Защита прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Транспортное право
  • 2424 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План
Введение
Глава 1. Правовые основы защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания.
1.1.Правовое обеспечение защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания
1.2.Договорные правовые отношения по перевозке пассажиров
1.2.1 Понятие договора перевозки и его существенные условия
1.2.2. Порядок заключения и оформления договора перевозки пассажиров
1.2.3. Стороны договора перевозки пассажиров, их права и обязанности
1.2.4. Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира
Глава 2. Особенности и проблемы защиты пассажиров в сфере транспортного обслуживания
2.1. Права пассажиров по защите своих прав в сфере транспортного обслуживания
2.2.Особенности предъявления и рассмотрения претензий и исков пассажиров
2.3. Проблемы привлечения к ответственности в сфере транспортного обслуживания
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

).
Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК и ст. 15 Закона о защите прав потребителей размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом. Для предъявления требования о компенсации морального вреда потребителю необходимо доказать, что моральный вред ему действительно был причинен неправомерными действиями перевозчика и в чем этот вред выразился. Моральный вред может выражаться в: 1) нравственных страданиях, в связи с утратой родственников, кормильца семьи, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, необходимостью неоднократного обращения к перевозчику с претензиями о восстановлении и (или) компенсации потерь. Понятие термина «нравственные страдания» предполагает осознание самим потерпевшим умаления своих прав и возникновение негативных самооценок; 2) физических страданиях, которые выражаются в физической боли, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, в удушье, головокружении и других болезненных симптомах, в неудобствах, связанных с несоблюдением прав потребителей.
Изменение или прекращение правоотношения как способ защиты гражданских прав потребителей в правоотношениях по перевозкам используется чаще всего. При чем данный способ применяется в основном во внесудебном порядке. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось.
Такими юридическими фактами могут являться, например, отмена или задержка авиарейса, стихийное бедствие, отсутствие места в вагоне или самолете, указанного в билете пассажира, нарушение пассажиром паспортных или таможенных требований и другие.
2.2.Особенности предъявления и рассмотрения претензий и исков пассажиров
В случае нарушения прав пассажира, он вправе обратиться с требованиями непосредственно к перевозчику по средствам претензии или же в суд с иском. Предъявление претензии является правом , а не обязанностью пассажира (ст. 136 ТУЖД, ст. 124 ВК). Срок исковой давности по перевозке пассажира и багажа составляет один год с момента наступления события послужившего основанием для предъявления иска (в договоре морской перевозки пассажира в заграничном сообщении – два года).
Предъявление претензии в письменном виде является порой необходимым условием для дальнейшей защиты своих прав в суде. Пункт 287 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР” закрепил, что иски, возникшие из перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к автотранспортному предприятию или организации только в случаях полного или частичного отказа автотранспортного предприятия (организации) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в течение сроков, указанных в настоящих Правил.
Если перевозчик возражает против предъявленных в претензии требований или ответ не был дан вообще, пассажир вправе обратиться в суд с исковым заявлением для удовлетворения своих требований, подкрепив соответствующими доказательствами в нарушение его прав перевозчиком суд.
2.3. Проблемы привлечения к ответственности в сфере транспортного обслуживания
Одной из проблем привлечения к ответственности в сфере транспортного права является отсутствие понимания у пассажира, что вступает в договорные отношения с перевозчиком, и что каждая из сторон имеет определенные права и обязанности, нарушив которые привлекаются к ответственности.
Вторая проблема вытекает из того, что ни всегда пассажиры готовы отстаивать свои нарушенные права, в связи с чем, судебных дел в сфере транспортного обслуживания незначительное количество.
Механизмов привлечения к ответственности перевозчиков, не выполняющих федеральные требования, практически нет, что также является проблемой на сегодняшний день.
Дополнительные обязанности у перевозчика появились, но наказания за их неисполнение законодатель не предусмотрел.
Так к примеру, Воздушный кодекс не предусматривает специальную ответственность перевозчика за задержку отправки пассажира и не устанавливает никакого штрафа. Статья 120 ВК РФ также не различает ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа и ответственность за просрочку доставки груза. В любом случае воздушный перевозчик несет ограниченную ответственность.
Думается, требуется переосмыслить значение ответственности перевозчика за ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира и установить ответственность за задержку отправления, причем более высокую по сравнению с той, которая предусмотрена за просрочку доставки груза.





