Субкультура спортивных фанатов (на примере поклонников «Зенита»)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Межкультурная коммуникация
  • 3535 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 27.11.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие субкультуры. Подходы к определению субкультур
2. Типы субкультур
3. Коммуникативные аспекты субкультуры спортивных фанатов
3.1. Понятие неформальной группы
3.2. Из истории футбольного фанатизма
4. Субкультура поклонников футбольного клуба ЗЕНИТ
4.1. История создания движения фанатов «Зенита»
4.2. Структурирование субкультуры
4.3. Толерантность субкультуры
5. Речевое поведение
6. Внешний вид
7. Самопрезентация в Интернете
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Довольно широко распространены куртки темно-синего и черного цвета. В обуви преобладают ботинки «Гриндерс» или кроссовки. Однако, в данном случае не допускаются белые шнурки, так как хулсы воспринимают их за атрибут скинхедов. В прическах преобладают короткие стрижки. Среди головных уборов распространены кепки, так называемые «хулиганки» или «кангл» или повязки на голову, выполненные в той же цветовой гамме, как и остальная атрибутика. Во время матча фанаты носят шапки разнообразной формы – в виде шляпы, шлема, каски, шапки викинга и пр., выполненные в цветовой гамме формы команды. Фанаты «Зенита» предпочитают в свой одежде сине-бело-голубые цвета.
Ключевым атрибутом хулсов является шарф, который также оформлен в цветовой гамме соответствующей цвету формы футбольной команды. В качестве сопутствующей атрибутики используются флаги с символикой футбольных команд.
Таким образом, обязательным элементом, подтверждающим принадлежность к фан-движению являются определенные атрибуты выполненные с эмблемами футбольных клубов и в цветовой гамме, соответствующей цвету формы футбольной команды. В этих целях при проведении матчей фанаты часто наносят на лицо грим, состоящий из цветов российского флага или предпочитаемой команды.
Следует отметить, что на международных матчах фанаты разных команд объединяются и болеют за команду, представляющую Россию. В данном случае фанатами используются флаги России и обязательно наличие символов играющей команды.
Ношение атрибутики, оформленной в контексте символики любимой футбольной команды, является обязательным для хулсов. При этом наличие только шарфа фаната не является основанием для отнесения человека к хулсам, так как это может быть и фанат, и «кузьмич». Следует подчеркнуть, что настоящие хулсы, ориентированные на организацию беспорядков и драк во время или после матча, стараются одеваться максимально нейтрально, чтобы не привлекать к себе внимание сотрудников служб безопасности и правоохранительных органов.
Ещё некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х годах подавляющее большинство символики и атрибутики, используемой фанатами, была самодельной. В настоящее же время в России производство футбольной атрибутики поставлено «на поток». Не успел «Зенит» стать чемпионом России в начале ноября 2007 г., как уже в середине этого месяца появилась соответствующая атрибутика.
Типология атрибутики характеризуется следующим основаниям:
Ассоциация с разными эмоциями - от дружеской до агрессивной.
По «категории» фаната - атрибутика хулсов, фанатов или «кузьмичей». Первые две отличает то, что их нет в открытой продаже, и вся атрибутика изготавливается на заказ.

