Стратегическое планирование крупных и крупнейших городов мира (Москва и Санкт- Петербург)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Планирование
  • 2626 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.05.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Стратегическое планирование развития Санкт – Петербурга
1.1. Конкурентные возможности Санкт – Петербурга
1.2. Основные стратегические направления
1.2.1. Формирование благоприятного хозяйственного климата
1.2.2. Интеграция в мировую экономику
1.2.3. Улучшение городской среды
1.2.4. Формирование благоприятного социального климата
Глава 2. Стратегическое планирование и управление г. Москвы
2.1. Множество допустимых управлений
2.2. Расчётная оценка интегрального качества жизни на горизонте планирования
2.3. Методология оптимизации стратегических решений
Заключение

Фрагмент для ознакомления

«Главная» формула, связывающая значения макроэкономических показателей с качеством жизни сформирована как сумма с некоторыми коэффициентами значений переменных макроэкономической динамики и их производных. Как показали модельные расчеты, при относительно малых изменениях переменных такая линейная комбинация вполне пригодна для получения содержательных выводов. А большие (превосходящие 20%) изменения в экономике бывают только в результате стратегических ошибок или внешних воздействий. Коэффициенты в формуле подобраны на основе анализа реальных показателей качества жизни. Размерность подсчитанного таким образом показателя качества - [руб./чел. мес.]. Подчеркнём, что это отнюдь не «средний доход», так как качество жизни определяется не только прямыми доходами, но и капитализацией тех фондов, которыми пользуется средний горожанин.
Если, например чьё-то его жилище стоит 2 млн. руб., то условный капитализированный месячный доход от этой суммы составляет примерно 12-15 тыс. руб. Конечно, напрямую горожанин этих денег не получает, но его согласие иметь такую квартиру, говорит о том, что он как бы получает этот доход. Иначе, ему разумнее продать квартиру и депонировать выручку. Те же рассуждения можно сделать относительно пользования городской инфраструктурой и другими источниками благ. По нашим приближённым оценкам, качество жизни, измеряемое предлагаемым образом, примерно в 3-5 раз выше, чем душевой доход. Приведём, предельно кратко, результаты моделирования.
Если не менять стратегию управления развитием и не уделять внимания поддержке инноваций, то в стратегической перспективе всё же можно ожидать некоторый (немного более 20%) рост качества жизни. Однако, при этом неизбежно ограничение роста из-за исчерпания городских ресурсов. При любом дисконтировании, из-за этих ограничений, среднее значение качества жизни будет при этом на уровне 60 тыс. руб./чел. мес.
Если уделить больше внимания, чем это принято сейчас, поддержке производителя (снижение налогов, развитие городской инфраструктуры), то качество жизни будет расти существенно быстрее, особенно если оценивать его с точки зрения мобилизационного подхода (достижимо 140 тыс. руб./чел. мес.). Но даже при сбалансированной оценке, качество жизни приближается к 100 тыс. руб./чел. мес. с некоторым приоритетом в пользу молодёжи (.94 тыс. руб./чел. мес. против 140 тыс. руб./чел. мес. соответственно).
Моделировалась также стратегия, направленная на максимальную мобилизацию средств в социальную сферу. Были увеличены налоги, сокращены инвестиции в инфраструктуру. Практически всё финансовые ресурсы передавалось в доходы тех, кто получает средства из бюджета («бюджетники»). Это – те горожане, которые пользуются услугами социального обеспечения и те, которые работают в муниципальных предприятиях и учреждениях. Эта стратегия привела к разорению предпринимателей и снижению качества жизни с точки зрения любых политик дисконтирования. У бюджетников, в самом начале реализации этой стратегии, наблюдался опережающий рост располагаемой суммы благ, но он быстро сменился её интенсивным уменьшением. Любопытно, что качество жизни при такой стратегии оказалось хуже, чем при всех других рассмотренных, даже для дисконта «интенсивного проедания» (50 тыс. руб./чел. мес.). Наиболее вредоносной она оказалась для молодёжи (35 тыс. руб./чел. мес.). Такая стратегия для принятой модели воистину является «пагубной», при любой виде дисконтирования.
Наиболее интересной со стратегической точки зрения оказалась стратегия поддержки инноваций. При этом часть налоговых поступлений изымалась из системы и «без видимых немедленных экономических последствий» вкладывалась в некий виртуальный инновационный проект, который через 12 лет повысил на 5-10% фондоотдачу и эффективность использования городских ресурсов. Разумеется, на начальном этапе применения такой стратегии наблюдалось некоторое, почти незаметное снижение качества жизни у бюджетников, но потом это с лихвой компенсировалось. Даже для политики дисконтирования, ориентированной на интенсивное проедание, качество жизни составило 70 тыс. руб./чел. мес. А с точки зрения мобилизационной политики достигло вообще 167 тыс. руб./чел. мес. Это должно послужить ещё одним аргументом в пользу всемерной поддержки инноваций.
Правдоподобность выводов, получаемых на основе описанной методики даже при использовании однопродуктовой прогнозной модели, привела разработчиков к выводу, что методика должна развиваться в направлении большей детализации. Однако, многие элементы детализированной модели, особенно в части пересчёта макроэкономических показателей в оценку качества жизни до конца пока не ясны. Кроме того, размерность задачи получается такой, что процедура оптимизации всей системы сразу становится нереальной. В связи с изложенным, сейчас прорабатывается методологический подход, который в теории управления квалифицируется, как параллельная независимая оптимизация в процессе нормальной эксплуатации объекта с использованием функций чувствительности.
При этом управленческие решения принимаются различными службами по предписанным им нормативам, а системное влияние решений каждой из этих служб на функционирование других систем, а значит и на возможности их влиять на качество жизни, учитывается с помощью функций чувствительности. Напомним, что функцией чувствительности называется нормированная оценка изменения какого-то интересующего нас параметра в ответ на изменение доступного нам фактора. Например, при поддержке инноваций, соответствующий департамент будет профессионально оценивать прямое воздействие собственных решений на качество жизни по своему фрагменту прогностической модели, а косвенное воздействие (например, повышение пропускной способности транспортной системы города или занятие дополнительных земельных участков) – через нормативно установленные коэффициенты чувствительности. С помощью этих коэффициентов формируются штрафы или поощрения. Благодаря этому, можно учесть системные последствия, например, экономии при использовании городских земель или изменения занятости населения. Поскольку одновременно происходит мониторинг реальной динамики качества жизни и на основании расхождений её с прогнозными значениями производится коррекция прогностических моделей, - в системе принятия решений происходит накопление знаний об объекте управления и качество управления, благодаря этому, растёт.
Существенно, что отменять старые (экспертные) способы стратегического планирования не предполагается. Мы, по крайней мере, на начальном этапе, рассчитываем почти исключительно на количественное повышение эффективности найденных экспертным путём базовых решений.


