• Реферат
    Политическая история России
  • Реферат на тему "Власть и церковь в рамках идеологического противостояния иосифлян и нестяжателей. Концепция "Москва-Третий Рим"" по предмету политическая история россии
  • 350 руб.
    01.12.2011
Титульный лист, оглавление, введение, цель, задачи, основная часть,литература(источники, ссылки)

&';Иосифляне&'; & &';лет&';

"Иосифляне" и "лет"

архангельская А. В.

В конце XV века в России оживились разнообразные еретические движения. Самым активным из них было движение жидовствующих - антитроическая рационалистическая ересь, отвергавшая церковной иерархии, обряды, поклонение иконам как "руками создана вещам" и утверждавшая, что Христос не Сын Божий, а человек, как Моисей. Ситуация все более настойчиво требовал решительных действий от русской Церкви. В 1503 г. был созван церковный собор, который страх коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом для нареканиям на Церковь. Были осуждены плата за поставление и зазорная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в том числе и накануне совершения божественной Литургии, нарушений в жизни монастыря. Собор приближается вопрос по монастырскому вотчинному землевладению. На арене этого собора были наиболее крупных деятелей церкви, в то время как игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).

Нил Сорский стремился осуществить в России, большую реформу и иночества, и всего церковного быта православия. Основной целью этой реформы был выпуск иночества никаких экономических забот. Появление в России еретиков и их упорные гонения на церковь Нил и его ученики, называемые "нестяжателями", - пояснил, как и многие другие в то время, падение нравов и авторитета Церкви. Но причина этого падения видели в обремененности землевладением и большое хозяйство. Как сообщается в летописи: "нача старец Нил глаголати, монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием", то есть не имели земельных имений, с народонаселением, а для монахов их небольшие участки земли выращены своими руками, в случае необходимости так же, испрашивали бы "милостыню от христолюбцев: необходимым, но не чрезмерным".

И вот против этого предложения восстал, как записано, весь собор, точнее, почти все традиционное большинство. Среди последнего доминировал голос наиболее продумавшего этот вопрос и подготовившего всю аргументацию "стяжательской" стороны Волоколамского игумена Иосифа. В защиту монастырского землевладения на соборе он привел два основных аргумента: во-первых, обратил внимание на греческих и русских святых, основавших первые монастыри, владевшие селами; а во-вторых, выразил опасение, что отсутствие монастырских сел приведет к тому, что "благородные" перестанут принимать постриг, никто, будет предоставлять различные функции церковных и наступит "поколебание веры". С точки зрения Иосифа, была такова: обет отречения от стяжания каждый, чтобы войти в нормальное общежитие берет на себя и несет вместе с двумя другими - полным послушанием и полным целомудрием. Этот принцип у Иосифа возведен в абсолют: инок категорически не должны иметь никакой собственности. Но принцип личного нестяжания иноков у Иосифа сочетался с принципом "коллективного" монастырского стяжания. Под этой формулировкой полностью падает только строгообщежительное монахом, а не индивидуально-экономических устав. В предпочтение общежитие единолично-пустынническому фактов, вся суть богословской системы Иосиф. И за ним - теократическая идея, идея неразделимости единого теократического организма церкви и государства. С этой всемирно-исторической высоты восточно-православной теократии он не отрицал, конечно, пустынножительской задачи личного спасения, но, что они сталкиваются ниже по сравнению с нормой идеальное устава общежительного.

Бесплатно. Только сейчас

Узнайте, сколько стоит

написание вашего реферата

Узнать стоимость

Узнать стоимость работы

;

Как сделать заказ?