7. Самопрезентация в Интернете
Хотя Интернет - качественно новое коммуникативное пространство, обладающее специфическими характеристиками, тем не менее, содержание и культурное/символическое значение молодежных практик, реализуемых в виртуальном пространстве, наполнено прежними смыслами.
В последние годы, Интернет стал местом, где стало возможно осуществление целого ряда новых креативных стратегий, связанных с практиками фанатства. Феномен фанатства - одна из ключевых характеристик современной молодежной культуры. Как демонстрируют разнообразные исследования молодежных культурных сцен, фанатство является основной практикой в создании коллективных и индивидуальных идентичностей. Этот феномен заключается в том, что определенные медиа-тексты становятся чрезвычайно актуальными, в результате чего создаются новые значения (идеализация кумиров) и культурные продукты (фанзины).
В свое время Дженкинс Г. описал отличительные особенности фановских практик:
1) Фанаты не просто воспринимают текст, но перерабатывают его в другие формы культурной и социальной активности. Они объединяются в организации, пишут друг другу письма, общаются в чатах, обмениваются информацией. Фаны создают так называемые фанфики, т.е. новые истории с участием любимых персонажей, сочиняют песни, снимают видео, рисуют картины.
2) Фаны создают особые сообщества. Фан-клубы в прошлом, получившие новую форму - фан-сайтов, рассылают друг другу последние новости об объектах своего интереса, интерпретируют информацию особым образом (с учетом известного только им контекста).
3) Фанатство формирует специфическое пространство, в котором распространяются сопутствующие культурные продукты: разнообразные журналы, одежда, новые медиа-тексты. Фаны играют основную роль в распространении медиа-продукции, связанной с объектом своего интереса, научной фантастики, новых фильмов и т.д.
4) Фанаты образуют отдельные альтернативные сообщества. Культурные явления, которые становятся объектом фанатства, формируют целые общины фанов, которые могут никогда не встречаться, но разделять коллективную идентичность.
Постмодернистское общество нивелирует примордиальные идентичности, определявшие раньше базовые структуры личности. Но разрушение традиционных форм культурных солидарностей не уничтожило потребность в принадлежности к определенным сообществам. Фанатство предлагает членство в группе, не определяемое в обычных терминах расы, религии, гендера, территории или профессии, но объединяющее на основании схожего отношения к тому или иному культурному событию или имени. Стать фаном - значит изменить имеющийся социальный статус и сконструировать новый. Многие фановские тексты существуют не столько для производства и комментария аутентичных текстов, сколько для построения и обеспечения солидарности внутри фановских общин.
Интернет предлагает ряд существенных ресурсов и преимуществ, отсутствующих в реальном пространстве для реализации фановских практик.
В первую очередь, Интернет предоставляет площадку, которую можно конструировать и изменять в зависимости от задач конкретного фановского сообщества. Характерным свойством Интернет является редуцирование пространства, - стирание географических и временных рамок вне зависимости от места и времени отправления послания. Коммуникация может осуществляться как в режиме реального времени, так и с отсрочкой получения сообщения.
Другой значимой характеристикой виртуального пространства является относительная легкость доступа к Интернет. Все больше ВУЗов обеспечивают своим студентам возможности бесплатного использования Интернет-ресурсов; цены провайдеров, предоставляющих услуги подключения, снижаются, открывается все больше Интернет-клубов.
Объединенный сайт фанатов «Зенита» называется Ландскрона. Этот фанатский сайт www.landscrona переполнен признаниями болельщиков о бессонных ночах, мучениях, связанных с проигрышем или мандражем, всё возраставшем по мере приближения «часа икс» [26, 16].
Этот фановский сайт открылся совсем надавно. Он представляет собой собрание работ единомышленников, для которых из всех футбольных команд любимейшей навсегда останется питерский «Зенит».
Представленные здесь web-проекты охватывают практически весь спектр интересов болельщика.
Создатели уверены, что это место в сети Интернет станет для многих отправной точкой в поиске информации о любимой команде.
Сайт включает в себя:
Конкурс прогнозистов (командный и личный зачет)
Блоги посетителей.
3. Видео нарезка голов с матчей «Зенита».
Итак, говоря о данном виде субкультуры и её виртуальной представленности, можно сделать вывод, что одним из главных достоинств виртуального пространства является минимальный контроль со стороны взрослых, которые могут контролировать лишь количество времени пребывания в on-line, а не сами Интернет-практики. В данном случае мы рассмотрели этот аспект на примере виртуальной представленности футбольных фанатов клуба «Зенит» г. Санкт-Петербурга.

