного договора Российской Федерации непосредственно оказывают воздействие на квалифицирующие признаки преступления.
Представляется, что приоритет норм международного права мог бы осуществляться в отношении Общей части УК РФ. В случае если при рассмотрении дела возникает коллизия между положением, содержащимся в Общей части УК РФ, и нормой международного права, приоритет в применении должен быть отдан соответствующей международно-правовой норме. К примеру, п.2 ст.11 УК, предусматривающий, что действие Кодекса распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, противоречит не только Конвенции по морскому праву 1982 года, участницей которой является Россия, но и общепризнанному принципу международного права - суверенному равенству государств.
Как известно, во исполнение п.4 ст.15 Конституции РФ новый УПК РФ 2001 года в ст.1 впервые предусмотрел, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора". Представляется, что данная норма закона будет способствовать дальнейшему и эффективному применению норм международного права при осуществлении уголовного судопроизводства.
Однако, несмотря на то, что в ранее действовавшем УПК РСФСР отсутствовала специальная норма, предусматривающая приоритет применения норм международного права перед национальным законодательством, судебная практика свидетельствовала, что суды при осуществлении уголовного судопроизводства отдавали приоритет в применении международно-правовых норм, носящих процессуальный характер.
Президиум Верховного Суда РФ при рассмотрении в порядке надзора уголовного дела подчеркнул, что "по смыслу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации и в случае их противоречия нормам уголовно-процессуального права Российской Федерации надлежит руководствоваться ими". Необходимо отметить, что несмотря на отсутствие законодательного урегулирования юридической силы общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России правоприменитель здесь попытался самостоятельно определить место этих норм международного права по отношению к нормам внутригосударственного права.
В Научно-практическом комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР под ред. Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева отмечается, что "в соответствии со ст.15 Конституции РФ понятие фактических данных, полученных с нарушением закона, в определенных случаях нуждается в расширительном толковании, так как в процессе производства по некоторым уголовным делам негативные последствия вызываются не только нарушением норм российского законодательства, но и норм международного права. Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ они признаются составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, подлежат применению при расхождении между ними и внутренним законодательством".
Следовательно, в отличие от уголовного права России в сфере отношений, регулируемых уголовно-процессуальным правом, нормы международного права должны действовать непосредственно и применяться правоохранительными органами Российской Федерации.
В своих разъяснениях по уголовным делам Верховный Суд РФ часто ссылается на международно-правовые нормы для обоснования своей позиции по существу рассматриваемого вопроса.
В постановлении от 29 сентября 1994 г. "О выполнении судами постановления Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. "О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей", Суд подчеркнул, что "в соответствии со ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно".
В постановлении от 18 ноября 1999 г. N 79 Пленум Верховного Суда РФ отметил, что "судам следует исходить из того, что несоблюдение сроков производства по уголовным делам существенно нарушает конституционные права граждан на судебную защиту, а также противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, которые закреплены, в частности, в ст.10 Всеобщей декларации прав человека, в п.3с ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в п.1 ст.6 ЕКПЧ". В связи данными разъяснениями необходимо подчеркнуть, что стандарты, содержащиеся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не относятся к общепризнанным нормам международного права. Нормы, сформулированные в указанном международном договоре, носят исключительно региональный характер и распространяют свое действие на государства, входящие в Совет Европы.
Судебная практика свидетельствует, что суды при осуществлении уголовного судопроизводства исходят из того, что международно-правовые нормы могут дополнять действующее уголовно-процессуальное законодательство.
Кировским областным судом гражданин России был осужден за совершение ряда преступлений. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отменила обвинительный приговор и дело направила на новое судебное рассмотрение, так как суд первой инстанции нарушил принцип гласности судебного разбирательства. Согласно ст.18 УПК РСФСР закрытое судебное разбирательство допускалось исключительно при наличии следующих обстоятельств: а) для соблюдения интересов государственной тайны; б) по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста; в) по делам о половых преступлениях; г) а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Однако суд первой инстанции провел закрытое судебное разбирательство при отсутствии указанных выше обстоятельств. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене кассационного определения и направлении дела на новое кассационное рассмотрение. Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил, указав, что "вывод Судебной коллегии Верховного Суда РФ о несоблюдении судом ст.18 УПК РСФСР был сделан без учета норм Конституции Российской Федерации и международных пактов. В соответствии со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. публика может не допускаться на судебное разбирательство, когда этого требуют интересы сторон". Как известно, указанное основание для проведения закрытых судебных разбирательств в настоящее время предусматривается в подп.4 п.2 ст.241 УПК РФ.
Следовательно, в дополнение к обстоятельствам, указанным в ст.18 УПК РСФСР, имелось еще одно обстоятельство, содержащееся в международно-правовом акте, которое должно было учитываться судами в дальнейшем при осуществлении уголовного судопроизводства.