Заключение
Подводя итог выше сказанному можно сказать, что принципиальные основы частного права, их конкретизация применительно к предпринимательским отношениям и к транспортным отношениям в частности заложены в Гражданском кодексе РФ. А основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности, служат Уставы либо Кодексы отдельных видов транспорта, которые имеют силу закона.
Наличие в системе транспортного законодательства общего и специального источников ставит проблему соотношения ГК РФ и специальных законов.
К сожалению, несовершенство системы создания транспортного законодательства зачастую считается нормой. В основе формирования транспортного права лежит принцип «снизу вверх», согласно такому принципу содержание закона определяется традициями отраслевого управления. Велика вероятность того, что Правилам перевозок будет придано не вспомогательное, а главное значение. В связи с этим необходимо изъять из Правил перевозок основные положения, регламентирующие перевозку пассажиров, и оставить их в специальных законах.
Договор перевозки пассажиров является двусторонним, консенсульным, срочным. Договор перевозки заключается в устной форме, а в подтверждение заключения договора пассажиру предоставляется проездной билет, в котором указывается цена, время отправления, вид транспорта и т.д.
Особенностью транспортных правоотношений является примененеие к этим отношениям Закона о защите прав потребителей. Он подробно регламентирует права потребителя (пассажира), устанавливает нормы их реализации и ответственность исполнителя. Поэтому, можно сказать, что закон о защите прав потребителей является главной опорой защиты прав пассажира, но многие граждане-потребители транспортных услуг пока не знают своих прав и вследствие этого многие неправомерные действия перевозчиков остаются безнаказанными.










Библиография

Законы и подзаконные нормативные акты:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 2.от 26.01.1996.№14-ФЗ (ред. от 21.03.2005) (с изм.и доп., вступившими в силу с 01.06.2005)
2. Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. ( в ред. от 08.07.2007 с изм. и доп.)
3.Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г N 2300-1 (с изменениями, 25 ноября 2006 г)
4.Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 №4015-1 (в ред. от 07.03.2005) .
5.Закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. 29.06.2004)
6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001№195-ФЗ (ред. от 02.07.2005)
7. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (в ред. от 15.04.2005)
8. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. ( в ред. от 07.07.2006)
9.Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 07.07.2003)
10.Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. № 4348 01.04.03 Опубликованы в «Российской газете» 12.04.03.

Учебники:
1.Гражданское право. Том 2. Учебник./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого.-М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001.- 736 с.
2.Егизаров В.А. ,Ляндерс В.Б. Комментарий к уставу железнодорожного транспорта РФ- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ-271 с.
3.Комментарий к Воздушному кодексу РФ, М., 2000 с.548
4.Общая теория государства и права: Академический курс: В 2т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т.2. 570с.
5.Постатейный комментарий к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. – М., 2000. 974с.
6.Спирин И.В. Транспортное право – М., 2001, 303с.
7. Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - ​Егизаров В.А., Москва, 2005,750 с.

Журналы и научные статьи:
1.Баукин В.Г. Источники правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта // Правоведение №2 2004. 76-90 с.
2. Государственный доклад «Защита прав потребителей в 2000 году» Евгений Мясин / Российская газета 2000
3.Лазарева Л.И. страхование пассажиров железнодорожного транспорта // Транспортное право -2005.№1

Судебная практика:
1.Решение Верховного суда РФ от 26.08.2003 №ГКПИ2003-353 //Бюллетень Верховного Суда РФ, 2004,№1



Гражданское право.Том2. учебник./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого ,2001 –с.453
Общая теория государства и права: Академический курс: В 2т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т.2. С. 329.
Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ
Баукин В.Г. Источники правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта // Правоведение №2 2004. С.88.

Гражданский кодекс РФ Ст. 786
Там же п5.Ст 790.
Решение Верховного суда РФ от 26.08.2003 №ГКПИ2003-353 //Бюллетень Верховного Суда РФ, 2004,№1
Постатейный комментарий к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. – М., 2004.С.401
Спирин И.В. Транспортное право – М., 2001. С.198
Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 в ред. От 10.12.2003 .Ст3
Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Зарегистрировано Минюстом № 4348 01.04.03 Опубликованы в «Российской газете» 12.04.03
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-I(с изменениями, 25 ноября 2006 г)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ч.1.ст 11.18
Лазарева Л.И. страхование пассажиров железнодорожного транспорта // Транспортное право -2005.№1


Егизаров В.А., Ляндерс В.Б. Комментарий к уставу железнодорожного транспорта РФ – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ-с.158
Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - ​Егизаров В.А., Москва, 2005 с.326
Государственный доклад «Защита прав потребителей в 2005 году» Евгений Мясин/ Российская газета 2005г.
Комментарий к Воздушному кодексу РФ, М.,2004 –С.341












24

Библиография

Законы и подзаконные нормативные акты:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 2.от 26.01.1996.№14-ФЗ (ред. от 21.03.2005) (с изм.и доп., вступившими в силу с 01.06.2005)
2. Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. ( в ред. от 08.07.2007 с изм. и доп.)
3.Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г N 2300-1 (с изменениями, 25 ноября 2006 г)
4.Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 №4015-1 (в ред. от 07.03.2005) .
5.Закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. 29.06.2004)
6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001№195-ФЗ (ред. от 02.07.2005)
7. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (в ред. от 15.04.2005)
8. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. ( в ред. от 07.07.2006)
9.Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 07.07.2003)
10.Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. № 4348 01.04.03 Опубликованы в «Российской газете» 12.04.03.