Заключение
Итак, субкультура футбольных фанатов представляется одной из наиболее интересных среди других, а также актуальной темой современных исследований. Футбольные фанаты - это неформальные объединения болельщиков, активно посещающих домашние матчи своей команды и совершающих выезды в другие города. Так, например, в Санкт-Петербурге фанаты «Зенита» считают «Золотым Сезоном» посещение всех официальных матчей своей команды. А в Москве, например, «Золотым Сезоном» считается посещение только выездных матчей. При этом достаточно только посетить выездные игры чемпионата России. Ни о еврокубках, ни о домашних играх речь не идёт. Таким образом, фанаты «Зенита» имеют гораздо жесткий устав.
Большинство фан-групп имеют свой устав, регламентирующий действия фаната. Как правило за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль, так чтобы осуществлять все необходимые для существования и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик релейшенз и т. д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому было чем заняться. Таким образом, Фан-группа - это достаточно автономное образование, имеющее индивидуальную эмблему, устав, лидера и иерархическое деление.
Однако, нельзя объединять футбольных болельщиков с хулиганами, так как это вырабатывает однозначно отрицательную реакцию со стороны общественности. Также нельзя относить всех футбольных болельщиков к одному лагерю, как отмечалось, между собой они делятся на три группы. В частности, «кузьмичом» может быть любой, но для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки. Хулсами становятся самые радикальные фанаты, которых довольно трудно отнести к болельщикам, так как основной целью, которую они преследуют является именно участие в драке с фанатами другой команды.
Итак, разные субкультуры, в том числе и футбольные фанаты, изменяют не только общество. Они преобразуют культуры и переделывают людей, соприкоснувшихся с ними.
В этой связи можно говорить о тенденции к формированию неких виртуальных субкультур. При этом, основной и самой ценной практикой является общение, которое играет первостепенное значение в фановской активности. Стремление перевести общение из он-лайна в офф- свидетельствует о том, что виртуальное общение не может полностью заменить непосредственное межличностное общение в реальности и является лишь альтернативным (как более доступный) способом поиска единомышленников.
В данном случае однако нельзя путать единство культурное (т.е. общность знакового поля) и социально-групповое (в рамках общего культурного поля могут функционировать десятки группировок, в том числе враждующих или ощущающих свое единство). Говоря о субкультуре автор имеем в виду существование общего сленга, которым пользуются разные группировки, в том числе в общении друг с другом. Существует и общепонятная практически всем им символика поведения, внешности, а также и стереотипные поведенческие и речевые формы (вплоть до устоявшихся фольклорных жанров, таких как прикол или стеб). Разные группировки маркируют себя разными символами, идентифицируясь с разными сегментами знакового поля – но понимают и символику других групп, т.е. это общее (общепонятное) поле.
В субкультуре фанатского движения центральную роль играют специфические коллективные практики, которые создают то, что можно назвать стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль. Субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии. Он может значительно увеличиться в будущем за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности, которые повлекут новые "фанатские войны". Потециальная конфликтность может возникнуть и во взаимоотношениях с силами правопорядка, именно таким образом развивались события в странах Западной Европы или Латинской Америки. Субкультура фанатов довольно легко уживается с рядом других субкультур, в основном музыкальных, что облегчает вербовку ресурсов. Фанатская субкультура не пытается их ассимилировать, что не создает ей конфликтов с этими субкультурами. Субкультура футбольных фанатов более универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум.
В последнее время в России футбольный фанатизм увеличивается в масштабах.