Необходимо подчеркнуть, что Верховный Суд РФ исходит из того, что многостороннее международное соглашение соотносится с региональным международным договором как общая и специальная нормы. В случае если региональное международное соглашение содержит иные правила, чем многосторонний международный договор, то приоритетом в применении пользуются правила, содержащиеся в региональном соглашении.
Постановлением судьи Московского областного суда уголовное дело было прекращено на основании п.9 ст.5 УПК РСФСР и п.7 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В кассационном порядке указанное определение оставлено без изменения, а частный протест прокурора - без удовлетворения. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассматривая дело в порядке надзора, отметила, что "судья, прекратив производство по делу, ошибочно исходил из того, что императивная норма международного права применительно к данной ситуации сформулирована лишь в п.7 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Между тем в соответствии с п.1 ст.4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией, никакое лицо не должно быть вторично судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое оно уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства. Однако в п.2 той же статьи Протокола дано разъяснение, согласно которому положения предыдущего пункта не препятствуют повторному рассмотрению дела, если есть сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела".
По смыслу ст.5 Закона "О международных договорах Российской Федерации" частью правовой системы России являются действующие международные договоры. Если международное соглашение прекратило свое действие на международном уровне, то соответственно такое международное соглашение не должно продолжать действовать и применяться в рамках правовой системы России.
Жумуров и Коннов обвинялись в умышленном убийстве, совершенном с особой жестокостью, группой лиц по предварительному сговору из хулиганских побуждений. 3-й окружной военный суд возвратил уголовное дело в прокуратуру комплекса "Байконур" для выделения дела в отношении гражданина Республики Казахстан Жумурова и решения вопроса о передаче его правоохранительным органам Республики Казахстан. Для обоснования своего решения Суд сослался на п.6.12 Договора аренды комплекса "Байконур", заключенного 10 декабря 1994 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, согласно которому юрисдикция Российской Федерации распространяется исключительно на ее граждан-военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей. В протесте прокурора комплекса "Байконур" ставился вопрос об отмене постановления судьи окружного военного суда, поскольку суд должен был руководствоваться не названным Договором, а заключенным на его основе Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 4 октября 1997 г. "О взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур", ратифицированным Федеральным законом от 8 октября 2000 г. N 123-ФЗ. Статья 5 Соглашения относит к юрисдикции России рассмотрение всех дел о правонарушениях, совершенных на территории комплекса, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан, ее физических и юридических лиц. В силу ст.59 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора, а при несовместимости положений, исключающей одновременное применение договоров, предыдущий договор в этой части считается прекращенным. Таким образом, в этой ситуации подлежало применению Соглашение от 4 октября 1997 г., поскольку вопросы юрисдикции оно трактует иначе, чем Договор от 10 декабря 1994 г..
Принимая во внимание, что окружной военный суд руководствовался положениями Договора от 10 декабря 1994 г., действие которых прекратилось в силу ст.59 Венской конвенции о праве международных договоров, Военная коллегия Верховного Суда РФ удовлетворила протест, а дело направила на новое рассмотрение в тот же суд.
Верховный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что несоблюдение норм международного права при осуществлении уголовного судопроизводства является основанием к отмене соответствующих судебных актов.
Военный суд Дальневосточного округа признал К. виновным в убийстве. Потерпевшая М. подала жалобу, в которой просила отменить решение суда и пересмотреть дело в ее присутствии, поскольку она не была ознакомлена с материалами дела, лишена возможности присутствовать в судебном заседании, выступать в поддержку погибшего сына, ходатайствовать о вызове свидетелей в суд. Военная коллегия Верховного Суда РФ в определении N 2-0109/99 отметила, что "согласно ст.52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом, государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, должны иметь право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию причиненного вреда. Государства - члены ООН обязаны содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали интересам защиты жертв преступлений путем обеспечения им возможности изложения своей позиции и рассмотрения ее судом на всех этапах судебного разбирательства. Всеобщая декларация прав человека (ст.8, п.1), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.14, п.1), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст.6) также рассматривают судебную защиту как эффективное средство восстановления в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства, что предполагает обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе предоставление им достаточных процессуальных правомочий для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий, результат которых имеет значение для определения прав и обязанностей. Перечисленные нормы национального законодательства и международного права в отношении потерпевшей М. соблюдены не были. Исходя из изложенного, Военная коллегия отменила приговор Военного суда Дальневосточного округа и дело направила на дополнительное расследование.
Указанное дело представляет интерес еще и в том отношении, что Верховный Суд РФ при рассмотрении уголовного дела применил не только договорные, но и обычные нормы международного права, содержащиеся, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.