Заключение
Предложены функции управления реализацией стратегии, включающие 7 элементов: задачи, условия, этапы, ЦКП, годовое планирование, мониторинг реализации и оценка эффективности реализации стратегического плана. В качестве примера стратегического планирования развития города мы рассмотрели город Санкт – Петербург и Москва. Мы проанализировали конкурентные возможности городов, выявили сильные и слабые стороны. Затем нами были предложены и рассмотрены основные стратегические направления развития Санкт-Петербурга и Москвы. Для Санкт – Петербурга ими являются: формирование благоприятного хозяйственного климата, интеграция в мировую экономику, улучшение городской среды и формирование благоприятного социального климата. Если в ближайшем будущем все указанные направления будут выполнены, город лишиться многих проблем и станет еще более конкурентоспособным.
В модельных расчётах по Москве, нами рассматривались различные варианты политики дисконтирования, естественно, дающие разные оценки качества для одной и той же стратегии. Стратегия, хорошая для одной политики, может стать плохой при другом дисконте. Изучались несколько принципиально различных политик дисконтирования, в частности, мобилизационная и сбалансированная стратегия, а также политика интенсивного проедания богатств, накопленных к моменту начала стратегического планирования. Сбалансированное дисконтирование бралось в двух вариантах: с приоритетом интересов молодёжи, либо с некоторым приоритетом интересов старшего поколения. В первом случае показатели качества жизни в конце горизонта планирования брались с несколько большим весом, чем вначале. Во втором, несколько большие весовые коэффициенты назначались для начальных лет. Стратегическое планирование невозможно также и без количественного учёта дифференциации по доходам.