Учебники:
1.Гражданское право. Том 2. Учебник./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого.-М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001.- 736 с.
2.Егизаров В.А. ,Ляндерс В.Б. Комментарий к уставу железнодорожного транспорта РФ- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ-271 с.
3.Комментарий к Воздушному кодексу РФ, М., 2000 с.548
4.Общая теория государства и права: Академический курс: В 2т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т.2. 570с.
5.Постатейный комментарий к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. – М., 2000. 974с.
6.Спирин И.В. Транспортное право – М., 2001, 303с.
7. Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - Егизаров В.А., Москва, 2005,750 с.

Журналы и научные статьи:
1.Баукин В.Г. Источники правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта // Правоведение №2 2004. 76-90 с.
2. Государственный доклад «Защита прав потребителей в 2000 году» Евгений Мясин / Российская газета 2000
3.Лазарева Л.И. страхование пассажиров железнодорожного транспорта // Транспортное право -2005.№1

Судебная практика:
1.Решение Верховного суда РФ от 26.08.2003 №ГКПИ2003-353 //Бюллетень Верховного Суда РФ, 2004,№1



Вопрос-ответ:

Какие основные правовые акты регулируют защиту прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания?

Основные правовые акты, регулирующие защиту прав пассажиров, включают в себя Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О транспортных правилах", Федеральный закон "О защите прав потребителей" и другие нормативные акты.

Что такое договор перевозки пассажиров и какие условия являются его существенными?

Договор перевозки пассажиров - это договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить пассажира и его багаж по указанному маршруту, а другая сторона (пассажир) обязуется оплатить стоимость перевозки. Существенными условиями договора перевозки являются место, время и условия перевозки, а также стоимость и порядок оплаты.

Как заключается и оформляется договор перевозки пассажиров?

Договор перевозки пассажиров может быть заключен устно, в письменной форме или путем акцепта условий перевозки, указанных в расписании или иных публичных документах перевозчика. Оформление договора перевозки может осуществляться путем выдачи пассажиру билета или иного документа, подтверждающего заключение договора.

Кто является сторонами договора перевозки пассажиров и какие права и обязанности у них есть?

Сторонами договора перевозки пассажиров являются перевозчик и пассажир. Перевозчик обязан обеспечить безопасность и комфорт перевозки, а также предоставить пассажиру информацию о расписании, стоимости и условиях перевозки. Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить стоимость перевозки, соблюдать правила поведения и обращения в транспортных средствах и выполнять другие условия, предусмотренные договором.

Какие условия могут быть предусмотрены в договоре перевозки пассажиров?

В договоре перевозки пассажиров могут быть предусмотрены различные условия, включая время и место отправления и прибытия, стоимость перевозки, правила бронирования и отмены билета, порядок перевозки багажа, ответственность за задержку или утрату багажа, правила поведения пассажиров и другие условия.

Какие права пассажиров защищены в сфере транспортного обслуживания?

В сфере транспортного обслуживания защищены права пассажиров на безопасность, комфортное перемещение, информацию о правилах и условиях перевозки, компенсацию за задержку или отмену рейсов, а также право на обращение с жалобой и получение удовлетворительного ответа.

Какое правовое обеспечение существует для защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания?

Защита прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания осуществляется на основе Закона "О защите прав потребителей" и других нормативных актов, регулирующих деятельность транспортных компаний.

Какие существенные условия входят в договор перевозки пассажиров?

Существенные условия, входящие в договор перевозки пассажиров, включают определение сторон договора, указание маршрута, даты и времени отправления и прибытия, стоимость билета, условия оплаты, а также правила и условия перевозки.

Какие права и обязанности имеют стороны договора перевозки пассажиров?

Стороны договора перевозки пассажиров имеют право на своевременное и безопасное перемещение, получение информации о правилах и условиях перевозки, компенсацию за задержку или отмену рейсов. Они также обязаны соблюдать правила и условия перевозки, оплатить стоимость билета в соответствии с договором и действующими тарифами.

Каким образом заключается и оформляется договор перевозки пассажиров?

Договор перевозки пассажиров заключается путем приобретения билета и его оплаты. Оформление договора происходит путем выдачи билета, в котором указываются маршрут, дата и время отправления и прибытия, стоимость билета и другие условия перевозки.

Какие правовые основы защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания?

Правовые основы защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания базируются на законах и нормативных актах, которые устанавливают правила и обязанности перевозчиков, а также определяют права и защиту пассажиров. В России основные нормативные акты, регулирующие права пассажиров, включают Федеральный закон «О перевозках пассажиров» и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Каков порядок заключения и оформления договора перевозки пассажиров?

Договор перевозки пассажиров заключается между пассажиром и перевозчиком путем согласования условий, определенных перевозочными правилами. Оформление договора может осуществляться различными способами: через кассиры, автоматические билетные системы, электронные билеты и т.д. Стороны договора имеют право заключить письменный договор, но его отсутствие не является препятствием для признания договора перевозки действительным.