Заключение

Правотворческая практика Российской Федерации свидетельствует о том, что Российской Федерацией заключаются международные договоры, положения которых непосредственно оказывают влияние на деятельность правоохранительных органов, включая суды. К примеру, в соответствии со ст.76 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. "каждая из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитывает предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли". Следовательно, данная Конвенция непосредственно обязывает правоохранительные органы государства принимать во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства независимо от места их совершения.
Верховный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" указал, что "судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР не должны приниматься во внимание при квалификации преступлений, но могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в силу ст.76 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам от 22 января 1993 года".
Таким образом, международное право непосредственно применяется только к государствам; таков механизм его действия. Что же касается непосредственного применения к физическим лицам, то оно возможно в исключительных случаях на основе договора между государствами, которые создают в этих целях соответствующий механизм. Примером может служить Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге.
Возможность прямого применения норм международного права предусмотрена и Конституцией РФ (ч. 3 ст. 46). Закреплено право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, но для этого должны иметься соответствующий договор РФ и быть исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.























Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Бюллетень международных договоров, март 1998 г., N 3.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетене международных договоров, март 2001 г., N 3.
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29, ст. 2757.
Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г. N 2 ст. 231.

Научная и учебная литература
Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права // Журнал российского права, N 5, май 2001. 67 с.
Аречага Э. Х. де. Современное международное право. М., 2003. 532 с.
Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права, N 2, февраль 2001 г. 58 с.
Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. N 5. 42 с.
Вельяминов Г.М. Правовой статус субъектов Российской Федерации и проблемы признания // Московский журнал международного права. 2005. N 2. 83 с.
Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 2005. N 11. 74 с.
Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2003. 388 с.
Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2005. N 1. 73 с.
Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. 211 с.
Лукашук И.И. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2006. N 7. 53 с.
Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1994. 599 с.
Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М., 2000. Изд. 3-е. 521 с.
Оппенгейм Л. Международное право. Т.1, полутом 1. Пер. с 6-го англ. изд. / Под ред. и с пред. С. Б. Крылова. М., 1948. 332 с.
Пустогаров В.В. Международная деятельность субъектов федерации // Московский журнал международного права. 2002. N 2. 74 с.
Романова Л. Путин борется с местными суверенитетами // Независимая газета. 2000. 12 мая. 22 с.
Тиунов О.И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права. 1995. 432 с.
Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 2005. 48 с.
Тихомиров Ю.А. Международное право и конституции государств // Российское право. 1998. N 1. 55 с.
Туманов В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001. 529 с.
Шестаков Л.Н. Понятие международного права // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 6. 74 с.

Материалы судебной практики
Постановление Конституционного Суда РФ от 3.05.1995 г. о проверке конституционности ст.97 УПК РСФСР для определения нормативного содержания права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного ст.22 Конституции РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 2. Ст.2860.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.1997 г. о проверке конституционности положения ст.31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст.3185.
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 1997 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса судьи Московского областного суда // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 5.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.1996 г. о проверке конституционности ст.18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 21. Ст.2579.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.1999 г. о проверке конституционности ч.1 и ч.2 ст.295 УПК РСФСР // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 4. Ст.602.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1999 г. о проверке конституционности процессуальных возможностей суда при осуществлении гражданского и уголовного судопроизводств // Российская газета, N 25 от 10 февраля 1999 г.
Постановление Конституционного Суда РФ от 2.11.2000 г. по жалобе М. Калашниковой на нарушение ее конституционных прав ст.435 ГПК РСФСР Судом в определении от 2 ноября 2000 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. N 2.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п.4 ст.104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой компании "Timber Holdings International Limited" // Российская газета, N 98 от 23 мая 2000 г.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. о проверке конституционности положений ч.1 ст.47 и ч.2 ст.51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. Маслова // Российская газета, N 128 от 4 июля 2000.
Шестаков Л.Н. Понятие международного права // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 6. С. 15.
Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права // Журнал российского права, N 5, май 2001 г. С. 27.
Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права, N 2, февраль 2001 г. С. 26.
Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. N 1. С. 69.
См.: Известия. 1989. 9 марта.