Литература
Блохина М. В., Молодежные субкультуры в современном обществе. - 2004. – 378 c.
Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М., 2004 – 352 с.
Ефимова Е. Современная субкультура как «маргинальная» устная культура // Неприкосновенный запас. - 2004. - № 4. – С.78-86.
Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. СПб., 2007. – 388 с.
Левикова С.И. Молодёжная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. - 2002. - № 10. – С.56-64.
Макаров М. Л., Языковое общение в малой группе: опыт интерпретативного анализа дискурса. – М.,1998. – 329 с.
Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / под ред.Е. Омельченко, Н.Гончаровой. Ульяновск, 2006. – 240 с.
Метафизические исследования. Вып.12. Язык. М.: Издательство: АЛЕТЕЙА, 1999. – 315 с.
Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ)/Отв. ред. В.В. Костюшев. – СПб.: Норма, 1999. – 304с.
Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. 2004. - № 4. – С.26-38.
Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. – 184 с.
Поколения.net: хроника событий / под ред. Е.Омельченко. Ульяновск, 2007. – 200 с.
Преснякова А. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров воспитания // Отечественные записки. - 2004. - № 3.- С.123-141.
Райхштат А. О., Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики. – М., 2006. – 412 с.
Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003. – 389 с.
Созонова А. Суицид в молодежной среде как феномен субкультуры, или Темная мода // Нева. - 2006.- № 1.- С.130-141.
Трескова С.И., Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1989. – 289 с.
Топорова А. "Нацболы" в Санкт-Петербурге: образы и повседневность // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). - СПб.: Норма, 1999 - С.117-127.
Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003.
Щепанская Т.Б.Молодежные сообщества // Современный городской фольклор.- М.: РГГУ, 2003. - С.34 – 85.
Ярмиева Р.М. Роль семьи в формировании и развитии языка // Социс.- 2008. - № 1. - С.65-74.
Чернов А. Наши руки не для скуки // Total Football. 2007. № 9.С.78 -82.
Ильюнин В. Визит на родину футбола // 90 минут. Спортивный еженедельник. 2007. № 49. 17 декабря. С.17-19.
Ильюнин В. Визуальная поддержка // 90 минут. 2007. № 46. 26 ноября. С.16-18.
Пипенко М.А. Феномен молодежных виртуальных фановских практик // Электронный документ

http://www.zenitspb.org/guestbook/guestbook.shtml.
См.: Пипенко М.А. Феномен молодежных виртуальных фановских практик // Электронный документ
Ильюнин В. Визит на родину футбола // 90 минут. Спортивный еженедельник. 2007. № 49. 17 декабря. С.17.












35

1.Блохина М. В., Молодежные субкультуры в современном обществе. - 2004. – 378 c.
2.Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очер-ки социологии современной культуры. М., 2004 – 352 с.
3.Ефимова Е. Современная субкультура как «маргинальная» устная культура // Неприкосновенный запас. - 2004. - № 4. – С.78-86.
4.Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социаль-ная структурация повседневности общества потребления. СПб., 2007. – 388 с.
5.Левикова С.И. Молодёжная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
6.Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. - 2002. - № 10. – С.56-64.
7.Макаров М. Л., Языковое общение в малой группе: опыт интерпрета-тивного анализа дискурса. – М.,1998. – 329 с.
8. Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседнев-ность / под ред.Е. Омельченко, Н.Гончаровой. Ульяновск, 2006. – 240 с.
9.Метафизические исследования. Вып.12. Язык. М.: Издательство: АЛЕТЕЙА, 1999. – 315 с.
10.Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социо-логический и антропологический анализ)/Отв. ред. В.В. Костюшев. – СПб.: Норма, 1999. – 304с.
11.Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на моло-дежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. 2004. - № 4. – С.26-38.
12.Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. – 184 с.
13.Поколения.net: хроника событий / под ред. Е.Омельченко. Улья-новск, 2007. – 200 с.
14.Преснякова А. Трансформация отношений внутри семьи и изме-нение ценностных ориентиров воспитания // Отечественные записки. - 2004. - № 3.- С.123-141.
15.Райхштат А. О., Молодежные субкультуры в российском общест-ве: теоретические подходы и современные практики. – М., 2006. – 412 с.
16.Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003. – 389 с.
17.Созонова А. Суицид в молодежной среде как феномен субкуль-туры, или Темная мода // Нева. - 2006.- № 1.- С.130-141.
18.Трескова С.И., Социолингвистические проблемы массовой ком-муникации. – М., 1989. – 289 с.
19.Топорова А. "Нацболы" в Санкт-Петербурге: образы и повсе-дневность // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (со-циологический и антропологический анализ). - СПб.: Норма, 1999 - С.117-127.
20.Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
21.Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003.
22.Щепанская Т.Б.Молодежные сообщества // Современный город-ской фольклор.- М.: РГГУ, 2003. - С.34 – 85.
23.Ярмиева Р.М. Роль семьи в формировании и развитии языка // Социс.- 2008. - № 1. - С.65-74.
24.Чернов А. Наши руки не для скуки // Total Football. 2007. № 9.С.78 -82.
25.Ильюнин В. Визит на родину футбола // 90 минут. Спортивный ежене-дельник. 2007. № 49. 17 декабря. С.17-19.
26.Ильюнин В. Визуальная поддержка // 90 минут. 2007. № 46. 26 ноября. С.16-18.
27.Пипенко М.А. Феномен молодежных виртуальных фановских практик // Электронный документ