Литература:
Казаков А.И. Законодательное обеспечение региональной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 2002. С. 87.
Лужков Ю.М. Конструктивный либерализм. Научные труды Вольного экономического общества России, т. 70, Москва, 2006 год, стр. 284-344.
Моисеев Ю.М., Норкин К.Б., Сагалов Ю.Э., Соколов М.М. Задачи индексации городского развития и управления (Несомкнутый круг рассматриваемых вопросов), "Вопросы экономики переходного периода" №3, 2007г.
Норкин К.Б., Сагалов Ю.Э., Семёнов И.Б. Как вычислить победителя торгов. О методе смысловой свёртки многокритериальных оценок в конкурсных торгах на закупку продукции. «Московские торги», № 10, 2003 год.
Норкин К.Б. Концептуальные вопросы стратегического планирования устойчивого развития городов. В трудах XII международного Конгресса по региональному развитию, Монтрё, Швейцария, 6 апреля 2007 года. Научные труды Вольного Экономического Общества России, т. 82 (в совместном издании с Международным Союзом Экономистов, т. 21), Москва-Санкт Петербург № 1/2007, стр. 175-194.
Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 г. (пятая редакция). Научное издание/ Воронцова С.Д., Григорьев М.Н., Климов СМ., Совершаева Л.П., Слуцкий Е.Г., Хазова Е.В., Ходачек A.M. СПб., 2003.
Слуцкий Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. СПб.: Питер, 2000.
Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2004. С. 180.
Стратегический план Санкт-Петербурга от 01.12.1997г. // http://gov.spb.ru

Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2004. С. 180.
Стратегический план Санкт-Петербурга от 01.12.1997г. // http://gov.spb.ru
Казаков А.И. Законодательное обеспечение региональной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 2002. С. 87.
Стратегический план Санкт-Петербурга от 01.12.1997г. // http://gov.spb.ru
Стратегический план Санкт-Петербурга от 01.12.1997г. // http://gov.spb.ru
Стратегический план Санкт-Петербурга от 01.12.1997г. // http://gov.spb.ru
Слуцкий Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. СПб.: Питер, 2000.
Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 г. (пятая редакция). Научное издание/ Воронцова С.Д., Григорьев М.Н., Климов СМ., Совершаева Л.П., Слуцкий Е.Г., Хазова Е.В., Ходачек A.M. СПб., 2003.
Лужков Ю.М. Конструктивный либерализм. Научные труды Вольного экономического общества России, т. 70, Москва, 2006 год, стр. 284-344.
Лужков Ю.М. Конструктивный либерализм. Научные труды Вольного экономического общества России, т. 70, Москва, 2006 год, стр. 284-344.
Лужков Ю.М. Конструктивный либерализм. Научные труды Вольного экономического общества России, т. 70, Москва, 2006 год, стр. 284-344.
Моисеев Ю.М., Норкин К.Б., Сагалов Ю.Э., Соколов М.М. Задачи индексации городского развития и управления (Несомкнутый круг рассматриваемых вопросов), "Вопросы экономики переходного периода" №3, 2007г.
Норкин К.Б., Сагалов Ю.Э., Семёнов И.Б. Как вычислить победителя торгов. О методе смысловой свёртки многокритериальных оценок в конкурсных торгах на закупку продукции. ”Московские торги”, № 10, 2003 год.
Норкин К.Б. Концептуальные вопросы стратегического планирования устойчивого развития городов. В трудах XII международного Конгресса по региональному развитию, Монтрё, Швейцария, 6 апреля 2007 года. Научные труды Вольного Экономического Общества России, т. 82 (в совместном издании с Международным Союзом Экономистов, т. 21), Москва-Санкт Петербург № 1/2007, стр. 175-194.
Норкин К.Б. Концептуальные вопросы стратегического планирования устойчивого развития городов. В трудах XII международного Конгресса по региональному развитию, Монтрё, Швейцария, 6 апреля 2007 года. Научные труды Вольного Экономического Общества России, т. 82 (в совместном издании с Международным Союзом Экономистов, т. 21), Москва-Санкт Петербург № 1/2007, стр. 175-194.