См.: Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 2005. N 3; Он же. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2006. N 7; Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 2005. N 11; Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997; Он же. Международное право и конституции государств // Российское право. 1998. N 1.


См., напр.: Пустогаров В.В. Международная деятельность субъектов федерации // Московский журнал международного права. 2002. N 2. С. 12 - 15; Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2005. N 1. С. 6.
Аречага Э. Х. де. Современное международное право. М., 2003. С. 265.
Вельяминов Г.М. Правовой статус субъектов Российской Федерации и проблемы признания // Московский журнал международного права. 2005. N 2. С. 8.


Оппенгейм Л. Международное право. Т.1, полутом 1. Пер. с 6-го англ. изд. / Под ред. и с пред. С. Б. Крылова. М., 1948. С. 130.


Цит. по: Романова Л. Путин борется с местными суверенитетами // Независимая газета. 2000. 12 мая.


Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1994. С. 59.


Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 21. Ст.2579
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 20. Ст.2173.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 2. Ст.2860.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст.3185
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 4. Ст.602
Российская газета, N 25 от 10 февраля 1999 г.
Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. N 2
Тиунов О.И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права. 1995. С.181
Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 5. С.31-33
Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. С.52
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст.3185
Российская газета, N 98 от 23 мая 2000 г.
Российская газета, N 128 от 4 июля 2000 г.
Туманов В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001. С.89-105; Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2003
Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С. 81
Законность. 1999. N 7. С. 58
Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М., 2000. Изд. 3-е. С. 56
Сборник постановлений Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М., 1997 г.
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 1. С. 3
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 2. С.5
Законность. 1999. N 7. С.58
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 7. С.18-19
Указанное определение опубликовано не было; см. архив Военного суда Дальневосточного округа
Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 119
Российская газета, N 104 от 31 мая 1995 г.












2

1.Нормативно-правовые акты
1.1.Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Бюллетень международных договоров, март 1998 г., N 3.
1.2.Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетене международных договоров, март 2001 г., N 3.
1.3.Конституция РФ от 12.12.1993 г.
1.4.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29, ст. 2757.
1.5.Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г. N 2 ст. 231.

2.Научная и учебная литература
2.1.Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права // Журнал российского права, N 5, май 2001. 67 с.
2.2.Аречага Э. Х. де. Современное международное право. М., 2003. 532 с.
2.3.Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права, N 2, февраль 2001 г. 58 с.
2.4.Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. N 5. 42 с.
2.5.Вельяминов Г.М. Правовой статус субъектов Российской Федерации и проблемы признания // Московский журнал международного права. 2005. N 2. 83 с.
2.6.Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 2005. N 11. 74 с.
2.7.Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2003. 388 с.
2.8.Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2005. N 1. 73 с.
2.9.Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. 211 с.
2.10.Лукашук И.И. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2006. N 7. 53 с.
2.11.Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1994. 599 с.
2.12.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М., 2000. Изд. 3-е. 521 с.
2.13.Оппенгейм Л. Международное право. Т.1, полутом 1. Пер. с 6-го англ. изд. / Под ред. и с пред. С. Б. Крылова. М., 1948. 332 с.
2.14.Пустогаров В.В. Международная деятельность субъектов федерации // Московский журнал международного права. 2002. N 2. 74 с.
2.15.Романова Л. Путин борется с местными суверенитетами // Независимая газета. 2000. 12 мая. 22 с.
2.16. Тиунов О.И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права. 1995. 432 с.
2.17.Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 2005. 48 с.
2.18.Тихомиров Ю.А. Международное право и конституции государств // Российское право. 1998. N 1. 55 с.
2.19.Туманов В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001. 529 с.
2.20.Шестаков Л.Н. Понятие международного права // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 6. 74 с.