Вопрос-ответ:

Что такое субкультура спортивных фанатов?

Субкультура спортивных фанатов - это группа людей, объединенных общим интересом к определенному спортивному клубу или команде. Они разделяют общие ценности, символы, обряды и традиции, и часто формируют своеобразную подкультуру с собственными правилами и нормами поведения.

Какие типы субкультур существуют?

Существует множество типов субкультур, и каждая из них имеет свои особенности. Например, футбольные фанаты могут быть поделены на ультрас (активные и радикальные фанаты), нормальные болельщики и пассивных наблюдателей. Также существуют субкультуры поклонников хоккея, баскетбола, волейбола и других спортивных дисциплин.

Какие коммуникативные аспекты присутствуют в субкультуре спортивных фанатов?

В субкультуре спортивных фанатов существуют различные коммуникативные аспекты. Например, они используют специфическую лексику и жаргон, понятный только членам субкультуры. Они также общаются между собой при помощи символических жестов, песен, хореографии и других элементов. Коммуникация в субкультуре спортивных фанатов имеет свои особенности и служит для поддержания связи и согласования действий.

Какой была история создания движения фаната Зенита?

История создания движения фанатов Зенита насчитывает несколько десятилетий. Оно началось в 1980-х годах и было связано с участием клуба в высших лигах. В те годы фанаты Зенита начали активно поддерживать свою команду на матчах, организовывать забастовки и акции. С течением времени движение фанатов стало все более организованным и структурированным, и сейчас оно является одним из самых активных и мощных в России.

Какие подходы существуют к определению субкультур?

Существует несколько подходов к определению субкультур. Один из них - это подход, основанный на социологических концепциях, который считает, что субкультурой является неформальная группа, образующаяся внутри общества и отличающаяся от него специфическими ценностями, нормами и образом жизни. Другой подход - это подход, основанный на антропологических концепциях, который рассматривает субкультуры как группы людей, обладающие уникальной культурой и идентичностью, сформированные в результате различных социальных и культурных процессов.

Какие типы субкультур можно выделить?

Существует множество типов субкультур, но основные из них включают музыкальные субкультуры, молодежные субкультуры, спортивные субкультуры, уличные субкультуры и так далее. Каждый тип субкультуры имеет свои особенности и специфические ценности, которые определяют ее идентичность и образ жизни.

Каково речевое поведение в субкультуре спортивных фанатов?

Речевое поведение в субкультуре спортивных фанатов отличается от общепринятых норм. Фанаты используют специфическую лексику и сленг, которые могут быть понятны только внутри субкультуры. Они также активно используют насмешки и оскорбления в адрес футбольных команд-конкурентов. Кроме того, речевое поведение в субкультуре спортивных фанатов часто сопровождается громкими восклицаниями и криками, особенно на стадионе во время матчей.

Какая история создания движения фанатов Зенита?

Движение фанатов Зенита было создано в начале 90-х годов XX века. В это время футбольный клуб Зенит переживал не самые лучшие времена, и фанаты решили создать организованное сообщество, чтобы поддерживать свою любимую команду и давать ей моральную поддержку. С течением времени движение фанатов Зенита стало все более организованным и структурированным, и сегодня оно является одной из наиболее активных и влиятельных субкультур в России.