25

Литература:
1.Казаков А.И. Законодательное обеспечение региональной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 2002. С. 87.
2.Лужков Ю.М. Конструктивный либерализм. Научные труды Вольного экономического общества России, т. 70, Москва, 2006 год, стр. 284-344.
1.Моисеев Ю.М., Норкин К.Б., Сагалов Ю.Э., Соколов М.М. Задачи индексации городского развития и управления (Несомкнутый круг рассматриваемых вопросов), "Вопросы экономики переходного периода" №3, 2007г.
2.Норкин К.Б., Сагалов Ю.Э., Семёнов И.Б. Как вычислить победителя торгов. О методе смысловой свёртки многокритериальных оценок в конкурсных торгах на закупку продукции. «Московские торги», № 10, 2003 год.
3.Норкин К.Б. Концептуальные вопросы стратегического планирования устойчивого развития городов. В трудах XII международного Конгресса по региональному развитию, Монтрё, Швейцария, 6 апреля 2007 года. Научные труды Вольного Экономического Общества России, т. 82 (в совместном издании с Международным Союзом Экономистов, т. 21), Москва-Санкт Петербург № 1/2007, стр. 175-194.
4.Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 г. (пятая редакция). Научное издание/ Воронцова С.Д., Григорьев М.Н., Климов СМ., Совершаева Л.П., Слуцкий Е.Г., Хазова Е.В., Ходачек A.M. СПб., 2003.
5.Слуцкий Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. СПб.: Питер, 2000.
6.Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2004. С. 180.
7.Стратегический план Санкт-Петербурга от 01.12.1997г. // http://gov.spb.ru

Вопрос-ответ:

Какие конкурентные возможности имеет Санкт-Петербург?

Санкт-Петербург обладает рядом конкурентных преимуществ, таких как наличие крупного международного морского порта, высокий уровень туристического потенциала, наличие крупных промышленных предприятий, развитая образовательная и научная инфраструктура. Эти факторы способствуют привлечению инвестиций и развитию индустриального и туристического секторов города.

Какие основные стратегические направления развития Санкт-Петербурга?

Основными стратегическими направлениями развития Санкт-Петербурга являются формирование благоприятного хозяйственного климата, интеграция в мировую экономику, улучшение городской среды и формирование благоприятного социального климата. Эти направления позволяют создать условия для привлечения инвестиций, развития бизнеса и повышения качества жизни горожан.

Каким образом планируется улучшение городской среды в Санкт-Петербурге?

Для улучшения городской среды в Санкт-Петербурге планируется проведение ряда мероприятий. Это включает в себя реконструкцию и благоустройство общественных пространств, создание новых парков и скверов, обновление инфраструктуры города, развитие общественного транспорта и велосипедной инфраструктуры. В результате этих мероприятий планируется создание комфортной и удобной городской среды для жителей и посетителей Санкт-Петербурга.

В чем заключается интеграция Санкт-Петербурга в мировую экономику?

Интеграция Санкт-Петербурга в мировую экономику включает в себя создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, развитие туристического потенциала, участие в международных выставках и конгрессах, развитие сотрудничества с зарубежными компаниями и учреждениями. Это позволяет городу укрепить свое положение на мировой арене и привлечь новые возможности для развития экономики и бизнеса.

Какие конкурентные возможности имеет Санкт-Петербург?

Санкт-Петербург обладает рядом конкурентных возможностей, среди которых привлекательное географическое положение, развитая инфраструктура, наличие культурного наследия, научно-образовательного потенциала и инновационного потенциала.

Какие основные стратегические направления развития Санкт-Петербурга?

Основными стратегическими направлениями развития Санкт-Петербурга являются формирование благоприятного хозяйственного климата, интеграция в мировую экономику, улучшение городской среды и формирование благоприятного социального климата.

Что подразумевается под формированием благоприятного хозяйственного климата в Санкт-Петербурге?

Под формированием благоприятного хозяйственного климата в Санкт-Петербурге понимается создание условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций, упрощение процедур организации и ведения предпринимательской деятельности, а также обеспечение надлежащего уровня конкуренции на рынке.

Каким образом осуществляется интеграция Санкт-Петербурга в мировую экономику?

Интеграция Санкт-Петербурга в мировую экономику осуществляется через развитие международных связей, привлечение иностранных инвестиций, развитие туризма и участие в международных проектах и сотрудничестве.

Какие меры предусмотрены для улучшения городской среды в Санкт-Петербурге?

Для улучшения городской среды в Санкт-Петербурге предусмотрены меры по благоустройству, реконструкции и развитию инфраструктуры, а также по развитию зеленых зон, созданию комфортных условий для жителей и развитию туристического потенциала.

Каковы основные стратегические направления развития Санкт Петербурга?

Основные стратегические направления развития Санкт Петербурга включают формирование благоприятного хозяйственного климата, интеграцию в мировую экономику, улучшение городской среды и формирование благоприятного социального климата.

Каким образом планирование и управление городом Москва осуществляется?

Планирование и управление городом Москва осуществляется через стратегическое планирование, которое включает разработку множества программ и проектов, направленных на развитие города в различных сферах: экономики, инфраструктуры, социальной сферы и т.д. За реализацию данных программ отвечает управляющий орган Москвы.