3.Материалы судебной практики
3.1. Постановление Конституционного Суда РФ от 3.05.1995 г. о проверке конституционности ст.97 УПК РСФСР для определения нормативного содержания права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного ст.22 Конституции РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 2. Ст.2860.
3.2. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.1997 г. о проверке конституционности положения ст.31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст.3185.
3.3. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 1997 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса судьи Московского областного суда // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 5.
3.4.Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.1996 г. о проверке конституционности ст.18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 21. Ст.2579.
3.5.Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.1999 г. о проверке конституционности ч.1 и ч.2 ст.295 УПК РСФСР // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 4. Ст.602.
3.6.Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1999 г. о проверке конституционности процессуальных возможностей суда при осуществлении гражданского и уголовного судопроизводств // Российская газета, N 25 от 10 февраля 1999 г.
3.7. Постановление Конституционного Суда РФ от 2.11.2000 г. по жалобе М. Калашниковой на нарушение ее конституционных прав ст.435 ГПК РСФСР Судом в определении от 2 ноября 2000 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. N 2.
3.8.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п.4 ст.104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой компании "Timber Holdings International Limited" // Российская газета, N 98 от 23 мая 2000 г.
3.9.Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. о проверке конституционности положений ч.1 ст.47 и ч.2 ст.51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. Маслова // Российская газета, N 128 от 4 июля 2000.

Вопрос-ответ:

Какое соотношение существует между международно-правовой системой и системами национального права?

Международно-правовая система взаимодействует с системами национального права, но при этом сохраняет свою автономию. Национальное право должно быть согласовано с нормами международного права и не должно противоречить им.

Какие процессы и способы применяются для согласования норм внутригосударственного права с нормами международного права?

Согласование норм внутригосударственного права с нормами международного права осуществляется через законодательство и судебную практику. В случае противоречия, международные обязательства РФ имеют приоритет и применяются напрямую.

Какие элементы международного права являются частью правовой системы РФ?

Общепризнанные принципы и нормы международного права являются элементами правовой системы РФ и имеют непосредственное действие. Международные договоры, ратифицированные РФ, также являются источником права и включаются в правовую систему РФ.

Что такое международный договор и как он функционирует в правовой системе РФ?

Международный договор - это соглашение между государствами, созданное в письменной форме и регулирующее отношения между ними. В правовой системе РФ международный договор включается в законодательство и имеет приоритет перед обычными законами. Он обязывает государство исполнять свои обязательства, предусмотренные в договоре.

Какие причины осложняют соотношение международного права и системы национального права?

Осложнения в соотношении международного права и системы национального права могут быть вызваны различиями в нормах и принципах, разнообразием систем судебных органов и их компетенцией, а также отсутствием единой процедуры выполнения международных обязательств в национальном праве.

Могут ли международные договоры противоречить национальным законам?

Международные договоры, к которым Россия присоединилась, имеют прямую юридическую силу и представляют собой источник права, который имеет приоритет перед нормами национального законодательства. Если международный договор противоречит закону, то применяются положения договора.

Какие документы являются обязательными для исполнения Россией?

Обязательными для исполнения Россией являются те международные договоры, к которым страна присоединилась и которые вступили в силу согласно установленным процедурам. В случае противоречия норм национального и международного права, применяются положения международного договора.

Какие способы согласования норм внутригосударственного права с нормами международного права?

Процесс согласования норм внутригосударственного права с нормами международного права может осуществляться различными способами. Например, это может быть приведение законодательства в соответствие с положениями международных договоров или включение соответствующих норм внутригосударственного законодательства. Также, согласование норм может происходить через интерпретацию и применение международных договоров внутри страны.

Как международные договоры влияют на правовую систему РФ?

Международные договоры, которые Россия присоединилась, имеют юридическую силу на территории страны и являются обязательными для исполнения. Они влияют на правовую систему РФ путем внедрения новых норм и принципов международного права, а также изменения или приведения в соответствие национального законодательства. Это способствует гармонизации российских норм с международными стандартами и обеспечивает участие России в международном правовом пространстве.

Что такое международные договоры и как они взаимодействуют с национальным правом России?

Международные договоры - это письменные соглашения между государствами, регулирующие различные сферы международных отношений. В России международные договоры имеют статус источников права и взаимодействуют с национальным правом через принципы внутренней юрисдикции и законы. Это означает, что если положения международного договора противоречат законам Российской Федерации, следует придерживаться законов. Однако, если международный договор устанавливает более высокий уровень правовой защиты, следует применять его положения.

Как согласовываются нормы международного права с внутренним правом России?

Согласование норм международного права с внутренним правом России осуществляется в двух направлениях: путем принятия федеральных законов о правовых актах, а также путем заключения и ратификации международных договоров. Федеральные законы о правовых актах предусматривают, что нормы международного права, являющиеся обязательными для России, включаются в национальное законодательство. Заключение и ратификация международных договоров осуществляются государственными органами в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами РФ.